Главные вкладки

    Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

    Урок для обучающихся 1 класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse.docx20.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (Обобщение практических знаний)

    Решаемые проблемы: Как услышать лесные голоса?

    Цели: учить слушать звуки природы; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; учить формулировать правила поведения в природе и рисовать «экологические знаки»

    Планируемые результаты:

    Понятия: лесные голоса, тишина, правила поведения.

    Предметные результаты:

    Знания: познакомятся с голосами лесных жителей.

    Умения: научатся объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину.

    Навыки: правила поведения на природе.

    Универсальные учебные действия:

    Регулятивные: различать способ и результат действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (узнать животное по голосу).

    Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; интерпретировать информацию.

    Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания.

    Личностные результаты:

    Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие.

    Ход урока

    1. Организационный момент. (Слайд 2)

    Долгожданный дан звонок –

    Начинается урок.

    Он пойдёт ребятам впрок.

    Постарайтесь всё понять

    И многое узнать.

    1. Самоопределение к деятельности. (Слайд 3)

    - Сегодня на уроке мы с вами совершим прогулку. Муравьишка Вопросик приглашает нас в гости к себе домой.  Где же его дом? Ответить на этот вопрос нам поможет загадка:

    Богатырь стоит богат,

    Угощает всех ребят:

    Саню – земляникой,

    Таню – костяникой,

    Машеньку – орешком,

    Петю – сыроежкой. (Лес)

    (Слайд 4)

             Мы сегодня входим в лес,

             Полный сказок и чудес.

             Кто в глуши его таится?

             Что за зверь? Какая птица?

              Все узнаем без утайки!

              Разгадаем леса тайны!

    - Итак, мы вошли в лес.  Прислушаемся к нему.

    (Слушание аудиозаписи с голосами птиц, с шелестом листьев, с жужжанием насекомых.)

    - Какие звуки леса вы услышали?

    - Какие звуки еще можно услышать в лесу?

    - Ребята, почему говорят, что лес шелестит?

    - Почему говорят, что лес поёт?

    -  Почему говорят, что лес жужжит?

    - Что необходимо для того, чтобы услышать живые лесные звуки?

    (Соблюдать тишину.)

    - Оказывается,  тишина в лесу нужна не только для того, чтобы слышать лесные звуки.

    - Для чего ещё необходимо соблюдать тишину, мы сегодня постараемся выяснить.

    III. Работа по теме урока.  

    (Слайд 5: тема урока.)

    - И помогать нам будут муравьишка Вопросик и мудрая Черепаха.

    - Откройте страницу 48 и прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

    1. Знакомство с жителями леса.

    - Кого в лесу можно увидеть?  Подскажут нам ответ на этот вопрос загадки.

    (Слайд 6)

    Кто в беретке ярко-красной

    В чёрной курточке атласной?

    На меня он не глядит,

    Всё стучит, стучит, стучит.   (Дятел)

    - Скажите,  как ещё называют дятла?

    (лесной доктор, санитар леса)

    - Почему его так называют? Послушаем сообщение, которое подготовила Лиза Ушкевич.

    Дятел – это лесной доктор. Он, ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком  вытаскивает из-под нее вредных для дерева насекомых. Эти насекомые и их личинки составляют пищу дятла. Птица избавляет дерево от насекомых-короедов. Один дятел за день съедает много насекомых и личинок. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

    - Кто еще живет в лесу?

    - Посмотрите на картинку.

    -А вот какой-то верхолаз прицепился к ветке. Из щелей в коре ловко вытаскивает гусениц. Очень проворная птичка. Это же…(синичка)

    - Про синицу нам расскажет Щеглова Лиза.

    Синицы – это подвижные и ловкие птицы. Перелетая с дерева на дерево, они обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день большое количество гусениц. За один день синички много раз прилетают к гнезду, чтобы накормить птенцов.

    - Давайте прислушаемся и попробуем отгадать лесного жителя по пению.

    (звучит пение кукушки)

    В лесу ночном кукует птица.

    Она назвать себя боится…

    Ку-ку…ку-ку,-

    Не спит опушка.

    А птицу эту звать … (кукушка).

    - Что вы знаете особенного про кукушку?

    (Она подбрасывает свои яйца в гнёзда другим птицам.)

    - Но оказывается кукушка не такая уж и плохая. Кукушка очень полезная птица, не менее полезная, чем дятел и синичка.

    - Дальше про кукушку расскажет Ажовкова Маша.

    Кукушка – верный хранитель леса. Она из самых полезных птиц. Кукушка поедает таких гусениц, которых кроме нее другие птицы не едят. Когда в лесу появляется много гусениц, кукушка становится незаменимой. Она съедает за день огромное количество личинок и гусениц.

    - Отгадаем ещё загадки про жителей леса.

    Серовато, зубовато,

    По полю рыщет,

    Телят, ягнят ищет. ( Волк)

    Хвост пушистый, мех золотистый

    В лесу живёт, в деревне кур крадёт.   (Лиса)

    Зимой беленький, а летом серенький.   ( Заяц)

    (На слайде появились картинки: дятел, синица, кукушка, волк, лиса, заяц.)

    - На какие две группы вы разобьёте этих лесных жителей?

    (птицы и звери)

    - Мы всех животных леса вспомнили? (нет)

    - Их очень много, все они живут в лесу и лес – их дом.

    Физкультминутка.

    Мы по лесу прогулялись

     И немножко отдохнем.

     Встанем, глубоко вздохнем.

     Руки в стороны, вперед,

     Чудеса у нас на свете:

     Стали карликами дети

     А потом все дружно встали,

     Великанами мы стали.

     Дружно хлопаем,

     Ногами топаем!

     Хорошо мы погуляли

     И нисколько не устали!

    2. Работа с учебником.

    - А сейчас выполним задание на странице 48. (Слайд 7)

    - Прочитайте задание. Посовещайтесь в парах, какими звуками вы будете озвучивать: шелест листьев, пение птиц, жужжание насекомых.

    - Итак, как звучит шелест листьев?

    - Какое пение птиц можно услышать?

    - Как жужжат насекомые?

    - Первый ряд представим, что мы листва и пошелестим листочками.

    - Второй ряд  представим, что мы птицы и попоём.

    - Третий ряд представим, что мы насекомые и пожужжим.

    - Теперь все вместе хором первый ряд шелестит, второй поёт, третий жужжит.

    - Мы сейчас произнесли звуки, которые слышим в лесу.

    - Молодцы, ребята, теперь подумайте и ответьте на такой вопрос:

    - Почему на отдых люди стремятся в лес?

    - Как дышится в лесу?

    - Что полезного находит человек в лесу? (древесина, ягоды, грибы, лекарственные травы, орехи,…)

    - Кто кроме человека пользуется лесными ресурсами (дарами леса)?

    - Послушайте, что однажды произошло в лесу, когда его посетил дикарь.

                                                     «Дикарь в лесу»

     Хозяйка белочка в лесу

     Орехи собирала.

     Она в лесу том

     Каждый сук

     И каждый кустик знала.

    Однажды в лес

     Противный тип

     Пришёл с большой котомкой

     Небрежно сбил ногою гриб

     И выругался громко.

    Стал гнуть орешину – сломал,

     Зажал под мышкой ветви.

     Нашёл один орех – сорвал,

     Сорвал второй и третий…

    Отбросил куст

     И, как медведь,

     Пошёл себе довольный.

     А бедной белке и смотреть

     На это было больно.

     -- Правильно ли вёл себя человек в лесу?

     - Чего он не знал?

    - Посмотрите на рисунок страница 49. (Слайд 8)

    - Кто пришёл в лес?

    - Чем они заняты?

    - Что стало с животными, которые жили на этой поляне?

    - Почему они убегают?

    - Правильно ли ведут себя дети в лесу?

    - Могут ли эти дети услышать те звуки, которые слышали мы в начале урока?

    - Почему?

    - Почему надо соблюдать тишину в лесу?

    (Это дом растений и животных, а мы в нём только гости.)

    - Прочитайте на странице 49

    «Знаете ли вы, что…»

    - Что вы узнали?

    - Используя эту информацию…(с. 49) (Зная это, предположите, к каким последствиям может привести шум в лесу.)

    (Парная работа.)

    (Дети высказывают свою точку зрения и проверяют себя по учебнику.)

    - Мне хочется вспомнить слова Н. Сладкова:

    "Хочешь увидеть – стань... (невидим)

     Хочешь услышать – стань...(неслышим)

     Хочешь узнать – ..." (затаись).

     – О каком правиле идет речь? (В лесу соблюдай тишину!)

    (Слайд 9)

    3. Работа с тетрадью.

    - Теперь откройте  рабочие тетрадки на странице 34.

    - Выполним второе задание.

    - Объясните знак. (Слайд 10)

    4. Творческая работа.

    - Поработаем в группах. Нарисуйте свой знак на листочках.

    (Раздать листы и маркеры)

    - Один из группы выходит к доске и объясняет свой знак.

    (Что нарисовали? Почему?)

    IV. Итог урока.

    - Давайте ещё раз вспомним вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока.

    - Так мы нашли на него ответ?

    - Какой?

    - Давайте проверим, правильный ли мы сделали вывод? (с. 49)

    V. Рефлексия.

    - Теперь возьмите смайлики и покажите, как вы поработали на уроке. Оцените свою работу.

    (Дети показывают нужный смайлик и объясняют свой выбор.)

    - Я тоже хочу оценить вашу работу.

    (Раздаю фишки)

    - В заключении мне хочется прочитать стихотворение:

    Есть просто храм,

     Есть храм науки,

     А есть еще природы храм –

     С лесами, тянущими руки,

     Навстречу солнцу и ветрам.

     Он свят в любое время суток,

     Открыт для нас в жару и стынь,

     Входи сюда, будь сердцем чуток,

     Не оскверняй его святынь.

     – ПОМНИТЕ об этом, ребята!

    (Слайд 11)

    - Давайте прочитаем, что написано на слайде.

    (Вы сегодня все молодцы! Спасибо за урок!)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» 1 класс

    Цель урока: познакомить с правилами поведения в лесу; дать представление о цветах и бабочках леса, их взаимосвязи; проанализировать поведение людей в лесу; воспитывать любовь к природе, бережное...

    Конспект урока по предмету окружающий мир во 2 классе "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"

    Конспект урока по предмету окружающий мир во 2 классе "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"...

    Урок окружающего мира 1 класс по теме: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"

    Урок построен на основе жизненного опыта, где обучающиеся через решение проблемных ситуаций приобретают новые знания. Учатся правильно вести себя в природе не нанося ей вреда....

    Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

    Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» 1 класс УМК «Школа России»

    Цели деятельности учителя: формирование знаний о необходимости соблюдения тишины, звуков леса, их разнообразие и красота. Планируемые результатыПредметные:- знать необходимость соблюдения пр...

    Конспект урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (УМК «Школа России», 1 класс)

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о звуках природы в лесу, о правилах поведения в лесу; расширение кругозора детей.Цель урока (по выпускной квалификационной работе): формирование э...

    Конспект урока по окружающему миру "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?" (УМК "Школа России", 1 класс)

    Цели деятельности учителя:  формирование знаний о правилах поведения в природе (лесу); умений определять лесных обитателей по звукам, передавать голосом звуки леса; воспитание бережного отношения...