Конспект по окружающему миру 3 класс "Родословное древо"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Максимова Мария Владимировна

Конспект по окружающему миру для 3 класса "Родословное древо" по программе "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.95 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Родословное древо

Цели урока:  раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи»,  «родословное древо», обратить внимание на характерные особенности этого института; формировать убеждения о важности семьи, о роли семьи в жизни человека, представление о важности каждого члена семьи; развивать речь, мышление; воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким.

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения другому; проявлять интерес к истории своей семьи (рода)

Предметные: знать два способа составления родословного древа; определять, чем они отличаются друг от друга; иметь представление о понятии «честь фамилии (семьи, рода)»

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник  «Перспектива» 3 класс 1 часть, презентация, карточки с заданиями

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

I.Орг.момент

-словесный (ответы на вопросы)

-прием: подводящий диалог

2 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Настройтесь на плодотворную и творческую работу. Пожалуйста, присаживайтесь. Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло…)

Приветствуют учителя и друг друга, настраиваются на плодотворную и творческую работу.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Мотивационный этап

- словесный (ответы на вопросы)

-подводящий диалог

-Сегодня мы с вами будем говорить о чем-то приятном, согревающим душу каждого. То, без чего человек не может прожить!  А вот о чем, пойдет речь на уроке, вы должны отгадать. Это необычное дерево. Такого дерева нет в природе, его создает человек. У этого дерева тоже есть ветви, но на этих ветвях не растут плоды, а на них располагаются сведения о ком-то.

-Кто уже догадался,  какая тема нашего урока? (Родословное древо).

-Какие цели вы поставите перед собой? (познакомить со способами составления родословного древа).

Отвечают на вопросы. Отгадывают тему урока.

Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

III. Актуализация знаний и умений

- работа с презентацией

- определение слова «семьи»

- рассказ

-наглядный (поиск ошибки)

- работа в группах

- игра «Кто кому кто?»

7 мин

Перед тем, как мы перейдем к изучению новой темы, ответьте мне на такой вопрос. Ребята, а что такое семья?

Словарь Ожегова С. И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д. Н.:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

 Что для вас означает слово «семья»? Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья, раскопки проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали что матери заботились о своем потомстве, мужчины охотились и жили небольшими группами. Что же объединяло их в группы – семьи? 

-А что сегодня объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира.

У каждого свой кошелек.

Каждый член семьи отдыхает, где хочет, когда хочет, с кем хочет.

У каждого члена семьи свои традиции.

Теперь вам нужно поделиться на группы. Давайте, вспомним правила работы в группах. (ответы детей) Сейчас я каждой команде раздам листочки, вам нужно вставить подходящие по смыслу слова:

Члены семьи ……………. и …………….. друг друга, живут в ……… квартире, имеют ……… бюджет семьи, …………… проводят свободное время, соблюдают ………. своей семьи.

В старину членов семьи называли «домочадцы» Каждый из вас в семье имеет несколько ролей. Например, я – дочь, сестра, тетя, племянница, внучка… А вы? Давайте поиграем в игру «Кто кому кто?»

…. кто ты для мамы? (дочь, сын)

…..кто называет тебя сыном, дочерью? (мама, папа)

…. кто ты для бабушки? (внук, внучка)

… у твоего папы есть мама, кто она тебе? (бабушка)

… у твоей мамы есть сестра, кто она тебе? (тетя)

… у маминой сестры есть сын, кто ты ему? (двоюродный брат, сестра)

…. у папиного брата есть дочь, кто она тебе (двоюродная сестра)

Отвечают на вопросы, строят предположения.

Слушают рассказ.

Отвечают на вопросы.

Находят смысловые ошибки.

Вспоминают правила работы в группах. Работают в группах. Вставляют подходящие по смыслу слова.

Играют  в игру «Кто кому кто?»

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Регулятивные:

-уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

IV.Постановка учебной задачи и ее решение

- работа с учебником

7 мин

10 мин

Человек рождается на свет, растет и задумывается: Кто я? Откуда мои корни? Издавна, одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять родословную. Ребята, как вы думаете, что такое родословная? Откройте учебник, на странице 28-29 и прочитайте рассказ «Чудо дерево».

1. Что такое родословное древо и почему его так называют?

2. О каком способе составления родословного древа узнали вы?

3. Чем отличаются  способы друг от друга? Посмотрите, на первой схеме стрелочки идут вверх, поэтому такой способ составления родословного древа называется «восхождение к предкам» вверх – значит восхождение, а на второй схеме стрелочки идут вниз и поэтому второй способ называется «нисхождение к потомкам» стрелочки вниз – значит нисхождение.

- Определите способ составления родословного древа на с.28? на с.29? Поясните свой ответ.

Прочитайте последний абзац.

Как и где принято помещать женские имена? а мужские?

Давайте попробуем составить свое родословное древо (Р. Т. с. 17)

проверка. Какой способ построения использовали?

Строят предположения.

Читают в учебнике «Чудо дерева» Отвечают на вопросы.

Определяют способ составления родословного древа на страницах.

Пробуют составлять свое родословное древо.

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ.

Познавательные:

-уметь находить ответы на вопросы в тексте 

V.Домашнее задание

1 мин

Дома вам нужно выполнить проект «Моя родословная», обязательно указав Ф. И.О. и, может быть, другую еще информацию, которая вас заинтересует. А кто вам может в этом помочь? (родители)

-На доске вы видите родословное древо, которое составила девушка, с которой мы вместе учимся. Посмотрите на него, может оно вам пригодится для составления своего родословного древа.

Записывают домашнее задание.

VI.Рефлексия

- словесный (ответы на вопросы)

- рассказ

4 мин

-Наш урок подходит к концу. Какую цель мы поставили в начале урока?

-Достигли ли мы этой цели?

-Кого называют предками?

-Что такое родословное древо?

-Захотелось ли вам больше узнать о своих предках?

-Заканчивая наш урок, я бы хотела рассказать вам одну историю. В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово. Какое слово написал старец? (понимание)

-Я вам желаю, чтобы и в ваших семьях было понимание. Урок окончен, всем спасибо за хорошую работу!

Анализируют свою деятельность.

Слушают историю.

Пытаются отгадать слово, которое написал старец.

Регулятивные:

 уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Личностные:

-способность к самооценке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

Слайд 4

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает, где хочет, когда хочет, с кем хочет. У каждого члена семьи свои традиции.

Слайд 7

Чудо – древо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...