Конспект занятия по финансовой грамотности
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Никитина Светлана Борисовна
Познакомить учащихся с новыми понятиями: «Семейный бюджет», «Доходы» и «Расходы»; установить взаимосвязь между доходами и расходами, устанавливать связь между доходом и его источником.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_.docx12.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Семейный бюджет»

Конспект занятия по финансовой грамотности

Класс 3-4

Санкт-Петербург

2019

УМК «Школа России», автор: Плешаков А.П.

Тема: Семейный бюджет.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Класс 3-4

Цели: познакомить с понятием «семейный бюджет»;

Задачи:

  • Познакомить учащихся с новыми понятиями: «Семейный бюджет», «Доходы» и «Расходы»; установить взаимосвязь между доходами и расходами, устанавливать связь между доходом и его источником.
  • Выявить основные источники формирования семейного бюджета.
  • Воспитывать бережливость, учить экономить.
  • Развивать мышление, внимание, память и устную речь учащихся.
  • Обучать умению сравнивать, классифицировать объекты по основанию «доходы/расходы», переносить знания и умения в новую ситуацию.        

Планируемые результаты:

Предметные: 

- Умение устанавливать взаимосвязь между доходом и его источником;

- Знание о семейном бюджете, о доходах и расходах семьи.

Личностные:

-   учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Метапредметные:

Регулятивные:   

-   Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 - Умение  работать по предложенному учителем плану.

Познавательные    ученик

- учится обобщать материал по теме «Семейный бюджет»;

- Умение представлять информацию в различных видах (таблица);

-Умение устанавливать соответствие между доходами и расходами;

Умение устанавливать соответствие между доходом и его источником.

Коммуникативные  

- Умение слушать  и понимать речь других, участвовать в диалоге;

-Умение работать в паре.

         

Оборудование: мультимедиа, реквизит для игры «Доход и источник»,  учебник 3 класса по окружающему миру,.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Орг. Момент.

  • Актуализация знаний, постановка учебной задачи

На сегодняшнем уроке окружающего мира вы узнаете много нового, а о чём пойдёт речь, попробуйте догадаться, прочитав слова немецкого писателя Бертольда Авербаха.

Эпиграф урока

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». 

Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.

Вспомним:

С каким новым понятием мы познакомились на прошлом уроке?

- Что такое государственный бюджет?

- Как называются деньги, которые попадают в бюджет?

- Откуда берутся эти деньги?

- Как называются деньги, которые тратят из бюджета?

- На что государство тратит эти деньги?

- Какой бюджет лучший, где доходы больше или меньше расходов?

- Ребята, Конфуций говорил, что государство – это семья, а семья – это маленькое государство. И сегодня мы поговорим о маленьком государстве – семье.

- Термин «бюджет» пришел к нам из Англии, дословно он означает «кожаный мешок». В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доходы и расход за определенный период.

- Сегодня на уроке мы будем изучать бюджет маленького государства под названием семья.

 «Семейный бюджет» - вот тема на уроке.

Задача – обсудить бюджет семьи.

-(государственный бюджет).

-(план доходов и расходов государства)

 (доходы)

(налоги)

(расходы)

(образование, здравоохранение, армия и милиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия)

(доходы больше расходов)

  • Работа по теме урока

- Для удовлетворения многочисленных потребностей нам необходимы товары или услуги.

При помощи чего мы приобретаем товары или услуги? 

- Каким образом в семье появляются деньги? 

- Это все доходы вашей семьи, т.е. поступление денежных средств из разных источников.

  • Что получают люди за свою работу? - зарплату и/или гонорар

 Гонорар — вознаграждение за труд по договору. Писатель или поэт заключают договора с издательствами, которые выпустят их книги. Гонорары могут выплачиваться не каждый месяц. Ведь не так легко написать хорошую книгу.

-Какие еще доходы могут поступать в семью?

-Если вместе с вами живут бабушки и дедушки, то к семейному бюджету добавятся что?

 

Если один из членов семьи студент, то он получает стипендию. 

- Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком, то она будет получать небольшое  — денежную помощь. 

-Если кто то из членов семьи имеет собственную фирму или собственно, предприятие, то он будет получать не зарплату, а прибыль от работы этого предприятия.

-Если семья имеет сбережения, которые находятся на хранении в банке, то от банка семья получает определенную сумму денег, которая называется процент.

- А сейчас подумайте, как вы тратите  деньги в семье?

- Это расходы вашей семьи, т.е. это затраты денежных средств на товары и услуги.

- Что необходимо учесть взрослым, когда они начнут расходовать деньги?

(что нужно оплатить обязательно)

- Какие пункты расходов вы считаете обязательными?

Презентация к уроку

РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

-(при помощи денег).

-Зарплата, пенсии, пособия, стипендии. 

  • Зарплату

-Ответы детей

-пенсии. 

пособие

Физминутка.

  • Закрепление материала

Ролевая игра «Источники доходов семьи».

(На доске карточки прикреплены магнитами)

пенсия

пособие

Зарплата

Гонорар

Стипендия

Прибыль

    (Учитель держит в руках мешок с реквизитом, который указывает на роль члена семьи, бабушке – платок, папе – галстук, маме - фартук, куклу, старшему брату – студенческий билет и т.д. ).    

- Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов.

- А вы должны внимательно следить и проверить правильность выбора, при правильном ответе – поднимаете зеленую карточку, а если неправильно – красную.

- Молодцы!

- Перейдем к работе с учебником. Откройте учебнике на с.77.

- Найдите 3,4 абзацы – прочтите их.

- О чем говорится в тексте?

- Можно ли было избежать такой ситуации?

- Конечно, если бы Василий Петрович заранее обдумал и спланировал свои доходы и расходы, т.е. составил бюджет.

- Кто может сформулировать понятие «семейный бюджет»?

- Конечно, семейный бюджет может быть и не записан на бумаге. Он, как правило, составляется на короткий срок, например на месяц. Но он должен быть обязательно. Важно, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.

- Посмотрите на экран.

Соотнесем понятия

Саша, друг мой, изменился,

Саша экономным стал,

Так, как раньше, не считая,

Деньги тратить перестал.

Себе не покупает он

Жевательной резинки

И даже самой яркой

Переводной картинки.

Что стало с ним?

Во всем дворе никто не понимает,

А тем, кто задает вопрос,

Наш Саша отвечает:

«Я покупаю только то,

Что мне необходимо.

А если вещь мне не нужна,

Пройду, не глядя, мимо.

Чтоб мог ко  дню рождения

Купить подарок маме я,

Нужна мне эта строгая,

Ребята, экономия».

- Что значит экономить?

- Чем отличается экономный человек от жадного?

- Подумайте сейчас и обсудите в своих «семьях», на чем бы вы могли сэкономить.

(Игрушки, развлечения, сладости…)

- А на чем экономить нельзя?

- На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.

Сравним величину доходов и расходов семьи и последствия нехватки доходов и превышения расходов. (работа с презентацией)

По одному вызываются учащиеся, они вытягивают реквизит, понимают, какого члена семьи они играют и выбирают на доске соответствующий источник дохода.

Остальные оценивают ответ учащегося, поднимая красную или зеленую карточку.

(Ответы детей)

-можно

Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи

Члены семьи в игре:

  • Папа (зарплата)
  • Мама (пособие)
  • Старший брат (Стипендия)
  • Бабушка (пенсия)
  • Дядя (Прибыль)
  • Сестра старшая (художник - гонорар)
  • Тетя (процент с вклада)

ЭОР «Соотнесение понятий»

https://learningapps.org/user/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%8F%D0%A4%D0%B5%D1%89 

  • Итог урока, рефлексия

работа с презентацией (8 слайд)

- С каким новым понятием вы познакомились на уроке?

- А что входит в это понятие?

- Что такое доходы?

- Что такое расходы?

- Что нужно делать для того, чтобы доходов было больше?

.

- Теперь оцените свою работу на уроке с помощью оценочных листов.

1 вариант доходы, 2 вариант расходы

(Доходы и расходы).

Ответы учащихся

Изображение смайлика

Домашнее задание

Домашнее задание – базовый уровень: рабочая тетрадь страница 41-42;

Повышенный уровень: составить проект семейного бюджета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности

Конспект занятия по финансовой грамотности по теме "На что тратятся деньги?" (расходы семьи)...

Конспект занятия по финансовой грамотности (4 класс). "Экономь ресурсы планеты".

Цели деятельности учителя: формирование правильной культуры потребления.Планируемые результатыПредметные:Знать - какие ресурсы мы можем экономитьУметь – применять на практике полученные знанияЗн...

конспект занятия по финансовой грамотности " Поход в магазин"

Данное занятие проводится для детей младшей дошкольной группы с целью формирования правильного поведения покупателей при выборе продуктов питания....

Конспект занятия по финансовой грамотности. Доходы и расходы семьи.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАна тему:Доходы и расходы семьи....

Конспект занятия по финансовой грамотности "Как правильно тратить деньги" (2 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с тем, как правильно распределять семейный бюджет; решение практических задач на основе изученного; создание кластера.Задачи урока:Дидактические...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Деловая игра “Финансовый театр”» (2 класс)

Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понимании природы и происхождения денег, их роли в жизни человека и их разновидностей.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1....

Конспект занятия по финансовой грамотности "Конкуренция это хорошо или плохо" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся о конкуренции. Планируемые результаты:Личностные:- Осознать себя как члена общества и государства;- Выработать в себе ценностное ...