Природоведение
учебно-методический материал по окружающему миру

Бельцина Наталья Геннадьевна

Текст про экскурсии, игра 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra.docx1 МБ
Файл ekskursiya_sezonnaya.docx36.82 КБ
Файл ekskursiya.docx14.43 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Практическое задание

Выполнила обучающаяся 23-шк группы

Бельцина Наталья

1. Cодержание экскурсий по изучению сезонных явлений в природе (осень, зима, весна, лето).

Изучение времен года является существенной частью содержания курса естествознания. Это связано с тем, что сезонность является наиболее характерным и видимым свойством природы на нашей планете: в сезонности проявляются важнейшие экологические процессы, в частности, динамика приспособления растений и животных к постоянно меняющимся условиям среды обитания. Смена условий обитания является естественным процессом. От него зависит физиологическая и поведенческая адаптация живых организмов. Логика природы такова, что вначале изменяется состояние среды обитания, а затем проявляются различного рода приспособления растений и животных к этим изменениям, в том числе и сезонные. Сложившиеся адаптационные механизмы проявляются в связи со сменой абиотических факторов среды. Так, уменьшение длины светового дня приводит к зацветанию короткодневных растений. Увеличение солнечной радиации весной стимулирует бурное развитие половых желез птиц и их стремление к соответствующему половому поведению.

Основная дидактическая цель изучения сезонных изменений в природе — познакомить детей с элементами, из которых складывается понятие о погоде, с явлениями живой и неживой природы, присущими каждому времени года, с изменениями, которые происходят в живой и неживой природе; научить обнаруживать зависимости между явлениями природы, между природой и деятельностью людей, связанной с природным окружением, — на материале, доступном наблюдению. В результате наблюдений за природой у учащихся должно быть сформировано понятие о природе как сложной совокупности явлений, накоплен нужный словарный запас.

Для усвоения понятия "погода" необходимо, чтобы учащиеся научились подмечать и достаточно полно фиксировать характерные метеорологические явления; коротко, ясно, но в то же время исчерпывающе описывать весь комплекс наблюдаемых явлений; объяснять причины происходящих явлений.

Наука определяет погоду как совокупность процессов, происходящих в атмосфере в данное время над определенной территорией.

В ходе беседы необходимо выделить те компоненты, которые включает в себя понятие "погода" (температура, ветер, осадки, облачность). В результате обсуждения дети должны придти к выводу, что такие разные слова, как "морозная", "теплая", "жаркая", "холодная", "похолодание", "потепление" и т. д., характеризуют один показатель погоды — температуру воздуха. Подобным образом осмысливаются предложенные детьми слова, которые раскрывают признаки других показателей погоды. Учащиеся должны научиться определять не только состояние погоды, но и связанные с ней явления природы (дождь, снег, град, иней, туман, гроза, гололед и др.).

Анализируя погоду различных времен года, учащихся необходимо подвести к выводу о ее изменчивости. Если погода меняется, то какой показатель определяет эти изменения? Рассуждая и анализируя показатели погоды (а для этого они должны быть зафиксированы), школьники приходят к выводу, что главным фактором изменчивости погоды оказывается ветер, остальные показатели являются его следствием. Именно ветер меняет погоду, принося тепло, влагу, холод, сухость воздуха.

Содержание наблюдений по изучению сезонных изменений в природе включает:

1. Сезонные изменения в неживой природе (тема, рассматриваемая в разных классах по разным программам, — «Зеленый дом. IV класс», «Мир и человек. III класс», «Я и мир вокруг»; при этом по программе «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой и др. начинать такого рода работу можно с любого месяца).

Летосолнце высоко над горизонтом, дни продолжительные, тепло и жарко, осадки в виде дождя (ливневые), почва и вода прогреты.

Осень: солнце находится над горизонтом ниже, чем летом; дни короче, начинается похолодание; моросящие дожди, позже переходящие в мокрый снег; охлаждение почвы и водоемов, появление инея на почве (следует обратить внимание на период бабьего лета и предзимья, на их отличие от календарных зимы и лета).

Зима: солнце еще ниже над горизонтом, дни короче (день зимнего солнцестояния), морозы, снег и метели (вводятся понятия «наст», «снежинка», «морозные узоры», «сугроб», «гололед», «снегопад», «ледостав»), замерзают почва и водоемы. Признаки наступления зимы: устойчивый снежный покров, устойчивая дневная и ночная температура ниже 0°С, промерзшие водоемы и почва.

Весна: солнце поднимается выше (по сравнению с зимой), дни длиннее, повышение температуры, начало таяния снега («оттепель»), осадки в виде мокрого снега и дождя, таяние льда на водоемах, ледоход, половодье, начало оттаивания почвы. Дополнительно рассматривается отражение прихода весны в культуре славянского народа: март — протальник, апрель — снегогон, май — травень (О. Т. Поглазова, III класс).

2. Сезонные изменения в живой природе.

Растения. Лето: вегетация, цветение и плодоношение большинства растений.

Осень: созревание плодов и семян, отмирание наземных частей трав, изменение окраски листьев и листопад.

Зима: лиственные растения и кустарники в безлиственной форме; зеленые — хвойные, некоторые травянистые растения под снегом (озимые посевы, земляника).

Весна: сокодвижение, набухание почек, цветение раннецветущих растений, распускание листьев. Охрана раннецветущих растений.

Животные. Лето: размножение и вскармливание потомства.

Осень: исчезновение насекомых, перелет птиц, образование пуха у зимующих птиц, линька, образование подкожного жира и подшерстка у зверей, не впадающих в сон или спячку. Следует разграничить понятия «сон», «зимняя и летняя спячки».

Зима: отсутствие на улице насекомых, зимующие птицы (снегири, свиристели), сон или активное добывание пищи у зверей.

Весна: появление насекомых, пробуждение зверей ото сна, спячки, весенняя линька, рождение детенышей, прилет птиц, гнездование, насиживание яиц, появление птенцов и их вскармливание. Охрана животных.

Лето: работа на полях, в огороде, садах, выпас скота, сенокос.

Осень:уборка урожая и подготовка сельскохозяйственных животных к зимовке.

Зима: уход за сельскохозяйственными животными, подготовка к весеннему севу.

Весна: весенний сев, работы в саду, огороде, уход за домом и животными.

Только при осуществлении системы экскурсий (осенней, зимней, весенней) в одну и ту же растительную группировку учащиеся приобретают полные знания о разных этапах изменений в неживой и живой природе, т. е. усваивают понятие о развитии природы не только в пространстве, но и во времени.

2. Подберите и выпишите дидактические игры, загадки, стихи и другие занимательные материалы и упражнения, которые можно использовать на экскурсиях. Укажите, с какой целью их можно использовать.

Использование занимательного материала на уроках-экскурсиях помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность учащихся, внимание, память, поддерживает интерес к изученному. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.

Однако не следует забывать, что в применении занимательности на уроке надо знать меру, чтобы это важное дидактическое средство не сыграло в учебном процессе отрицательную роль.

По мысли К.Д. Ушинского, нужно уметь правильно сочетать занимательное и незанимательное, «не наклоняя ни в ту, ни в другую сторону».  Большой интерес на уроках-экскурсиях мира вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывает любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.
Примерами занимательного материала могут быть
“правила в стихах” дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают. Кроме того, такой занимательный материал – как ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяют ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль над своей деятельностью.

Цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.
В младшем школьном возрасте игра и ее роль постепенно отодвигаются на второй план, ведущей деятельностью становится учение. Однако это не значит, что игра перестает влиять на развитие детей.
К. Д. Ушинский указывал, что на первоначальной стадии обучение должно сочетаться с занимательностью либо в своем содержании, либо в своей форме. Но он же предупреждал учителей о том, что злоупотребление занимательностью развращает учеников.
Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении.

Наиболее эффективно бывает использование занимательного материала при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить природоведческие знания и умения младших школьников.
Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Дидактические игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психических функций. Они активизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее. При разгадывании загадок, ребусов, кроссвордов пополняется словарный запас учащихся, закрепляются навыки правильного написания трудных слов, природоведческих терминов (например, при решении кроссвордов орфографические ошибки не позволяют вписать в пересекающиеся колонки правильно отгаданные слова.). У учащихся развивается произвольное внимание, вырабатывается настойчивость, усидчивость; увлеченный игрой ребенок доводит начатое дело до конца.

Дидактические игры помогают в разнообразной форме проверить знания учащихся. Например, один ученик на доске заполняет кроссворд, другой –закрывает карточку зоологического лото, третий –складывает из разрезанных частей изображение изучаемого животного и готовит рассказ о нем. А в это время учитель проводит фронтальный опрос остальных школьников.

Все дидактические игры, применяемые на уроках познания мира и во внеклассное время, можно разделить на три основные группы:

1) игры с предметами;

2) настольные (настольно-печатные) игры;

3) словесные (вербальные) игры.

Игры с предметами предполагают использование муляжей, различных натуральных объектов природы, природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян, полезных ископаемых). Такие игры могут проводиться непосредственно на экскурсии в лес, парк, сад, поле. При этом не только закрепляются знания об окружающем мире, развиваются мыслительные процессы, но и одновременно воспитывается любовь и бережное отношение к природе. Игры с природным материалом («Волшебный мешочки и орешки», «Овощи - фрукты», «С какой ветки детки?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом» и тд.), проводимые в классе, помогают уточнить форму, цвет, вкус, запах, назначение, размер объекта. Ребята упражняются в определении предмета по какому –либо одному качеству (признаку), решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности.

Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. В этих играх нередко присутствует элемент соревнования. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.

Настольные игры чаще применяются на этапе закрепления и повторения изученного, для снятия напряжения после сложной учебной работы, в конце учебного гада, когда интерес к учебе в результате утомления и усталости падает, во внеурочное время.

Примеры некоторых настольных игр.

- «Четвертый лишний». На доске или листе бумаги написаны названия (или нарисовано несколько предметов), например, сыроежка, лисичка, поганка, опенок. Ученик должен назвать лишний предмет, объяснить свой выбор, дать обобщающий термин оставшимся словам.

-«Парные картинки». Учащиеся среди различных картинок должны найти картинки с изображением растений, животных, относящихся к одному семейству, отряду, классу. Эта игра типа «Где чей детеныш?», «С какого дерева лист», «Где чей хвост?», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде?», «Найди родственников».

- «Собери картинку». Составление разрезных картинок развивает аналитико-синтетическую деятельность, учит из отдельных частей составлять целое по части , корригирует пространственную ориентировку.

- «Домино». Игра проводится за партами, а во время коллективной работы –на магнитной доске. Учащимся раздаются карточки из тонкого картона, разделенные на две части. На одной наклеено изображение растения, на другой написано название семейства. Необходимо к семейству подобрать и приложить соответствующего представителя растительного мира или наоборот. Карточки можно присоединять с двух сторон.

Словесные (вербальные) игры построены на словах и действиях играющих. Вербальные игры учат самостоятельному решению разнообразных мыслительных задач:

- описывать предметы и объекты природы, выделяя их характерные признаки (например, составление загадок самими детьми);

- отгадывать по описанию, не видя описываемого предмета (игры «Узнай по описанию»);

- искать сходства и различия, группировать предметы и объекты природы, обобщать и классифицировать их ( «Назови одним словом», «Кто чем питается?», «Похож - непохож»;

- находить алгоризмы в суждениях («Небылицы», «В чем ошибся писатель?» .

Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, выдержку, чувство юмора («Летает – не летает»). Они направлены на развитие речи, воспитание навыка правильного произношения и написания новых слов, на закрепление и активизацию словаря.

Разновидностями словесных игр игр являются загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и др.

В процессе игровой деятельности, особенно в играх соревновательного характера по рядам, командам, группам у учеников развивается чувство коллективизма. Ребята переживают не только за себя, но и за одноклассников, стараются помочь друг другу.
В процессе использования занимательного материала на уроке познания мира учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять разные задания, тренироваться, решать познавательные задачи. Такой материал ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания.

Включение его развивает интерес и любовь к познанию мира, делает радостной и энергичной деятельность учащихся, вносит элементы здорового отдыха, создает хорошее настроение. Занимательный материал должен выступать как средство, будящее мысль, увлекать на путь поисков ответов на волнующие вопросы. Добиться этого можно, умело подбирая, тот материал, который активизирует познавательный интерес.
Использование занимательного материала на уроках познания мира способствует более прочному и сознательному усвоению изученного материала, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Таким образом, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в учебном процессе школы.

Занимательные задания

1. Задание «Узнай по описанию»

Деревья

  • Это дерево невысокое. Ствол тонкий, гладкий. Осенью созревают плоды – маленькие ярко – красные яблочки, собранные в грозди. Внутри каждого яблочка несколько семян. Плоды этого дерева – любимый корм многих птиц (рябина).
  • Дерево стройное, хорошо очищено от сучьев, кора гладкая, зеленовато – серая. Листья округленные, неустойчивы, находятся в постоянном движении – дрожат (осина).
  • Имеет стройный, прямой ствол. Кора темно– серого цвета, крона округленная, густая. Листья сердцевидные, края пильчато-зубчатые. Цветет в июне – июле. Цветы душистые, хороший медонос (липа).

Кто в лесу живет?

  • Ни одной птице поэты не посвящали столько строк, как этой. Его пение считается самым красивым. Поют только самцы. Песня этой птицы – это выражение ухаживания за своей подругой, которая сидит, не подавая голоса, на кусте или дереве где-нибудь неподалеку. (Соловей)
  • Уютные гнезда устраивают эти зверьки. Оно имеет форму шара и выстлано внутри травой, мхом, пухом, шерстью. Это очень запасливое животное. В окрестностях своего гнезда зверек устраивает множество кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает он и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей. (Белка)

Травянистые растения

  • Обычное водное растение. Встречается в прудах, озерах, и реках со спокойным течением. Цветет в мае – августе. Его красивые желтые цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. Листья у этого растения крупные и плавают на поверхности воды. Цветок находится на длинной ножке, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Срывая цветок, мы наносим большой вред самому растению, так как через место разрыва вода попадает внутрь. А это приводит к загниванию подводной части растения и гибели всего растения. (Кубышка желтая)
  • Очень редкое растение, довольно крупное, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем, которое изредка встречается по сырым лесам и оврагам. Его цветок – ловушка для насекомых, заставляет их себя опылять, но многие насекомые так и остаются навсегда прилипая к цветку, а те, кто посильнее, выбираются, уставшие, и на некоторое время теряют способность двигаться. А страдает растение из-за своего красивого цветка. (Башмачок настоящий /Венерин башмачок/)
  • Высокая трава с красивыми резными листьями. Бывает разных видов: есть вид, у которого листья и сверху, и снизу покрыты густым пушком и выглядят серебристыми, а у другого вида листья снизу серебристые, а сверху – темно – зеленые. Растение обладает сильным запахом, на вкус очень горькая, используется в лекарственных целях для улучшения аппетита и прибавки сил. (Полынь)

2. Игры-обгонялки

Если по сказанному определению узнаешь, о каком дереве идет речь, подними руку и ответь. Чем раньше догадаешься, тем больше очков можешь заработать:1 – 10 баллов, 2 – 8 баллов, 3 – 7 баллов, 4 – 6 баллов, 5 – 5 баллов, 6 – 4 балла, 7 – 3 балла.

Игра «Меткий стрелок» № 2 (лекарственные растения)

  1. Как называются растения, которые собирают и используют при лечении? (лекарственные)
  2. Это дерево издавна почиталось на Руси из-за своих лечебных свойств: сок, листья и ветки, почки – все идет в ход (береза)
  3. У какого растения вначале появляются цветы, а затем листья, которые используются при лечении кашля? (мать-и-мачеха)
  4. Любимая трава кошек и успокоительные капли (валериана)
  5. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (сфагнум)

Итого: 1, 2, 3, 4, 5 баллов – 15 баллов.

Игра «Меткий стрелок» № 3 (птицы)

  1. Это теплокровные животные, которые лучше других освоили воздушную среду (птицы)
  2. Не выкармливает птенцов, подбрасывает яйца в чужие гнезда (кукушка)
  3. Самец этой птицы имеет грудку красной окраски, а самка – серой (снегирь)
  4. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец)
  5. Это птица распространена в нашей местности, относится к синантропам (сизый голубь)

Итого: 1, 2, 3, 4, 5 баллов – 15 баллов.

Дидактические игры на уроках познания мира

Что где растет?

Дидактическая задача: знать место произрастания растений.

Ход игры: учитель называет декоративные и луговые травянистые растения. Например, учитель называет: «Ландыш» — дети отвечают: «В лесу»; «Колокольчик» — «На лугу»; «Астра» — «В цветнике». В игру можно включить названия культурных и дикорастущих деревьев и кустарников. Детям надо будет отвечать: «В лесу», «В саду».

Овощи, фрукты

Дидактическая задача: знать овощи и фрукты.

Ход игры: учитель говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрукты, а тот, кому брошен мяч, называет группу, к которой относятся объекты. Например, учитель говорит: «Морковь», ребенку надо ответить: «Овощи».

Можно усложнить задание: учитель называет группу, а дети конкретные объекты. Например, несколько раз подряд говорит «овощи», а дети перечисляют названия отдельных овощей.

В каком виде едим?

Дидактическая задача: знать, в каком виде употребляются в пищу конкретные овощи и фрукты.

Ход игры: учитель говорит, что будут играть в интересную игру — называть в каком виде мы едим разные овощи и фрукты (вареными, сырыми, жареными, печеными). Сначала желательно называть хорошо знакомые овощи и фрукты. Если дети затрудняются назвать, в каком виде употребляются в пищу овощи и фрукты, из которых готовится несколько блюд, учитель подсказывает, каким образом готовит блюдо. Например: «картошка на сковороде»... (жареная), «в кастрюле»... (вареная), «в костре»... (печеная).

Можно назвать овощи, дополняющие блюдо (лук, укроп и др.).

Куда пойдем, что найдем?

Дидактическая задача: знать место произрастания некоторых дикорастущих растений.

Ход игры: учитель говорит, что дети будут играть в игру, в которой надо знать, где какое растение растет. Учитель называет, что хочет найти, а ребенок отвечает, куда надо пойти. Например: «Ищу землянику», ребенку надо сказать: «Пойдем в лес». В начале игры называются наиболее знакомые растения.

Деревья, кустарники, травы

Игру можно проводить тогда, когда дети знают признаки деревьев, кустарников, трав.

Дидактическая задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.

Ход игры: игру можно проводить на участке школы, в парке, лесу. Учитель называет растение, а дети определяют, к какой группе оно относится. Конечно, как и во всех играх, надо начинать с самых знакомых детям растений. Например, береза, ель, дуб, сирень, жасмин, подорожник, одуванчик и др. Постепенно следует включать названия большего числа растений, добавляя культуры, выращиваемые в данной местности, наиболее распространенные в ближайшем окружении.

После игры желательно провести экскурсию и еще раз дать возможность детям встретиться с теми растениями, которые растут вокруг школы.

Летает — не летает

Дидактическая задача: знать летающих представителей животного мира.

Ход игры: учитель объясняет детям, что будут играть в игру, в которой надо знать, кто летает, а кто — нет. В этой игре он будет называть разных зверей, птиц, а дети — отвечать, летает это животе-Ное или нет. Называет учитель сначала хорошо знакомых диких и домашних животных.

Игра “Зимующие птицы”

Дидактические задачи: познакомить детей с причиной, не позволяющей плотоядным птицам собираться в большие стаи, объяснить биологический смысл скрытой жизни насекомых, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы.

Подготовка к игре. До игры дети должны быть ознакомлены с зимующими насекомоядными и растительноядными птицами. Например, синица и свиристель. Выясняется, что большая синица примерно с воробья величиной, синички часто прилетают к кормушкам, любят несоленое сало и мясо, держатся поодиночке или группами по 2-4 птички. Основная пища синиц – насекомые и их личинки. Недостаток корма, особенно во второй половине зимы приводят многих синиц к голодной смерти. Свиристель немного меньше голубя, общий тон оперения коричнево-серый, на голове хорошо заметный хохолок, на конце хвоста широкая желтая полоска. Они едят семена рябины и собираются в большие стаи, перелетая с одного дерева на другое. Кормясь на дереве, птицы постоянно издают мелодичные трели. Итак, до проведения игры дети должны увидеть этих птиц в природе, убедиться, что первые встречаются часто поодиночке, а вторые большими стаями, и узнать, чем они питаются.

Перед началом игры учитель обсуждает с детьми, как живут и чем питаются зимой синицы и свиристели. Предлагает поиграть в зимующих птиц, а после игры ответить на несколько вопросов: почему синицы не живут большими стаями, как свиристели? Надо ли подкармливать птиц в конце зимы ранней весной или это нужно делать только в самые сильные морозы? Почему насекомые осенью прячутся?

Оборудование: нужны условные изображения гроздьев рябины и зимующих насекомых. Роль первых могут сыграть скомканные листки бумаги, лучше красного цвета, роль вторых – вырезанные из бумаги небольшие фигурки разных цветов: часть – темные, часть – яркие цветные.

Игровая задача: ребенок, исполняющий роль птицы, должен в течение определенного времени найти и собрать необходимое количество пищи.

Игровое условие: синичке, чтобы быть сытой, нужно найти не менее 10 насекомых. Если она найдет от 4 до 9, будет голодать и может заболеть, если 3 и меньше, может умереть от голода. Свиристели нужно не менее 5 гроздей рябины, а угроза ее жизни возникает, если гроздь всего одна (цифры условные, зависящие от конкретных обстоятельств). Примечание: больше того, чтобы насытиться, брать нельзя.

Ход игры. Дети, играющие роль птиц (по два ребенка на каждую роль), удаляются из класса, а остальные прячут фигурки насекомых в укромные места, например в книжки, между книжками, под различные предметы и т.п. “Гроздья рябины” размещают кучками, открыто, на видных местах. После этого “прилетают птицы” и некоторое время (1-2 минуты) ищут корм. Затем все подсчитывают, сколько корма нашли себе синички, сколько – свиристели.

После игры задаем детям вопросы: кому было легче найти корм – синичкам или свиристелям? Почему синички не собираются в большие стаи? Труднее ли птицам найти себе необходимую пищу, когда день становится короче? Каких насекомых легче найти ярких или темных, тех, кто плохо или хорошо спрятался?

ЛЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

Игровая задача: развивать любознательность детей, умение увидеть новое в знакомом мире лесного царства (растения), выражать своё отношение к роли.

Предварительная работа: экскурсия в лес.

Оборудование: картина с изображением растительности леса.

Правила игры: каждый ребёнок выступает в роли лесного дерева.

Ход игры:

Учитель: Ребята, мы отправляемся в путешествие по лесному царству. Но сначала давайте вспомним, кто живёт в лесу? Какими бывают леса? Какую пользу лес приносит человеку?

(чтение стихотворения Благининой «Лес»).

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

Учитель: Ребята, жители растительного мира леса сейчас сами расскажут о себе.

Берёза: Я берёза - символ нашей Родины. Белый ствол мой покрыт тонкой берестой. Как только сходит в лесу снег, набухают мои смолистые душистые почки. Мои листья и почки люди собирают, настаивают и применяют при разных болезнях. Но я не только лечу. Но и пою людей берёзовым соком. Мила я русскому человеку. Он и в сказках, и в песнях, и в загадках меня вспоминает, а сколько рек, сёл, деревень названо в честь меня: Березина, Березняки, Берёзово. Любит и бережёт меня народ за красоту мою и за пользу, которую приношу ему.

Клён: Я - клён, расту в лесу вместе с другими деревьями-соседями: берёзой, осиной, дубом, ольхой. У меня гладкий и чистый ствол, красивые широкие лапчатые листья. Я весёлое дерево, очень люблю солнечный свет. Далеко разносит ветер по полям и лугам мои крылатые семена. Там, где упадёт на удобное место моё семечко, там вырастает на другой год молодой тоненький

сынок мой - кленок.

Осина: Угадайте, кто я: «Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит?» Да, я - осина. Я - дерево стройное, красивое, с горьковатым запахом. Даже в самый тихий, безветренный день листья мои дрожат.

Я очень нужна лесным жителям. Зимой моей корой кормятся зайцы, гложут её лоси. Ранней весной прячутся в моих ветвях глухари. Летом вокруг меня растут грибы да ягоды. Осенью же я радую своей красотой людей.

Дуб: А теперь угадайте, кто я такой: «Богатырского сложения, раскидист и высок. Жёлуди на мне растут. Как меня зовут?» Конечно, я - дуб. Наш русский народ сложил обо мне много песен, сказок, поговорок. Люди связывают со мной силу, могущество и долголетие: «Стоит, как дуб несокрушимый», «Держись за дубок, дуб в землю глубок», в русских лесах нет дерева мощнее меня. Я - развесистое дерево, поэтому в моих ветках вьют гнёзда птицы. Я, дуб, очень люблю свет и тепло. В лесах далёкого севера вы меня не увидите. Расту я медленно. Тот, кто хочет меня вырастить, должен запастись терпением.

Аналогично об ольхе и ели.

ПТИЦЫ.

Учитель в игре называет несколько птиц, но если дети слышат, что появились не птицы, а кто-то другой- хлопают в ладоши.

У. Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

(дети хлопают)

У. Что неправильно?

Д. Мухи.

У. А мухи кто?

Д. Насекомые.

У. Прилетели птицы:

Голуби, куницы….

(дети хлопают, если не догадались, то учитель заостряет внимание на этом.)

У. Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки…

(дети хлопают)

У. Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и чижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже плюшки,

Лебеди и утки-

И спасибо шутке!

Игра “Караси и щуки”

Эту игру можно провести вместо физминутки. Знаете ли вы такую пословицу: “На то и щука в воде, чтобы карась не дремал?”. Щука – это

не только ценная промысловая рыба, она необходима в больших водоемах. Наряду с крупной добычей щука употребляет в пищу много малоценной и сорной рыбы: ерша, плотву, карася. Если в водоеме нет щуки или ее мало, то резко возрастает численность разной мелочи. В прудовых хозяйствах щук специально разводят, потому что они истребляют больную рыбу, являются подводными санитарами.

Играющие делятся на “карасей” и “щуку”. Караси должны преодолеть щучью засаду. Они свободно плавают в воде, а по сигналу ведущего “Щука” – бегут на противоположную сторону, щука ловит их. Теперь караси должны преодолеть препятствие, пробежать через заводь (под руками). 8-10 пойманных карасей образуют большую заводь в виде круга. Теперь караси должны преодолеть препятствие дважды, пересекая круг под руками. Щука ловит их и в кругу, и вне его.

Игра « Бывает или не бывает»

Прочитай. Если такое бывает, поставь знак «+», а если не бывает – «-». Если ты отвечаешь «не бывает», объясняй почему. Если ты отвечаешь «бывает», напиши о ком идёт речь. За каждый правильный ответ ты получаешь одно очко. За пояснение своего ответа ты зарабатываешь дополнительное очко. Ответы пиши рядом.

  1. На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики. ________________________________________________
  2. Мать не выкармливает детёныша, а один раз покормила и убегает. Проголодается детёныш – прибежит другая самка и накормит. _________________________________________________
  3. С наступлением весны ищет себе медведица укромное местечко, устраивает себе дом, чтобы в нём появились медвежата. _________________________________________________
  4. Подкинет кукушка своего птенца в чужое гнездо, а мать не заметит подкидыша и выкормит его вместе со всеми своими птенцами, и вместе со своими летать научит. ________________________________________________________
  5. Путешествовать в предгорьях Алтая нужно очень осторожно – зазеваешься и не заметишь как попадёшь к тигру на обед.

_______________________________________________________

  1. В наших лесах можно встретить особенных оленей. _______________________________________________________
  2. Боится мышка высунуть нос из норки – вдруг сова поймает, вот и приходится ей ждать ночи – авось в темноте не заметит её сова.

__________________________________________________________________

  1. Скворцам тяжело найти пищу зимой, поэтому надо их подкармливать – устраивать кормушки.

________________________________________________________

  1. В высокогорьях Алтая можно встретить животное, которое не сразу заметишь среди снега из-за его светлой шубы.

_______________________________________________________

Ответы:

  1. +, клесты выводят своих птенцов зимой.
  2. +, так поступают зайчихи.
  3. -, медвежата появляются зимой.
  4. -, кукушонок выталкивает из гнезда всех птенцов и остается там один.
  5. -, там не водятся тигры.
  6. +, это маралы.
  7. -, сова ведет ночной образ жизни.
  8. -, скворцы – перелётные птицы.
  9. +, это снежный барс.

По синему морю, меж айсбергов белых,

Плывёт апельсин, золотистый и спелый.

Лишь вечер наступит - нырнёт и исчезнет,

А утром он снова всплывает из бездны.

***

Вот повис большущий блин.

В тёмном небе он один.

Скоро чёрный кот придет,

Блин тихонько есть начнёт.

По кусочку за неделю.

Очень долго, в самом деле!

Вот и нет уже блина –

Темнота и тишина…

Это что за чудеса?

Вырастает блин наш сам!

По кусочку за неделю,

Очень долго, в самом деле…

***

Что тут за чудо среди звёзд?

У звёздочки вдруг вырос хвост!

И начал он светиться –

Как у самой жар-птицы!

Её на картах звёздных нет,

И, может только раз в сто лет

Звезду ты встретишь эту!

Зовут её … .

***

Смотрим мы на небо вместе:

Звёзды все стоят на месте.

Вдруг в дали звезда мелькнула –

Небосвод перечеркнула!

Мама ахнула, сказала:

«Посмотри, звезда упала!»

А мой папа говорит:

«Это был…».

Ответы: Солнце, Луна и месяц, комета, метеорит.

Загадки в стихах

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Хлопает крыльями громко-громко,

Курочек верный пастух,

Как зовут его? (петух).

Он сидит послушный очень,

Лаять он совсем не хочет,

Шерстью он большой оброс,

Ну конечно это - (пёс).

Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, Всё это шутка,

Ну конечно это - (утка).

У меня есть к вам вопрос -

Кто испачкал рот и нос?

Кто в луже целый день сидит?

Хрюкая и жиром заплывая,

Подскажите мне друзья -

Как зовут её - (свинья).

Каждый вечер, так легко,

Она даёт нам молоко.

Говорит она два слова,

Как зовут её - (корова).

Он кудрявый очень, очень,

Стать шашлыком совсем не хочет,

Среди ярок - великан,

Как зовут его - (баран).

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьёт,

Ну конечно это - (кот).

Он твердит одно - га-га,

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь,

Ну конечно это - (гусь).

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его - (индюк).

В клетке целый день сидит,

И под нос себе твердит,

Но услышав двери скрип,

Он кричит "Филипп-Филипп",

Кеше пить быстрее дай,

Кто же это - (попугай).

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснётся, ну реветь,

Как зовут его - (медведь).

На Дюймовочке решил жениться,

Девочку спасла лишь птица,

Зерном он набивает рот,

Ну конечно это - (крот).

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,

Как зовут её - (пчела).

Верёвка по земле ползёт,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (змея).

В зоопарке выше клетки,

Чья-то голова торчит,

Бананы срывает с высокой ветки,

О длинной шее своей молчит.

Кличка у него "Пиф-Паф",

А зовут его - (жираф).

Каждый вечер спать ложусь,

В комнате один я не боюсь.

Засыпаю сладко я,

Под пенье птицы - (соловья).

В лесу на ветке она сидит,

Одно "ку-ку" она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

"Ку-ку" то там то тут,

Как птицу эту зовут? - (кукушка).

Гнездо под крышей - ловко строит,

Птенцов своих постоянно выводит,

Перед дождём очень низко летает,

Эту птичку, каждый ребёнок знает,

За ней мы любим, наблюдать,

Эту птичку (ласточкой) звать.

Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке (бусы)

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился (парашют)

И в море не купаются,

И нет на них щетинки,

И все же называются

Они - морские ...(Свинки)

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее...(Лиса)

Он ходит голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он ...(Жираф)

3. План различных наблюдений за природой для учащихся. Целесообразность использования плана наблюдения. Рассуждения детей при выполнении этих заданий.

В научном познании окружающей природы первостепенную роль играют приемы наблюдения, т. с. действия, стимулирующие отвлеченное мышление познающего субъекта.

Формирование приемов наблюдения целесообразно начинать с обучения приему анализа внешних признаков объектов природы как основы других приемов, так как с него часто вообще начинается мышление, затем переходить к усвоению приема выделения существенных признаков, далее приступать к планомерному овладению приемами сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Учитель должен направить внимание детей на существенные стороны изучаемого объекта или явления. Это достигается предоставлением учащимся планов наблюдений, постановкой ряда вопросов-заданий, позволяющих детям внимательно рассмотреть весь предмет в целом, сравнить его с другими предметами, найти сходство и отличия, рассмотреть отдельные части, охарактеризовать различные качества предмета и т. д. В начальной школе применяются как качественные, так и количественные наблюдения. В основе первых лежит анализ результатов чувственного восприятия предмете и явления. Количественные наблюдения проводят, как правило, с использованием специальных приборов с целью получить точные характеристики явления (например, измерение температуры воздуха, воды). 

IIлан - ориентир изучения внешнего вида растений.

1. Как называется растение или к какой группе относится?

2. Внимательно рассмотри и определи органы растения: корень (у травянистых растений), стебель, листья, цветок, плоды, семена, если есть.

3.Опиши внешний вид органов растения: окраска, величина, форма, твердость стеблей, коры — у деревьев, кустарников, количество стеблей, цветков.

4. Составь рассказ о внешних признаках растений.

План-ориентир изучения внешнего вида животных.

1. Как называется животное или к какой группе относится?

2. Рассмотри внимательно внешний вид по плану: окраска тела, величина, форма, чем покрыто тело, определи части тела и внимательно рассмотри их.

3. Понаблюдай, чем питается, как передвигается, как добывает пищу.

4. Составь рассказ о внешних признаках изучаемого животного.

IIлан-ориентир по выделению существенных признаков у наблюдаемых объектов.

1. Выдели части объекта.

2. Внимательно рассмотри внешние признаки объекта.

3. Сравни признаки соответствующих частей, объекта одного растения (животного) с другим.

4. Выдели признаки, которые отличают данный объект от другого.

5. Проверь, если один из выделенных тобой существенных признаков мысленно убрать у объекта, останется ли он самим собой; если да, то существенный признак выделен неправильно, если нет, то правильно.

План-ориентир сравнения объектов.

1. Рассмотри объект или группу объектов. Выясни, есть ли сходство существенных признаков: выдели существенные признаки у каждого из
объектов: выясни, есть ли различия существенных признаков.

2.Составь рассказ о сходстве и различии наблюдаемых объектов.

План-ориентир по обобщению наблюдений за объектами природы.

1. Внимательно рассмотри объект или группу объектов: выдели существенные и несущественные признаки у них; последовательно сравни сначала существенные, затем несущественные признаки наблюдаемых объектов.

2.Выдели общее существенное у объектов.

3.Сделай вывод, что является общим для всех наблюдаемых объектов.

План-ориентир по установлению влияния деятельности человека на окружающую природу.

1. Внимательно рассмотри окружающую природу: почву, водоем, растения, животных.

2. Определи, как деятельность человека повлияла на неживую и живую природу. Исследуй определенный участок и выясни, как повлияла на него деятельность человека?

3. Какие правила необходимо соблюдать при посещении природы?

4. выясни, как охраняют окружающую природу?

5. Какое вы принимаете участие в охране окружающей природы?




Предварительный просмотр:

Экскурсии по естествознанию. Ответы на вопросы

Выполнила обучающаяся 23 шк группы,

Бельцина Наталья Геннадьевна

1. Экскурсия (от лат. excursio – поездка, вылазка) - это посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода.[1]

Экскурсия учебная - форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках.[2]

Экскурсия – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.

Экскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.[4] Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности».[5] В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А. характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.». Особо необходимо подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда.[6] Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Экскурсионная деятельность может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Требования к проведению экскурсии:

Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы по географии. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем .

1. Экскурсия должна быть предварительно подготовлена.

2. На экскурсии учитель должен говорить только о том,
что может показать и не превращать ее в лекцию под открытым небом. Всякого многословия, не сопровождающегося
изучением объектов следует избегать.

3. Изучаемый объект должен быть, по возможности, не
только в руках у учителя, но и у каждого участника экскурсии.

4. Учитель обязан обеспечить активность участников экскурсии. Ученики должны выполнить ряд самостоятельных
заданий, а не пассивно следовать за руководителем и слушать
его объяснения.

5. Материал экскурсии должен быть закреплен в памяти
учащихся последующей его проработкой. В противном случае
экскурсия остается незавершенной.

6. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Учитель рассказывает, как выделить простейшие природные комплексы и дать им характеристику, повторяет методику их описания в дневнике, напоминает правила поведения в природе.

7. Самостоятельная работа бригад (звеньев) по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая бригада изучает отдельный объект или все звенья идут по замкнутому полигону от объекта к объекту).

8. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов - индивидуальных и всей бригады (звена) 

2. Значение экскурсий:

Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы обучающихся инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у обучающихся формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала (на занятиях в классе после экскурсии). Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитываются интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимают необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся.

Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия к экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективных навыков.

Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся. Пребывание на чистом воздухе, в естественной природной среде содействует закалке и укреплению здоровья учащихся. Это особенно проявляется в многодневных экскурсиях, но и при организации однодневных экскурсий цели физического развития не должны быть забыты.

Классификация экскурсий:

Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия – это форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

- урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому педагог заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

- внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

По содержанию экскурсии делятся на следующие группы:

- группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в природу»). Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе;

- краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в котором находится школа);

- музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как «музейная педагогика». По дидактическим целям различают: вводные (предваряющие изучение нового материала); сопровождающие его изучение; итоговые (целью является закрепление полученного материала).[7]

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов. Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

3. Этапы проведения экскурсий:

  1. подготовка к экскурсии учителя и обучающихся;

- постановка цели и задач экскурсии перед учащимися;

- раздача учебного оборудования и заданий бригадам;

– инструктаж учащихся – обсуждение правил поведения
в природе;

  1. проведение экскурсии:

– вводная беседа;

– самостоятельная работа бригад;

– отчет о работе на местах;

– обобщающая беседа. Подведение итогов;

  1. оформление полученного материала:

– обработка собранного материала;

– запись в тетрадь («Дневник наблюдений») результатов
наблюдений;

– закрепление материала экскурсии.

4. Подготовка к экскурсии учителя и учащихся:

Подготовка к экскурсии начинается примерно за неделю
до ее проведения.

Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:

1. Формулировку цели и задачи экскурсии;

2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей;

3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий;

4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии;

5. Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии.

Подготовка учащихся к учебным экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение физико-географических знаний, которые учащиеся должны применить на экскурсии, знакомясь с особенностями природы на выбранном объекте экскурсии. Необходимость опорных знаний-непременная основа усвоения нового материала на экскурсии в полевых условиях. В подготовительный период учащиеся знакомятся с методикой исследования физико-географических объектов и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать, изучаются инструкции и памятки  

5. Особенности методики проведения экскурсии:

Подготовка к экскурсии учителя и обучающихся. Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия комплексная). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, места ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов. Следует заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы. Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала: формулирование общих и индивидуальных заданий, информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок и т.д. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняющая задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, оговариваются порядок, вопросы дисциплины (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и технике безопасности. Педагог напоминает учащимся о правилах поведения на улице, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду учащихся. Учащиеся должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает экскурсантов.

Проведение экскурсии.  В процессе экскурсии руководитель организует наблюдение учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Качество экскурсии вне зависимости от ее тематики, напрямую зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики могут производить записи, зарисовки и т.п. Важно отметить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа. 

Оформление полученного материала. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, полученные знания включаются в общую систему изученного по теме (что является одним из важнейших дидактических принципов педагогики - системность знаний), выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся. В дальнейшем возможно проведение коллоквиумов, подготовка учащимися докладов, изготовление газет, альбомов, организация выставок, а также написание сочинений, проведение рефлексивных мероприятий, викторины, вопросы друг другу по теме экскурсии и пр. Заключительный этап предполагает оформление результатов в виде выставок лучших письменных работ, рисунков, оформление стендов с фотографиями, выпуск школьной или классной стенгазеты, подготовку и демонстрацию компьютерных презентаций, видеопросмотр фильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообобщение опыта учителя начальных классов Щербаль Светланы Александровны Тема: «Активизация познавательной активности младших школьников на уроках природоведения»

Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участникам...

Урок природоведения( окружающий мир) в 3 классе

Урок по теме "Природные сообщества" по программе Начальная школа 21 век...

Урок природоведения в 3 классе. Тема: Обобщающий урок-соревнование по разделу: «Природа»

Конспект урока природоведения в 3 классе по программе "Школа России"...

открытый урок по природоведению

тема: "Каой бывает транспорт".Этот конспект урока поможет детям закрепить виды транспорта, его назначении.Дети учаться определять назначение специального транспорта...

Рабочая программа по природоведению .А.А. Вахрушев.2 класс.

Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...