Великая Отечественная война и Великая победа
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Марина Алексеевна Щербаченко

Ознакомление с новым материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikaya_otechestvennaya_voyna_velikaya_pobeda.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Класс: 4

Тема: Великая Отечественная война и Великая победа

Цель: формирование представления о Великой Отечественной войне и ее героях; создание образа Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.

Задачи:

Дидактические: актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г; систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа; формировать понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы; уважительное отношение к истории России, своей семьи.
Развивающие: поиска и выделения необходимой информации из различных источников;
 извлекать необходимую информацию из текста;
Воспитательные: воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество; уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.

Предметные результаты: понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

Метапредметные результаты:

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, доп. источники); перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Личностные результаты: осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.


Этапы

Образовательные задачи

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы ОД

МТО

Способы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный момент

Формирование мотивации к обучению и познавательной деятельности.

приветствие, организация внимания школьников

Настрой на продуктивную работу

 Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Про историю страны все узнать.

-Ребята, урок у нас необычный. Мы разделись на три группы, а для чего, вы поймете чуть позже.

- А для начала вспомним материал прошлого урока.

Приветствуют учителя, настраиваются на положительную работу

фронтальная

Внешний контроль (наблюдение)

Устойчивая положительная мотивация к деятельности

Актуализация знаний

Формирование умения воспроизводить информацию прошлого урока.

Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

беседа

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (страницы истории 20-30-х годов)

- А какой это век? (20 век)

Вопросы:

1.Какое новое государство появилось и когда? (СССР в 1922 году)

2.Сколько республик входило в состав СССР? (15 стран)

3.Какой город стал столицей Советского Союза?(Москва)

4.Почему нашу страну называли гигантской стройкой? (Появ. нов. города, заводы, электростанции )

5.Как изменилась жизнь в деревне?

6.Какие изменения произошли в государстве к концу 30-х годов ?(выпус. самолеты, трактора, автомобили)

7.Лёгкой ли была жизнь в то время?

Актуализируют ранее полученные знания

фронтальная

Слайды к ответам

Устный опрос, наблюдение

Умение использовать ранее полученные знания

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.
П: Проявлять познавательную инициативу
К: Адекватно использовать речевые средства

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку   и к процессу получения новой информации

Постановка учебной задачи

Умение формулировать тему и цель урока.

Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.

беседа

- И сегодня на уроке мы продолжим узнавать историю нашей Родины.

-Прежде чем назвать тему сегодняшнего урока, послушайте стихотворение и запись песни и подумайте, чему будет посвящен урок.

стихотворение на фоне песни «Священная война» .

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

- Как же звучит тема нашего урока?

- Да, тема нашего урока «Великая война. Великая победа».

-Какова будет цель урока? (узнать сведения о Великой Отечественной Войне и ее героях)

Определяют тему и цель урока, прослушав стихотворение

фронтальная

Стихотворение, аудиозапись песни «Священная война»

Наблюдение, устный опрос

воспринимать на слух чтение учителя и мнения товарищей по классу

К:Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач.
П:Проявлять познавательную инициативу Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Открытие новых знаний

Построение нового способа действий, формирование умения его применять при решении новой задачи.

Установить правильность и осознанность изученного материала

Рассказ учителя, беседа, выступление с индивидуальными заданиями

Беседа

Выступление с индивидуальным заданием

Прослушивание аудиозаписи

Выполнение групповой работы,

Выступление групп

(предположительные вопросы)

-Война принесла нам много слез, бед и огорчений. Наше поколение уже не знает, что это за горе и ужас. Трудно найти семью, которой бы не коснулась война. Теперь уже далеко в историю уходят те трагические события, когда воевали наши деды, прадеды, прабабушки. И стар, и млад, встали к станкам, вышли в поле, чтобы обеспечить наших защитников оружием, одеждой, продовольствием. Не жалея сил трудились люди для той Великой Победы. И у нас в классе есть ребята, у которых близкие были на войне.

(подготовиться за ранее, презентация, рассказ, портрет)

- А кто знает, когда началась Великая Отечественная война? (21 июня 1941 года)

- Когда закончилась? (9 мая 1945 г.)

- Сколько лет длилась война? (4 года)

-Это была самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек. Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии)

-Как вы думаете, почему эту войну называют великой войной? (ответы детей)

-Великой она называется из-за своего масштаба. Это война на уничтожение нашего народа. В случае поражения, такой страны больше не было.

-Почему отечественная война? (ответы детей)

Потому что весь советский народ участвовал в этой войне: на линии фронта, в тылу на заводах работали женщины и подростки, даже дети)

-Но что, же предшествовало этой войне? (ответы детей)

(сообщение ученика)

-Фашистская Германия под командованием Адольфа Гитлера совершила свои вероломные нападения гораздо раньше.

-Это случилось 1 сентября 1939 года. Германия захватила Польшу, а затем покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. Всего 12 европейских стран. Итак: началась Вторая мировая война.

-И 22 июня1941 года Германская армия обрушила свой удар на Советский Союз. Враг рассчитывал на быструю победу. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Во всех уголках нашей большой страны появились плакаты «Родина- мать зовет».

- Прослушайте, самое страшное для людей того времени сообщение Юрия Левитана о начале войны.

- На протяжении ВОВ Левитан сообщал сводки военных действий.

-И сегодня мы пролистаем героическую летопись Великой Отечественной войны.

- Вначале урока мы разделились на группы, для того, чтобы осветить переломные события в ходе военных действий во время ВОВ.

- Каждой группе было дано задание нарисовать или найти рисунок о городе-герое.

- Вы должны назвать город.

(показ рисунков и отгадка)

- Раньше Санкт-Петербург назывался Ленинградом.

1 группа нам будет рассказывать о Блокаде Ленинграда.

2 группа – о Битве за Москву.

3 группа – Сталинград.

- А как сейчас называется этот город? (Волгоград)

- В ходе работы, ребята в группах, прослушав сообщения, должны будут составить и задать по два вопроса.

Выступление детей.

1.Сообщение «Блокада Ленинграда» (сообщение ученика+видео)

2.- И так следующее направление - Москва (сообщение ученика+видео)

3. Но фашистские войска начали новое наступление в направлении Сталинграда. (сообщение ученика+видео)

- Вы прослушали сообщения, теперь зададим вопросы

Вопросы групп:

1.Когда фашистские войска начали наступление в направлении Сталинграда? (Летом 1942 года)

2. Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней)

3. Когда фашисты вплотную подошли к Москве? (осенью 1941года)

4. Кто командовал советскими войсками в битве за Москву? (прославленный полководец Георгий Константинович Жуков)

5. Назовите озеро, по которому вывозили из города людей на большую землю? (Ладожское озеро)

6.Когда Ленинграду было присвоено звание город-герой? (1 мая 1945 года)

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками, вступают в диалог с учителем после рассказа сведений о Великой Отечественной Войне,

Взаимодействуют со сверстниками, ознакомившись с информацией о их родственниках, побывавших на войне,

Прослушивают сообщение, взаимодействуют с одноклассниками,
систематизируют полученные знания, просматривают презентацию,
прослушивают аудиозапись, анализируют услышанное,
демонтрируют умения работы в группе, а также умение самостоятельно находить и отбирать информацию,
взаимодействуют с одноклассниками, анализируют полученную информацию, подготавливают вопросы

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная, групповая

Индивидуальная, групповая

Фронтальная, групповая

Рассказ, слайды

Портрет, рассказ, (презентация)

Заранее подготовленные сообщения

Слайд

архивная аудиозапись сообщения о начале войны

рисунки (фотографии городов-героев)+ рассказ о нем

Рассказ, наблюдение

Устный опрос, наблюдение

Опрос

Наблюдение, доп. инд. Задания

Наблюдение

Беседа, наблюдение, устная проверка выполнения доп. заданий

Умение воспринимать информацию на слух,

Формирование представлений о особой роли России в мировой истории, систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа,
поиска и выделения необходимой информации из различных источников;

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, доп. источники); перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

К:слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу

принимать участие в обсуждении прочитанного

П. Строить рассуждения в форме простых суждений Контролировать свои действия в процессе его выполнения П: Проявлять познавательную инициативу Контролировать свои действия в процессе его выполнения,
Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

К: умение взаимодействовать с одноклассниками, выполняя групповую работу

осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Физминутка

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой – раз, правой – раз!

Посмотрите вы на нас!

Приседаем быстро, ловко.

Морякам нужна сноровка

Чтобы мышцы укреплять

И по палубе шагать!

Самостоятельное чтение, работа у учебников

Беседа

Выставка книг

-Но враг не хотел сдаваться и начал новое наступление в Курском направлении давайте об этом прочитаем в учебнике стр.144-145

Работа с учебником стр.144-145

Вопросы после чтения

- Назовите дату сражения под Курском? (лето 1943)

- Когда начался штурм Берлина?(апрель 1945 года)

- Кто руководил войсками во время штурма Берлина? (Георгий Константинович Жуков)

- Много фильмов снято о ВОВ.

- Какие из них вам особенно запомнились?

- Давайте просмотрим видеоролики из фильмов.

- Самыми известными стали «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину»,

«Летят журавли», «А зори здесь тихие»

- (Выступление ученика) подготовила выставку книг о ВОВ.

Выполняют поисковую работу, работая по учебнику, отвечают на вопросы, систематизируют полученные знания

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная

Учебник

Ролик о фильмах ВОВ

Выставка книг о ВОВ

Наблюдение,

Наблюдение,

наблюдение

Умение самостоятельно выделять информацию из текста

П: работать с учебником, ориентироваться в учебнике,
Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Взаимодействие с учителем и одноклассниками

Итог

Цель:
выявление усвоения изученного материала

Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

беседа

- Какова была тема нашего урока? (ответы детей)

-Сколько лет продолжалась ВО война?

-Когда мы празднуем День Победы?

Обобщают полученные знания

Фронтальная

Устный опрос, наблюдение

Умение применять ранее полученные знания

П: Проявлять познавательную инициативу Контролировать свои действия в процессе его выполнения
К:
 Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства

Взаимодействие с учителем и одноклассниками

Рефлексия
Цель:
Формирование навыков самооценки

Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества

беседа

-Что вам запомнилось на уроке?

-Чьё сообщение вам запомнилось?

-Всем спасибо за урок, вы хорошо потрудились.
Выставление отметок за работу на уроке.

Анализируют проделанную работу, формулируют и высказывают свое мнение

индивидуальная

Устный опрос, наблюдение

Умение анализировать правильность выполнения своей работы

К: формулировать собственное  мнение

первоначальные навыки самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Великая Отечественная война и Великая Победа"

Данная презентация  поможет провести урок окружающего мира по теме : " Великая Отечественная война и  Великая Победа" (Школа России. 4 класс). Также будет хорошим дополнением к проведению кл...

Презентация " Гордимся, помним, чтим" к уроку по предмету "Окружающая среда" на тему:"Великая Отечественная война и Великая Победа",4 класс.

Презентация "Гордимся, помним, чтим"  создана к уроку для того, чтобы   наглядно  помочь ученикам создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему  "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс...

Конспект урока окружающего мира "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока окружающего мира (4 класс)Тема: Великая Отечественная война и Великая победаЦель: формировать представления о Великой Отечественной войнеПланируемые результаты:Предметные:-Уметь ра...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...