Урок окружающего мира в 3 классе "Мое родословное древо"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ряжечкина

Урок окружающего мира в 3 классе «Мое родословное древо». УМК «Перспектива». Учебник: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» . Цель урока: познакомить с понятиями «родословная», «родословное древо», научить составлять схему родственных связей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия И. О.: Ряжечкина Наталья Евгеньевна

Идентификатор: 265-326-988

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

городского округа  Королёв  Московской области

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

по теме: «Родословное древо»

                                                                                Учитель :

                                                                                        Ряжечкина Н.Е.

                                                               

2020 г.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока: « Мое родословное древо».

УМК «Перспектива». Учебник: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» .

Цель: познакомить с понятиями родословная, родословное древо, научить составлять схему родственных связей.

Планируемые результаты.

Предметные ууд: обучающийся научится составлять родословное древо двумя способами; обучающийся получит возможность научиться оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность.

Метапредметные ууд: обучающийся научится различать способы составления родословного древа, составлять схему родственных связей; обучающийся получит возможность научиться делать выводы и обобщать, рассказывать о профессиях старших членов семьи.

Личностные ууд: обучающийся получит возможность проявлять интерес к истории своей семьи, формировать положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование для учащихся: учебник, схемы двух способов составления родословного древа, шаблон родословного древа.

Оборудование для учителя: презентация, графические модели составления родословного древа, опорные карточки с понятиями «родословная, родословное древо», учебник.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация начала урока.

- Начинаем урок окружающего мира.

2.Актуализация

знаний.

- Ребята, отгадайте загадку и узнаете, о чем мы будем говорить на этом уроке.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная…(семья)

Отгадывают загадку.

- Правильно. Мы продолжим говорить о семье.

- Как вы понимаете, что такое семья?

- Семья – это близкие люди, которые живут вместе.

- Что мы изучали на прошлом уроке?

- На прошлом уроке мы изучали названия членов семьи.

-На какие две группы можно разделить названия членов семьи? Приведите примеры.

- Названия по родству. Например: брат, сестра, племянница.

- Названия по свойству. Например: муж, жена, теща, зять.

-Проверим, хорошо ли вы на прошлом уроке запомнили названия членов семьи.

Игра «Как кого кому называть?». Учащиеся заранее разделись на две команды. Одна команда должна подготовить вопросы о названиях членов семьи по родству, а другая команда – о названиях по свойству. Команды задают друг другу вопросы. Учитель ведет счет правильных ответов и определяет победившую команду.

Участвуют в игре «Как кого кому называть?»

- А сейчас обе команды отвечают на мои вопросы.

Учитель задает вопросы и ответы прикрепляет к доске.

- Мальчик и девочка для мамы и папы? (Сын, дочь)

- Родители для девочки и мальчика? (Мама, папа)

-Мать папы или мамы для ребенка? (Бабушка). Сколько у ребенка бабушек?

-Отец папы или мамы для ребенка? (Дедушка). Сколько у ребенка дедушек?

На доске:

сын

мама

папа

бабушка

дедушка

дочь

бабушка

дедушка

Учитель подводит итоги игры.

Отвечают на вопросы учителя.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

-На доске представлена только часть родственников, которые есть у каждого из вас.

- Как вы думаете, что можно сделать, чтобы запомнить всех своих родственников, чтобы сохранить семейные традиции, память о старших поколениях?

Высказывают свои предположения: записать, систематизировать сведения о близких людях.

- Описать историю своей семьи – это значит составить родословную.

Учитель прикрепляет к доске карточку со словом «родословная».

родословная

- Как вы поняли значение слова «родословная»?

Объясняют значение слова «родословная».

- От каких слов оно образовано? Назовите корни этого слова? Как называются слова, образованные путем соединения двух корней?

- Оно образовано от слов «род» и «слово». Корни слова –род- и –слов-. Слова, образованные путем соединения двух корней называются сложными.

- Как вы думаете, важно знать историю своей семьи?

-Что вы должны сегодня на уроке научиться составлять?

- Мы должны научиться составлять родословную.

- Родословную своей семьи можно составить в виде схемы, которая называется «Родословное древо».

Учитель прикрепляет к доске карточку со словом «родословное древо».

родословное древо

- Тема урока «Родословное древо».

- Как вы думаете, почему историю семьи принято изображать в виде дерева?

- У дерева корни держат дерево на земле. Так же и у человека: его родные – это его корни, которым можно доверять, которые помогут ему в тяжелых жизненных ситуациях. Чем глубже корни, тем увереннее мы чувствуем себя в жизни.

- Составлять родословное древо можно двумя способами. Рассмотрим каждый из них.

- Прочитаем в учебнике на стр.29 описание 1-ого способа составления родословного древа.

Читают текст в учебнике.

- Как называется 1 способ построения родословного древа? Кого выбирают точкой отсчета?

- Первый способ называется «восхождение к предкам». Точкой отсчета выбирают самого младшего члена семьи.

-У вас на партах есть схемы построения родословного древа. Заполните схему 1-ого способа. Напишите в рамки названия членов семьи, укажите направления стрелок.

- Один ученик на скрытой части доски из карточек изобразит схему 1-ого способа составления родословного древа.

Самостоятельно заполняют схему.

Проверка правильности выполнения задания: ученик у доски объясняет 1-ый способ.

Аналогично проводится изучение 2-ого способа построения родословного древа «нисхождение к потомкам».

Слайд 1. Образец родословного древа семьи.

- Составляя родословное древо своей семьи вместо слов «мама, папа, бабушка, дедушка» в рамки вписывают имена, отчества, фамилии, даты рождения родственников. Вот каким может получиться родословное древо.

Слайд 2. Родословное древо династии Романовых.

- В истории есть семьи, родословную которых составляют несколько столетий. Например, родословная царской династии Романовых. История этой семьи начинается в 17 веке с русского царя Михаила Федоровича Романова. Составлять родословную можно разными способами: размещать в рамках только  имена, отчества, фамилии, даты, можно использовать портреты и фотографии. Слайд 3. Родословное древо династии Романовых с фотографиями.

Физкультурная минутка.

Физкультурная минутка. Раз–подняться, потянуться. Два-согнуться,разогнуться. Три-в ладоши три хлопка, Головою три кивка.          На четыре-ноги шире. Пять-руками помохать. Шесть-за парты тихо сесть.

-Для того, чтобы составить родословное древо своей семьи, нужно собрать сведения о членах своей семьи. Тут ваши главные помощники – родные старшего поколения. Их надо расспросить о каждом родственнике. Первый вопрос: как его фамилия, имя, отчество. Затем надо узнать: где и когда родился, жил, учился, работал твой родственник, какие важные события происходили в его жизни.

- При этом можно натолкнуться на важные и интересные факты истории своей семьи. Например, если какая-то профессия, мастерство, талант передается из поколения в поколение, то можно говорить о семейном деле или семейной династии.

Слайд 4. Трудовые династии г. Королева.

- Например, в нашем городе есть семья Помыкаевых. Разные поколения этой семьи трудились в ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева.  Общий трудовой стаж династии Помыкаевых – 956 лет.

- Ещё в нашем городе живет и трудится в королевской школе №5 семья Рогожиных-Ярошенко, в которой от поколения к поколению передается профессия педагога. Трудовой стаж этой семьи – 324 года.

4. Закрепление изученного материала.

- Вы уже заранее начали собирать сведения о своих родственниках.

- Расскажите, где вы находили информацию (документы, фотографии)?

- Кто вам помогал?

- Что интересного вы уже узнали?

Несколько учащихся рассказывают интересные факты из истории своей семьи.

5. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

- Что  научились составлять на уроке?

6. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание: используя шаблон, составить родословное древо своей семьи одним из двух способов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории на тему: "Родословное древо" 3 класс

Конспект урока по истории на тему: "Родословное древо" 3 класс...

Конспект по окружающему миру 3 класс "Родословное древо"

Конспект по окружающему миру для 3 класса "Родословное древо" по программе "Перспектива"...

Конспект урока по Окружающему Миру Тема: «Проект - Родословная», 2 класс, УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩИМУ МИРУТема: «Проект - Родословная»...

Конспект урока окружающего мира "Проект "Родословная"

Окружающий мир, 2 класс, "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира для 3 класса - Моя родословная

Конспект урока окружающего мира УМК Перспектива для 3 класса - Моя родословная. Проект....

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Родословное древо - древо жизни, историческая память, связь поколений (изображение открытки ко дню матери)» (УМК «Перспектива»4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений ценить связь поколений и создание условий для обучения изображения обложки для открытки, посвященной Дню матери.Задачи урок...