Значение воздуха и его состав.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Четверикова Светлана Владимировна

Урок с использованием средств информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_vozduha_i_ego_sostav.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Значение воздуха и его состав.

Цель: изучить состав воздуха, раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека.

Задачи:

  • образовательные:
    расширить и углубить знания учащихся о воздухе,
  • развивающие:
    развивать логическое мышление, внимание учащихся, их умение анализировать, формулировать выводы, работать с дополнительной литературой;
  • воспитательные:
    продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения.

Оборудование: презентация учителя, презентация ученика «Применение углекислого газа», таймер, видеоролик «Применение азота», оборудование для опытов (две свечки, спички, стакан, широкий сосуд с водой, резиновая груша), сундучок, сигнальные карточки, маршрутные листы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

ЦОР и цели их применения

 1. Самоопределение к деятельности.

Слайд  1

Слайд 2

– Посмотрите, ребята, как ласково вам улыбается солнышко. Я думаю, что оно создаст нам весёлое настроение и заряд энергии на урок.

 Начинается урок.

Вам, ребята, пойдет он впрок.

Постарайтесь все понять. Учитесь тайны открывать.

- А как вы узнаёте что-то новое для себя?

- Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего и не узнаешь…

Есть у нас шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что видим мы вокруг,

Все знаем мы от них.

Они по знаку нашему

Являются в нужде.

Зовут их: как и почему,

Кто, что, когда и где?

Смотрят и слушают

-  Читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей

Положительный настрой на работу

Презентация (слайд 1, 2)

наглядность

2.  Проверка домашнего задания.

Слайд 3

- Какое вещество мы изучали несколько уроков? (вода)

- Какие вопросы вы подготовили по этой теме?

(На доске ромашка с лепестками, на которых записаны вопросы «Как?», «Почему?», «Кто?», «Что?», «Куда?», «Когда?» и «Где?» )

- Все вы любите искать клад.

А сейчас я предлагаю вам отправиться на поиски клада. Тот, кто найдёт клад первым, тот и получит награду.

Дети отрывают по одному лепестку и задают свой вопрос одноклассникам, выслушивают ответ, оценивают его.

Работа на ноутбуках в паре

   

Проверка знаний по теме «Вода»

Презентация  (слайд 3)

Ноутбуки  игра «Найди клад» Цель- Проверка знаний по теме «Вода»

3. Определение темы урока. Постановка учебных задач.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

- Я тоже нашла клад. В этом сундучке находится самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище.

- Как вы думаете, что там?

Я вам подскажу:

             Он прозрачный невидимка,

        Легкий и бесцветный газ.

        Невесомою косынкой

        Он окутывает нас.

        Мы его не замечаем,

        Мы о нем не говорим.

        Просто мы его вдыхаем,

        Ведь он нам необходим.

- Что же это?

- Конечно, ребята, это воздух.

Мы будем изучать воздух. Тема нашего урока:

«Значение воздуха и его состав»

- А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ?

- Цель нашего урока – раскрыть значение воздуха для жизни и изучить состав воздуха

(Уточнение задач урока учителем.)

Я предлагаю вам следовать такому плану:

  1. Как обнаружить воздух?
  2. Какое значение имеет воздух для жизни?
  3. Из чего состоит воздух?

Предположения детей

-  Воздух

Выводят цель урока

Формулировка темы урока

Формулировка цели и задач урока.

Презентация (слайд  4, 5, 6)

наглядность

3.  “Открытие” нового знания.

1.Как обнаружить воздух? Практическая работа

Слайд  7

Слайд  8

Слайд  9

Слайд  10

 - Почему вам тяжело было отгадать, что же в сундучке?

Кажется, что нас окружает пустота. О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

 

- Проверим, есть ли воздух. Опыт №1

Возьмём пустой стакан. Этот опыт покажет, так ли он пуст, как кажется. Опустим стакан в тарелку с водой и наклоним его так, чтобы он начал заполняться. Смотрите, что будет с водой.

- Это вода вытесняет воздух из стакана.

- воздух находится везде и в человеке тоже. Давайте подуем в трубочку.

- Что наблюдаем?

- и в твёрдых телах тоже есть воздух. Отпустим кусочек сахара в воду. Что наблюдаем?

- какой вывод сделаем?

А теперь попробуем услышать воздух

Опыт №2

Резиновую грушу сжимаем в руке

- Что мы слышим?

- Какой вывод сделаем?

А сейчас мы почувствуем его

Опыт №3

Заставим воздух двигаться. Возьмите тетради и помашите на себя. Воздух начинает двигаться, и мы чувствуем его дуновение.

- Значит, воздух можно почувствовать, когда он движется.

- Прочитаем вывод в учебнике.

Мир вокруг нас заполнен воздухом. Воздух прозрачен, поэтому мы его не видим. Кажется, что нас окружает пустота. Но с помощью опытов воздух легко обнаружить: увидеть, услышать, почувствовать.

- Мы ответили на первый вопрос. Переходим ко второму вопросу. Прочитайте его.

- Воздух прозрачен и мы его не видим

-  видим пузырьки, это воздух

При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.

-  видим пузырьки, это воздух

-  видим пузырьки, это воздух

- Воздух находится везде и его можно увидеть

- звук – это воздух выходит из груши

- При помощи слуха в некоторых случаях можно услышать воздух.

(чтение вывода в учебнике с.47)

Дети машут друг на друга тетрадями.

Дети делают вывод, что воздух существует.

Презентация ( слайд  7, 8, 9, 10)  наглядность

2. Какое значение имеет воздух для жизни?

Слайд   11

Слайд  12

Слайд  13

Слайд 14

Опыт №4

Задержите дыхание и заметьте, сколько времени можно обойтись без воздуха.

- без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха – всего лишь несколько минут.

- Какой вывод сделаем?

- А теперь внимательно посмотрите на схему.

Схема:

Мы живем…        

        на планете Земля

              в России

              в городе Буй

              на дне океана

- Согласны ли вы со всеми этими утверждениями? С чем не согласны?

Если посмотреть на нашу планету, то увидим, что на земле больше воды, чем суши.

 4 огромных океана омывают нашу сушу.
Кроме  Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, есть на  свете, еще один океан –  самый большой из всех.

Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.
Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по  его  просторам  самолеты.
Как вы  думаете,  о каком океане идет речь?
- Посмотрите на рисунок. (Земля в окружении воздушной оболочки) учебник стр.47

- Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили «купаются» в этом океане.

- Воздушный океан разлился над Землей. Мы с вами живем на дне этой воздушной оболочки. Ее называют атмосфера. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Она вместе с Землей вращается  вокруг своей воображаемой оси.

- Чем же ценен для нас воздух?

Воздух мы не замечаем, для нас он привычен. И трудно себе представить, что атмосфера нас чем-то может удивить. Об атмосфере можно узнать много нового и интересного.

Прочитайте текст в учебнике стр. 47 (3 абзац снизу и до конца параграфа) и ответьте на вопрос:

- Какое значение для Земли имеет атмосфера?

 - Почему без воздуха мы не можем разговаривать, слышать пение птиц?

Оказывается, воздух помогает нам говорить и слышать. Произносимые звуки заставляют воздух колебаться, и эти колебания достигают ушей наших слушателей. Воздух заставляет колебаться перепонку в ушах, а мозг формирует ощущение звука.

 - Почему на Луне царит безмолвие?                                        

На Луне нет воздуха и переговариваться там можно только через специальные устройства или знаками, которые показывают руками (как глухие).

- Вот мы ответили и на второй вопрос.

Практическая работа

Замечают, сколько времени могут обойтись без воздуха.

- Воздух необходим для дыхания

Дети читают и подчёркивают карандашом.

1. Защищает от метеоритов. 

2. Предохраняет от перегрева и от морозов. 

3. Защищает от губительных солнечных лучей.

4. Следит за климатом на планете.

Презентация (слайд  11, 12, 13)   наглядность

3.Физкультминутка.

Слайд  15, 16

 - Звери тоже не могут жить без воздуха. На открытом воздухе они делают зарядку и приглашают вас.

Повторяют движения

отдых

Презентация

(слайд 15, 16)

наглядность

4. Состав воздуха

Слайд   17, 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

- Из чего состоит воздух?

Учёные установили, что воздух не просто газообразное вещество, а смесь газов. Посмотрите на диаграмму и скажите, какого газа больше всего в воздухе?

- Посмотрите видеоролик о применении азота. Смотрите внимательно, чтобы ответить на вопрос: Где применяют азот?

- Какое значение имеет кислород?

Практическая работа

- Проведём такой опыт:

- Зажжём две свечки. Одну из них накроем банкой. Что произошло?

-Почему?

-Какой газ поддерживает горение?

-А ещё, какое значение для жизни имеет кислород?

-А какой газ мы выдыхаем?

-Если мы посмотрим на диаграмму, то углекислого газа меньше всего в воздухе, а где применяют углекислый газ нам расскажет…

Применение кислорода

Применение углекислого газа

- Азота

Его используют:

- для удобрений

- для изготовления инсектицидных средств

- в фармацевтике

- для производства взрывчатых веществ

- защитная среда при резке и сварке металлов

- в производстве красителей

- Та, которую накрыли – погасла.

-В банке закончился кислород.

-Кислород.

-Кислородом мы дышим.

-Углекислый газ.

Сообщение ученика

Презентация «Применение углекислого газа»

наглядность

4. Первичная проверка знаний

Слайд 25

А теперь проверим, насколько вы запомнили газы, которые входят в состав воздуха, и их применение

-Отвечают на вопросы теста

Проверка знаний о составе воздуха

Слайд 25

Ноутбуки  тест «Состав воздуха»

Цель - проверка знаний

5. Рефлексия деятельности.

-В маршрутном листе подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трём направлениям

-Отмечают в маршрутном листе

Оценка работы на уроке

Слайд 26

наглядность

6. Итоги урока

Слайд 27

- Спасибо вам за работу на уроке.

Сдайте маршрутные листы и запишите домашнее задание: выполнить в тетради стр. 18-19

Записывают домашнее задание

Домашнее задание

Слайд 27

наглядность

Маршрутный лист    

  _______________________________________________

оценка

1. Повторение по теме «Вода»

Устный ответ  

Игра «Найди клад»

2. Изучение нового

1. Как доказать, что воздух существует?

2. Какое значение имеет воздух для жизни?

3. Из чего состоит воздух?

3. Проверка знаний

Тест «Состав воздуха»

Работа в тетради

4. Рефлексия

1. Урок

Интересно

Скучно

Безразлично

2. Я на уроке

Работал

Отдыхал

Помогал другим

3. Итог

Понял материал

Узнал больше, чем знал

Не понял материал

Оценка   учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Атмосфера земли. Состав и значение воздуха" во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Урок проведен с использованием ЭОР «Модель загрязнения воздуха» сайта «Единая коллекция ЦОР»,  в технологии развития критического мышления в рамках системно-деятельностного подхода. На уроке прос...

Воздух. Значение воздуха в жизни человека.

формирование у детей представления о воздухе, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к природенаблюдение за учащимися с помощью методики критического мышленияЗадачи:обеспечить ...

технологическая карта урока окружающего мира "Значение воздуха для жизни. Состав воздуха "

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему "Значение воздуха дляжизни. Состав воздуха". УМК "Планета Знаний"...

Воздух-смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Данный материал позволит познакомить с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; дать представление о значении воздуха для всего живого на Земле;развивать умение наблюдать, со...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА « Мир природы и человека» Тема урока: «Воздух. Значение воздуха».

Дать представление о воздухе, его свойствах. Раскрыть значение воздуха для растений, животных и человека...