Рабочая программа Окружающий природный мир, 1 класс (для детей с у/о)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Терехова Юлия Анатольевна

Рабочая программа предназначена для учащихся 1 класса, обучающихся по АООП вариант 9.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8 (495) 851-50-03                                                  e-mail: tro_school@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

Рабочая программа по предмету

 «Окружающий природный мир»

на 2016-2017 учебный год

для 1 б класса, надомное обучение  

(ФГОС УОД, Вариант II)

Учитель: Терехова Ю.А.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2016г.                  Зав.образовательного отделения Т.Е. Максименко

Руководитель ШМО_______________                           «___»______________________________2016г

Пояснительная записка

Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются:

1) формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,

2) формирование временных представлений,

3) формирование представлений о растительном и животном мире.

Занятия по предмету «Окружающий природный мир» проводятся 1 раза в неделю, форма обучения надомная. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность у ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития  ребенка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению материала.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития ребёнка.

 Место предмета в учебном плане 1 класса

В учебном плане предмет представлен с расчетом  1 час в неделю, 33 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
Планируемые результаты освоения программы в 1 классе

Иметь представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).

Элементарные представления о течении времени.

Умение различать части суток,

Различать  изученные объекты.

Различать объекты живой и неживой природы.

Дифференциация имени.

Называние своего пола.

Осознанное восприятие своей внешности. Узнавание голоса учителя, родителей

Название домашних животных. Звукоподражание и пантомимические движения различных животных.. Звукоподражание и пантомимические движения, передающие особенности каждого животного. Называние времён года с картинками. Называние частей суток. Соотнесение частей суток с картинками.. Действия по подражанию действиям учителя. Действия по образцу. Действия по словесной инструкции.

Программа формирования БУД

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с учителем.

- ориентироваться в пространстве , пользоваться учебной мебелью; 
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения

- организовывать рабочее место; 
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность; 
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе; 
2. Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- умение выполнять инструкции педагога:
- использование по назначению учебных материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

3. Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 1-3 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания

В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется метод наблюдения и выражается в баллах:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

 Содержание программы

Программа курса «Окружающий природный мир» включает в себя несколько разделов:

Сезонные изменения в природе

-сезонные изменения в неживой природе;(времена года, листопад, мороз, похолодание, дождь, снег, тепло, солнечно,солнце, небо, облако)

-растения и животные в разное время года;

Неживая природа (солнце, небо, облако, ночь, день)

Живая природа

-растения(дерево, цветы, ромашка, одуванчик, колокольчик)

-животные;(собака, кошка, ворона, воробей)

 Система оценки достижения планируемых результатов

Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.

При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года.

Признаки зимы

Признаки весны

Признаки осени

Живая природа

Различать животных, птиц. Домашних  животных

Неживая природа

Признаки дня. Признаки ночи

 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Технологии обучения.

В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:

1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Методы обучения

Методы мотивации учебной деятельности

  • Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Рассказ, эвристическая беседа, изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная игра,

Методы формирования новых умений

  • Упражнения,, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная),

Методы обобщения и систематизации изученного

Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.

Методы контроля результатов обучения

Устные: опрос (беседа и др. развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, демонстрация действий и операций.

  • Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
  • Учебно-методический комплекс.

Различные по форме, величине, цвету наборы природного материала, пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением сезонных изменений, сюжетные картинки для раскрашивания,

  • Литература

В обучении используются дидактические материалы для дошкольников:



Календарно-тематическое  планирование

№п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Сезонные изменения в природе (Сформировать представления о сезонных изменениях.Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.Уметь: определять осень на картинке.Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию)

1.

Осень.

1

2.

Признаки осени

2

3.

Растения осенью.

1

4.

Животные осенью

1

5.

Повторение пройденного

Неживая природа (Сформировать навык определять день, признаки дня Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений. Уметь различать время суток Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.  Умение выполнять действия по образцу и по подражанию)

6.

Время суток: день, ночь

2

7.

Солнце

2

8.

Небо

1

9.

Облако

1

10.

Повторение пройденного

1

Живая природа(Сформировать представления о деревьях, животных.Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений.Уметь: отличать деревья от других растений.Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию)

11.

Деревья.

2

12.

Собака

1

13.

Кошка

1

14.

Птицы(ворона, воробей)

1

15.

Повторение пройденного

1

Сезонные изменения(Сформировать представления о сезонных изменениях.Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.Уметь: определять зиму на картинке.Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию

16.

Зима.

1

17.

Признаки зимы

1

18.

Растения зимой

1

19.

Животные зимой

1

20.

Повторение пройденного

1

Живая природа(Сформировать представления о цветах .Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений.Уметь: отличать деревья от других растений.Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию)

21.

Цветы.

2

22.

Название и различение по цвету и размеру.

1

23.

Части растения.

1

24.

Повторение пройденного

1

Сезонные изменения(Сформировать представления о сезонных изменениях.Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.Уметь: определять весну на картинке.Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию

25.

Весна

1

26.

Признаки весны

1

27.

Растения весной

1

28.

Животные весной

1

29.

Повторение пройденного

1

33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа Окружающий природный мир 01- класс

рабочая программа Окружающий природный мир. Вид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2....

Рабочая программа. Окружающий природный мир. 2 класс.

Рабочая программа составлена для учащейся 2 класса надомного обучения с НОДА....

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа "Окружающий природный мир"

Рабочая программа "Окружающий природный мир"...