НОУ "Какой портфель выбрать!?"
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс)

Научная работа ученика 4 класса "Какой портфель выбрать!?". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nou._burdaeev.docx97.29 КБ

Предварительный просмотр:

Научное общество учащихся «Эврика»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №5»

Автозаводского района г. Н. Новгорода

“Какой портфель выбрать!?”

        Выполнила: Бупдаев Артемий

Ученик 4 А класса

Научный руководитель: Маренкова Е.В.,

учитель начальных классов

Содержание

Введение.                                                                                                  3

  • Изучение позвоночника                                                                 4
  • Позвоночник - основа нашего организма.                                 4
  • Изгибы позвоночника.                                                                5
  • Возрастные особенности позвоночника                                       6
  • Правильная осанка                                                                6
  • Нарушение осанки                                                                7
  • Виды школьных сумок                                                                        9
  • Заболевания связанные с неправильным выбором школьной сумки     10
  • Медицинские рекомендации по выбору школьной сумки
  • Врачи предупреждают                                                                11
  • Выбираем грамотно                                                                12
  • Как правильно укладывать рюкзак.                                         13
  • Изучение школьных сумок

5.1.        Изучение среднего веса школьной сумки в начальной школе.    14       5.2.        Анкетирование и его результаты                                                15

Заключение.                                                                                          18

Список литературы.                                                                                  19

Приложение.                                                                                          20


Введение

По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Специалисты из Института возрастной физиологии РАО утверждают, что ношение школьниками тяжестей может вызвать не только нарушения осанки, но даже вызвать остановку роста.

Цель исследования: изучить строение позвоночника человека, а так же как влияет вес и форма школьной сумки на здоровье ученика.

Гипотеза: предполагаем, что ежедневное ношение тяжелой школьной сумки может негативно сказываться на  здоровье ученика.

Задачи:

  • Изучить строение позвоночника и его заболевания, возникающие из-за ношения тяжелых сумок.
  • Изучить варианты школьных сумок.
  • Изучить медицинские рекомендации по выбору правильной школьной сумки.
  • Выяснить средний вес школьных сумок в начальной школе.
  • Выяснить какие сумки носят  в начальной школе.
  • Дать рекомендации по правильному выбору и ношению школьной сумки.


1.Изучение позвоночника.

1.1   Позвоночник — это основа нашего организма.

Благодаря позвоночнику наше туловище может находиться в вертикальном положении, а не безудержно падать вниз бесформенной массой. Таким образом, он является опорой для всего тела. Кроме того, позвоночник — это ось, без которой невозможно было бы совершать такое многообразие движений в разных плоскостях. Хотя он и называется столбом, но состоит из 33–34 кирпичиков — позвонков. Все они различаются по размеру и располагаются друг над другом как детская пирамида. По аналогии с пирамидой самые большие позвонки размещаются снизу, самые маленькие — сверху. Исключение составляют позвонки копчика, которые, хотя и расположены ниже всех, очень маленькие. Между позвонками имеются прослойки-подушечки из хрящевой ткани — межпозвонковые диски. Они состоят из фиброзных колец и желеобразного ядра. Вследствие такого строения диски могут изменять форму под воздействием нагрузок. Благодаря этому происходит амортизация при движениях, позвонки не ударяются друг о друга, а нагрузка равномерно распределяется между ними. Удерживаются позвонки друг возле друга при помощи множества связок. Эти связки оплетают весь позвоночный столб, образуя в итоге единую мобильную структуру. Между соседними позвонками образуются суставы — подвижные соединения, похожие на соединения вагонов поезда между собой. Именно поэтому позвоночник обладает поворотной подвижностью и ограничен в продольном растяжении. Поскольку позвоночный столб довольно длинный, его разделяют на несколько отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. В каждом из них разное количество позвонков. Шейный отдел состоит из 7 позвонков, грудной — из 12, поясничный — из 5, крестцовый — тоже из 5, но сросшихся между собой и образующих довольно массивную крестцовую кость, копчиковый — из 4–5 маленьких позвонков. Наиболее подвижными являются шейный и поясничный отделы позвоночника. Именно здесь амплитуда движений позвонков друг относительно друга максимальная. Благодаря этому мы можем совершать наклоны и повороты в разные стороны. Например, в шейном отделе возможно разгибание на 70°, а сгибание и вращение — на 80°. Несмотря на то, что шейный отдел расположен в верхней части пирамиды из позвонков, именно он испытывает наибольшую нагрузку. К позвоночнику крепятся тазовый пояс с нижними конечностями и плечевой пояс с верхними конечностями. Такая конструкция обеспечивает большую амплитуду и разнообразие движений, перемещение тела,  как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Также к позвоночнику крепятся ребра, образуя грудную клетку — вместилище жизненно важных органов — сердца и легких. Находясь в прочном костном каркасе, они надежно защищены от внешних повреждений. И венчает эту конструкцию голова (череп), крепящаяся к самому верхнему позвонку. Именно при таком расположении обеспечиваются максимальный обзор для глаз и наилучшие условия для улавливания звуков. Кроме того, внутри позвоночного столба размещается очень важный орган человеческого тела — спинной мозг. Ведь именно он ответствен за все наши передвижения и работу внутренних органов. Также он обеспечивает связь головного мозга со всеми составляющими организма, благодаря чему выполняет функцию контролера над всем организмом.

1.2  Изгибы позвоночника

Для передвижения и поддержания тела в вертикальном положении одного позвоночника мало. В движение такую сложную конструкцию приводят мышцы. При этом мышц, расположенных непосредственно возле позвоночника, недостаточно. Необходим весь арсенал мускулатуры шеи, туловища и даже конечностей. Мышцы шеи, туловища и спины напрямую отвечают за формирование изгибов позвоночника, обеспечивая возникновение той или иной осанки человека. Эти изгибы придают нашему позвоночнику S-образную форму. У человека с нормальной осанкой четыре так называемых физиологических изгиба позвоночника. Два из них с выпуклостью, направленной вперед, — шейный и поясничный изгибы и два с выпуклостью, направленной назад, — грудной и крестцовый изгибы. Существует также мнение, что эти изгибы названы так в честь осанки лордов, гордо шествующих грудью вперед. Таким образом, в профиль позвоночный столб представляет собой волнистую линию. И поэтому при вертикальном положении тела голова держится вертикально, а ноги стоят прямо. Примечательно, что именно благодаря такому строению позвоночный столб может выдержать нагрузку в 18 раз превышающую нагрузку, которую может вынести бетонный столб такой же толщины. Это обусловлено равномерным перераспределением тяжести на все позвонки и амортизацией вследствие изгибов и хрящевых «подушек».

1.3  Возрастные особенности позвоночника

В процессе роста и взросления ребенка происходят изменения и в его позвоночнике. Они заключаются не только в простом механическом увеличении его размеров и массы. Преобразованиям подвергается форма, как самих позвонков, так и позвоночного столба в целом, происходит образование его физиологических изгибов. Развивается позвоночник ребенка   настолько динамично, что даже при небольшой разнице в возрасте могут наблюдаться весьма выраженные различия в строении позвоночника.

У ребенка в возрасте от рождения до 5 лет позвоночник ежегодно удлиняется в среднем на 2,2 см..  Во второй половине первого десятилетия жизни (от 6 до 10 лет) позвоночник прибавляет в длине значительно медленнее — ежегодно примерно на 0,9 см. А потом опять начинает быстро расти, увеличиваясь с каждым годом на 1,8 см, до 16 лет.

В процессе роста у детей происходит также равномерное увеличение размеров тел позвонков и межпозвоночных дисков по направлению от грудного отдела к крестцу. Таким образом, чем ниже расположены позвонки, тем более массивными они становятся.

Кроме того, происходит и физиологическое созревание позвонков. Закрытие Зон роста в позвонках грудного и поясничного отделов происходит в возрасте 5–7 лет, срастание тел крестцовых позвонков с образованием единой крестцовой кости — к 10–12 годам, слияние копчиковых позвонков — после 12 лет, а срастание крестца и копчика — к 15–25 годам.

Изгибы позвоночника также формируются постепенно. Ведь при рождении позвоночный столб имеет форму дуги, и он очень мягкий из-за большого количества хрящевой ткани. Первые изгибы позвоночника начинают образовываться уже в грудном возрасте.

1.4   Правильная осанка

Правильной осанкой считается привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего напряжения. Это наилучшее положение частей тела человека, при котором достигается сохранение равновесия и правильное функционирование всех органов и систем. Таким образом, хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможны только при правильной осанке.

Правильная осанка школьников:

  • голова незначительно наклонена вперед;
  • плечи расположены симметрично на одном уровне;
  • лопатки прижаты к спине;
  • живот немного выступает, но менее значительно, чем у   дошкольников;
  • умеренно выражены изгибы позвоночника.

По сути же осанка — это рефлекс позы. Ведь она формируется в результате длительного пребывания тела в каком-то положении и в значительной степени зависит от изгибов позвоночника. Поэтому, если ребенок длительно находится в неудобной позе, неправильно лежит, сидит или ходит, может сформироваться и неправильный тип осанки со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитывать у ребенка умение принимать позу правильной осанки и сохранять ее длительное время при сидении, стоянии, ходьбе.

1.5  Нарушения осанки

Нарушение осанки — это отклонение от нормальной осанки. Количество детей с нарушениями осанки за последние несколько десятилетий возросло практически в 3 раза. По разным источникам, от 60 до 80 % детей — в среднем четыре ребенка из пяти — имеют те или иные отклонения. Кроме того, в 2,5 раза участились случаи выявления тяжелых форм сколиотической болезни.

Встречаются следующие виды нарушения осанки:

  • вялая осанка — характерна только для маленьких детей дошкольного возраста;
  • сутулая спина;
  • плоская спина;
  • плосковогнутая спина;
  • кругло вогнутая спина.

Особенностью организма 7-9-летнего ребенка является совершенствование строения и функций всех органов и систем в ходе роста и развития. Мышцы детей очень эластичны. Вследствие этого дети способны выполнять движения с большей амплитудой по сравнению с взрослыми. Обратной стороной медали является то, что излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению и, как следствие, к нарушению правильной осанки. Кроме того, к младшему школьному возрасту 56–82 % детей уже имеют какие-либо нарушения осанки, возникшие в период бурного роста с 5 до 8 лет.

Рост и развитие детей 10–14 лет происходят неравномерно. Особенно бурными они становятся в 11–12 лет. Именно этот возраст является наиболее критичным для возникновения нарушений осанки. Самое частое искривление позвоночника в таком возрасте, особенно у девочек, — сколиоз в грудном отделе позвоночника в правую сторону.

2. Виды школьных сумок.

Существительное портфель появилось в России в начале XIX века. А возникло оно во французском языке из словосочетания porter feuille, буквально означавшего "носить листы бумаги".

Слова ранец и рюкзак первоначально не связаны со школой. Их заимствовали из немецкого языка для обозначения заплечной военной сумки  и походного вещевого мешка.

Сумки всегда делились четко по назначению:

  • вечерние нарядные - для мелочей и косметики;
  • деловые, строгие - для бумаг и документов;
  • практичные, хозяйственные - для всякого рода покупок;
  • дорожные - для всего сразу.  
  • у офицеров был планшет,
  • у студентов - специальный ремешок, которым перехватывалась стопка книг.
  • Учащиеся средних школ носили ранец на плечах.

 Портфели тогда не имели ручек, поэтому их клали под мышку. Делали их из черной или темно-зеленой кожи, коричневые портфели встречались редко. Кожа была гладкая или так называемая шагреневая (зернистая). Делали портфели и из сафьяна (бараньей кожи очень мягкой фактуры), и из настоящей крокодиловой кожи или ее имитации. К портфелям прикреплялись монограммы их владельцев. Замок обычно был один, закрывающийся на ключ. Нижние уголки портфеля часто укреплялись металлическими уголками.

Рюкзак является универсальным вариантом сумки. Его компактность и многофункциональность подтверждается широким применением в походах, перемещении по городу, путешествиях и велосипедных прогулках. В рюкзак кладут учебники и тетради школьники и студенты, складывают снасти и прикормку рыбаки, продовольственные товары и одежду туристы. Заключается же удобство рюкзака в его конструкции. Благодаря тому, что нагрузка распределяется на плечи и спину, можно в нем носить даже очень тяжелые вещи. При этом руки остаются не занятыми. Помимо этого рюкзаки бывают очень вместительными и имеют самую высокую безопасность с точки зрения ортопедии.

3. Заболевания связанные с неправильным подбором школьной сумки.

Хоть рюкзак среди сумок самый безопасный с точки зрения ортопедии. Но все же неправильно подобранный рюкзак или не правильное его ношения может вызывать различные заболевания позвоночника. Но сначала появляются тревожные звоночки:

  • Покраснение и следы лямок на коже;
  • Боли в шее, плечах, спине;
  • Чувство покалывания и онемения в руках;
  • Неестественное положение при ношении ранца: голова наклонена, шея вытянута вперед, тело отклонено в сторону.

И если родители во время не обратили внимания на эти звоночки, то у ребенка могут развиться уже более серьезные заболевания. К таким заболеваниям относят:

1.        Грыжа межпозвонкового диска - перемещение ядра межпозвонкового диска в позвоночный канал.

2.        Протрузия межпозвонкового диска - это простое выпячивание всего фиброзного дискового кольца в позвоночный канал, когда происходит дегенерация межпозвонкового диска со значительным снижением его высоты.

3.        Сколиоз - после того как у ребенка прекращается рост костей, как правило прогрессирование сколиоза останавливается. В последующем, чем больше выражен сколиоз, тем раньше у человека появляются признаки остеохондроза с последующим формированием протрузии и грыжи диска.

4. Секвестр - это самостоятельно существующая субстанция в просвете позвоночного канала, как правило это бывает в конечной стадии грыжи межпозвоночного диска.

Кроме того, малоподвижный образ жизни - приводит к ослаблению мышечно-связочного аппарата; к нарушению микроциркуляции и питания диска. Все мы со школьной скамьи помним, что чем больше движения в органе, тем больше его кровоснабжение


4.Медицинские рекомендации по выбору школьной сумки.

4.1 Врачи предупреждают.

Специалисты в один голос утверждают: носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку.

В разных странах ежегодно проводятся исследования влияния школьных суммок на правильное формирование осанки школьника. Вот некоторые из этих исследований.

Американские врачи и учителя приняли решение ограничить вес школьных ранцев, которые часто являются непосильной ношей для неокрепших детских плеч. Американцы считают, что их дети должны ходить в школу налегке. В некоторых школах даже решено закупить по два комплекта учебников, чтобы детям не пришлось таскать книги из дома. В других школах медики обучают учеников правильной осанке и способам предупреждения болей в спине.

В августе 1996г. Министерство образования Австрии приняло решение об ограничении максимального веса школьных портфелей и рюкзаков 10% от веса тела школьника. Предполагалось, что школьные сумки являются виновниками болей в области шеи, плеч и поясницы у детей школьного возраста. Ношение рюкзака признано более эргономичным и менее вредным для здоровья.

А вот это исследование было выполнено специалистами детской больницы Цинциннати. Они использовали информацию более чем о 12 тысячах случаев травм, связанных с ранцами, рюкзаками и приспособлениями для ношения детей. В поле зрения ученых попали только те случаи, которые потребовали обращения в травмпункт, но не те, с которыми обращались на прием к обычному врачу. Для анализа были отобраны 247 случаев, когда травмы, связанные с ранцем, получали дети в возрасте от шести до 18 лет. Оказалось, что лишь 23% травм были получены, когда дети носили, поднимали или снимали ранец. По мнению ученых, это означает, что вместо ограничения веса учебников и изменения дизайна ранца усилия должны быть направлены на то, чтобы обучить детей им пользоваться.

В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы — как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник.

Специалисты Института возрастной физиологии РАО, считают, что вес школьного портфеля не должен превышать 10-15% от веса школьника. Получается, что без ущерба для здоровья первоклашки способны донести до школы ранец весом не более двух килограммов. В 11—13 лет безопасным считается переносить три килограмма.

По данным Госсанэпиднадзора, книги для начальных классов должны весить максимум 300 граммов, учебники для 5—6 классов — 400 граммов, учебники для 7—9 классов — 500 граммов. В портфелях выпускников не должно быть учебников, тяжелее 600 граммов.

Заместитель руководителя Испытательного центра издательской продукции Научного центра здоровья детей РАМН Алла Додонова советует родителям отказаться от покупки тяжелых портфелей с многочисленными карманами и молниями, а также заменить тяжелые пеналы на более легкие.

4.2. Выбираем грамотно.

Медики убеждены: лучше всего, если ваш ребенок будет носить не сумку через плечо или портфель в руке, а именно рюкзак на двух плечах. Но рюкзак тоже надо правильно выбирать. И ниже мы приводим несколько рекомендаций по выбору рюкзака для школьника:

  • Лучше выбирать рюкзак с широкими  лямками – не менее 4-5 см, жесткими с наружи, но мягкими с внутренней стороны – чтобы не натирали.
  • Спинка рюкзака должна быть жесткой – но при этом иметь мягкую подкладку из вентилируемой ткани, чтобы у ребенка не потела спина.
  • Верхний край рюкзака должен быть на уровне плеч ребенка, а нижний – на уровне поясницы.
  • Перед покупкой надо проверить все молнии – они должны застегиваться легко и надежно.
  • Рюкзак не должен весить более 1 кг.
  • Светоотражающие полоски станут дополнителной гарантией безопасности при переходе через дорогу.
  • С несколькими карманами, которые помогут правильно распределить школьные пренадлежности по весу.
  • Ткань должна быть плотной, желательно пропитанной специальным, не пропускающим воду, составом.

Если придерживаться этих простых рекомендаций при выборе рюкзака, то можно избежать многих проблем с позвоночником.

4.3 Как правильно укладывать рюкзак

Важно не только правильно подобрать школьный рюкзак, но и необходимо объяснить ребенку, как правильно укладывать школьные принадлежности. Они должны располагаться в отдельных специальных карманах. Все лишние принадлежности со вчерашних занятий необходимо вытаскивать, чтобы не увеличивать вес рюкзака.

Здоровье позвоночника и правильная осанка должны формироваться еще с детства и поддерживаться на протяжении всей жизни. Поэтому родителям следует привить ребенку любовь к спорту, организовать его рабочее место дома и по возможности в школе и конечно выбрать правильный школьный рюкзак.

5. Изучение школьных сумок.

Ф.И.ребенка

Рюкзак,

Сумка

Вес ребёнка

Вес пустого

рюкзака

Вес рюкзака с учебниками

%

Смирнов Тимур

Рюкзак

30кг

1кг

3кг

10

Серова Валерия

Ранец

39кг

1кг 200г

4кг 100г

10,77

Ленкова Ирина

Ранец

38кг

1кг 500г

3кг 800г

10

Суркова Варвара

Рюкзак

27кг

900г

3кг 400гр

12,59

Соловьев Сергей

портфель

39кг

600г

3кг 300г

8,46

Безбородова Владимира

Ранец

35кг

1кг 300г

4кг 600г

13,14

Паршихин Илья

Рюкзак

31,5кг

700г

2кг 900г

9,35

Волынский Арсений

Рюкзак

30кг

500г

2кг 900г

9,67

Бояркина Кира

Рюкзак

50,5кг

800г

2кг

3,64

Попазов

Олег

Рюкзак

59кг

600г

2кг 500г

4,24

5.1 Изучение среднего веса школьной сумки в начальной школе.

Свое исследование о влиянии школьной сумки на здоровье учеников я начал с взвешивания. Мне необходимо выяснить соответствует ли вес школьных сумок рекомендациям врачей, то есть не превышает 10-15 % веса ученика. Для этого были произведены контрольные взвешивания 10 учеников 4-го класса. Сначала я взвешивал пустой рюкзак, затем заполненный. Потом сравнивал с весом учеников. Все полученные данные заносились в таблицу.

Таким образом, мы видим, что в среднем вес школьной сумки удовлетворяет требованиям медиков и не превышает допустимых значений. Кроме того, видна важность легкого пустого рюкзака, чем он легче, тем меньше нагрузка на спину.

К сожалению,  ученикам приходится носить не только школьную сумку, но и сменную обувь, и физкультурную форму. Что, то же может негативно сказываться на позвоночнике учащегося.

5.2 Анкетирование и его результаты.

Анкетирование проводилось среди учеников 4 класса. Его целью было выявить: какие школьные сумки предпочитают ученики, как их выбирают и есть ли проблемы с позвоночником.

В анкетировании приняло участие 10 человек.

По результатам анкетирования мы видим, что большая часть опрошенных  предпочитает рюкзаки, которые они выбирают с родителями. При выборе обращают внимание на удобство, моду, а также смотрят на цену и вес.  Кроме того, стараются носить в школьной сумке только нужные вещи.

Так же мы выяснили, что у некоторых опрошенных, уже начинает болеть спина при ношении тяжелого рюкзака. И дети уже знают о различных болезнях позвоночника. И задумываются о том как уменьшить нагрузку на позвоночник.

 


Заключение

В ходе нашего исследования мы выяснили, что школьнику каждый день приходится носить в школу от 2 кг до 5 кг. И этот вес оказывает влияние на позвоночник ученика. Хоть масса школьных сумок не превышает допустимые значения, но все же это большой вес для не окрепшего детского позвоночника. И у большинства опрошенных учеников начинают появляться боли в спине, что может привести в дальнейшем к нарушению осанки.

Проанализировав все полученные данные, можно дать следующие  рекомендации:

Ученикам:

Не носите лишнего в школьных сумках.

Проверяйте ежедневно и не забывайте убирать из неё ненужные учебники.

Покупайте рюкзаки, в них удобнее всего переносить тяжести.

Не забывайте, что:

У детей 6-9 лет осанка неустойчива;

От тяжелых нагрузок портится осанка; могут возникнуть серьезные заболевания.


Список литературы.

  • «Правильная осанка». Электронная библиотека. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/15539/ogl.shtml
  • «Здоровье детей России» А.М.Баранов – М. 2000
  • Санитарные правила и нормы « Гигиенические требования к ранцам, рюкзакам, портфелям ученическим»
  • Санитарные правила и нормы « Гигиенические требования к учебным изданиям «Справочник классного руководителя» М. «ВАКО»2007
  • « Здоровье младшего школьника» М.В.Антропова – М. «Вентана- Граф» 2007.
  • «Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза» Л.М.Савко

Приложение

Анкета для учеников 4-х классов.

  • Какая у вас школьная сумка?
  1. Сумка.
  2. Рюкзак.
  3. Портфель
  • Как при выборе школьной сумки вы пользовались критериями? (можно отметить несколько пунктов)
  1. Удобная.
  2. Модная.
  3. Как рекомендуют врачи.
  4. По цене.
  5. Хороший  пошив.
  6. По весу
  • Сколько отделений в вашей школьной сумке?
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. Больше.
  • Какой ширины  лямки на школьной сумке?
  1. 1-6 см.
  2. 6-9 см.
  3. Больше.
  • Кто выбирал школьную сумку?
  1. Я сам (а)
  2. Родители
  3. Вместе с мамой (папой).
  • Вы знаете как нужно правильно выбирать школьную сумку?
  1. Да.
  2. Нет.
  • Вы носите в школьной сумке только необходимые для учебы вещи?
  1. Да
  2. Нет
  • По какой причине вы меняете школьную сумку?
  1. Порвалась.
  2. Надоела.
  3. Стала не модной.
  • Вам тяжело носить школьную сумку?
  1. Да, каждый день
  2. Да, но не каждый день
  3. Нет.
  • После ношения школьной сумки у вас болит спина?
  1. Да.
  2. Нет.
  3. Иногда.
  • Вы знаете о болезнях позвоночника, если да то о каких?
  1. Да.
  2. Нет
  • Вы знаете о том что из-за неправильного выбора школьной сумки могут возникнуть болезни позвоночника?
  1. Да.
  2. Нет.
  • Зная о том, что неправильный выбор (ношение) школьной сумки вредит вашему позвоночнику, вы сделаете:
  1. Поменяю школьную сумку (буду носить правильно).
  2. Оставлю как есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Какую профессию выбрать"

Классный час для учащихся 1,2 классов....

Как правильно выбрать портфель для школьника.

Консультация для родителей первоклассников по вопросу выбора портфеля для школьника....

Как выбрать портфель для младшего школьника

Краткие рекомендации по выбору портфеля для младшего школьника....

Как правильно выбрать портфель для школьника

Как правильно выбрать портфель для школьника...

Теоретические основы технологии «языковой портфель». Использование языкового портфеля в начальной школе.

История введения понятия "языковой портфель". Языковой портфель по чтению в начальной школе является инструментом формирования и развития регулятивного универсального учебного действия &nda...

Как правильно выбрать портфель

Советы и рекомендации рдителям,как правильно подобрать портфель....