урок окружающего мира "Глобус и карта"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Исауленко Ирина Витальевна

технологическая карта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta_okr_mir_2_kl_globus_i_karta.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок:  Окружающий мир

Класс:2

Учитель: Исауленко Ирина Витальевна

Тема Глобус и географическая карта.

Тип урок наблюдения и накопления новых знаний

Задачи:

Расширить представление о глобусе и карте

Формировать умение работать с глобусом и картой,учебником

                                                                                                                  Планируемые результаты

 Предметные:

Использовать глобус и карту полушарий

Характеризовать географические объекты.

Находить на глобусе и картах Се- верное и Южное, Западное и Восточное   полушария;  Северный и  Южный полюса Земли; экватор, линии Северного и Южного полярных кругов, тропиков

Метапредметные:

Определять  задачу  и стремится её выполнить

Определять сходство и различие разных изображений Земли (глобуса и карты)

 Работать с терминами, обогащать словарный запас новыми словами

Формировать первичные навыки проведения наблюдений, умение извлекать необходимую информацию из текста

Работать в группе.

Оценивать свои достижения.

 Умение обрабатывать информацию

 

Личностные:

Проявлять познавательный интерес к окружающему миру, чувство любви к планете Земля.

Формировать мотивацию к саморазвитию

Проявлять навыки сотрудничества со сверстниками.

                                                                                                                                   Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

                                                                                                                Актуализация необходимых знаний

Эмоциональный настрой учащихся. Погружение в тему.

 Предлагает прочитать текст письма  моряков, потерпевших кораблекрушение. Мотивирует учащихся.

В море выловлена бутылка, в которой содержится послание экипажа корабля, потерпевшего крушение. Вода попала в бутылку, испортила текст, необходимо определить, где находятся потерпевшие. Поможете?

Ребята, как вы думаете, какие качества, которые должны быть у моряков, нужны и нам на уроке окружающего мира?

-Чтобы   быть хорошими моряками, нужны знания. Давайте проверим.

-Как называется определение положения человека на местности?

-Что такое горизонт?

-Отметьте стороны горизонта, основные географические направления.

 Организует работу в парах с целью проверки знаний сторон горизонта.

-Сторона восхода солнца

-Сторона полуденного солнца

-Закат солнца

-Сторона полярной звезды

Организует работу по проверке имеющихся знаний по теме «Звездное небо. Ориентирование».Показывает слайды презентации с вопросами теста.

-Как называются эти звёзды и созвездия?

-Галактика, в которой мы живём называется…

-Звезда-это….

-Созвездия-это…

-Полярная звезда всегда находится на…

-Самые яркие звёзды имеют цвет…

Определяет недостатки в знаниях с целью дальнейшего их устранения.

 

Уч-ся слушают текст письма.

«Команда и капитан отправились в кругосветное путешествие от берегов Австралии к берегам Северной Америки. Пересекая экватор и находясь в водах Атлантического океана попали в шторм.   Нас вынесло к берегам А…..

Высказываются, какие качества пригодятся для работы на уроке.

Уч-ся самостоятельно обозначают стороны горизонта. Проверка в парах правильности выполнения заданий

Смотрят слайды. Выбирают правильные ответы, составляют буквы, получается слово «сумка»

                                                                                                              Мотивация познавательной деятельности

.

Даёт задание «Собери сумку путешественника».

-Выберите вид транспорта для путешествия. У нас с вами 6 групп, 6 кораблей. Необходимые для путешествия 2 вещи выберите из предложенного набора.

-бутылка воды, мяч, подушка, компас

-пирожные, карта, сухари, компас

-сигнальная ракета, диван, глобус, книга

-Что такое компас?

 Создаёт проблемную ситуацию – мотив для изучения нового учебного материала

-Как вы думаете, какие понятия из области географии мало изучены и нам не хватает знаний, чтобы помочь морякам, потерпевшим крушение.

Наполняет сумку.

.Постановка проблемы.

Предлагает сформулировать тему урока (показ слайда), определить цели.

-Какие цели поставим?

-Будем продолжать учиться вести исследование?

 Задаёт вопросы по выявлению у уч-ся знания источников сбора информации (учебник, учитель, энциклопедии…),методов сбора информации.

-Где можем взять информацию о глобусе и карте?

-Какие знаете методы сбора информации?

 

Уч-ся в парах собирают сумку, выбирая 2 самых важных предмета.

 Среди выбранных слов :карта, глобус. Выбирают вид транспорта для путешествия(корабль)

С помощью учителя определяют тему урока, высказывают предположения о целях.

Составляют планирование предстоящей работы.

Определяют методы сбора информации (наблюдать, посмотреть, прочитать, исследовать)

                                                                                                            Организация познавательной деятельности

Организует этап поиска.

Загадывает загадку, в которой может быть 2 ответа «глобус и «карта».

-Земли изображенье

И не любит искаженье.

-Шар невелик

Лениться не велит

Если знаешь предмет

То покажет целый свет.

Проведение этапа наблюдения.

-Я вам принесла вот такие предметы: игрушка, машина, самолёт.

-Что это такое?

Задаёт вопросы по формированию понятий «модель, глобус», «карта»

«Что такое карта?

«Что такое глобус?»

-Карта похожа на шар? Какая она?

На доске представляет полученную информацию в виде схемы.

Задаёт вопросы для нахождения сходства и отличий глобуса и карты.

Предлагает рассмотреть глобус. Устройство глобуса.

«Почему глобус наклонили?»

«Что за стержень?»

-Найдите определение в учебнике.

Организует работу по поиску информации в учебнике.(земная ось)

-Как вы думаете, почему глобус сделали вращающимся?

Проводит практическую работу

-Возьми карандаш и отметь точку на глобусе. Медленно вращай в одну сторону. Поставь ещё несколько точек и медленно вращай. Все точки на поверхности вращаются?

Физкультминутка.

-На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны

Ты как глобус повертись

А теперь остановись.

Знакомство уч-ся со способом, с помощью которого глобус можно превратить в карту. Выяснение, где меньше искажений.

 -А глобус можно превратить в карту? (версии детей)

-Проведем опыт.

-С каким фруктом можно сравнить карту?

(дети подходят с учителем к опытному столу, на нём  мандаринки, которые уже прорезаны)

-Как сделаны разрезы на мандаринках?

(дети чистят мандарин)

– Вспомним, как мы чистим  мандарин  (показать). Дольки его кожуры можно разложить на плоскости так, как они покрывали мандарин. Вот так и изображение на глобусе можно превратить в плоскую карту. При этом в некоторых участках его придется растянуть (показать), а в других – сжать. На карте будут искажения (показать развертку глобуса).

-Мы глобус развернули

.

-Удобно работать с глобусом?

-Вся поверхность видна?

-Удобно взять с собой в путешествие, чтобы ориентироваться?

-Почему удобнее взять карту?

-Можно сделать карту без искажений?

Практическая работа в группах

Организует работу в группах.

Проводит установку на коллективную работу.

Проведение практической работы.

Выведение понятий на основе понятий, данных в учебнике.

Предлагает найти в учебнике объяснение географических терминов: Северное и Южное, Западное и Восточное   полушария;  Северный и  Южный полюса Земли; экватор, линии Северного и Южного полярных кругов, тропиков,

Показать на глобусе, на карте.

Создать в группах модель Земли. Наклеить метки (стикер). Показ плана действий на экране. 

1. Синий флажок расположите на Северном полюсе.

2. Красный флажок расположите на Южном полюсе.

3. На равном расстоянии от полюсов повяжите красный поясок Земли. Это экватор.

Организует проверку. Предлагает загадки и вопросы по данным понятиям.

-Это линия,

Кривая, ярко-синяя

Делит глобус пополам

Чтобы нам не спутать вдруг

Где там север, а где юг.

-На Земле живут две точки

Обе в беленьких платочках.

Представление полученной информации в виде схемы.

-На глобусе вы увидели ещё какие-нибудь линии, о которых информации в учебнике нет?

-Где можно найти информацию?

Рассказывает уч-ся о параллелях и меридианах. Просит найти на  глобусе и карте.

Проводит проверку первичного усвоения новых знаний

 Предлагает выбраться из ловушки. Проведение самостоятельной работы. Обобщение информации.

 Верные и неверные утверждения. Игра «да», «нет»

-На глобусе и карте можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса

-Эти линии воображаемые, на самом деле их нет.

-Географическая карта- это уменьшенная модель Земного шара

-Глобус делит Земной шар на 2 полушария: северное и восточное.

 

.

Уч-ся объясняют значение слова «модель», выдвигают гипотезы , дают определения.

 

Высказывают свои мнения: «О чём могут рассказать глобус и карта».

 Находят сходства и различия.

Рассматривают глобус.(положение, вращение)

На доске составляют кластер:

Земля- уменьшенное изображение- географическая карта

Земля- шарообразная форма-модель-глобус

Находят ответы на вопросы учителя в учебнике.

Объясняют значение слова «земная ось».

Выполняют в группах практическую работу.

 

Работают в группах.

Рассматривают глобус и карту полушарий  в атласе.

Уч-ся  читают текст учебника.

Находят в тексте объяснение географических терминов:» Северное и Южное, Западное и Восточное   полушария;  Северный и  Южный полюса Земли; экватор, линии Северного и Южного полярных кругов, тропиков.

 Находят на глобусе и карте.

Создают в группах модель Земли.

Составляют схему

Показывают на глобусе и карте

Отвечают на вопросы.

.

Работа в парах.

Выполняют задание: верно, неверно.

Проверка работы в парах.

                                                                             Подведение итогов.

Предлагает вернуться к тексту письма. Организует обсуждение.

 Показать путь моряков на картах.

Предлагает обсудить, какие появились новые знания, которые помогут спасти моряков. (географические координаты». )

-Что удобнее взять с собой в путешествие?

-Ребята, вы побывали в роли исследователей. Моряки- очень любознательные люди.

 Проведение игры «Минутка для любознательных».

Знакомство с разноуровневыми заданиями.

1 Первые карты.

2 Какие бывают карты.

3 Какие бывают глобусы.

4Творческая мастерская

 Домашнее задание на выбор:

-кроссворд по теме

-подготовить интересный вопрос, загадку по теме

-сделать свой макет Земли

Учитель выясняет у уч-ся: «Достигли ли цели?».

Оценка деятельности уч-ся.

-Оцените свою работу.

-За что можете себя похвалить?

-Давайте создадим новую волшебную модель планеты. Она называется :успех.

Какими качествами должны обладать успешные люди?

Создание для уч-ся возможности для самооценки.

Рефлексия.

-Самое сложное…

-Самое интересное…

-Самое трудное…

Чтение стихотворения Е. Шкловского «Ты береги нас».

Смотрю на глобус-шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги»

Остановил олень свой бег

«Будь человеком, человек.

В тебя мы верим -не солги,

Ты береги нас, береги».

Смотрю на глобус-шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу.

Я сберегу вас, сберегу».

Показывают путь моряков.(разные варианты).Высказывают предположения, делают выводы.

Включают новое знание в систему знаний.

Выбирает конверт с текстом по теме, которая заинтересовала.

Самооценка.

Выбирают цвет:

-зелёный - работал активно, со всеми заданиями справился

-жёлтый - были затруднения, в ходе урока справился

-красный -ничего не понял

Создают волшебную модель планеты  «Успех».

Прикрепляют на доске названия океанов, гор, морей ,полюса с названиями качеств, необходимых, чтобы стать успешным человеком.

-океан знаний, материк добрый, горы честности, полюс сотрудничества

Ребята отвечают: «Почему глобус просит беречь Землю?»

Используемое оборудование:

Образовательные ресурсы:  мультимедийный  проектор, компьютер, материал  по теме «Глобус» с сайта «Единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов»;

Учебник: для 2 класса «Окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков,

Раздаточный материал: карта полушарий, атласы-6шт, -6шт,карточки с текстами, материал для создания модели Земли (мячики, ленты разных цветов, стикеры)

 Наглядные средства:

презентация «Глобус и карта»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.

Знакомство с географическим положением  природной зоны-Тундра, климатическими условиями,  растительным и животным миром и деятельностью человека....

Современный урок окружающего мира. Технологическая карта к уроку. Презентация "Комнатные растения" .

   Организуя  современный  урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседне...

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Конспект урока окружающего мира "Историческая карта"

Конспкект урока окружающего мира 4 класса на тему "Историческая карта". УМК "Планета знаний"....

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....