Рабочая программа "Окружающий природный мир"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Арина Эльназарова

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 4 класс ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_prirodnyy_mir_4b2_klass_23-24_uch.god_1.docx58.4 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

начальных классов, ТМНР

Протокол № 1

от «29 » августа 2024 г.

Руководитель МО

_______ Алексеева И.В.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УР

_____ Т.М.Семенникова

от «29» августа 2024 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ

«Котовская школа-интернат»

__________В.П.Алатарцев

от «30» августа 2024 г.

Рабочая программа

для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

предметная область: «Окружающий мир»

по предмету: «Окружающий природный мир»

класс: 4Б2

2024-2025 учебный год

Разработала: Эльназарова А.Ю

КОТОВО 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету « Окружающий природный мир» для 4 класса (вариант 2), составлена на основе:

- адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями),далее АООП УО( вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат», утвержденная приказом № 182 от #1075;.

- проекта рабочей программы по предмету « Окружающий природный мир» федерального государственного бюджетного научного учреждения « Институт коррекционной педагогики»

- учебного плана ГКОУ « Котовская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.

Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»

Учебный предмет «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Растительный мир», «Животный мир», «Объекты неживой природы», «Временные представления». В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные грибы).

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока, с учетом уровня развития речи детей.

Предмет «окружающий природный мир» находит свое логическое продолжение в содержании разделов «Окружающий социальный мир», «Человек», а также в реализации задач коррекционно-развивающей области: «Альтернативная коммуникация».

В процессе реализации программы важно уделять большое внимание формированию личностных и социальных (жизненных) компетенций обучающегося, социально значимых ценностных установок.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2024-2025 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году), 2 час в неделю.

Содержание учебного предмета.

В процессе формирования представлений о неживой природе обучающиеся получают знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях

(утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Обучающиеся знакомятся с разнообразием растительного и животного мира, получают представления о среде обитания животных и растений, учатся

выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: полив, уход за растениями, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Растительный мир

Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) и его частей (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).Значение растений в природе и в жизни

человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель, осина). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Значение деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (малина, клюква) по внешнему виду (вкусу,

запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) дикорастущих

цветочно-декоративных растений (ромашка, одуванчик); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Узнавание травянистых растений.

Животный мир

Знание - строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога); - основных признаков животного;

- домашних животных (корова, свинья, овца (баран), кот, собака);

- питание домашних животных

- значения домашних животных в жизни человека.

- уход за домашними животными (котом, собакой и др.).

- детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок,

ягненок,

- различение диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось,, кабан).

- питание диких животных.

- детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок).

- домашних птиц (курица (петух), утка, гусь);

- детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок);

- различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, синица).

- перелетных птиц (дикая утка, дикий гусь, грач);

Объекты и явления неживой природы

Знание:

- солнце, небо, облака; Знание значения солнца в жизни человека и в природе.

Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба.

- дождь, снег, снежинки; значение дождя, снега;

Временные представления

Элементарные представления о течении времени.

- знание частей суток (утро, день, вечер, ночь);

- представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь);

- соотнесение частей суток с видами деятельности;

- различение месяцев; соотнесение месяцев с временами года;

- знание времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам;

- изменения, происходящие в жизни человека в разное время года;

- изменения, происходящие в жизни животных в разное время года;

- изменения, происходящие в жизни растений в разное время года;

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»

Личностные:

Проявляет интерес к окружающим предметам

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

Развитие мотивов учебной деятельности

Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Произвольно воспринимает информацию

Проявляет собственные чувства

Предметные:

Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы

Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления

Умение наблюдать за природой

Умение слушать и подражать

узнавать изученные природные объекты.

Наблюдать за природой

Умение работать с пиктограммами по теме «растения»

Различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах

Умение отличать насекомых от животных (узнавание)

Различать объекты природы и рукотворного мира;

Узнавать изученных животных

Узнавать и определять объекты окружающей действительности

Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе

Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем

Проводить наблюдения

Рассматривает лист, раскрашивает

Наблюдать изменения в природе

Базовые учебные действия:

Понимать словесную (жестовую) инструкцию

Выполняет действие по инструкции совместно с учителем

Умение вступать в контакт

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению

Узнавать знакомые объекты окружающей природы

Выполняет действие способом рука-в-руке

Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога

Характеристика класса по группам

1 группа

2 группа

3 группа

Степанченко Григорий

Скачкова Пелагея

Сироткин Роман, Одногулов Андрей

Проявляет интерес к окружающим предметам, имеется мотив к учебной деятельности, хорошо контактирует со взрослыми и сверстниками.

Произвольно воспринимает информацию.

Проявляет собственные чувства. Понимает словесную инструкцию. Выполняет задания по инструкции самостоятельно и совместно с учителем. Различает домашних и диких животных. Умеет работать с пиктограммами.

Имеет представление об явлениях окружающей природы. Владеет речью.

Мотива к учебной деятельности не имеет,интерес к окружающим предметам проявляет , не контактирует со взрослыми и сверстниками.

Произвольно воспринимает информацию.

Проявляет собственные чувства. Понимает словесную инструкцию. Выполняет задания по инструкции самостоятельно и совместно с учителем. Диких и домашних животных называет, не различает .Знает понятия(фрукты, овощи, ягоды)

Не имеет представление об явлениях окружающей природы. Владеет речью частично.

Мотив и интерес к учебной деятельности отсутствует. Не контактируют со взрослыми и сверстниками.

Элементарных представления об объектах и явлениях окружающей природы не имеют.

Словесную инструкцию не понимают, задания выполняют только при помощи педагога. Не знают понятия дикие и домашние животные. Фрукты, овощи, ягоды, не различают. Понятия об основных цветах не имеют. Выполняют задания только при помощи педагога, рука в руке.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

Оценка

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

3

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

5

2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и

пробелами.

3

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

5

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Содержание, темы занятий

Кол-во

часов

Дата

Основные деятельности

1 группа

2 группа

3 группа

1

Человек и природа

1

Беседа на тему: «Роль природы в жизни человека», просмотр видеоролика человек и природа, прослушивание аудиозаписей по теме раздела. Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди.

просмотр видеоролика человек и природа, прослушивание аудиозаписей по теме раздела. Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке совместно с учителем.

просмотр видеоролика человек и природа, прослушивание аудиозаписей по теме раздела. Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке совместно с учителем.

2

«Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин.

1

Соотнесение картинок с фотографиями по времени года «Осень» Проговаривание признаков осени. Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание стихотворения Осень.

Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени, последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; проводит несложные наблюдения. Прослушивание стихотворения Осень.

Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени, последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; проводит несложные наблюдения. Прослушивание стихотворения Осень.

3

Одежда человека осенью.

1

Показывать и брать предмет одежды, называемый учителем. Называть предметы одежды или обуви, выбирать нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы

Совместно с учителем Показывать и брать предмет одежды, называемый учителем. Называть предметы одежды с учётом сезонных изменений природы

Совместно с учителем Показывать и брать предмет одежды, называемый учителем. Называть предметы одежды с учётом сезонных изменений природы

4

Обувь человека осенью.

1

Показывать и брать предмет одежды, называемый учителем. Называть предметы одежды или обуви, выбирать нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы

Совместно с учителем Показывать и брать предмет одежды, называемый учителем. Называть предметы одежды или обуви, выбирать нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы

Совместно с учителемПоказывать и брать предмет одежды, называемый учителем. Называть предметы одежды или обуви, выбирать нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы

5

Одежда и обувь человека осенью. Одень куклу на прогулку.

1

Показывать и брать предмет одежды, называемый учителем. Называть предметы одежды или обуви, выбирать нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы

Совместно с учителем Выбор осенней одежды на куклу Дашу. Одевание дидактической куклы Даши. Выбор одежды по сезону (осень

Совместно с учителем Выбор осенней одежды на куклу Дашу. Одевание дидактической куклы Даши. Выбор одежды по сезону (осень

6

«Что нам осень принесла?» Овощи.(огурец, помидор, морковь ,тыква)

1

Различение овоща и фрукта на иллюстрациях.

различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы.

Классификация и обобщение.

Раскрашивание. Аппликации (3 гр.)

Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей). Сравнение складывание с натуральными продуктами. Определение формы, величины, цвета. Узнавание по описанию

Различение овоща и фрукта на иллюстрациях.

различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы.

Классификация и обобщение.

Раскрашивание. Аппликации (3 гр.) совместно с учителем

Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей).

Различение овоща и фрукта на иллюстрациях.

различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы.

Классификация и обобщение.

Раскрашивание. Аппликации (3 гр.)

Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей).совместно с учителем.

7

«Что нам осень принесла? Овощи .Закрепление.

1

Различение овоща и фрукта на иллюстрациях.

различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы.

Классификация и обобщение.

Раскрашивание. Аппликации (3 гр.)

Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей). Сравнение складывание с натуральными продуктами. Определение формы, величины, цвета. Узнавание по описанию

Различение овоща и фрукта на иллюстрациях.

различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы.

Классификация и обобщение.

Раскрашивание. Аппликации (3 гр.)

Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей). Сравнение складывание с натуральными продуктами. С помощью учителя. Определение формы, величины, цвета. Узнавание по описанию

Различение овоща и фрукта на иллюстрациях.

различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы.

Классификация и обобщение.

Раскрашивание. Аппликации (3 гр.)

Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей). Сравнение складывание с натуральными продуктами. Определение формы, величины, цвета. Узнавание по описанию с помощью учителя.

8

«Что нам осень « принесла?» Фрукты( яблоко, апельсин, банан, груша)

1

Различение овоща и фрукта на иллюстрациях.

различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы.

Классификация и обобщение.

Раскрашивание. Аппликации (3 гр.)

Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей). Сравнение складывание с натуральными продуктами. Определение формы, величины, цвета. Узнавание по описанию

Различение овоща и фрукта на иллюстрациях.

различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы.

Классификация и обобщение.

Раскрашивание. Аппликации

Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей). Сравнение складывание с натуральными продуктами. Определение формы, величины, цвета. Совместно с учителем

Различение овоща и фрукта на иллюстрациях.

различные Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя анализаторы.

Классификация и обобщение.

Раскрашивание. Аппликации

Собирание муляжей из 3-4 половинок, разрезных картинок (из 4-5 частей). Сравнение складывание с натуральными продуктами. Определение формы, величины, цвета. Совместно с учителем.

9

«Что нам осень « принесла?» Фрукты( яблоко, апельсин, банан, груша)Закрепление.

1

Обзор представителей царства грибов.

Различение гриба, его частей на иллюстрациях. Узнавание гриба тактильно.

Раскрашивание. Аппликации. Собирание муляжей из 4 половинок, складывание разрезных картинок (из 4 частей).

Обзор представителей царства грибов.

Различение гриба, его частей на иллюстрациях. Узнавание гриба тактильно.

Раскрашивание. Аппликации. Собирание муляжей из 4 половинок, складывание разрезных картинок (из 4 частей)вместе с учителем

Обзор представителей царства грибов.

Различение гриба, его частей на иллюстрациях. Узнавание гриба тактильно.

Раскрашивание. Аппликации. Собирание муляжей из 4 половинок, складывание разрезных картинок (из 4 частей) вместе с учителем.

10

Экскурсия в школьный двор.

1

Беседа об изменение в природе «осенние листья Экскурсия по школьному участку. Рассматривание и показ с вербальным и невербальном листьев, цветов и травы. Показ и называние опавших листьев.

Беседа об изменение в природе «осенние листья Экскурсия по школьному участку. Рассматривание и показ с вербальным и невербальном листьев, цветов и травы. Показ и называние опавших листьев.

Беседа об изменение в природе «осенние листья Экскурсия по школьному участку. Рассматривание и показ с вербальным и невербальном листьев, цветов и травы. Показ и называние опавших листьев.

11

Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование).

1

Составление дерева из частей (лепка, аппликация).

Сравнение дерева с другими растениями.(работа по картинкам)

Поделки из листьев. Обобщающее слово "деревья" (подбор картинок, по возможности называние деревьев).

Дидактическая игра "Чей листок?"

Различение жизненных форм: дерево, кустарник, их общие и отличительные признаки.(работа по картинкам) . Рисование. Обобщающее слово "деревья" (подбор картинок, по возможности называние деревьев).

Дидактическая игра "Чей листок?"с помощью учителя

Составление дерева из частей (лепка, аппликация).

работа по картинкам)

Обобщающее слово "деревья" (подбор картинок, по возможности называние деревьев).

Дидактическая игра "Чей листок?"с помощью учителя.

12

Явления природы: дождь, листопад.

1

Проговаривание признаков осени. Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с опорными словами (осень, листопад) \слушание потешек. Имитационные действия (капает дождь, дует ветер, падают листья).

Совместно с учителем нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с опорными словами (осень, листопад) \слушание потешек. Имитационные действия (капает дождь, дует ветер, падают листья).

Совместно с учителем нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с опорными словами (осень, листопад) \слушание потешек. Имитационные действия (капает дождь, дует ветер, падают листья).

13

Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

1

Просмотр видеоролика осенние деревья и листья. Сбор и сушка листьев. Узнавание различения листьев деревьев.

Просмотр видеоролика осенние деревья и листья. Сбор и сушка листьев. Узнавание различения листьев с помощью учителя. деревьев.

Просмотр видеоролика осенние деревья и листья. Сбор и сушка листьев. Узнавание различения листьев деревьев. с помощью учителя.

14

А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные птицы.

1

Общие представления о птицах: внешний вид, образ жизни, питание.

Сравнение зверей и птиц. Группа - "перелетные птицы". Наблюдение, слушание литературных произведений о птицах. Работа с карточками.

Совместно с учителем Сравнение зверей и птиц. Группа - "перелетные птицы". Наблюдение, слушание литературных произведений о птицах. Работа с карточками.

Совместно с учителем Сравнение зверей и птиц. Группа - "перелетные птицы". Наблюдение, слушание литературных произведений о птицах. Работа с карточками.

15

А кто такие птички? (домашние и дикие) неперелетные птицы.

1

Рассмотрение картин: представление о птицах, их значении. Просмотр презентации. Работа с разрезными картинками по теме

Рассмотрение картин: представление о птицах, их значении. Просмотр презентации. Работа с разрезными картинками по теме вместе с учителем

Рассмотрение картин: представление о птицах, их значении. Просмотр презентации. Работа с разрезными картинками по теме вместе с учителем.( рука в руке)

16

Обобщающий урок "В гости к осени"

1

Прослушивание рассказа об Различение овощей - фруктов . Зарисовка и раскрашивание в тетради изображения предметов Зарисовка объекта природы. Ответы на вопросы.

Прослушивание рассказа об Различение овощей - фруктов . Зарисовка и раскрашивание в тетради изображения предметов Зарисовка объекта природы. Вместе с учителем.

Прослушивание рассказа об Различение овощей - фруктов . Зарисовка и раскрашивание в тетради изображения предметов Зарисовка объекта природы( рука в руке).

2 четверть

17

В мире животных. Сравнение зверей и птиц.

1

Просмотр презентации как зимуют звери. Рассматривание фотографий, картинок,

подражание их голосам, повадкам называть их (доступным способом).

Сравнение с дикими животными. д/и «Кто что ест? «Чей хвост?» , « Чей дом?»

Просмотр презентации как зимуют звери. Рассматривание фотографий, картинок,

подражание их голосам, повадкам называть их (доступным способом).

Сравнение с дикими животными. д/и «Кто что ест? «Чей хвост?» , « Чей дом?» с помощью учителя.

Просмотр презентации как зимуют звери. Рассматривание фотографий, картинок,

подражание их голосам, повадкам

Сравнение с дикими животными. д/и «Кто что ест? «Чей хвост?» , « Чей дом?» совместно с учителем

18

В мире животных. Сравнение зверей и птиц. Закрепление.

1

Рассматривание фотографий, картинок.

Подражание. Сравнение с птицами животными. д/и «Кто что ест? «Чей хвост?»

Рассматривание фотографий, картинок.

Подражание. Сравнение с птицами животными. д/и «Кто что ест? «Чей хвост?»

Рассматривание фотографий, картинок совместно с учителем.

19

Домашние птицы (курица\петух, гусь)

1

Слушание коротких рассказов Рассматривание фотографий, картинок. Уточнение названий и внешних признаков домашних птиц, названия их детенышей. Учить находить общие признаки и отличия от диких птиц.

Слушание коротких рассказов Рассматривание фотографий, картинок. Совместно с учителем находить общие признаки и отличия от диких птиц.

Слушание коротких рассказов Рассматривание фотографий, картинок. находить общие признаки и отличия от диких птиц( рука в руке).

20

Животные и их детёныши(медведь ,заяц)

1

Рассмотрение картин. Раскрашивание картинок с изображением животных.

Рассмотрение картин. Раскрашивание картинок с изображением животных вместе с учителем.

Рассмотрение картин. Раскрашивание картинок с изображением животных.( рука в руке)

21

"Здравствуй, зимушка зима!"

1

Нахождение признаков осени, зимы на картинке. Объяснение пословицы Зима. Рассматривание схемы. Запоминание названия зимних месяцев.

Нахождение признаков осени, зимы на картинке с помощью учителя. Рассматривание схемы. Запоминание названия зимних месяцев.

Нахождение признаков осени, зимы на картинке с помощью учителя.

22

Одежда и обувь человека зимой.

1

Просмотр видеоролика « Одежда и обувь зимой» Нахождение и называние предметов зимней одежды. Разучивание подвижной игры «Мороз Красный Нос».

Просмотр видеоролика « Одежда и обувь зимой» Нахождение и называние предметов зимней одежды. Разучивание подвижной игры «Мороз Красный Нос». вместе с учителем.

Просмотр видеоролика « Одежда и обувь зимой» Нахождение и называние предметов зимней одежды. Разучивание подвижной игры «Мороз Красный Нос» совместно с учителем.

23

Зимние явления природы (снег, метель, )

2

Объяснение слова снег Просмотр видеоролика на тему зимний снег. Объяснение слова метель Прослушивание ауди звуков метели.

Просмотр видеоролика на тему зимний снег. Прослушивание ауди звуков метели.

Просмотр видеоролика на тему зимний снег. Прослушивание ауди звуков метели.

24

Зимние явления лед

1

Объяснение слова лед Рисование картинки по правилам поведения на улице.

Объяснение слова лед Рисование картинки по правилам поведения на улице. С помощью учителя.

Объяснение слова лед Рисование картинки по правилам поведения на улице( рука в руке).

25

Зимние забавы. Игры со снегом.

1

Беседа, рассмотрение картин. Упражнения на узнавание действий и занятий детей на картинках и схемах; имитировать действия детей

слушание, рассмотрение картин. Упражнения на узнавание действий и занятий детей на картинках и схемах; имитировать действия детей с помощью учителя.

слушание, рассмотрение картин. Упражнения на узнавание действий и занятий детей на картинках и схемах; имитировать действия детей совместно с учителем.

26

Новый год. Изготовление украшений на елку.

1

Нахождение и называние признаков нового года на иллюстрациях. Просмотр мультфильма Зима в Простоквашино. Изготовление аппликации снежинка.

Нахождение признаков нового года на иллюстрациях. Просмотр мультфильма Зима в Простоквашино. Изготовление аппликации снежинка. С помощью учителя.

Нахождение признаков нового года на иллюстрациях. Совместно с учителем Просмотр мультфильма Зима в Простоквашино. Изготовление аппликации снежинка.( рука в руке)

27

Животные и птицы зимой.

1

Просмотр видеоролика о жизни животных и птиц зимой. Составление рассказа о заботе о животных и птицах зимой. Изготовление кормушки для птиц.

Просмотр видеоролика о жизни животных и птиц зимой. Изготовление кормушки для птиц с помощью учителя.

Просмотр видеоролика о жизни животных и птиц зимой. кормушки для птиц ( рука в руке)

28

Дикие животные. Заяц, волк.

1

Прослушивание рассказа о диких животных зимой Загадки про диких животных Работа с раскрасками

Прослушивание рассказа о диких животных зимой Загадки про диких животных Работа с раскрасками с помощью учителя

Прослушивание рассказа о диких животных зимой Загадки про диких животных Работа с раскрасками( рука в руке)

29

Домашние животные. Узнавать, называть и определять . Кошка и собака. Уход.

2

Прослушивание рассказа о заботе о животных зимой. Просмотр правила ухода за домашним котом и собакой. Соотнесение по признакам и отличиям кошку и собаку.

Прослушивание рассказа о заботе о животных зимой. Просмотр правила ухода за домашним котом и собакой .Нахождение по картинкам собаку, кошку.

Прослушивание рассказа о заботе о животных зимой. Просмотр правила ухода за домашним котом и собакой Нахождение по картинкам собаку, кошку. С помощью учителя.

30

Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой?

1

Рассматривание иллюстрации. Нахождение и называние предметов зимней одежды. Составление рассказа о любимых зимних играх. Заучивание правил игры «Два мороза». Игра на прогулке.

Рассматривание иллюстрации. С помощью учителя нахождение и предметов зимней одежды. Заучивание правил игры «Два мороза».

Рассматривание иллюстрации. Нахождение и предметов зимней одежды( рука в руке)

3 четверть

31

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

1

Рассматривание рисунков. Назвать, что на них изображено. Ответы на вопросы. Работа с термометром. Прослушивание видеоролика зачем нужен воздух и вода для человека.

Рассматривание рисунков. Прослушивание видеоролика зачем нужен воздух и вода для человека.

Рассматривание рисунковПрослушивание видеоролика зачем нужен воздух и вода для человека.

32

Воздух и вода. Значение для человека.

1

Рассмотрение раздаточных карточек: усвоить, что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять.

Рассмотрение раздаточных карточек: усвоить, что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять с помощью учителя

Рассмотрение раздаточных карточек: усвоить, что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять совместно с учителем.

33

Воздух и вода. Значение для животных.

1

Рассматривание рисунков. Назвать, что на них изображено. Ответы на вопросы. Работа с термометром. Прослушивание видеоролика зачем нужен воздух и вода для животных.

Рассматривание рисунков. Прослушивание видеоролика зачем нужен воздух и вода для животных.

Рассматривание рисунков. Прослушивание видеоролика зачем нужен воздух и вода для животных. вместе с учителем.

34

Явления природы: солнце, ветер

1

Беседа, рассмотрение картин. Наблюдение за изменениями в природе и устанавливание взаимосвязи. Работа с календарем природы.

Слушание учителя рассмотрение картин. Наблюдение за изменениями в природе Работа с календарем природы с помощью учителя.

Слушание учителя рассмотрение картин. Наблюдение за изменениями в природе . Работа с календарем природы( рука в руке)

35

Оживает все кругом!

1

Определение времен года, признаков зимы, весны по рисункам. Объяснение по схемам признаков весны. Составление рассказа о правилах поведения на льду. Наблюдение за набуханием почек на ветках (опыт). Составление рассказа по рисункам об основных приметах весны.

Определение времен года, признаков зимы, весны по рисункам .вместе с учителем Наблюдение за набуханием почек на ветках (опыт). Составление рассказа по рисункам об основных приметах весны. Совместно с учителем.

Определение времен года, признаков зимы, весны по рисункам совместно с учителем. Наблюдение за набуханием почек на ветках .

36

Одежда и обувь весной

1

Рассматривание рисунков. Назвать вещи, которые надели мальчики и девочки. Рассматривание рисунка как правильно одеться весной

Работа с раздаточным материалом, нахождение нужной картинки по предмету. С помощью учителя

Работа с раздаточным материалом, нахождение нужной картинки по предмету( рука в руке).

37

Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные растения.

1

Показ объектов природы на рисунках, ответы на вопросы. Определение аромата цветов (практическое). Составление рассказа о цветении березы и тополя. Наблюдение за молодой листвой на деревьях. Нахождение и называние распустившихся цветов.

Показ объектов природы на рисунках, Определение аромата цветов (практическое). Наблюдение за молодой листвой на деревьях. Нахождение распустившихся цветов с помощью учителя.

Показ объектов природы на рисунках, Наблюдение за молодой листвой на деревьях. Нахождение распустившихся цветов. Совместно с учителем.

38

« Уход за комнатными растениями.

1

-знакомится с комнатными растениями в ходе беседы , находит среди предложенных картинок комнатные растения.

Слушают учителя., знакомятся с комнатными растениями , совместно с учителем находят среди предложенных картинок комнатные растения.

Слушают учителя., знакомятся с комнатными растениями , совместно с учителем находят среди предложенных картинок комнатные растения.

39

« Уход за комнатными растениями. полив цветов

1

научиться правильно выбирать инвентарь для полива, наливать воду ,правильно ее держать

С помощью учителя научиться правильно выбирать инвентарь для полива, наливать воду ,правильно ее держать.

С помощью учителя научиться правильно выбирать инвентарь для полива, наливать воду ,правильно ее держать.

40-41

Животные весной.

2

Беседа, рассмотрение картин: представления о животных, их образе жизни и повадках весной. Дидактическая игра.

Слушание учителя рассмотрение картин: представления о животных, их образе жизни и повадках весной. Дидактическая игра .совместно с учителем

Слушание учителя, рассмотрение картин: представления о животных, их образе жизни и повадках весной. Дидактическая игра.( рука в руке)

42

Кто живет в воде? .Речные рыбы.

1

Работа по учебнику, беседа и ответ по плакату «Рыбы». Игра «Поймай рыбку».

Слушание учителя Игра «Поймай рыбку».

Слушание учителя. Игра «Поймай рыбку».

43

Кто живет в воде?. Морские рыбы.

1

Работа по учебнику, беседа по плакату «Рыбы». Раскрашивание карточек с изображением рыб.

Слушание учителя Раскрашивание карточек с изображением рыб.

Слушание учителя. Раскрашивание карточек с изображением рыб.( рука в руке)

44

Труд людей весной.

1

Беседа, рассмотрение картин: представления о занятиях людей весной. Просмотр презентации. Дидактическая игра «Времена года».

слушание, рассмотрение картин: представления о занятиях людей весной. Просмотр презентации. Дидактическая игра «Времена года». С помощью учителя

слушание, рассмотрение картин: представления о занятиях людей весной. Просмотр презентации. Дидактическая игра «Времена года».9 Рука в руке)

45

В саду и в огороде

1

Беседа, рассмотрение картин: представлять, что и как растет в саду и в огороде.

слушание, рассмотрение картин: представлять, что и как растет в саду и в огороде.

слушание, рассмотрение картин: представлять, что и как растет в саду и в огороде.

46

Природа и рукотворный мир

1

47-48

Из чего что сделано?( дерево, ткань, резина)

2

Классификация предметов по характеру материала.Просмотр видео презентаций ,наглядных примеров. Беседа.

Классификация предметов по характеру материала.Просмотр видео презентаций и наглядных примеров, ощупывание материала. Прослушивание.

Просмотр иллюстраций.Просмотр видео презентаций и наглядных примеров,ощупывание материала.Прослушивание.Наблюдение.

49

Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

Наблюдение за явлениями природы весной (что видим?), Беседа,называние характерных

признаков весны;отмечать

красоту пробуждающейся природы.

обучающих фильмов, картин о весне, характерных признаках, погодных

изменениях, их влиянии на жизнь человека.

Узнавание изменений в жизни человека в весенний период (смена деятельности,

одежды).

Наблюдение за явлениями природы весной (что видим?), Прослушивание характерных

признаков весны. Просмотр

обучающих фильмов, картин о весне.

Узнавание изменений в жизни человека в весенний период (смена деятельности,

одежды).

Наблюдение за явлениями природы весной.Прослушивание характерных

признаков весны. Просмотр

обучающих фильмов, картин о весне.

4 четверть

50

Части суток. День.

1

Представление о сутках как о последовательности Знание о сутках

Игра «Что мы делаем последовательности

утром?»

Представление о сутках как о последовательности Знание о сутках

Игра «Что мы делаем последовательности

утром?» с помощью учителя.

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке

51

Части суток. ночь

1

Представление о сутках как о последовательности Знание о сутках

Что мы делаем ночью?»

Представление о сутках как о последовательности Знание о сутках

Игра «Что мы делаем последовательности

утром?»

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке

52

Части суток. Утро, вечер

Представление о сутках как о последовательности Знание о сутках

« Что мы делаем ночью?»

Представление о сутках как о последовательности Знание о сутках

Игра «Что мы делаем последовательности

утром?»

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке

53

Части суток. Утро, вечер. Закрепление.

1

Элементарные представления частях суток

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления

Элементарные представления частях суток

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления с помощью учителя.

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке

54

«Здравствуй лето!».

Нахождение признаков весны, лета. Рассматривание схемы, подумать, почему летом тепло и жарко.

Нахождение признаков весны, лета. Рассматривание схемы, подумать, почему летом тепло и жарко. Совместно с учителем.

Совместно с учителем Нахождение признаков весны, лета.

55

Время года «Лето». Признаки лета.

1

Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы)

Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы) с помощью учителя.

Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения.. Работа с опорными словами (лето, цветы) совместно с учителем.

56

Время года «Лето». Признаки лета. Повторение.

1

Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Определение безопасного поведения по рисунку

С помощью учителя Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе.. Определение безопасного поведения по рисунку.

Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Определение безопасного поведения по рисунку ( с помощью учителя

57-58

Закрепление по теме "Животные"

2

закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке

59-60

Закрепление по теме "Птицы"

2

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке

61

Закрепление по теме "Растения"

1

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке

62

Закрепление по теме "Явления природы"

1

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическая литература:

Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова и др. «Мир природы и человека» 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы В 2ч.

С.В. Кудрина «Окружающий мир» учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением развития. Путешествие в мир окружающих предметов. М, Владос, 2003. Хилько А.А., Ермощенко М.Е., Смирнова А.Д

Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

Демонстрационные карточки "Дикие животные":

Демонстрационные карточки "Птицы России" :

Демонстрационные карточки "Домашние животные":

Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

Демонстрационные карточки "Овощи":

Демонстрационные карточки "Насекомые":

Демонстрационные карточки "Ягоды" :

Демонстрационные карточки "Цветы":

Демонстрационные карточки "Фрукты":

Демонстрационные карточки "Зима":

Демонстрационные карточки "Весна":

Демонстрационные карточки "Лето":

Демонстрационные карточки "Осень

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь

Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....

Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»

Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.Задачи:  формирование представлений об объектах и явлениях...

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир"

Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми ...

Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»

Разработка по окружающему миру для 1  класса  «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»...

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 2 класса (вариант 2)

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. тяжелыми и множественными нарушениями развития 2 класса (ва...

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" разработана и составлена в соответствии с ФГОС. Она направлена на развитие представлений об окружающем природном мире обучающихся с и...