Окружающий мир. "О заповедниках"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

конспект урока по окружающему миру по теме "О заповедниках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: «О заповедниках».

Цель: формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека.

Задачи:  

Предметные:

  • сформировать у детей представление о заповедниках.

Метапредметные:

  • учить добывать информацию из иллюстраций, текста;
  • использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; 

Личностные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группах, вести учебный диалог); 
  • Формы работы: фронтальная, групповая.
  • Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
  • Средства обучения: компьютер, презентация.
  • Оборудование: учебник по окружающему миру с. 7- 9, карточки с информацией о заповедниках.  

        

План урока:

  • Организация начала урока (2 минуты).
  • Проверка домашнего задания (8 минуты).
  • Основная часть. Изучение нового материала (20 минут).
  • Первичное закрепление знаний (6 минут).
  • Подведение итогов урока (3 минуты).
  • Рефлексия (3 минуты).

Этап урока

Метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь! Мы начинаем урок окружающего мира, который сегодня буду вести у вас я. Напоминаю, что зовут меня Анастасия Андреевна.

Улыбнитесь друг другу и глазками пожелайте друг другу удачи.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.

-Собираясь к вам на урок, я поставила перед собой задачу провести урок так, чтобы он был полезен для вас и помог вам приподняться ещё на одну ступеньку по лестнице знаний.

- А, что вы ждёте от урока?

- Я очень рада, что наши желания совпадают. И вместе мы сможем многого добиться.

Приветствуют педагога.

Л.: Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

2.

Актуализация знаний.

-Наш  урок я хочу начать словами стихотворения Валентины Берестовой.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. 

- О чем говорится в этом стихотворении?

-А почему нельзя уничтожать животных и растения?

- А есть ли животные, которые были раньше и исчезли сейчас?

-правильно, есть это - странствующий голубь, морская корова, индийский гепард, и другие, которые были уничтожены человеком.

- И сегодня существует угроза уничтожения таких животных и птиц как тур, лошадь Приживальского, тарпан, дрофа.

- А кто виноват в том, что животные и птицы исчезают?

- А что он делает не так? (ответы детей)

-Посмотрите на слайд, какие причины гибели животных ещё существуют?

Что нужно охранять природу.

Не будет жизни на земле.

- Да.

-Человек.

Л.: осваивают роли ученика; формируется интерес

(мотивация) к учению.

Р.: принимать и

сохранять цели и задачи учебной деятельности.

3.

Изучение нового материала.

Причины уничтожения животных.

1. Человек стал использовать огонь. Это привело к уменьшению лесов – места обитания животных.

2. Возникло земледелие, которое требовало площади под посевы и посадки, что приводило к уничтожению привычных мест обитания животных, а значит исчезновения ряда млекопитающих и птиц.

3. Строительство новых городов тоже приводит к исчезновению животных, которые сторонятся человеческого жилья и городского шума.

4. Неразумная охота, рыбалка, истребление тех животных, которых человек считает «вредными».

 - А, мы с вами можем сделать так чтобы животный и растительный мир сохранился? Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке?

- А сейчас посмотрите на экран и, отгадав ребус, вы узнаете, что еще создают люди сейчас.

- Так о чем мы будем с вами говорить на уроке?

 Назовите тему урока: «Заповедники»

-Да это тема нашего урока

Что мы должны узнать сегодня на уроке?

1. Что такое заповедник?

2. Какие бывают заповедники

3. Для чего они создаются?

- Скажите, а может кто- то может сказать, что такое заповедник?

- Да это все правильно, но давайте с вами обратимся к точному определению слова «Заповедник».

- Где мы можем найти значения слова?

Заповедник  –  это  заповедное  место,  где  оберегаются  и  сохраняются

участки природы, культурные ценности.( С.И.Ожегова)

Заповедник  –  это  заповедное  место,  где  оберегаются  и  сохраняются

участки природы, культурные ценности.( С.И.Ожегова)

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.               ( С.И.Ожегова)

- Ребята, повторим еще раз что такое заповедник

Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века). Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I . Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту.

Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.

В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. Сейчас в России насчитывается около 100 государственных заповедников.

Физкультминутка

 «Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.

Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие на машине времени и попадем в начало XX века. Мы участники экспедиции. Цель нашей экспедиции – обследовать местность, изучить растительный и животный мир этих мест, узнать, каким животным и растениям требуется помощь. Работать будем по группам. У каждой группы на столах лежат два листа. На одном из них сведения о заповеднике, а на втором задания, которые вы будете выполнять опираясь на данный текст. Ваша задача внимательно прочитать задания и ответить на следующие вопросы.

1. Название заповедника

1.Где расположен заповедник?

2. Когда создан?

3. Какие животные обитают в данном заповеднике?

Какие птицы обитают в заповедниках?

4. Какие растения произрастают здесь?

- Но давайте не будем забывать соблюдать правила работы в группе.

I группа – Алтайский заповедник

II группа – Муромский заказник

III группа – Хвалынский природный парк

IV группа - Памятник природы «Кривой осинник»

- Вы правильно нашли ответы на все вопросы, а теперь давайте подумаем и ответим на второй вопрос нашего урока. Какие бывают заповедники?

- Да существуют разные виды заповедников.

  • Заповедники
  • Заказники
  • Национальные парки
  • Памятники природы.

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.              

Заказник — охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.

 Национальный парк — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, туризм и т. п.), на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.

Памятники природы - одиночные природные объекты: деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утёсы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и др.

Слушают педагога.

«Заповедники».

1. Что такое заповедник?

2. Какие бывают заповедники

3. Для чего они создаются?

- В словаре.

Повторяют вместе с педагогом.

Слушают.

Повторяют за педагогом.

Слушают педагога.

Делятся на команды.

Вспоминают правила работы в группе.

Приступают к выполнению заданий.

  • Заповедники
  • Заказники
  • Национальные парки
  • Памятники природы.

Слушают педагога, дополняют.

К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы;

Коммуникативные:

Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Л.: Опознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.

Р.: Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

П.: Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

4.

Первичное закрепление.

- А кто знает, есть ли заповедники и в нашем районе?

- Верно, Керженский заповедник. Расположен заповедник в бассейне р. Керженец Нижегородской области, на окраине Вятских увалов в их холмистой равнине. Создавался заповедник для того, чтобы взять под охрану первозданные южно-таежные экосистемы Заволжья, а также водно-болотные угодья, в которых массово гнездятся водоплавающие и околоводные птицы. Обитающая в этом районе выхухоль стала одной из основных причин создания Керженского заповедника.

Так же в Нижегородской области имеется Ичалковский заказник, расположенный  на территории Перевозского района, Нижегородской области. Природоохранная территория была создана в 1965 году, с целью контроля природного состояния Ичалковского бора и знаменитых карстовых пещер, расположенных в этой местности. В 1971 году был создан Ичалковский заказник, куда кроме вышеперечисленных объектов, также вошла пойма реки Пьяны.

- Керженский заповедник.

Слушают педагога.

Р.: Целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование. 

П.: умение     структурировать знания; умение формулировать проблему; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 

5.

Подведение итогов.

- Пришло время подводить итоги. Как вы считаете, все ли задачи, поставленные в начале урока, мы выполнили?

Сегодня я на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Меня удивило…

Мне было трудно…

Где можно применить знания, полученные на уроке

- Для чего вам понадобятся полученные знания? Как вы сможете их применить?

Отвечают на вопросы педагога.

Л.: Умение оценивать свою деятельность и результаты.

Р.: Осознание качества и уровня освоения, соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом.

6.

Рефлексия.

- Поднимите руку те, кто нашу сегодняшнюю тему понял хорошо, не возникало никаких трудностей.

-Хорошо, а сейчас поднимите руку те, кому было на уроке сложно.

- Надеюсь, что все ваши трудности временные и в следующий раз их точно не будет! Сейчас спасибо за урок. До свидания.

Ребята, у которых все получилось, поднимают руку первыми, у которых были трудности – вторыми. Прощаются с педагогом.

К.: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли;

Л.: ценят и принимают базовые нравственные

ценности.         

Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Заповедники Тверской области" 2 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме " Заповедники родного края" 2 класс ( УМК "Перспективная начальная школа")...

Презентация к уроку окружающий мир.Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник

История создания и развития Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника....

Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса на тему «Охрана природы. Заповедники».

Форма проведения: урок- рассуждение. Тип урока: урок изучения и закрепление новых знаний.Цель урока: продолжить знакомство учащихся с правилами охраны природы....

Конспект урока окружающего мира 4 класс система Л.В.Занкова "Заповедники России"

Конспект урока "Заповедники России"Цели: 1) образовательная – формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека...

Окружающий мир. Природные заповедники Крыма.

Презентация исследовательского проекта по окружающему миру (3 класс) на тему:Природные заповедники Крыма....

Классный час. Всероссийский день заповедников и национальных парков. Заповедники и парки Самарской области.

Цель:показать значимость природы в нашей жизни;привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;способствовать оздоровлению и физической активизации детей; приобщить к соблюдению ЗОЖ....

Технологическая карта урока окружающего мира «Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы.» (2 класс)

Цель урока: формирование представлений о заповедниках о. Врангеля и Большой Арктический.Задачи урока:  Дидактические:1. Формировать представление о заповеднике как хранителе природы.2....