Конспект урока по окружающему миру на тему «Великая Отечественная война и Великая Победа» 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Бондарь Александра Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayuschiy_mir_19_04.docx179.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 19.04.2019 г.                                                                                                                ФИО учителя: Прилипухова Наталья Александровна

Школа: МБОУ СОШ № 115                                                                                              ФИ студента: Бондарь Александра

Класс:         4 в                                                                                                         ФИО методиста: Сачкова Т. А.

Кабинет: 214

Технологическая карта урока по окружающему миру (история)

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа»

Цели деятельности учителя: формирование представления о событиях в истории России Великой Отечественной войны (участие страны во Второй мировой войне; решающие сражения, имена героических защитников), научить устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать имена героев Великой Отечественной войны и ее основные сражения, изучить понятия по теме.                                                                                

-уметь характеризовать основные этапы ВОВ; приводить примеры героизма соотечественников в борьбе с фашизмом;

Личностные: проявлять интерес к изучению новый темы, развивать умение формулировать свои мысли.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник Окружающий мир: 4кл.; учебная презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

Фронтальная форма работы

-Добрый день, ребята. Сейчас тихо сядут девочки, а еще тише сядут мальчики.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

8 мин

Фронтальная форма работы

-Сегодня у нас с вами будет очень интересная тема, с которой мы познакомимся позже. Но для начала давайте вспомним тему, которую вы проходили на прошлом уроке.

-Как она называлась?

-Верно. А сейчас на слайде вы видите вопросы, на которые вам нужно ответить:

 «Россия вступает в 20 век»

П: построение речевого высказывания

III. Постановка учебной задачи

Практический: прослушивание музыкального произведения

Словесный: подводящий диалог

2 мин

Фронтальная форма работы

-Как мы увидели, вы очень хорошо усвоили пройденную тему, а теперь давайте узнаем тему нашего сегодняшнего урока.

-Для этого прослушайте отрывок музыкального произведения

-Кто уже знает это произведение? Как оно называется?

- О чем эта песня?

- Она была написана по случаю победы в какой войне?

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего урока?  

-Молодцы ребята. А как вы думаете, исходя из темы, какие цели мы перед собой поставим?

«Священная война»

- Это патриотическая песня периода ВОВ.

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа»

Цель: Узнать о подвигах ВОВ, имена героев, ее основные сражения.

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Литературоведческий анализ: толкование термина

Наглядный: предъявление термина на слайде

Наглядный: анализ картины

Словесный: Рассказ

Словесный: беседа по картине

8 мин

- Как вы понимаете слова, Отечественная война?

- Помните ли вы, какая ещё война в нашей истории называется Отечественная?

Почему эта война называется Отечественной?

- Откройте учебник на странице 140.

-  Давайте прочитаем информацию под первым заголовком.

- Когда началась ВОВ? Кто принял на себя первый удар?    

- Первый удар приняла на себя Брестская крепость. Целый месяц в тылу у немцев сражался гарнизон Брестской крепости. Оборона продолжалась еще больше месяца.         

22 июня — 20 июля 1941 года.

 1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.

В 4 часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии (5,5 млн человек) перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты (5 тыс) начали бомбить советские города, воинские части и аэродромы. В Европе к этому времени уже почти два года шла Вторая мировая война. На первом этапе Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.)

Красная Армия терпела одно поражение за другим, отходя все дальше в глубь страны. Около двух миллионов советских солдат попало в плен или погибло. Причинами поражений стали неготовность армии к войне, серьезные просчеты высшего руководства, преступления сталинского режима, внезапность нападения. Но и в эти тяжелые месяцы советские воины героически сражались с врагом.

Брестская крепость

Защитники Брестской крепости держались целый месяц уже после того, как линия фронта передвинулась далеко на восток.

"За нами Москва!"

В конце 1941 года враг стоял в нескольких десятках километрах от Москвы, а Ленинград был полностью окружен. Но немецкий план закончить войну осенью был сорван.

В результате контрнаступления Красной Армии под Москвой в декабре 1941 года немцы были отброшены. Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался - несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев.

Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город.

Сталинградская битва.

Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление. Зимой 1942-1943 года были окружены 22 немецкие дивизии. В войне наступил перелом.

Летом 1943 года под Курском произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны, в котором гитлеровцы потеряли около 350 танков и 3,5 тыс убитыми. Под ударами Красной Армии немецкие части стали отходить к границам Советского Союза.

- Когда граждане одной страны встают на защиту своего Отечества
-Война 1812 года
- Тогда весь народ встал на защиту своего отечества

- 22 июня 1941 года. Пограничники.

П: смысловое чтение, построение речевого высказыван

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: построение рассуждения;

П: анализ объектов

П: выделение необходимой информации

П: построение рассуждения;

V. Первичное закрепление

Практич: заполнение таблиц

Литературоведческий анализ: толкование термина

Наглядный: предъявление таблицы на слайде

10 мин

Групповая формы работы

- Сейчас вам нужно будет нужно заполнить таблицу, пользуясь информацией с учебника. Вы должны найти, прочитать и систематизировать информацию по теме своей таблицы. Для этого вы разделитесь на группы: по две парты. Всего 6 групп.

У вас на группу 1 карточка с таблицей, вам нужно сначала найти в учебнике информацию по теме вашей таблицы, а затем заполнить ее. При готовности всех команд, каждая команда выбирает одного человека, который опираясь на таблицу, расскажет о теме, которую они разбирали в группах. Выступающий получит оценку за свой рассказ.

-Итак,1 команда – Блокада Ленинграда и оборона Москвы.

2 команда- Сталинградская битва.

3 команда – Освобождение городов.

Приступайте.

-Ваше время истекло.

-Начинает 1 команда.  

дата

продолжительность

причины

начало

8.09.1941

16 месяцев

Более 900 дней

Противник пытался прорваться к Москве

конец

Конец янв 1943

Началось изгнание врага с родной земли

- Это была очень тяжелая блокада, люди не могли найти себе пропитание каждый кусочек хлеба был большой удачей, многие люди погибли от голода.

-Вы, верно, заполнили таблицу.

-Молодцы

-2 команда.

Количество врагов

продолжительность

Дата капитуляции

330 тысяч

125 дней

2.02.1943

Эта битва стала переломным моментов всей войны. началась она 17 июля 1942 года  и закончилась 2 февраля 1943

-Очень хорошо справились с таблицей.

- 3 команда

Название города, области

Дата освобождения

Так же освобожденные города, страны (без даты)

Ленинград

Конец янв 1943

Харьков, Киев, Севастополь, Петрозаводск, Болгария, Югославия, Чехословакия, Польша, Румыния

Орел и Белгород

23.08.1943

Минск, Белоруссия

Лето 1944

-  И наконец наши войска дошли до самой Германии, которая была освобождена от фашистского гнета.
8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции агрессора.

9 мая мы все празднуем день победы

Слушают задание

Выполняют задание

К: работа в группах

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: подведение под понятие

П: осознанное построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

П: выделение информации

1 мин

Динамическая пауза

-Одно из прав человека – право на здоровье. Минутка для отдыха наших глаз. Напишите при помощи ваших глаз слово – правда.

 

Повторяют движения

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый: поиск правильных ответов

Практич.: решение теста

5 мин

- Ребята, сейчас вы будете выполнять самостоятельную работу.

А теперь я вам раздам тест. Вам нужно выбрать правильный ответ.

1.Когда началась Великая Отечественная война?

В 1939г.

В 1941г.

В 1945г.

В 1922г.

2. Какая страна напала на нашу страну в 1941г.?

Германия

Франция

Япония

Монголия

3. Какой город находился в блокаде 900 дней?

Москва

Сталинград

Курск

Ленинград

4. Когда мы празднуем День Победы?

22 июня

9 мая

23 февраля

12 июня

5.Сталинградская битва (дата)

17 июля 1942 года – 2 февраля 1943

17 июня 1942 года – 2 января 1943

22 июня1941 года – 9 мая 1945

Конец янв 1942 года – лето 1943

Эталон вы можете видеть на экране.

Критерии оценивания: без ошибок- «5» 1 ошибка – «4» 2-3 ошибки – «3» Более 3 ошибок –«2»

Теперь обменяйтесь листочком с соседом по парте, на экране вы видите правильные ответы, если ответ не верный, ставьте рядом знак «-»,если верный «+», когда все проверили, оцените работу, как оценивать вы тоже видите на слайде. Кто все сделал, сдайте работу мне.

-Теперь поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки, молодцы ребята!

Слушают задание

Выполняют задание

Осуществляют взаимопроверку

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: умение полно и точно выражать мысли;

К: работа в парах

VII. Включение в систему знаний, повторение

Практический: заполнение таблицы

2 мин

-Ребята, сейчас вам нужно выполнить задание №1 в рабочей тетради на с.50. Все поняли задание?

- Теперь посмотрите на №2. Выполните его.

Выполняйте.

Проверяем.

https://gdzroom.online/gdzimg/4klass/okruzhayushhij-mir/pleshakov-kryuchkova-tetrad/part2/50.jpg

-

П: построение рассуждения;

П: выделение необходимой информации

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

Практический: рефлексия на листочке

4 мин

- Итак ребята, о чем мы сегодня говорили? Как звучала тема нашего сегодняшнего урока

-Какая была цель урока?

-Достигли ли мы этой цели?

- Наш урок подходит к концу. Сейчас у вас на парте лежат карточки, там табличка. Вам нужно галочкой отметить тот вариант, который сейчас больше подходит вам.

Домашнее задание

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа»

Цель: Узнать о подвигах ВОВ, имена героев, ее основные сражения.

.

Осуществляют саморефлексию

Записывают домашнее задание.

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Использование ресурсов Интернет на уроках окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4 классе»

Цель мастер-класса:  демонстрация приемов работы с ЦОР и ресурсами Интернет на личностно- ориентированном уроке окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4классе...

Презентация " Гордимся, помним, чтим" к уроку по предмету "Окружающая среда" на тему:"Великая Отечественная война и Великая Победа",4 класс.

Презентация "Гордимся, помним, чтим"  создана к уроку для того, чтобы   наглядно  помочь ученикам создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания....

Урок окружающего мира по теме Великая Отечественная война (1941–1945 гг.). Судьба родного края в этот период. 4 класс

Урок окружающего мира с использованием краеведческого материала. Помощь обучающимся в осознании исторических событий Великой Отечественной войны родного края....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему  "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс...

Проверочная работа по теме «Великая Отечественная война и Великая Победа». 4 класс

Проверочная работа позволяет проверить усвоение материала по теме «Великая Отечественная война и Великая Победа»....

Тест по окружающему миру на тему: "Великая отечественная война и Великая Победа"

Разаботка тестов на тему: "Великая отечественная война и Великая Победа", "Страна, открывшаяся путь в космосе"....