Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Урок для обучающихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (Обобщение практических знаний)

Решаемые проблемы: Как услышать лесные голоса?

Цели: учить слушать звуки природы; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; учить формулировать правила поведения в природе и рисовать «экологические знаки»

Планируемые результаты:

Понятия: лесные голоса, тишина, правила поведения.

Предметные результаты:

Знания: познакомятся с голосами лесных жителей.

Умения: научатся объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину.

Навыки: правила поведения на природе.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: различать способ и результат действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (узнать животное по голосу).

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; интерпретировать информацию.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания.

Личностные результаты:

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Слайд 2)

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

И многое узнать.

  1. Самоопределение к деятельности. (Слайд 3)

- Сегодня на уроке мы с вами совершим прогулку. Муравьишка Вопросик приглашает нас в гости к себе домой.  Где же его дом? Ответить на этот вопрос нам поможет загадка:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Саню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой. (Лес)

(Слайд 4)

         Мы сегодня входим в лес,

         Полный сказок и чудес.

         Кто в глуши его таится?

         Что за зверь? Какая птица?

          Все узнаем без утайки!

          Разгадаем леса тайны!

- Итак, мы вошли в лес.  Прислушаемся к нему.

(Слушание аудиозаписи с голосами птиц, с шелестом листьев, с жужжанием насекомых.)

- Какие звуки леса вы услышали?

- Какие звуки еще можно услышать в лесу?

- Ребята, почему говорят, что лес шелестит?

- Почему говорят, что лес поёт?

-  Почему говорят, что лес жужжит?

- Что необходимо для того, чтобы услышать живые лесные звуки?

(Соблюдать тишину.)

- Оказывается,  тишина в лесу нужна не только для того, чтобы слышать лесные звуки.

- Для чего ещё необходимо соблюдать тишину, мы сегодня постараемся выяснить.

III. Работа по теме урока.  

(Слайд 5: тема урока.)

- И помогать нам будут муравьишка Вопросик и мудрая Черепаха.

- Откройте страницу 48 и прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

1. Знакомство с жителями леса.

- Кого в лесу можно увидеть?  Подскажут нам ответ на этот вопрос загадки.

(Слайд 6)

Кто в беретке ярко-красной

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.   (Дятел)

- Скажите,  как ещё называют дятла?

(лесной доктор, санитар леса)

- Почему его так называют? Послушаем сообщение, которое подготовила Лиза Ушкевич.

Дятел – это лесной доктор. Он, ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком  вытаскивает из-под нее вредных для дерева насекомых. Эти насекомые и их личинки составляют пищу дятла. Птица избавляет дерево от насекомых-короедов. Один дятел за день съедает много насекомых и личинок. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

- Кто еще живет в лесу?

- Посмотрите на картинку.

-А вот какой-то верхолаз прицепился к ветке. Из щелей в коре ловко вытаскивает гусениц. Очень проворная птичка. Это же…(синичка)

- Про синицу нам расскажет Щеглова Лиза.

Синицы – это подвижные и ловкие птицы. Перелетая с дерева на дерево, они обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день большое количество гусениц. За один день синички много раз прилетают к гнезду, чтобы накормить птенцов.

- Давайте прислушаемся и попробуем отгадать лесного жителя по пению.

(звучит пение кукушки)

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

Ку-ку…ку-ку,-

Не спит опушка.

А птицу эту звать … (кукушка).

- Что вы знаете особенного про кукушку?

(Она подбрасывает свои яйца в гнёзда другим птицам.)

- Но оказывается кукушка не такая уж и плохая. Кукушка очень полезная птица, не менее полезная, чем дятел и синичка.

- Дальше про кукушку расскажет Ажовкова Маша.

Кукушка – верный хранитель леса. Она из самых полезных птиц. Кукушка поедает таких гусениц, которых кроме нее другие птицы не едят. Когда в лесу появляется много гусениц, кукушка становится незаменимой. Она съедает за день огромное количество личинок и гусениц.

- Отгадаем ещё загадки про жителей леса.

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. ( Волк)

Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт.   (Лиса)

Зимой беленький, а летом серенький.   ( Заяц)

(На слайде появились картинки: дятел, синица, кукушка, волк, лиса, заяц.)

- На какие две группы вы разобьёте этих лесных жителей?

(птицы и звери)

- Мы всех животных леса вспомнили? (нет)

- Их очень много, все они живут в лесу и лес – их дом.

Физкультминутка.

Мы по лесу прогулялись

 И немножко отдохнем.

 Встанем, глубоко вздохнем.

 Руки в стороны, вперед,

 Чудеса у нас на свете:

 Стали карликами дети

 А потом все дружно встали,

 Великанами мы стали.

 Дружно хлопаем,

 Ногами топаем!

 Хорошо мы погуляли

 И нисколько не устали!

2. Работа с учебником.

- А сейчас выполним задание на странице 48. (Слайд 7)

- Прочитайте задание. Посовещайтесь в парах, какими звуками вы будете озвучивать: шелест листьев, пение птиц, жужжание насекомых.

- Итак, как звучит шелест листьев?

- Какое пение птиц можно услышать?

- Как жужжат насекомые?

- Первый ряд представим, что мы листва и пошелестим листочками.

- Второй ряд  представим, что мы птицы и попоём.

- Третий ряд представим, что мы насекомые и пожужжим.

- Теперь все вместе хором первый ряд шелестит, второй поёт, третий жужжит.

- Мы сейчас произнесли звуки, которые слышим в лесу.

- Молодцы, ребята, теперь подумайте и ответьте на такой вопрос:

- Почему на отдых люди стремятся в лес?

- Как дышится в лесу?

- Что полезного находит человек в лесу? (древесина, ягоды, грибы, лекарственные травы, орехи,…)

- Кто кроме человека пользуется лесными ресурсами (дарами леса)?

- Послушайте, что однажды произошло в лесу, когда его посетил дикарь.

                                                 «Дикарь в лесу»

 Хозяйка белочка в лесу

 Орехи собирала.

 Она в лесу том

 Каждый сук

 И каждый кустик знала.

Однажды в лес

 Противный тип

 Пришёл с большой котомкой

 Небрежно сбил ногою гриб

 И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,

 Зажал под мышкой ветви.

 Нашёл один орех – сорвал,

 Сорвал второй и третий…

Отбросил куст

 И, как медведь,

 Пошёл себе довольный.

 А бедной белке и смотреть

 На это было больно.

 -- Правильно ли вёл себя человек в лесу?

 - Чего он не знал?

- Посмотрите на рисунок страница 49. (Слайд 8)

- Кто пришёл в лес?

- Чем они заняты?

- Что стало с животными, которые жили на этой поляне?

- Почему они убегают?

- Правильно ли ведут себя дети в лесу?

- Могут ли эти дети услышать те звуки, которые слышали мы в начале урока?

- Почему?

- Почему надо соблюдать тишину в лесу?

(Это дом растений и животных, а мы в нём только гости.)

- Прочитайте на странице 49

«Знаете ли вы, что…»

- Что вы узнали?

- Используя эту информацию…(с. 49) (Зная это, предположите, к каким последствиям может привести шум в лесу.)

(Парная работа.)

(Дети высказывают свою точку зрения и проверяют себя по учебнику.)

- Мне хочется вспомнить слова Н. Сладкова:

"Хочешь увидеть – стань... (невидим)

 Хочешь услышать – стань...(неслышим)

 Хочешь узнать – ..." (затаись).

 – О каком правиле идет речь? (В лесу соблюдай тишину!)

(Слайд 9)

3. Работа с тетрадью.

- Теперь откройте  рабочие тетрадки на странице 34.

- Выполним второе задание.

- Объясните знак. (Слайд 10)

4. Творческая работа.

- Поработаем в группах. Нарисуйте свой знак на листочках.

(Раздать листы и маркеры)

- Один из группы выходит к доске и объясняет свой знак.

(Что нарисовали? Почему?)

IV. Итог урока.

- Давайте ещё раз вспомним вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока.

- Так мы нашли на него ответ?

- Какой?

- Давайте проверим, правильный ли мы сделали вывод? (с. 49)

V. Рефлексия.

- Теперь возьмите смайлики и покажите, как вы поработали на уроке. Оцените свою работу.

(Дети показывают нужный смайлик и объясняют свой выбор.)

- Я тоже хочу оценить вашу работу.

(Раздаю фишки)

- В заключении мне хочется прочитать стихотворение:

Есть просто храм,

 Есть храм науки,

 А есть еще природы храм –

 С лесами, тянущими руки,

 Навстречу солнцу и ветрам.

 Он свят в любое время суток,

 Открыт для нас в жару и стынь,

 Входи сюда, будь сердцем чуток,

 Не оскверняй его святынь.

 – ПОМНИТЕ об этом, ребята!

(Слайд 11)

- Давайте прочитаем, что написано на слайде.

(Вы сегодня все молодцы! Спасибо за урок!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» 1 класс

Цель урока: познакомить с правилами поведения в лесу; дать представление о цветах и бабочках леса, их взаимосвязи; проанализировать поведение людей в лесу; воспитывать любовь к природе, бережное...

Конспект урока по предмету окружающий мир во 2 классе "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"

Конспект урока по предмету окружающий мир во 2 классе "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"...

Урок окружающего мира 1 класс по теме: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"

Урок построен на основе жизненного опыта, где обучающиеся через решение проблемных ситуаций приобретают новые знания. Учатся правильно вести себя в природе не нанося ей вреда....

Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о звуках природы в лесу, о правилах поведения в лесу; расширение кругозора детей.Цель урока (по выпускной квалификационной работе): формирование э...

Конспект урока по окружающему миру "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование знаний о правилах поведения в природе (лесу); умений определять лесных обитателей по звукам, передавать голосом звуки леса; воспитание бережного отношения...

Конспект урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о необходимости соблюдения тишины, звуков леса, их разнообразие и красота.Планируемые результатыПредметные:- знать необходимость соблюдения правил тишины...