ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 В КЛАССЕ ПРОГРАММА « ПЕРСПЕКТИВА» "Чудо под ногами"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Добровольская Ольга Леонидовна

Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Почва, Ее свойства". Урок построен с соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chudo_pod_nogami.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 В КЛАССЕ

ПРОГРАММА « ПЕРСПЕКТИВА»

УЧИТЕЛЬ : ДОБРОВОЛЬСКАЯ ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА

Тема

Чудо под ногами

Цель  темы

Дать понятие о почве, её плодородии и значении для растений, животных и человека;  о перегное, его образовании и значении для плодородия почвы; воспитывать бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву.

Основное содержание темы, термины и понятия

Представление  о почве, её составе.

Термины: почва, плодородие, перегной, минеральные соли, почвоведение.

                                                   Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

- проявлять  бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву

Регулятивные:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные:

-  определять значение почвы  для растений, животных, человека и обосновывать своё мнение  

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

-характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы;

-знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение

«Великие русские ученые»

Русский язык

«Слово и его значение»

Технология 

Разделы «Человек и земля»

Изобразительное искусств

«Картины родной природы».

Музыка

Музыкальной  композиция «Гляжу в озёра синие»(музыка Л. Афанасьева, Слова И.    Шаферана).

Фронтальная;

парная

групповая

индивидуальная работа

Информационный материал:

Учебник «Окружающий мир», ч. 1, рабочая тетрадь № 1, атлас определитель «От земли до неба», книги для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне».  - Методическое пособие « Уроки по окружающему миру», 3 класс. М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, «Просвещение»- М., 2012.

Демонстрационный материал:

- Оборудование для практической работы

Этап урока

Содержание урока .

Учебные задания и на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Характеристика

деятельности учащихся и учителя

УУД

I этап.

Мотивация к деятельности 

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы

« Чудо под ногами»

Организационная минутка

Проблемная ситуация

Звучит музыка – первый куплет музыкальной  композиция «Гляжу в озёра синие»( музыка Л. Афанасьева, Слова И.    Шаферана).

- Какое значение  в этой песне имеет слово «земля»? (Страна)

-Как называется на русском языке наша планета? (Земля)

-А как называется почва у нас под ногами?( Земля)

               

                  Страна                 Планета                   Почва

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\53.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\52.jpg             C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\25.jpg

 

 – Не у многих народов словом «земля» названы и земной шар, и страна, и почва. Как вы думаете, почему у народов, живущих в России такое отношение к земле? (предположения детей)        

-Работа в группе. 

           На ваших партах лежат несколько пословиц и стихотворений.

 - Ваша задача: прочитать свою группу пословиц.

-Объясните, почему именно так я их объединила.

-К какой из этих трёх табличек  можно отнести ваши пословицы.

-Окончание работы по звоночку.

                    (Дети работают в группах. Затем каждая группа делает отчёт о своих пословицах.)

1группа

Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет.

Дорогой товар из земли растёт.

Земля кормит людей, как мать детей.

2 группа

Кто наступит на землю русскую  - оступится

.Береги землю родимую,как мат любимую.

Родная земля – мать, чужая – мачеха.

3 группа

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!

4 группа

Чудесная наша родная земля,
Дубравы, чащобы, леса и поля.
Мне милы дороги, луга, берега,
И каждому сердцу земля дорога.
Родная земля всех накормит, вспоит,
Обует, оденет, тепло подарит.
Она не разделит: кто мал, кто велик,
Ведь каждый к родимой сторонке привык.
Бескрайняя ты, сложно всю обойти,
Но как хорошо — есть дороги, пути.
Для русского пахаря – в сердце одна.
А всем ты на добрую участь дана.

5 группа

Почвою не вся земля зовется,

Только верхний плодородный слой,

Только в нем, когда пригреет солнце,

Прорастают семена весной.

 Но не скоро станет доброй пашней

Влажный перегной листвы опавшей,

Отцветают травы каждый год,

Только долго почвы слой растет.

 - Как вы думаете, что чудесного в той земле, по которой мы ходим? (предположения детей)

     - Кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

( Будем говорить о почве)

- О почве ещё говорят «чудо под ногами». Что же чудесного в ней и будем  разбираться сегодня на уроке . Работать будем по плану: (на доске)

1. Что такое почва?

2.  Что такое почвоведение?

3.  Что такое плодородие?

4. Из чего состоит почва?

5. Какое значение имеет почва для растений, животных и человека?

Учитель настраивает детей на нужную волну урока.

Учащиеся путём предположения, работы в группе, формулируют тему урока.

Личностные умения:

проявлять интерес к

изучению темы

Коммуникативные умения:

 адекватно взаимодействовать

с партнёром в рамках учебного

диалога;

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему                                                                 

II этап.

Учебно-познавательная деятельность

Цель – формирование у учащихся представления о   почве, её составе

Задание 1 (З)    Учебник, с. 74—75

- А кто знает, что такое  почва? (предположения детей)

- Открываем учебник на с.74, читаем внимательно текст, отмечаем на полях учебника галочкой то, что является ответом на вопрос вашей группы. (На столах 5-ти групп лежат листочки с вопросом)

          1 гр.- Объясните значение слова «почва»

          2 гр. - Объясните значение слова «плодородие».

         3 гр. - Расскажите о значении почвы для растений и животных.

          4 гр. - Объясните значение слова «почвоведение»

          5 гр. - Расскажите о русском учёном В. В. Докучаеве.

Задание 2 (П) Учебник, с. 74—75.

Верно ли, что, обрабатывая почву, человек нарушает её плодородие и наносит невосполнимый ущерб природе? Обоснуйте

своё мнение.

Физкультминутка  

Дети читают текст, находят в нём определение почвы, главного свойства почвы, термин «почвоведение».

Регулятивные:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные:

раскрывать значение понятий

 «почва», «плодородие», «почвоведение» и использовать их в активном словаре;

III этап.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность  

Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

Задание 3 (У)

- Вы назвали  главное свойство почвы – плодородие. Давайте выясним, почему же почва плодородна.

- Как вы думаете, что для этого нужно  сделать? (изучить состав почвы)                

- Какова  цель  нашего  исследования? (определить, что входит в состав почвы)

Практическая работа «Исследование состава почвы».

О п ы т 1 (выполняют ученики).

- Внимательно прочитайте  инструкцию к первому опыту. (на каждом столе инструкция)

- Как будете выполнять этот опыт? ( Берём стакан с водой и бросаем в него комок сухой почвы, наблюдаем)

- Что  интересного увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха – это говорит о том, что в почве есть воздух)

- Молодцы! Фиксируем вывод в тетради.

Вывод: в почве есть воздух

О п ы т 2 (выполняет учитель).

 Насыпаем на стекло комочек свежей почвы,  стекло закрепляем в держатель,  равномерно нагреваем над огнём, над хорошо нагретой землёй   держим холодное стекло

- Что наблюдаете? (Стекло стало влажным –  значит  в почве есть вода)

-  Молодцы! Фиксируем вывод в тетради.

Вывод: в почве  есть вода 

О п ы т 3 (проводит учитель).

Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластинку и нагреем на спиртовке (над почвой появляется дым и ощущается неприятный запах).  Поместим на   металлическую пластинку стебельки растений и нагреем на спиртовке  (над почвой появляется дым и ощущается

неприятный запах).  Сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных и придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы

определяется наличием в ней перегноя.

Вывод -  в почве есть перегной.

О п ы т 4 (проводит учитель).

Высыпаем остаток прогретой почвы в стакан с водой, размешиваем и даём отстояться (песок осел на дно, вода сначала была мутной, а потом осела  и глина, вода стала светлее).

Вывод - в почве есть глина и песок.

О п ы т 5 (проводит учитель).

1) Профильтруем воду, в которой долго находилась почва (на фильтре увидим остатки растений, перегной, песок, глину).

2) Профильтрованную воду нальём на стекло и подержим над спиртовкой (на стекле увидим белый налёт).

Вывод- в почве есть минеральные соли.

Каждый вывод фиксируется на доске в виде таблицы

.

- На основе проделанных опытов попробуйте самостоятельно сделать вывод, что входит в состав почвы.  (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли).

- Хорошо!

Физкультминутка

Задание 4 (З) Учебник, с. 74—75. рисунок

- Ребята, вы сказали мне , что почва  оказывается служит домом для многих животных.

Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике  на  с. 74-75. Определите, какие животные обитают в почве.    (лесная мышь, крот, медведка, черви , многоножка,..)

- Что общего у животных разных групп,  насекомых и зверей, живущих в почве?  ( сходство в строении передних конечностей – приспособление к жизни под землёй).

- Выскажите свои предположения, как эти животные влияют на плодородие почвы. (ответы детей)

Задание 5(З) Учебник, с. 76.

- Выскажите свои предположения, почему почву называют  «чудесной кладовой?» (ответы детей)

- Правы вы или не совсем, вы можете проверить себя, прочитав  по учебнику рассказ  «Почва и жизнь»  на  с.76.

-Расскажите о значении почвы в жизни растений.

-Расскажите о животных, которые влияют на плодородие почвы.

-Расскажите о значении почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека.

Задание 6 (П) Учебник, с. 76.

Верно ли, что плодородие почвы зависит только от перегноя?

Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что почва является предметом только живой природы? Обоснуйте своё мнение.

Ученики в ходе практической работы определяют, что входит в состав почвы. При этом  составляют алгоритм  выполнения работы к каждому опыту. Делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются  о проделанном опыте и наблюдении перед классом.  Заполняют карточку групповой оценки проведения  практической работы.

Учитель  помогает детям в составлении алгоритма выполнения опыта, делать в правильной форме умозаключения.

Учитель в среднем темпе читает статью о жизни в почве.

Ребята  слушают рассказ учителя, составляют схему из предложенных элементов

 Проверяют свою  схему по данному образцу.

Регулятивные:

- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Предметные умения:

-выполнять исследование и

оформлять вывод;

 характеризовать состав почвы

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные:

-в  диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Регулятивные:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую

Личностные:

-  проявлять бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву

Предметные умения:

-рассказать о роли живых организмов в образовании

почвы;

Познавательные умения:

-определять значение почвы

для растений, животных, человека и обосновывать своё мнение

 IV этап.

Рефлексия деятельности  

Цель -  самооценка результатов деятельности,осознание  границ применения новых знаний

- Урок наш заканчивается.

 Оцените свою работу на уроке с помощью небольшого теста. (Вопросы теста показывает учитель в презентации, учащиеся на листочках записывают ответы. Затем с помощью цветных карточек оцениваю себя: зеленая – «Я - молодец»,  желтая –

« Я - справился не со всем, надо  доработать»,  « У меня не всё получилось, буду стараться»)

1.Выберите правильное определение почвы:

а) верхний слой земли, где есть песок и глина;

б) верхний слой земли, где есть песок и глина, вода и воздух;

в) верхний плодородный слой земли;

2.Что входит в состав почвы?

а) Воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

б) воздух, вода, песок, глина, минеральные соли.

в) воздух, вода, перегной, песок, глина.

3. Какая главная часть почвы?

           а) перегной;

           б) песок;

           в) глина;

4.Что используют растения для питания?

            а) микробы;

            б) соли;

            в) перегной;

5.Каково главное свойство почвы?

             а) рыхлость

             б) плодородие

             в) полезность

Поведем итог.

Вернемся к плану нашего урока. Ответим на поставленные вопросы.

1. Что такое почва?

2.  Что такое почвоведение?

3.  Что такое плодородие?

4. Из чего состоит почва?

5. Какое значение имеет почва для растений, животных и человека?

Дети проводят самооценку по шкале,

приводят примеры применения полученных знаний в жизни.

Общеучебные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

V этап.  

Контроль деятельности ученика . Домашнее задание

Цель -  применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации  успеха.

- Итак, домашнее задание. Учебник с. 74-77,  ответить на вопросы рубрики «Проверим себя».

 Учитель  даёт инструктаж  по подготовке к следующему уроку,.

Общеучебные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока окружающего мира в 3 классе "Таинственный мир под ногами" (полезные ископаемые)

Цели 1)  формировать понятие «полезные ископаемые», познакомить со способами добычи полезных ископаемых,  классификацией полезных ископаемых по их состоянию, по назначению, используя краевед...

Технологическая карта окружающего мира в 1 классе (системно-деятельностный подход) тема: Откуда берутся снег и лёд?

Тип урока: открытие новых знанийЦели урока: организовать деятельность учащихся по изучению свойств снега и льда с помощью опыта и наблюдения.На основе рассматривания снега и льда сделан вывод, какие б...

Конспект урока окружающего мира 1 класс " Что у нас под ногами"

Конспект урока окружающего мира 1 класс " Что у нас под ногами"...

Конспект урока окружающего мира по теме Что у нас под ногами 1 класс

Конспект урока окружающего мира по теме  Что у нас под ногами 1 класс...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ?"

Мультимедийная презентация по окружающему миру к УМК "Школа России" , учебник  А.А.Плешакова....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Что у нас под ногами?"

Презентация предназначена для использования на уроке окружающего мира в 1 классе по УМК "Школа России". Презентация содержит иллюстрации к материалам учебника, рабочей тетради, а также элеме...

Технологическая карта окружающего мира "Полезные ископаемые" 3 класс (УМК: Окружающий мир. Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. (1-4) (система Эльконина-Давыдова))

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний о полезных ископаемых.Задачи урока:Дидактические:1)познакомить  с понятием «полезные иско...