Материалы для уроков окружающего мира.
учебно-методический материал по окружающему миру

Корнеева Татьяна Сергеевна

Материалы для уроков окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Естествознание с методикой преподавания (перечень средств обучения для уроков окружающего мира)

Тесты (5 шт.)

Тест 1 МИР ГЛАЗАМИ АСТРОНОМА

А1. Что такое астрономия?

1.наука о Вселенной

2.наука о строении человека

3.наука о растениях

А2. Что такое Вселенная?

1.необъятное пространство со звёздами, планеты и другие небесные тела

2.звёзды и планеты, которые мы видим в небе

3.все планеты, обращающиеся вокруг солнца

А3. Что такое солнце?

1.планета

2.звезда

3.созвездие

А4. Что такое Земля?

1.созвездие

2.звезда

3.планета

А5. Каковы размеры Земли по отношению к Солнцу?

1.Земля больше Солнца

2.Земля меньше Солнца

3.они одинаковые по размеру

А6. Сколько планет вращается вокруг Солнца?

1)7 планет

2)9 планет

3)11 планет

А7. На каком расстоянии от Солнца находится Земля?

1.50 миллионов км

2.100 миллионов км

 3.150 миллионов км

А8. Какая температура на поверхности Солнца?

1)+ 6000 градусов

2)+ 8000 градусов

3)+ 10000 градусов

А9. Как называется остывшее небесное тело?

1.комета

2.метеорит

3.планета

А10. Как называется каменно-металлическая масса, падающая на Землю из межпланетного пространства?

1.комета

2.метеорит

3.планета

Ответы: 1-1; 2-1; 3-2; 4-3; 5-2; 6-2; 7-3; 8-1; 9-2; 10-2.

Тест Родная страна (2 класс)

1.Что означает слово «федерация»?

1)слияние

2)объединение +

3)разъединение

2. Какой город является столицей России?

1)Санкт-Петербург

2)Новгород

3)Москва +

3. Что не относится к государственным символам России?

1)Герб

2)Флаг

3)Кремль +

4. В какой строке указаны части России?

1)республика, граница

2)республика, край, область, округ +

3)реки, моря, горы

5. В какой строке перечислены символы России?

1)гимн, граница, флаг

2)национальность, язык, гимн

3)герб, флаг, гимн +

6. Кто написал слова современного государственного гимна?

1)А.Александров +

2)С.Михалков

3)С.Маршак

7. Во сколько раз длина флага больше его ширины?

1)в 2 раза +

2)в 3 раза

3)в 4 раза

8. В России живёт более:

1)120 народов

2)100 народов

3)150 народов +

9. У какого народа борщ является национальным блюдом?

1)у грузин

2)у башкир

3)у украинцев +

10. Укажите части русского костюма:

1)сарафан +

2)тюбетейка

3)унты

Тест 3.Человек (3 класс)

А 1. Что относится к характеристике семьи?

1) совместное хозяйство +

2) свой язык

3) границы

4) государственные символы

А 2. Что относится к характеристике народа?

1) территория +

2) национальный костюм

3) совместное хозяйство

4) столица

А 3. Что относится к характеристике страны?

1) государственные символы +

2) жизнь под одной крышей

3) цвет кожи

4) национальные песни

А 4. Кто является главой государства в нашей стране?

1) император

2) король

3) президент +

4) султан

В 1. Укажи резиденцию главы нашего государства.

1) Белый дом

2) Московский Кремль +

3) Букингемский дворец

4) Эрмитаж

В. 2. Что общего имеют члены семьи?

1) отчество

2) имя

3) фамилию +

4) возраст

С1. Что относится к символам государства?

1) танец

2) герб +

3) язык

 4) флаг +

Тест. 4 класс. Итоговый тест.

1)Где находится самая высокая в России гора - Эльбрус?

1.на Алтае

2.на Кавказе

3.на Камчатке

4.на Урале

2)Что не относится к экологическим проблемам?

1.исчезновение растений и животных

2.загрязнение воды

3.загрязнение квартиры

4.загрязнение воздуха

3)В каком веке Москва была впервые упомянута в летописи (1147 год)?

1.XIII

2.XII

3.XI

4.X

4) Какие учёные занимаются изучением прошлого людей?

1.химики

2.астрономы

3.географы

4.историки

5)Какая наука изучает природу земной поверхности?

1.география

2.экология

3.астрономия

4.биология

6) Какая звезда показывает точное направление на север?

1.Альдебаран

2.Полярная

3.Солнце

4.Сириус

7) В чём причина смены времён года?

1.в охлаждении и нагреве Земли

2.в наклоне оси вращения Земли

3.во вращении Земли вокруг Солнца

4.во вращении Солнца вокруг Вселенной

8) Какая планета самая большая?

1.Сатурн

2.Марс

3.Венера

4.Юпитер

Ответы: 1-2; 2-3; 3-2; 4-4; 5-1; 6-2; 7-3; 8-4.

Тест 1 класс (Итоговый тест)

1. Укажи столицу нашей Родины.

А) Санкт-Петербург

Б) Москва

В) Самара

Г) Новгород

2. Что такое Солнце?

А) планета

Б) звезда

В) комета

Г) спутник Земли

3. Что такое Луна?

А) одна из планет Солнечной системы

Б) самая яркая звезда

В) самая горячая звезда

Г) спутник Земли

4. Из чего делают мел?

А) кварц

Б) известняк

В) кремень

Г) гранит

5.Что относится к живой природе?

А) облако

Б) известняк

В) кактус

Г) Солнце

6.Во что превращается снег в тепле?

А) в туман    

Б) в град

В) в воду        

Г) в пар

7. Какое дерево не является лиственным?

А) клён

Б) липа

В) лиственница

Г) берёза

8. Почему комнатные растения ставят ближе к окну?

А) чтобы они дышали

Б) чтобы они украшали окно

В) чтобы они получали больше света

Г) чтобы они не мешали

9.Кто не является насекомым?

А) паук

Б) бабочка

В)стрекоза

Г) муха

10. Какая птица не остаётся зимовать?

А) воробей

Б) сорока

В) синица

Г)ласточка

11.Чем покрыто тело рыб?

А) панцирем

Б) чешуёй

В) перьями

Г) гладкой кожей

12. Чем звери отличаются от других животных?

А) они большие                                  

Б) они покрыты шерстью

В) они умеют хорошо бегать

Г) они покрыты перьями

13. Что посетителям можно делать в зоопарке?

А) кормить зверей

Б) трогать руками

В) шуметь

Г) смотреть на зверей

14. Как помочь птицам зимой?

А) сделать кормушки

Б) развесить скворечники

В) развести костёр

Г) расчистить землю от снега

15. Где можно переходить улицу?

А) где идут взрослые

Б) где есть пешеходный переход

В) где не видно машин

Г) где нет ограждений

16.Как можно экономить воду?

А) не мыть посуду

Б) меньше пить

В) реже умываться

Г) не забывать закрывать кран

17.Чего нельзя делать, когда пользуешься электричеством?

А) включать свет

Б) вставлять вилку в розетку

В) трогать розетку мокрыми руками

Г) выключать электроприборы

18.Какие упаковки быстрее разлагаются?

А) из стекла

Б) из бумаги

В) из пластмассы

Г) из металла

19.Что можно делать в лесу?

А) рвать цветы

Б) слушать пение птиц

В)включать громкую музыку

Г) ловить насекомых

20.Что такое экология?

А) наука о растениях

Б) наука о животных

В) наука о бережном отношении к окружающему миру

Г) наука о космосе

Ответы: 1. Б) Москва

2. Б) звезда

3. Г) спутник Земли

4. Б) известняк

5. В) кактус

6. В) в воду        

7. В) лиственница

8. В) чтобы они получали больше света

9. А) паук

10. Г) ласточка

11. Б) чешуёй

12. Б) они покрыты шерстью

13. Г) смотреть на зверей

14. А) сделать кормушки

15. Б) где есть пешеходный переход

16. Г) не забывать закрывать кран

17. В) трогать розетку мокрыми руками

18. Б) из бумаги

19. Б) слушать пение птиц

20. В) наука о бережном отношении к окружающему миру

 Викторины (3 шт.)

Викторина об освоении космоса № 1.

 Какой прибор используется для исследования звездного неба? (Телескоп).

 Какое название имеет специальный аппарат, который может передвигаться по поверхности Луны? (Луноход).

  Как называется место, с которого запускаются ракеты. (Космодром).

  Как звали первого космонавта — назовите ФИО. (Юрий Алексеевич  Гагарин).

  Какого числа человек впервые полетел в космос. (12.04.1961).

  Как назывался корабль Гагарина? («Восход-1»).

  Сколько раз он облетел земной шар Юрий Гагарин? (Один раз).

  Кто первым вышел из корабля в открытый космос? (Алексей Леонов).

  Каких космонавтов вы еще знаете? (Герман Титов, Андриан Николаев, Владимир Комаров),

  Имя человека, который впервые оказался на поверхности Луны. (Нил Армстронг).

  Имя первой женщины космонавта? (Валентина Терешкова).

Викторина № 2.   ДЕРЕВЬЯ

1.Какое дерево используют для изготовления лыж? - берёзу

2.Из какого дерева делают спички? - из осины

3.Листья каких деревьев осенью краснеют? - рябины, осины, клёна

4.Какое дерево весной дятла поит? - берёза

5.Дерево, которое зацветает раньше других. - ива, ольха

6.Самое высокое дерево.-эвкалипт,100 м

7.Какое дерево худеет в засушливую погоду? - баобаб

8.Какое « модное» дерево «переодевается» несколько раз на дню, становясь то серым, то серебристым, то зеленым? - осина

9.Растет ли дерево зимой? - нет

10.Какие деревья сбрасывают листву зелёной? - ольха и ива

11.Плоды этого дерева вырастают прямо на стволе из отвратительно пахнущих цветов, опыленных навозными мухами. А напиток из семян мы пьем с удовольствием. - какао

12.Какое хвойное дерево осенью сбрасывает свои иголки?-лиственница

13.Листьями какого дерева питается коала? - эвкалипта

14.Какой сок собирают ранней весной в нашем лесу? - березовый

15.Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? - сосна-светолюбивое растение

16.Древесина какого нашего дерева не разрушается под воздействием воды и воздуха и хранится тысячелетия? - лиственницы

17.Древние славяне считали, что на этом дереве растут молодильные яблочки. - на дубе

18.Это дерево не умирает, если с него сорвать кору; в дупле могут спать до 30 человек.Плоды по форме напоминают огурцы, по вкусу – телятину; если их сжечь, получается мыло. Из листьев этого дерева варят суп.- баобаб

19.Какое дерево при сильном ветре может упасть вместе с корнем? - ель

20.Какое дерево живёт дольше всех? - дуб

Викторина № 3.  МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

1.Какое животное является самым высоким существом на Земле? - жираф

2.Какой хищный зверь на Земле самый крупный? - белый медведь

3.Самый большой представитель кошачих. - тигр4.Какая обезьяна самая большая? - горилла

5.Самый лучший прыгун в высоту. - дельфин-6 м

6.Самый быстрый бегун планеты. - гепард

7.Самое медлительное млекопитающее. - ленивец

8.Какой зверь самый чистоплотный? - барсук

9.Какой зверь после еды чистит зубы, полощет рот водой? - тигр

10.Млекопитающее, не умеющее прыгать. - слон

11Кто из зверей охотится на тигра? - никто

12.Медведь, «никогда не пьющий воды», - это… - коала

13.Ресницам какого животного могут позавидовать все модницы? - верблюда

14.Кого древние греки называли «речной лошадью»? - бегемота

15.У каких животных каждый день растут зубы? - у всех грызунов

16.Самый большой кит. - синий кит

17.Самый маленький кит. - дельфин

18.Умеют ли слоны плаать?-да

19.Какое единственное достоинство видели люди в лошади 400 веков назад? - съедобность  

20.Колются ли иголки новорожденного ежа? - нет

21.Как называют зайчат, родившихся осенью? - листопаднички

22.У какого животного есть мозоли на ногах и во рту? - у верблюда

23.Какая охота разрешена в любое время года? - фотоохота

24.Почему ёж не убегает от приближающегося животного или человека? - плохо видит

Схемы (5 шт.)

C:\Users\Татьяна\Desktop\ррр.jpg C:\Users\Татьяна\Desktop\i.jpgппп.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\жжж.jpg C:\Users\Татьяна\Desktop\жжжжж.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\жжжжжжжжжжж.jpg

Дидактические игры (3 шт.)

Игра в слова Тема «Изменения в жизни домашних животных осенью. Труд людей осенью» 1 класс

Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие к домашним животным, их образу жизни:

барсук;

кролик;

живут в лесу;

о них заботится человек;

петух;

лось;

питаются мелкими животными;

приносят пользу человеку;

живут в поле;

живут в построенных домиках;

не выгоняют осенью на пастбище.

Игра «Снежный ком»

Тема «Растения и животные болот» 3 класс

Игра проводится со всеми учащимися. Дети по очереди (по кругу) называют растения и животных бо­лот: первый ребенок говорит одно слово, второй — на­зывает первое слово и свое, третий — повторяет два предыдущих и добавляет свое.

Например:«камыш»;«камыш — росянка»;«камыш — росянка — клюква»;«камыш — росянка —.клюква — серый журавль»;«камыш — росянка — клюква — серый журавль — болотная сова»;«камыш — росянка — клюква — серый журавль — болотная сова — голубика» и т.д.

Дети по очереди рассказывают о каком-нибудь растении или животном: первый ученик— первое пред­ложение, второй — повторяет предыдущее предложе­ние и озвучивает свое и т.д.

Игра «Четвёртый лишний»

В каждой группе подчеркните «лишнее» слово, объясните свой выбор.

лиса, медведь, заяц, дятел;

сорока, белка, клест, синица;

волк, еж, конь, лиса;

заяц, кот, кролик, собака;

бельчонок, лисенок, медведица, волчонок;

лиса, волк, заяц, белка (делает запасы на зиму);

медведь, волк, лиса, заяц (меняет окраску).

Ребусы (10 шт.)

C:\Users\Татьяна\Desktop\hello_html_m7045e0a5.png

C:\Users\Татьяна\Desktop\hello_html_76a378a8.png

C:\Users\Татьяна\Desktop\hello_html_m5c4f292c.png

Загадки (10 шт.)

1.Все моря и океаны,

Города найдешь на шаре,

Реки, страны и заливы,

Горы, острова, проливы.

Вся земля, поверьте мне,

На учительском столе. (Глобус)

2.По будильнику встаю,

Одеваюсь, чай я пью

И вприпрыжку на урок,

Чтоб не пропустить звонок.

После школы погуляю,

Дома в мячик поиграю.

Все я выполняю сам

Каждый день, как по часам.

Коль по времени мы спим,

Соблюдаем мы... (режим)

3. Листья осенью летят,

Наступает... (листопад)

4.Знаю я, что красный свет

Значит, что дороги нет.

По проезжей части я

Не хожу гулять, друзья.

Отношусь я с уважением к... (правилам движения)

5. Один укажет: «Переход!

Смотри, вот зебра, пешеход!».

Другой покажет, где автобус едет,

А третий крикнет: «Осторожно, дети!». (Дорожные знаки)

6.Если Луна Солнца свет закрывает,

То на Земле темнота наступает.

И это вот явление

Зовем мы все... (затмение)

7. Он совершил космический полет,

А транспорт был ему не самолет.

Поверьте на слово мне, дети,

Летал он в космос на ракете. (Космонавт)

8.Знаешь ты и знаю я:

Круглая, как шар,... (земля)

9. Есть здесь Кремль, Мавзолей,

Приезжай, смотри скорей...

Многолюдно... лица, лица,

Этот город есть... (столица)

10.Плутон и Венеру, Меркурий, Юпитер

Показывал нам на рисунке учитель,

А после спросил нас: «Скажите, что это?».

Мы хором ответили: «Это — ... (планеты»)

Кроссворды

№ 1. Кроссворд «Звездное небо»

C:\Users\Татьяна\Desktop\0.gif

   1. Созвездие, названное в честь собаки охотника из древнегреческих мифов.

   2. Созвездие, названное по имени охотника из древнегреческих мифов.

   3.Светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу.

   4.Звезды, образующие конфигурацию ковша.

   5.Созвездие — «бык».

   6.Особое скопление звезд в созвездии Тельца.

   7.Самая яркая звезда на небе.

   8.Самая знаменитая звезда, расположенная на конце ручки ковша Малой Медведицы.

Ответы: 1-пес, 2-орион, 3-звезда, 4-медведица, 5-телец, 6-плеяды, 7-сириус, 8-полярная.

№ 2. Кроссворд «Природа России»

C:\Users\Татьяна\Desktop\ппп.gif

    1.Величайшая в мире равнина, раскинувшаяся от западных границ России до Уральских гор.

    2.Плоскогорье к востоку от Западно-Сибирской равнины.

    3.Поверхность Русской равнины.

    4.Полуостров России с 28 действующими вулканами.

    5.Равнины с ровной поверхностью.

    6.Высочайшая в России гора.

    7.Горы на Юге Сибири, славящиеся своей красотой и богатством живой природы.

    8.Страна огромных равнин и величественных гор.

    9.Горы на юге Сибири, внесенные в Список Всемирного наследия.

    10.Самые высокие горы в России.

    11.Горы в России отделяющие европейскую часть от азиатской.

Ответы: 1-русская, 2-среднесибирская, 3- холмистая, 4-камчатка, 5-плоские, 6-саяны, 7-Эльбрус, 8-Россия, 9-атлантические, 10- кавказские.  

№ 3. Кроссворд «Водоёмы»

C:\Users\Татьяна\Desktop\0.gifвв.gif

   1. Хранилища воды на Земле, которая так необходима всему живому.

   2.Естественный водоём планеты.

   3. Искусственный водоём.

   4.Естественный водоём.

   5.Огромный естественный водоем на Земле.

   6.Искусственный водоём.

Ответы: 1-водоемы, 2-река, 3-водохранилище, 4-озеро, 5-океан, 6-пруд.

№ 4. Кроссворд «Отрасли животноводства»

C:\Users\Татьяна\Desktop\ии.gif

   1. Отрасль животноводства занимающаяся выращиванием и разведением свиней.

    2.Отрасль животноводства занимающаяся выращиванием и разведением домашних кроликов.

    3.Отрасль животноводства занимающаяся выращиванием и разведением лошадей.

    4.Отрасль животноводства занимающаяся выращиванием и разведением домашних птиц.

   5. Отрасль животноводства занимающаяся выращиванием и разведением пчёл.

Ответы: 1-свиноводство, 2-кролиководство, 3-коневодство, 4-птицеводство, 5-пчеловодство, 6-рыбоводство.

№ 5. Кроссворд «Какие бывают почвы. Охрана почв

C:\Users\Татьяна\Desktop\0.gifррррр.gif

1.Учёные изучающие различные типы почв.

 2.Тип почвы в лиственных лесах.

 3.Почвы, имеющие толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

  4.Способ защиты почвы на полях в зимнее время.

  5.Самые распространенные почвы в нашей стране.

  6.Распространённый тип почвы в тундре.

  7.Лесные полосы защищающие почву на полях.

  8.Почвы, содержащие толстый слой торфа.

  9.Одна из самых плодородных почв мира.

Ответы: 1-почвоведы, 2-лесные, 3-луговые, 4-снегозадержание, 5-додзолистые, 6-тундровые, 7-полезащитные, 8-болотные, 9-чернозёмные.

Памятки по организации наблюдений в живой и неживой природе.

Что наблюдать и делать осенью

1) Изменения природы в окрестностях школы в травяном покрове.

2) Подготовка растений к зиме: кустарники и деревья осенью.

3) Окраска листьев. Листопад.

4) Вечнозелёные растения.

5) Сельскохозяйственные растения.

6) Сезонные работы в саду и в огороде.

7) Плоды и семена декоративных растений. Их сбор и хранение.

8) Различные способы распространены семян дикорастущих растений.

9) Сбор лекарственных растений и их заготовка.

10) Подготовка животных к зиме.

11) Жизнь в водоёме и др.

Что наблюдать и делать зимой.

1) Определение средней толщиной снежного покрова.

2) Значение роста снежного покрова.

3) Жизнь растений под снегом.

4) Снегозадержание.

5) Влияние полезащитных полос для снегозадержания.

6) Жизнь животных. Чьи следы на снегу?

7) Организация подкормки птиц.

8) Проверка пригодности семян к посеву.

9) Водоёмы зимой и др.

Что наблюдать и делать весной.

1) Таяние снега.

2) Протравливание семян, работа в парках, в саду, на огороде, в поле.

3) Наблюдение за развитием кустарников и деревьев.

4) Сокодвижение.

5) Распускание листьев. Начало цветения.

6) Наблюдение за развитием травянистых растений.

7) Подготовка почвы к севу.

8) Посев и посадка полевых и огородных растений.

9) Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными.

10) Пробуждение жизни в водоёме и др.

Что наблюдать и делать летом.

1) Летний травяной покров.

2) Строение цветка.

3) Сорные растения в полях и огородах (описание и гербарий)

4) Борьба с сорняками.

5) Развитие кустарников и деревьев в летних условиях.

6) Летние работы в огороде, саду, колхозе.

7) Уход за культурными растениями.

8) Пропалывание.

9) Цветение и созревание зерновых культур.

10) Сенокошение.

11) Летняя жизнь животных.

12) Растительность и животный мир водоёмов.

Критерии и нормы оценки умений и знаний по окружающему мир.

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («неудовлетворительно») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Варианты открытия новой темы.

1)Отгадай загадку «Глобус»

«Все моря и океаны,

Города найдешь на шаре,

Реки, страны и заливы,

Горы, острова, проливы.

Вся земля, поверьте мне,

На учительском столе. (Глобус)

2) Отгадай ребус «Космос»

C:\Users\Татьяна\Desktop\717591_1.png

3)Прочти пословицы «Царство грибов»

Где один гриб, там и другой.

Бояться волков, быть без грибов.

И зимой съел бы грибок, да снег глубок.

4) «Человек»

519ч5638е9л27443о894в6543е098к

5) Обведи по точкам «Птицы»

C:\Users\Татьяна\Desktop\717591_2.jpeg



Предварительный просмотр:

Способы ориентирования на местности

C:\Users\Татьяна\Desktop\orientirovanie.jpg

Ориентирование на местности – это выявление своей дислокации относительно сторон света и каких-либо ориентиров, которые как правило берутся за точку отсчета. А также определение и выдерживание направления движения к заданному пункту назначения.

Выделяют 4 способа ориентирования на местности. В первом случае применяется географическая карта. Также для определения сторон свет могут применить компас. Немногие знают, но и небесные светила способны помочь определиться с местоположением. И наконец, подсказку могут дать природные объекты и признаки.

Ориентирование с помощью карты

Для того, чтобы определить свое местоположение с помощью карты необходимо сопоставить изображенные на ней объекты (дороги, реки, ЛЭП) с их реальными «двойниками» на местности. Например: выйдя на берег реки, нужно внимательно проследить ее изгибы, а затем путем поворачивания карты, соотнести реальную реку с изображенной на карте. При этом местонахождение всех остальных незначительных объектов (дерево, роща, отдельно стоящая постройка), также должно соответствовать действительности. Определив примерное расстояние между ними (на глаз или шагами), можно с точностью определить и свое местоположение. Все эти данные помогут проложить дальнейший маршрут следования.

Ориентирование с помощью компаса

Для того, чтобы определить стороны света необходимо положить компас горизонтально и освободить его стрелку от зажима. Через некоторое время стрелка перестанет двигаться и укажет своим выделенным концом на север («северный» конец стрелки может быть окрашен в какой-либо цвет, может быть короче или иметь форму стрелочки). Определив север, без особых проблем можно найти и другие стороны света: с противоположной стороны будет юг, справа (от севера) – восток, слева – запад.

Далее, выбрав по маршруту следования хорошо видимый объект (дерево, гора, холм), нужно определить его азимут. Для этого необходимо встать лицом к объекту и совместить отметку шкалы «0» с северным концом стрелки. В этом случае цифровое значение на шкале компаса по направлению к объекту и будет его азимутом (а также путем назад).

Следует запомнить, что азимут отсчитывается исключительно по часовой стрелке. И никак иначе!

Например:

Азимут севера – 0º или 360º.

Юга — 180º.

Запада — 270º.

Востока — 90º.

Далее нужно обратить внимание на числовое значение, расположенное четко напротив первого значения и запомнить его. Это будет азимут направления вперед. Именно по этой цифре будет сверяться траектория пути.

При возвращении обратно, компас нужно сориентировать таким образом, чтобы линия возвращения указывала вперед. Не изменяя положения прибора, медленно нужно повернуться таким образом вокруг своей оси, чтобы магнитная стрелка компаса показала на север.

Следуя по компасу, человек обязательно окажется в той точке, из которой начал совершать свой путь.

Ориентирование с помощью небесных светил

Способ 1: ориентирование на местности с помощью часов и Солнца (для северного полушария). При данном методе ориентировки на местности понадобятся часы, имеющие стрелки. Часы нужно расположить горизонтально и часовую стрелку направить на Солнце. От места крепления стрелок к корпусу изделия, нужно провести линию через деление «1 час».  Далее через получившийся угол нужно провести биссектрису, которая и укажет юг.

Способ 2: с помощью тени отбрасываемой предметом

В данном случае понадобится длинный предмет (палочка или столбик воткнутый в землю). Верхушку тени, которую он отбросит, необходимо отметить. Подождав около 30 минут, снова сделать отметку (так как тень поменяет свое местоположение). Проведя линию через эти 2 точки, можно определить направление востока и запада. Для определения севера нужно чуть продлить линию после второй отметки и встать носком левой ноги напротив первой точки, а носком правой в конце продленной линии. Впереди будет север.

Способ 3: определение сторон света по основании времен года

Нужно запомнить, что:

С декабря по февраль Солнце восходит на юго-востоке, а садится на юго-западе.

С июня по август восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе.

С марта по май и с сентября по ноябрь Солнце восходит на востоке, а садится на западе.

Луна

Для того, чтобы научиться ориентироваться по сторонам света с помощью Луны, нужно ознакомиться с некоторыми астрономическими фактами.

Выделяют 4 лунных фазы (изменения формы Луны, которые можно наблюдать с поверхности Земли):

Новолуние (Луны не видно на небе вовсе).

Первая четверть (видна ее правая часть).

Полнолуние (видна полностью).

Последняя четверть (видна лишь левая часть естественного спутника Земли).

Во время новолуния сориентироваться по сторонам света с помощью Луны не получится, так как она не видна на небе. В первую четверть она видна на юге, приблизительно в 18:00-19:00 часов. В 12 часов ночи она уходит за горизонт на западе. Во время полнолуния Луна видна в 18:00-18:30 часов на востоке, в 00:00-00:30 она указывает на юг, а ранним утром — на запад. В последней четверти Луна в полночь указывает на восток. Утром, во время своего захода, она укажет юг.

Звезды

Способ 1: Полярная звезда.

Полярная звезда или α Малой Медведицы расположена в «ручке» созвездия Малая Медведица. Для некоторых людей, возможно, непросто выделить данное созвездие на небосклоне. Поэтому поиск Полярной звезды лучше начинать от созвездия Большая Медведица (похоже на ковш). Нужно взять две крайние звезды (они называются Дубхе и Мерак) с правой вертикальной части «ковша». И отсчитать 5 расстояний между ними вверх. α Малой Медведицы найдена.

Далее, нужно встать к ней лицом. Это север. Если обернуться назад – будет юг. Слева — запад, справа – восток.  Важно помнить, что определение сторон света при помощи Поляной звезды возможно только в северном полушарии!

Способ 2: созвездие Южный крест.

Данное созвездие может помочь ориентироваться на местности в южном полушарии.

Созвездие Южный крест состоит из 4 ярких звезд, соединив противолежащие из которых мысленной линией, можно получить крест. Для определения юга — нужно взять самый длинный отрезок из вертикальной прямой. Соответственно, противоположный конец будет указывать на север. Восток окажется слева, а запад – справа.

Способ 3: Созвездие Орион.

По созвездию Орион можно определить запад и восток. Созвездие состоит из 7 звезд, 3 из которых (Минтака, Альнилам, Альнитак) входят в так называемый Пояс Ориона.  Их принято называть Поясом Ориона. Так как данное созвездие находится в области небесного экватора, в момент восхода оно будет показывать на восток, а при заходе на запад.

Ориентирование с помощью природных признаков и объектов

Можно обратиться к способам ориентирования на местности по местным признакам и объектам:

1.Обычно, кора на деревьях более тонкая и нежная с южной стороны растения и грубая – с северной.

2.Деревья, камни, кровли домов быстрее покрываются лишайником с севера.

3.Если приглядеться к хвойным деревьям, то можно заметь, что больше смолы скапливается с южной стороны.

 4.Муравьи строят свои жилища по южную сторону от дерева или пня. Также северная сторона муравейника более крутая, чем южная.

  5.Раньше краснеют и наливаются соком фрукты и ягоды со своей южной стороны.

6.Если обратить внимание на отдельно стоящее дерево, то можно заметить, что с его южной стороны ветки будут более густые и ветвистые.

7. Головка подсолнуха никогда не смотрит на север.

 8.Снег около больших камней, пней или деревьев более рыхлый с северной стороны, а с южной покрыт корочкой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Карты

Слайд 2

Потографическая крта Топографи́ческая ка́рта - на ней подробно изображена местность. Топографическая карта содержит сведения об опорных геодезических пунктах, рельефе, гидрографии, растительности, грунтах, хозяйственных и культурных объектах, дорогах, коммуникациях, границах и других объектах местности.

Слайд 3

Карта Глобус Глобус-представляет собой сильно уменьшенную модель Земли. На глобусы нанесены изображения только крупных объектов-материков, океанов, гор, впадин, крупнейших рек.

Слайд 4

Карта полушарий Картографическое изображение земного шара, разделенного на два полушария.

Слайд 5

Физическая карта мира Физическая карта мира подробно показывает рельеф, пески, ледники, плавучие льды, заповедники, месторождение полезных ископаемых.

Слайд 6

Контурная карта Контурная карта-особый вид учебных географических карт, содержащих элементы географической основы и координатную сетку. Она предназначена для выполнения учебных заданий по географии, истории и астрономии.

Слайд 7

Политическая карта Место стран в современном мире, их форму правления и государственного устройства отражает политическая карта.

Слайд 8

Физическая карта Российской Федерации Физическая карта России дает наглядное представление о сложном рельефе, истории формирования и внешним морфологическим признакам.

Слайд 9

Карта природных зон Карта природных зон показывает распространение широтных географических зон и подзон , характеризуемых общим температурным режимом, атмосферой, типами растительности и почв, животным миром.



Предварительный просмотр:

Загадки про космос для школьников

1.Шарик золотой заглянул в оконце, и танцуют зайчики. Что же это? (Солнце).

2. Ночью на небе видна бледнолицая … (Луна).

3. Быстрая, словно комета, в космос взлетает… (Ракета)

4. Что видим мы, взглянув в оконце, нам ярким светом светит … (солнце)

5. Золотые горошины в ночное небо подброшены. (Звезды).

6. Летит вокруг Солнца планета, в леса и горы одета. Мелькают моря и поля. Зовется она … (Земля).

7. Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр)

 8.У ракеты есть водитель, невесомости любитель. По-английски: «астронавт», а по-русски … (космонавт)

 9.Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить, млечный путь увидеть чтоб нужен мощный … (телескоп).

Викторина об освоении космоса

    Какой прибор используется для исследования звездного неба? (Телескоп).

    Какое название имеет специальный аппарат, который может передвигаться по поверхности Луны? (Луноход).

    Как называется место, с которого запускаются ракеты. (Космодром).

    Как звали первого космонавта — назовите ФИО. (Юрий Алексеевич  Гагарин).

    Какого числа человек впервые полетел в космос. (12.04.1961).

    Как назывался корабль Гагарина? («Восход-1»).

    Сколько раз он облетел земной шар Юрий Гагарин? (Один раз).

    Кто первым вышел из корабля в открытый космос? (Алексей Леонов).

    Каких космонавтов вы еще знаете? (Герман Титов, Андриан Николаев, Владимир Комаров),

    Имя человека, который впервые оказался на поверхности Луны. (Нил Армстронг).

    Имя первой женщины космонавта? (Валентина Терешкова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам окружающего мира.

Занимательный материал к урокам окружающего мира поможет развитию познавательной активности детей....

Дидактические материалы к урокам окружающего мира (система Л.В. Занкова)

Дидактические материалы используются на этапе актуализации знаний, помогают привести в систему изученный ранее материал, уточнить пробелы в знаниях детей...

Тестовые материалы к урокам окружающего мира по программе "Перспектива"

Контрольные тесты к урокам окружающего мира по  учебникам Новицкой М.Ю. и Плешакова А.А .содержат вопросы о сезонных изменениях в природе, а также итоговые задания  за курс 2 клас...

Тестовые материалы к урокам окружающего мира по программе "Перспектива"

Контрольные тесты к урокам окружающего мира по  учебникам Новицкой М.Ю. и Плешакова А.А .содержат вопросы о сезонных изменениях в природе, а также итоговые задания  за курс 2 клас...

Тестовые материалы к урокам окружающего мира по программе "Перспектива"

Контрольные тесты к урокам окружающего мира по  учебникам Новицкой М.Ю. и Плешакова А.А .содержат вопросы о сезонных изменениях в природе, а также итоговые задания  за курс 2 клас...

Материалы к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "В царстве льда и снега"

Дидактические материалы включают план урока, презентацию, кроссворд по теме, видеофильмы....

Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".

В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....