Рабочая программа "Окружающий природный мир"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 4 класс ТМНР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов, ТМНР Протокол № 1 от «29 » августа 2024 г. Руководитель МО _______ Алексеева И.В. | «Согласовано» Заместитель директора по УР _____ Т.М.Семенникова от «29» августа 2024 г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ «Котовская школа-интернат» __________В.П.Алатарцев от «30» августа 2024 г. |
Рабочая программа
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
предметная область: «Окружающий мир»
по предмету: «Окружающий природный мир»
класс: 4Б2
2024-2025 учебный год
Разработала: Эльназарова А.Ю
КОТОВО 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету « Окружающий природный мир» для 4 класса (вариант 2), составлена на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями),далее АООП УО( вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат», утвержденная приказом № 182 от #1075;.
- проекта рабочей программы по предмету « Окружающий природный мир» федерального государственного бюджетного научного учреждения « Институт коррекционной педагогики»
- учебного плана ГКОУ « Котовская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
Учебный предмет «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Растительный мир», «Животный мир», «Объекты неживой природы», «Временные представления». В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные грибы).
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока, с учетом уровня развития речи детей.
Предмет «окружающий природный мир» находит свое логическое продолжение в содержании разделов «Окружающий социальный мир», «Человек», а также в реализации задач коррекционно-развивающей области: «Альтернативная коммуникация».
В процессе реализации программы важно уделять большое внимание формированию личностных и социальных (жизненных) компетенций обучающегося, социально значимых ценностных установок.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2024-2025 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году), 2 час в неделю.
Содержание учебного предмета.
В процессе формирования представлений о неживой природе обучающиеся получают знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях
(утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Обучающиеся знакомятся с разнообразием растительного и животного мира, получают представления о среде обитания животных и растений, учатся
выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: полив, уход за растениями, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Растительный мир
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) и его частей (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).Значение растений в природе и в жизни
человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель, осина). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Значение деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (малина, клюква) по внешнему виду (вкусу,
запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) дикорастущих
цветочно-декоративных растений (ромашка, одуванчик); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Узнавание травянистых растений.
Животный мир
Знание - строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога); - основных признаков животного;
- домашних животных (корова, свинья, овца (баран), кот, собака);
- питание домашних животных
- значения домашних животных в жизни человека.
- уход за домашними животными (котом, собакой и др.).
- детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок,
ягненок,
- различение диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось,, кабан).
- питание диких животных.
- детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок).
- домашних птиц (курица (петух), утка, гусь);
- детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок);
- различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, синица).
- перелетных птиц (дикая утка, дикий гусь, грач);
Объекты и явления неживой природы
Знание:
- солнце, небо, облака; Знание значения солнца в жизни человека и в природе.
Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба.
- дождь, снег, снежинки; значение дождя, снега;
Временные представления
Элементарные представления о течении времени.
- знание частей суток (утро, день, вечер, ночь);
- представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь);
- соотнесение частей суток с видами деятельности;
- различение месяцев; соотнесение месяцев с временами года;
- знание времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам;
- изменения, происходящие в жизни человека в разное время года;
- изменения, происходящие в жизни животных в разное время года;
- изменения, происходящие в жизни растений в разное время года;
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
Личностные:
Проявляет интерес к окружающим предметам
Принятие и освоение социальной роли обучающегося
Развитие мотивов учебной деятельности
Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками
Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость
Произвольно воспринимает информацию
Проявляет собственные чувства
Предметные:
Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы
Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени
Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления
Умение наблюдать за природой
Умение слушать и подражать
узнавать изученные природные объекты.
Наблюдать за природой
Умение работать с пиктограммами по теме «растения»
Различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах
Умение отличать насекомых от животных (узнавание)
Различать объекты природы и рукотворного мира;
Узнавать изученных животных
Узнавать и определять объекты окружающей действительности
Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе
Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем
Проводить наблюдения
Рассматривает лист, раскрашивает
Наблюдать изменения в природе
Базовые учебные действия:
Понимать словесную (жестовую) инструкцию
Выполняет действие по инструкции совместно с учителем
Умение вступать в контакт
Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению
Узнавать знакомые объекты окружающей природы
Выполняет действие способом рука-в-руке
Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога
Характеристика класса по группам
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Степанченко Григорий | Скачкова Пелагея | Сироткин Роман, Одногулов Андрей |
Проявляет интерес к окружающим предметам, имеется мотив к учебной деятельности, хорошо контактирует со взрослыми и сверстниками. Произвольно воспринимает информацию. Проявляет собственные чувства. Понимает словесную инструкцию. Выполняет задания по инструкции самостоятельно и совместно с учителем. Различает домашних и диких животных. Умеет работать с пиктограммами. Имеет представление об явлениях окружающей природы. Владеет речью. | Мотива к учебной деятельности не имеет,интерес к окружающим предметам проявляет , не контактирует со взрослыми и сверстниками. Произвольно воспринимает информацию. Проявляет собственные чувства. Понимает словесную инструкцию. Выполняет задания по инструкции самостоятельно и совместно с учителем. Диких и домашних животных называет, не различает .Знает понятия(фрукты, овощи, ягоды) Не имеет представление об явлениях окружающей природы. Владеет речью частично. | Мотив и интерес к учебной деятельности отсутствует. Не контактируют со взрослыми и сверстниками. Элементарных представления об объектах и явлениях окружающей природы не имеют. Словесную инструкцию не понимают, задания выполняют только при помощи педагога. Не знают понятия дикие и домашние животные. Фрукты, овощи, ягоды, не различают. Понятия об основных цветах не имеют. Выполняют задания только при помощи педагога, рука в руке. |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: | Оценка |
0 – не выполняет, помощь не принимает. 1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи. | 3 |
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. | 4 |
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции. 5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию. | 5 |
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: | |
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи. 1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами. | 3 |
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками. 3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками. | 4 |
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок. 5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу. | 5 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание, темы занятий | Кол-во часов | Дата | Основные деятельности | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа | ||||
1 | Человек и природа | 1 | Беседа на тему: «Роль природы в жизни человека», просмотр видеоролика человек и природа, прослушивание аудиозаписей по теме раздела. Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди. | просмотр видеоролика человек и природа, прослушивание аудиозаписей по теме раздела. Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке совместно с учителем. | просмотр видеоролика человек и природа, прослушивание аудиозаписей по теме раздела. Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке совместно с учителем. | |
2 | «Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин. | 1 | Соотнесение картинок с фотографиями по времени года «Осень» Проговаривание признаков осени. Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание стихотворения Осень. | Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени, последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; проводит несложные наблюдения. Прослушивание стихотворения Осень. | Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени, последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; проводит несложные наблюдения. Прослушивание стихотворения Осень. | |
3 | Одежда человека осенью. | 1 | Показывать и брать предмет одежды, называемый учителем. Называть предметы одежды или обуви, выбирать нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы | Совместно с учителем Показывать и брать предмет одежды, называемый учителем. Называть предметы одежды с учётом сезонных изменений природы | Совместно с учителем Показывать и брать предмет одежды, называемый учителем. Называть предметы одежды с учётом сезонных изменений природы | |
4 | Обувь человека осенью. | 1 | Показывать и брать предмет одежды, называемый учителем. Называть предметы одежды или обуви, выбирать нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы | Совместно с учителем Показывать и брать предмет одежды, называемый учителем. Называть предметы одежды или обуви, выбирать нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы | Совместно с учителемПоказывать и брать предмет одежды, называемый учителем. Называть предметы одежды или обуви, выбирать нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы | |
5 | Одежда и обувь человека осенью. Одень куклу на прогулку. | 1 | Показывать и брать предмет одежды, называемый учителем. Называть предметы одежды или обуви, выбирать нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы | Совместно с учителем Выбор осенней одежды на куклу Дашу. Одевание дидактической куклы Даши. Выбор одежды по сезону (осень | Совместно с учителем Выбор осенней одежды на куклу Дашу. Одевание дидактической куклы Даши. Выбор одежды по сезону (осень | |
6 | «Что нам осень принесла?» Овощи.(огурец, помидор, морковь ,тыква) | 1 | Различение овоща и фрукта на иллюстрациях. различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы. Классификация и обобщение. Раскрашивание. Аппликации (3 гр.) Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей). Сравнение складывание с натуральными продуктами. Определение формы, величины, цвета. Узнавание по описанию | Различение овоща и фрукта на иллюстрациях. различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы. Классификация и обобщение. Раскрашивание. Аппликации (3 гр.) совместно с учителем Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей). | Различение овоща и фрукта на иллюстрациях. различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы. Классификация и обобщение. Раскрашивание. Аппликации (3 гр.) Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей).совместно с учителем. | |
7 | «Что нам осень принесла? Овощи .Закрепление. | 1 | Различение овоща и фрукта на иллюстрациях. различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы. Классификация и обобщение. Раскрашивание. Аппликации (3 гр.) Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей). Сравнение складывание с натуральными продуктами. Определение формы, величины, цвета. Узнавание по описанию | Различение овоща и фрукта на иллюстрациях. различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы. Классификация и обобщение. Раскрашивание. Аппликации (3 гр.) Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей). Сравнение складывание с натуральными продуктами. С помощью учителя. Определение формы, величины, цвета. Узнавание по описанию | Различение овоща и фрукта на иллюстрациях. различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы. Классификация и обобщение. Раскрашивание. Аппликации (3 гр.) Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей). Сравнение складывание с натуральными продуктами. Определение формы, величины, цвета. Узнавание по описанию с помощью учителя. | |
8 | «Что нам осень « принесла?» Фрукты( яблоко, апельсин, банан, груша) | 1 | Различение овоща и фрукта на иллюстрациях. различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы. Классификация и обобщение. Раскрашивание. Аппликации (3 гр.) Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей). Сравнение складывание с натуральными продуктами. Определение формы, величины, цвета. Узнавание по описанию | Различение овоща и фрукта на иллюстрациях. различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы. Классификация и обобщение. Раскрашивание. Аппликации Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей). Сравнение складывание с натуральными продуктами. Определение формы, величины, цвета. Совместно с учителем | Различение овоща и фрукта на иллюстрациях. различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы. Классификация и обобщение. Раскрашивание. Аппликации Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей). Сравнение складывание с натуральными продуктами. Определение формы, величины, цвета. Совместно с учителем. | |
9 | «Что нам осень « принесла?» Фрукты( яблоко, апельсин, банан, груша)Закрепление. | 1 | Обзор представителей царства грибов. Различение гриба, его частей на иллюстрациях. Узнавание гриба тактильно. Раскрашивание. Аппликации. Собирание муляжей из 4 половинок, складывание разрезных картинок (из 4 частей). | Обзор представителей царства грибов. Различение гриба, его частей на иллюстрациях. Узнавание гриба тактильно. Раскрашивание. Аппликации. Собирание муляжей из 4 половинок, складывание разрезных картинок (из 4 частей)вместе с учителем | Обзор представителей царства грибов. Различение гриба, его частей на иллюстрациях. Узнавание гриба тактильно. Раскрашивание. Аппликации. Собирание муляжей из 4 половинок, складывание разрезных картинок (из 4 частей) вместе с учителем. | |
10 | Экскурсия в школьный двор. | 1 | Беседа об изменение в природе «осенние листья Экскурсия по школьному участку. Рассматривание и показ с вербальным и невербальном листьев, цветов и травы. Показ и называние опавших листьев. | Беседа об изменение в природе «осенние листья Экскурсия по школьному участку. Рассматривание и показ с вербальным и невербальном листьев, цветов и травы. Показ и называние опавших листьев. | Беседа об изменение в природе «осенние листья Экскурсия по школьному участку. Рассматривание и показ с вербальным и невербальном листьев, цветов и травы. Показ и называние опавших листьев. | |
11 | Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование). | 1 | Составление дерева из частей (лепка, аппликация). Сравнение дерева с другими растениями.(работа по картинкам) Поделки из листьев. Обобщающее слово "деревья" (подбор картинок, по возможности называние деревьев). Дидактическая игра "Чей листок?" | Различение жизненных форм: дерево, кустарник, их общие и отличительные признаки.(работа по картинкам) . Рисование. Обобщающее слово "деревья" (подбор картинок, по возможности называние деревьев). Дидактическая игра "Чей листок?"с помощью учителя | Составление дерева из частей (лепка, аппликация). работа по картинкам) Обобщающее слово "деревья" (подбор картинок, по возможности называние деревьев). Дидактическая игра "Чей листок?"с помощью учителя. | |
12 | Явления природы: дождь, листопад. | 1 | Проговаривание признаков осени. Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с опорными словами (осень, листопад) \слушание потешек. Имитационные действия (капает дождь, дует ветер, падают листья). | Совместно с учителем нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с опорными словами (осень, листопад) \слушание потешек. Имитационные действия (капает дождь, дует ветер, падают листья). | Совместно с учителем нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с опорными словами (осень, листопад) \слушание потешек. Имитационные действия (капает дождь, дует ветер, падают листья). | |
13 | Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) | 1 | Просмотр видеоролика осенние деревья и листья. Сбор и сушка листьев. Узнавание различения листьев деревьев. | Просмотр видеоролика осенние деревья и листья. Сбор и сушка листьев. Узнавание различения листьев с помощью учителя. деревьев. | Просмотр видеоролика осенние деревья и листья. Сбор и сушка листьев. Узнавание различения листьев деревьев. с помощью учителя. | |
14 | А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные птицы. | 1 | Общие представления о птицах: внешний вид, образ жизни, питание. Сравнение зверей и птиц. Группа - "перелетные птицы". Наблюдение, слушание литературных произведений о птицах. Работа с карточками. | Совместно с учителем Сравнение зверей и птиц. Группа - "перелетные птицы". Наблюдение, слушание литературных произведений о птицах. Работа с карточками. | Совместно с учителем Сравнение зверей и птиц. Группа - "перелетные птицы". Наблюдение, слушание литературных произведений о птицах. Работа с карточками. | |
15 | А кто такие птички? (домашние и дикие) неперелетные птицы. | 1 | Рассмотрение картин: представление о птицах, их значении. Просмотр презентации. Работа с разрезными картинками по теме | Рассмотрение картин: представление о птицах, их значении. Просмотр презентации. Работа с разрезными картинками по теме вместе с учителем | Рассмотрение картин: представление о птицах, их значении. Просмотр презентации. Работа с разрезными картинками по теме вместе с учителем.( рука в руке) | |
16 | Обобщающий урок "В гости к осени" | 1 | Прослушивание рассказа об Различение овощей - фруктов . Зарисовка и раскрашивание в тетради изображения предметов Зарисовка объекта природы. Ответы на вопросы. | Прослушивание рассказа об Различение овощей - фруктов . Зарисовка и раскрашивание в тетради изображения предметов Зарисовка объекта природы. Вместе с учителем. | Прослушивание рассказа об Различение овощей - фруктов . Зарисовка и раскрашивание в тетради изображения предметов Зарисовка объекта природы( рука в руке). | |
2 четверть | ||||||
17 | В мире животных. Сравнение зверей и птиц. | 1 | Просмотр презентации как зимуют звери. Рассматривание фотографий, картинок, подражание их голосам, повадкам называть их (доступным способом). Сравнение с дикими животными. д/и «Кто что ест? «Чей хвост?» , « Чей дом?» | Просмотр презентации как зимуют звери. Рассматривание фотографий, картинок, подражание их голосам, повадкам называть их (доступным способом). Сравнение с дикими животными. д/и «Кто что ест? «Чей хвост?» , « Чей дом?» с помощью учителя. | Просмотр презентации как зимуют звери. Рассматривание фотографий, картинок, подражание их голосам, повадкам Сравнение с дикими животными. д/и «Кто что ест? «Чей хвост?» , « Чей дом?» совместно с учителем | |
18 | В мире животных. Сравнение зверей и птиц. Закрепление. | 1 | Рассматривание фотографий, картинок. Подражание. Сравнение с птицами животными. д/и «Кто что ест? «Чей хвост?» | Рассматривание фотографий, картинок. Подражание. Сравнение с птицами животными. д/и «Кто что ест? «Чей хвост?» | Рассматривание фотографий, картинок совместно с учителем. | |
19 | Домашние птицы (курица\петух, гусь) | 1 | Слушание коротких рассказов Рассматривание фотографий, картинок. Уточнение названий и внешних признаков домашних птиц, названия их детенышей. Учить находить общие признаки и отличия от диких птиц. | Слушание коротких рассказов Рассматривание фотографий, картинок. Совместно с учителем находить общие признаки и отличия от диких птиц. | Слушание коротких рассказов Рассматривание фотографий, картинок. находить общие признаки и отличия от диких птиц( рука в руке). | |
20 | Животные и их детёныши(медведь ,заяц) | 1 | Рассмотрение картин. Раскрашивание картинок с изображением животных. | Рассмотрение картин. Раскрашивание картинок с изображением животных вместе с учителем. | Рассмотрение картин. Раскрашивание картинок с изображением животных.( рука в руке) | |
21 | "Здравствуй, зимушка зима!" | 1 | Нахождение признаков осени, зимы на картинке. Объяснение пословицы Зима. Рассматривание схемы. Запоминание названия зимних месяцев. | Нахождение признаков осени, зимы на картинке с помощью учителя. Рассматривание схемы. Запоминание названия зимних месяцев. | Нахождение признаков осени, зимы на картинке с помощью учителя. | |
22 | Одежда и обувь человека зимой. | 1 | Просмотр видеоролика « Одежда и обувь зимой» Нахождение и называние предметов зимней одежды. Разучивание подвижной игры «Мороз Красный Нос». | Просмотр видеоролика « Одежда и обувь зимой» Нахождение и называние предметов зимней одежды. Разучивание подвижной игры «Мороз Красный Нос». вместе с учителем. | Просмотр видеоролика « Одежда и обувь зимой» Нахождение и называние предметов зимней одежды. Разучивание подвижной игры «Мороз Красный Нос» совместно с учителем. | |
23 | Зимние явления природы (снег, метель, ) | 2 | Объяснение слова снег Просмотр видеоролика на тему зимний снег. Объяснение слова метель Прослушивание ауди звуков метели. | Просмотр видеоролика на тему зимний снег. Прослушивание ауди звуков метели. | Просмотр видеоролика на тему зимний снег. Прослушивание ауди звуков метели. | |
24 | Зимние явления лед | 1 | Объяснение слова лед Рисование картинки по правилам поведения на улице. | Объяснение слова лед Рисование картинки по правилам поведения на улице. С помощью учителя. | Объяснение слова лед Рисование картинки по правилам поведения на улице( рука в руке). | |
25 | Зимние забавы. Игры со снегом. | 1 | Беседа, рассмотрение картин. Упражнения на узнавание действий и занятий детей на картинках и схемах; имитировать действия детей | слушание, рассмотрение картин. Упражнения на узнавание действий и занятий детей на картинках и схемах; имитировать действия детей с помощью учителя. | слушание, рассмотрение картин. Упражнения на узнавание действий и занятий детей на картинках и схемах; имитировать действия детей совместно с учителем. | |
26 | Новый год. Изготовление украшений на елку. | 1 | Нахождение и называние признаков нового года на иллюстрациях. Просмотр мультфильма Зима в Простоквашино. Изготовление аппликации снежинка. | Нахождение признаков нового года на иллюстрациях. Просмотр мультфильма Зима в Простоквашино. Изготовление аппликации снежинка. С помощью учителя. | Нахождение признаков нового года на иллюстрациях. Совместно с учителем Просмотр мультфильма Зима в Простоквашино. Изготовление аппликации снежинка.( рука в руке) | |
27 | Животные и птицы зимой. | 1 | Просмотр видеоролика о жизни животных и птиц зимой. Составление рассказа о заботе о животных и птицах зимой. Изготовление кормушки для птиц. | Просмотр видеоролика о жизни животных и птиц зимой. Изготовление кормушки для птиц с помощью учителя. | Просмотр видеоролика о жизни животных и птиц зимой. кормушки для птиц ( рука в руке) | |
28 | Дикие животные. Заяц, волк. | 1 | Прослушивание рассказа о диких животных зимой Загадки про диких животных Работа с раскрасками | Прослушивание рассказа о диких животных зимой Загадки про диких животных Работа с раскрасками с помощью учителя | Прослушивание рассказа о диких животных зимой Загадки про диких животных Работа с раскрасками( рука в руке) | |
29 | Домашние животные. Узнавать, называть и определять . Кошка и собака. Уход. | 2 | Прослушивание рассказа о заботе о животных зимой. Просмотр правила ухода за домашним котом и собакой. Соотнесение по признакам и отличиям кошку и собаку. | Прослушивание рассказа о заботе о животных зимой. Просмотр правила ухода за домашним котом и собакой .Нахождение по картинкам собаку, кошку. | Прослушивание рассказа о заботе о животных зимой. Просмотр правила ухода за домашним котом и собакой Нахождение по картинкам собаку, кошку. С помощью учителя. | |
30 | Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? | 1 | Рассматривание иллюстрации. Нахождение и называние предметов зимней одежды. Составление рассказа о любимых зимних играх. Заучивание правил игры «Два мороза». Игра на прогулке. | Рассматривание иллюстрации. С помощью учителя нахождение и предметов зимней одежды. Заучивание правил игры «Два мороза». | Рассматривание иллюстрации. Нахождение и предметов зимней одежды( рука в руке) | |
3 четверть | ||||||
31 | Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 1 | Рассматривание рисунков. Назвать, что на них изображено. Ответы на вопросы. Работа с термометром. Прослушивание видеоролика зачем нужен воздух и вода для человека. | Рассматривание рисунков. Прослушивание видеоролика зачем нужен воздух и вода для человека. | Рассматривание рисунковПрослушивание видеоролика зачем нужен воздух и вода для человека. | |
32 | Воздух и вода. Значение для человека. | 1 | Рассмотрение раздаточных карточек: усвоить, что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять. | Рассмотрение раздаточных карточек: усвоить, что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять с помощью учителя | Рассмотрение раздаточных карточек: усвоить, что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять совместно с учителем. | |
33 | Воздух и вода. Значение для животных. | 1 | Рассматривание рисунков. Назвать, что на них изображено. Ответы на вопросы. Работа с термометром. Прослушивание видеоролика зачем нужен воздух и вода для животных. | Рассматривание рисунков. Прослушивание видеоролика зачем нужен воздух и вода для животных. | Рассматривание рисунков. Прослушивание видеоролика зачем нужен воздух и вода для животных. вместе с учителем. | |
34 | Явления природы: солнце, ветер | 1 | Беседа, рассмотрение картин. Наблюдение за изменениями в природе и устанавливание взаимосвязи. Работа с календарем природы. | Слушание учителя рассмотрение картин. Наблюдение за изменениями в природе Работа с календарем природы с помощью учителя. | Слушание учителя рассмотрение картин. Наблюдение за изменениями в природе . Работа с календарем природы( рука в руке) | |
35 | Оживает все кругом! | 1 | Определение времен года, признаков зимы, весны по рисункам. Объяснение по схемам признаков весны. Составление рассказа о правилах поведения на льду. Наблюдение за набуханием почек на ветках (опыт). Составление рассказа по рисункам об основных приметах весны. | Определение времен года, признаков зимы, весны по рисункам .вместе с учителем Наблюдение за набуханием почек на ветках (опыт). Составление рассказа по рисункам об основных приметах весны. Совместно с учителем. | Определение времен года, признаков зимы, весны по рисункам совместно с учителем. Наблюдение за набуханием почек на ветках . | |
36 | Одежда и обувь весной | 1 | Рассматривание рисунков. Назвать вещи, которые надели мальчики и девочки. Рассматривание рисунка как правильно одеться весной | Работа с раздаточным материалом, нахождение нужной картинки по предмету. С помощью учителя | Работа с раздаточным материалом, нахождение нужной картинки по предмету( рука в руке). | |
37 | Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные растения. | 1 | Показ объектов природы на рисунках, ответы на вопросы. Определение аромата цветов (практическое). Составление рассказа о цветении березы и тополя. Наблюдение за молодой листвой на деревьях. Нахождение и называние распустившихся цветов. | Показ объектов природы на рисунках, Определение аромата цветов (практическое). Наблюдение за молодой листвой на деревьях. Нахождение распустившихся цветов с помощью учителя. | Показ объектов природы на рисунках, Наблюдение за молодой листвой на деревьях. Нахождение распустившихся цветов. Совместно с учителем. | |
38 | « Уход за комнатными растениями. | 1 | -знакомится с комнатными растениями в ходе беседы , находит среди предложенных картинок комнатные растения. | Слушают учителя., знакомятся с комнатными растениями , совместно с учителем находят среди предложенных картинок комнатные растения. | Слушают учителя., знакомятся с комнатными растениями , совместно с учителем находят среди предложенных картинок комнатные растения. | |
39 | « Уход за комнатными растениями. полив цветов | 1 | научиться правильно выбирать инвентарь для полива, наливать воду ,правильно ее держать | С помощью учителя научиться правильно выбирать инвентарь для полива, наливать воду ,правильно ее держать. | С помощью учителя научиться правильно выбирать инвентарь для полива, наливать воду ,правильно ее держать. | |
40-41 | Животные весной. | 2 | Беседа, рассмотрение картин: представления о животных, их образе жизни и повадках весной. Дидактическая игра. | Слушание учителя рассмотрение картин: представления о животных, их образе жизни и повадках весной. Дидактическая игра .совместно с учителем | Слушание учителя, рассмотрение картин: представления о животных, их образе жизни и повадках весной. Дидактическая игра.( рука в руке) | |
42 | Кто живет в воде? .Речные рыбы. | 1 | Работа по учебнику, беседа и ответ по плакату «Рыбы». Игра «Поймай рыбку». | Слушание учителя Игра «Поймай рыбку». | Слушание учителя. Игра «Поймай рыбку». | |
43 | Кто живет в воде?. Морские рыбы. | 1 | Работа по учебнику, беседа по плакату «Рыбы». Раскрашивание карточек с изображением рыб. | Слушание учителя Раскрашивание карточек с изображением рыб. | Слушание учителя. Раскрашивание карточек с изображением рыб.( рука в руке) | |
44 | Труд людей весной. | 1 | Беседа, рассмотрение картин: представления о занятиях людей весной. Просмотр презентации. Дидактическая игра «Времена года». | слушание, рассмотрение картин: представления о занятиях людей весной. Просмотр презентации. Дидактическая игра «Времена года». С помощью учителя | слушание, рассмотрение картин: представления о занятиях людей весной. Просмотр презентации. Дидактическая игра «Времена года».9 Рука в руке) | |
45 | В саду и в огороде | 1 | Беседа, рассмотрение картин: представлять, что и как растет в саду и в огороде. | слушание, рассмотрение картин: представлять, что и как растет в саду и в огороде. | слушание, рассмотрение картин: представлять, что и как растет в саду и в огороде. | |
46 | Природа и рукотворный мир | 1 | ||||
47-48 | Из чего что сделано?( дерево, ткань, резина) | 2 | Классификация предметов по характеру материала.Просмотр видео презентаций ,наглядных примеров. Беседа. | Классификация предметов по характеру материала.Просмотр видео презентаций и наглядных примеров, ощупывание материала. Прослушивание. | Просмотр иллюстраций.Просмотр видео презентаций и наглядных примеров,ощупывание материала.Прослушивание.Наблюдение. | |
49 | Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 | Наблюдение за явлениями природы весной (что видим?), Беседа,называние характерных признаков весны;отмечать красоту пробуждающейся природы. обучающих фильмов, картин о весне, характерных признаках, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. Узнавание изменений в жизни человека в весенний период (смена деятельности, одежды). | Наблюдение за явлениями природы весной (что видим?), Прослушивание характерных признаков весны. Просмотр обучающих фильмов, картин о весне. Узнавание изменений в жизни человека в весенний период (смена деятельности, одежды). | Наблюдение за явлениями природы весной.Прослушивание характерных признаков весны. Просмотр обучающих фильмов, картин о весне. | |
4 четверть | ||||||
50 | Части суток. День. | 1 | Представление о сутках как о последовательности Знание о сутках Игра «Что мы делаем последовательности утром?» | Представление о сутках как о последовательности Знание о сутках Игра «Что мы делаем последовательности утром?» с помощью учителя. | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, выполняет действие способом рука-в-руке | |
51 | Части суток. ночь | 1 | Представление о сутках как о последовательности Знание о сутках Что мы делаем ночью?» | Представление о сутках как о последовательности Знание о сутках Игра «Что мы делаем последовательности утром?» | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, выполняет действие способом рука-в-руке | |
52 | Части суток. Утро, вечер | Представление о сутках как о последовательности Знание о сутках « Что мы делаем ночью?» | Представление о сутках как о последовательности Знание о сутках Игра «Что мы делаем последовательности утром?» | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, выполняет действие способом рука-в-руке | ||
53 | Части суток. Утро, вечер. Закрепление. | 1 | Элементарные представления частях суток Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления | Элементарные представления частях суток Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления с помощью учителя. | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, выполняет действие способом рука-в-руке | |
54 | «Здравствуй лето!». | Нахождение признаков весны, лета. Рассматривание схемы, подумать, почему летом тепло и жарко. | Нахождение признаков весны, лета. Рассматривание схемы, подумать, почему летом тепло и жарко. Совместно с учителем. | Совместно с учителем Нахождение признаков весны, лета. | ||
55 | Время года «Лето». Признаки лета. | 1 | Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы) | Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы) с помощью учителя. | Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения.. Работа с опорными словами (лето, цветы) совместно с учителем. | |
56 | Время года «Лето». Признаки лета. Повторение. | 1 | Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Определение безопасного поведения по рисунку | С помощью учителя Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе.. Определение безопасного поведения по рисунку. | Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Определение безопасного поведения по рисунку ( с помощью учителя | |
57-58 | Закрепление по теме "Животные" | 2 | закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, выполняет действие способом рука-в-руке | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, выполняет действие способом рука-в-руке | |
59-60 | Закрепление по теме "Птицы" | 2 | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, выполняет действие способом рука-в-руке | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, выполняет действие способом рука-в-руке | |
61 | Закрепление по теме "Растения" | 1 | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, выполняет действие способом рука-в-руке | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, выполняет действие способом рука-в-руке | |
62 | Закрепление по теме "Явления природы" | 1 | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана Умение рассматривать иллюстрации, развитие | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, выполняет действие способом рука-в-руке | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, выполняет действие способом рука-в-руке | |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература:
Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова и др. «Мир природы и человека» 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы В 2ч.
С.В. Кудрина «Окружающий мир» учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением развития. Путешествие в мир окружающих предметов. М, Владос, 2003. Хилько А.А., Ермощенко М.Е., Смирнова А.Д
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России" :
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
Демонстрационные карточки "Овощи":
Демонстрационные карточки "Насекомые":
Демонстрационные карточки "Ягоды" :
Демонстрационные карточки "Цветы":
Демонстрационные карточки "Фрукты":
Демонстрационные карточки "Зима":
Демонстрационные карточки "Весна":
Демонстрационные карточки "Лето":
Демонстрационные карточки "Осень
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь
Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....

Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»
Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.Задачи: формирование представлений об объектах и явлениях...

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир"
Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми ...

Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»
Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»...

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 2 класса (вариант 2)
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. тяжелыми и множественными нарушениями развития 2 класса (ва...

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" разработана и составлена в соответствии с ФГОС. Она направлена на развитие представлений об окружающем природном мире обучающихся с и...
