Проектно-исследовательская работа
проект по окружающему миру (2 класс)

Тудупова Надежда Ширеторовна

В данной работе рассматривается вопрос о пользе и вреде пластиковой бутылки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk.docx45.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

ДОД «Центр детского творчества»

МБОУ «Майская СОШ»

НПК «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ», ПОСВЯЩЕННЫЙ

ДНЮ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Есть ли польза от пластиковой бутылки?

Проектно-исследовательская работа

 по экологии

                                                                               

 

Автор работы: Ринчинова Намгар,

учащаяся 2 класса

Руководитель: Тудупова Н.Ш.,

учитель начальных классов

Майск, 2016г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. …... 3

Глава 1. История  появления пластиковой  бутылки …………………………...4

Глава 2. Экологические  проблемы, связанные с пластиковыми   бутылками..4

2.1. Результаты наблюдений «Количество бутылок на улицах нашего поселка»……………………………………………………………………4

2.2. Результаты анкетирования «Как используют пластиковые             бутылки в моем классе»……………………………………………………5

2.3.Результаты экспериментальной работы ……………………………...6

Глава 3. Есть ли польза от пластиковой бутылки? Превращение отходов в доходы……………………………………………………………………………..7

3. 1. Вторая жизнь  пластиковых бутылок ……………………………….7

3.2. Вторичная переработка пластиковых бутылок своими руками ……8

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы

Приложение


Введение

Куда бы ты ни пошёл: на речку, в лес за грибами, или просто по улице, всюду ты находишь пустые пластиковые бутылки. Они лежат вдоль обочин дорог. Все  задворки, окрестности наших сёл постепенно превращаются в одну большую свалку. Огромное количество мусора на улицах  заставило нас задуматься над вопросом: что несёт человеку лежащий под ногами пластиковый мусор.

Гипотеза: вторичное использование пластиковых бутылок сохраняет окружающую среду,  меньше наносит вреда природе, развивает творческие способности.

Объектом исследования являются пластиковые бутылки.

Предмет исследования: возможность вторичного использования пластиковых бутылок.

Цель работы: изучить значение пластиковой бутылки в жизни человека и найти способы вторичного использования пластиковой бутылки.

Задачи:

1.Ознакомиться с историей создания и применения пластиковых бутылок;

2. Познакомиться с видами ТБО (твердыми бытовыми отходами), способами их переработки и утилизации. Узнать о знаках экологической чистоты, вторичной переработки.

3.Найти полезное применение пластиковой бутылке.

4. Провести анкетирование одноклассников.

 Методы проведения исследования: изучение литературных источников;  анкетирование;   наблюдение, практическая деятельность.

Ожидаемый результат: узнаем, кто и когда  придумал  пластиковые бутылки; выясним, пользу или вред они приносят; привлечем внимание ребят к сохранению окружающей среды; придумаем вторую жизнь пластиковой бутылке; вызовем интерес к творчеству и выдумке.

Глава 1. История  появления пластиковой  бутылки

Пластиковая бутылка впервые появилась почти  40 лет назад на рынке США. Это было в 1970 году.

Первый завод по производству лимонада в пластиковых бутылках в СССР открыла компания «ПепсиКо» в 1974 году в Новороссийске.

На территории России пластиковые бутылки получили популярность после прихода на рынок безалкогольных напитков западных корпораций «Кока-Кола» и ПепсиКо. В наше время пластиковые бутылки используют не только производители газированных напитков и пива, но и косметические и парфюмерные фабрики.

Глава 2. Экологические  проблемы, связанные с пластиковыми   бутылками

Создание пластиковой упаковки решило множество проблем, но и породило не меньше. Скопления пластиковых бутылок на планете уже образуют настоящие плавающие материки в океанах. В Тихом океане скопились гигантские залежи мусора. Это в основном пластик и нефтепродукты. По данным Всемирного фонда дикой природы эти скопления мусора представляют большую угрозу для живых организмов.

Стеклянные и пластиковые бутылки  засоряют наши улицы! Мусор, который раньше оставляли в местах отдыха, уже превратился в пыль, а пластиковые бутылки увидят даже наши праправнуки, потому что они «вечные». Каждый вид мусора имеет свой срок разложения. Так пластиковая бутылка будет разлагаться целых 100 лет, т.е. целый век (Приложение 1).

2.1. Результаты наблюдений  «Количество бутылок на улицах нашего села»

Мы решили выяснить, какие товары выпускаются в пластиковой упаковке. Для этого мы отправились в магазин для того, чтобы изучить количество товаров, выпускаемых в пластиковой упаковке. В нашем селе два магазина смешанных товаров. В них в пластиковой упаковке имеются до 3-5 видов шампуней разных производителей, жидкое мыло и  моющие средства. Также в пластиковых бутылках продают 3 сорта растительного масла, 2 вида майонеза, питьевые йогурты, минеральная и газированная воды и  пиво. Производители эти продукты упаковывают в пластиковую тару, потому что пластик – это дешевый материал. И его использование в качестве упаковки сказывается на цене продукта. В этом польза пластиковой упаковки.

Но в то же время пластиковая упаковка наносит вред окружающей среде. Мы  подсчитали количество брошенных бутылок в тех местах, где мы часто ходим. На близлежащих к магазинам улицах в день наблюдения насчитали 28 больших и маленьких бутылок от минеральной или газированной воды, пива. Также  на некоторых улицах брошены стаканчики из-под йогурта или майонеза.  Вдоль дороги, пролегающей около села, также наблюдается пластиковый мусор.

2.2.Результаты анкетирования «Как используют пластиковые бутылки в моем классе»

  Среди своих  одноклассников провели анкетирование, чтобы выяснить, приобретают ли родители товары в пластиковой упаковке и как используют эту упаковку.

1. Покупают ли родители продукты и другие товары в пластиковых бутылках?

2. Сколько раз в месяц родители покупают товары в пластиковой упаковке?

3. Сколько пластиковых бутылок воды родители покупают в праздничный день?

4. Что делают с пустыми пластиковыми бутылками в вашей семье?

Анкетирование показало: что  родители покупают в пластиковых бутылках растительное масло, моющие и чистящие средства. В среднем на одну семью в месяц приходится приблизительно 7 бутылок. Мы подсчитали, что  в месяц в нашем классе покупается  98 бутылок, а  в год 98*12=1176 бутылок.

Некоторые семьи бутылки выбрасывают в мусор. А в 9-ти семьях в них хранят воду, молоко, компот, или используют под рассаду, но в конечном итоге бутылки тоже оказываются на свалке (Приложение 2).

2.3. Результаты экспериментальной работы

Далее  мы решили  проверить, действительно ли пластиковая бутылка имеет такой длительный период разложения. Конечно, мы не можем ждать 100 лет, но проверить  сведения  сумеем с помощью такой науки, как химия. За помощью мы отправились к учителю химии. Она поддержала наш  интерес и  вместе с ней мы провели следующие опыты.

Опыт 1. Разложение веществ под действием  химических реактивов. Фрагменты пластиковой бутылки, капроновой и атласной ленты, воздушного шарика и бумаги мы поместили в раствор серной кислоты и в гидроксид натрия (щёлочь) и наблюдали результат в течение недели. Через пять минут после начала опыта начался процесс разложения капроновой ленты в растворе серной кислоты.  Через неделю мы увидели, что в растворе серной кислоты от капрона остались мелкие крупинки, бумага при помешивании рассыпалась на мелкие части. В щёлочи данные фрагменты изменились слабо. Зато ни пластик, ни резина не изменились, ни в растворе серной кислоты, ни в щелочи.

Вывод. Проведённый эксперимент доказывает, что пластиковая бутылка, резина не разрушаются под воздействием даже химических реактивов. Следовательно, при попадании в землю они не будут разлагаться, и перегнивать, а будут лишь захламлять почву.

Если пластик  в земле не разлагается, то, может быть, пластиковые бутылки безопаснее  сжигать? Это мы проверили и  это на опыте.

Опыт 2. Горение.  Мы взяли фрагменты тех же предметов, по очереди сжигали их и наблюдали за результатом. Работа проводилась при открытом окне. При сжигании  фрагментов мы почувствовали приятный запах жжёных перьев при горении бумаги, но  резкий неприятный запах и чёрный дым при горении пластика и резины. Значит, при сжигании пластиковых бутылок выделяется ядовитый дым, который загрязняет воздух и плохо влияет на здоровье человека (Приложение 3).

Мы убедились, что ни сжигать, ни выбрасывать пластиковые бутылки нельзя.

Глава 3. Есть ли польза от пластиковой бутылки?

Превращение отходов в доходы

Наиболее эффективный способ избавления от использованных упаковок - вторичная переработка. Это выгодно и с экономической, и с экологической точки зрения. Благодаря современным линиям переработки, из отходов пластиковой бутылки получается отличное сырье для производства любой продукции. Из вторичного ПЭТ (ПЭТФ) гранулята можно производить ту же самую пластиковую бутылку. Также вторичный ПЭТ гранулят идет на производство пленки, шпагата, щеток, пластиковой тары и т.д.

Из всего  выше изложенного мы сделали следующие выводы:

1.Прежде всего – перестать мусорить самим!

2.Необходимо уделять внимание экологическому воспитанию граждан.

3. Сдача вторичного сырья – это не только способ заработать денег, но и сберечь наши природные ресурсы.

4. При покупке товаров обращать внимание на знак экологической чистоты на упаковке.

3. 1. Вторая жизнь  пластиковых бутылок

  Пока ученые придумывают разные технологии переработки пластиковой бутылки, жители изобретают свои способы применения бутылки. Бутылки измельчаются, соединяются с определенными ингредиентами и плавятся в печи при температуре 240 градусов. Из полученной массы формируются шифер, брусчатка, утепляющее волокно.

В Казахстане из пластиковой бутылки делают рукомойники, а в Индонезии — стабилизаторы для придания устойчивости рыбацким лодкам. В странах, где обычная европейская посуда и ёмкости редки, пластиковые ёмкости имеют большой спрос.

Изучая тему, мы обнаружили много сайтов, на которых люди делятся своими изобретениями и поделками из бутылок. Вот что нами обнаружено.

Один китайский фермер сделал из пластиковых бутылок солнечный нагреватель воды. Он расположил 66 бутылок  на крыше своего дома, соединив их системой трубок. Вода в бутылках нагревается  и поступает в дом. Этой нагретой воды достаточно для принятия душа трём членам семьи. Изобретение очень понравилось соседям, и они без промедления воспользовались этой идеей.

Команда французских исследователей собралась в плавание под парусами от Сан-Франциско до Австралии  (18000  км) на 18 метровом судне, полностью изготовленном из пластиковых бутылок, кроме парусных мачт. На постройку яхты ушло 16000 двухлитровых пластиковых бутылок. Они были заполнены сухим льдом для придания твёрдости.

Буддийские монахи в Таиланде из миллиона пластиковых бутылок построили храм. При строительстве храма они использовали зелёные и коричневые бутылки. В храме даже туалеты и крематории сделаны из пустых бутылок.

3.2. Вторичная переработка пластиковых бутылок своими руками

Из пластиковых бутылок можно сделать много полезных вещей, которые принесут не только пользу, но и сэкономят бюджет. В опытных руках пустая пластиковая бутылка может превратиться в десятки полезных приспособлений для сада и огорода во все времена года.

Давая пластиковым бутылкам вторую жизнь, человек не только облегчает себе жизнь и экономит деньги из семейного бюджета, но и сохраняет природу! Можно придумать массу применений пластиковым бутылкам.

На внеурочном занятии «Умелые ручки» классный руководитель предложила пофантазировать и выполнить полезную вещь из пластиковой бутылки. Лучшие поделки мы представляли на школьной и районной выставках.


Заключение

В результате проделанной работы мы выяснили  историю возникновения бутылок.  Поработав в кабинете химии,  узнали, что пластиковые упаковки не разлагаются даже под действием химических реактивов, а при горении выделяют ядовитый дым, опасный для здоровья человека. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: пластиковая упаковка  действительно засоряет землю и наносит вред   природе.

Наши наблюдения и проведённая выставка показали, что если подходить к этой  проблеме творчески, то можно найти много способов применения пластиковой упаковке. Также можно сделать свой вклад в решение этого вопроса каждому из нас, даже ученику начальной школы. Ведь недаром говорят в народе: «Чисто не там, где убирают, а где не мусорят»


Список литературы

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие [Текст] /Под ред. С.В. Алексеева. – М.: ОА МДС, 2000. – 192 с.
  2. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел» серия «Умелые руки» /Ю.Б. Гомозова, Ярославль: Академия развития, 2001. – С. 190-194.
  3. Коноплева, Н.П. «Вторая жизнь вещей» серия «Сделай сам». [Текст] /Н.П. Коноплев, М.: Просвещение, 2003. – С. 3-20.
  4. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов./ Г.И.Перевертень – М.: Просвещение, 1985.

Электронные ресурсы

  1. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Детский портал bebi.lv [электронный ресурс] Режим доступа:  http://www.bebi.lv/otdih-i-dosug-s-detjmi/podelki-iz-plastikovih-butilok.html.
  3. Ответы mail.ru  [электронный ресурс] Режим доступа: http://otvet.mail.ru/question/26708805/
  4. Сайт «Экология» [электронный ресурс] Режим доступа:   http://www.ecology.md/section.php?section=tech&id=2220


Приложение 1.

Таблица частоты встречаемости различных видов мусора и сроков его разложения

Виды мусора

Сроки разложения

Усредненная частота встречаемости

Помет животных

До 10 дней

Единично

Пищевые отходы

От 10 дней до 1 месяца

Не очень часто

Газетная бумага

От 1 месяца до 1 сезона

Единично

Листья, семена, веточки

От 1 месяца до 1 сезона

Часто

Картонные коробки

До 1 сезона

Единично

Бумага

2 года

Единично

Крупные ветки

До 10 лет

Единично

Доски со стройки

До 10 лет

Единично

Железная арматура

До 10 лет

Единично

Железные банки

До 10 лет

Не очень часто

Старая обувь

До 10 лет

Единично

Обломки кирпича, бетона

До 100 лет

Часто

Автоаккумуляторы

До 100 лет

Единично

Фольга

До 100 лет
(жестяная банка - 90 лет)

Не очень часто

Электрические батарейки

До 100 лет

Единично

Резиновые покрышки

Более 100 лет

Единично

Пластиковые бутылки

Более 100 лет
(полиэтиленовая пленка -200 лет)

Единично

Алюминиевые банки

500 лет

Часто

Стекло

Более 1000 лет

Единично


                                                                                                                          Приложение 2

Анкетирование «Как используют пластиковые бутылки в моем классе».

Вопрос

Ответ

1

1.Покупают ли родители воду в пластиковых бутылках?

28-Да

1 - Нет

2

Сколько раз в месяц родители покупают воду в пластиковых бутылках?

3

Сколько пластиковых бутылок воды родители покупают в праздничный день?

4

Что делают с пустыми пластиковыми бутылками в вашей семье?

8 – выбрасывают в мусор

 – хранят молоко, компот, используют под рассаду

1 – используют для поделок

4- сжигают

1 - закапывают

Приложение 3.

Опыт 1. Разложение веществ под действием  химических реактивов.

Предмет

Раствор серной кислоты

Гидроксид натрия (щёлочь)

18 апреля

25 апреля

18 апреля

Пластиковая бутылка

-

-

-

Капрон (лента)

через 5 минут начался процесс разложения

остались мелкие, почти не заметные крупинки

-

Атлас (лента)

-

незначительные изменения

-

Резина (шарик воздушный)

-

-

-

Бумага

-

при помешивании  рвётся на части, стала похожа на кусочки ткани

-

Опыт 2. Горение.

Предмет

Запах при сгорании

Цвет дыма

Скорость горения

Пластиковая бутылка

резкий неприятный запах

чёрный

долго плавится, прежде чем загорится

Капрон (лента)

приятный сладковатый запах

серый, слегка темноватый

быстро плавится

Атлас (лента)

неприятный

чёрный

загорается быстро

Резина (шарик воздушный)

неприятный, как у бутылки

чёрный

плавится и загорается

Бумага

приятный запах (запах жжёных перьев)

сероватый

вспыхивает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь в оформлении и защите проектно-исследовательской работы

Думаю, данный материал пригодится для работы с детьми...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах

Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА Номинация: «Проектно-исследовательская работа на тему «Роль календарей в жизни людей»

На сегодняшний день практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самы...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...