Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Бевзюк Елена Борисовна

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" разработана и составлена в соответствии с ФГОС. Она направлена на развитие представлений об окружающем природном мире обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития с целью формирования у них жизненных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_progr_okr_prirodnyy_mir.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Псковской области

«Центр специального образования №3»

 РАССМОТРЕНА         СОГЛАСОВАНА            ПРИНЯТА                       УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО      Заместитель директора       на заседании

 _______________      по УВР                             педагогического             Директор ОУ

 _______________                                              совета                                              

 № протокола_____        _____________                   № приказа               ______________

                                       Ф.И.О.                                                                   Ф.И.О.

«__»________                «__»_________                   «__»________            «__»_________

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

                                     

Предмет                                    Окружающий природный мир

Учебный год                              

Класс                                         2 «С»

Количество часов в год              65

Количество часов                

в неделю                                        2

Учитель: БЕВЗЮК ЕЛЕНА БРИСОВНА

                                                   

г. Великие Луки   

                                   

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Живой мир»   2 класса   для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

        

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 20;10 г. Пр.-271);

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012. №273-ФЗ

3.  ФГОС ОВЗ О у/о

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)

 варианты 1, 2 Приказ 1599/ 19.12.2014

4.  Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2016 г. № ОБ-14-0477 «О внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»

Срок реализации  программы:  1 учебный год.

Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представления об окружающем их природном мире. Программный материал по «Окружающему природному миру»  поэтапно  и системно формирует у ребенка представления о природе, её многообразии, взаимозависимости живой, неживой природы и человека.

Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии человека с природой, бережном отношении к ней.

Задачи  программы:

  • формирование представлений о мире людей, растительном и животном мире.

Программный материал представлен следующими разделами: «Мир людей», «Растительный мир», «Животный мир».

В процессе формирования представлений о природе обучающийся знакомится с видами транспорта, профессиями людей (водитель, врач, учитель, повар, строитель),  с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: поливать растения, сажать овощи, ухаживать за комнатными растениями, кормить хомячка и др.

Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений у детей с ТМНР должно происходить по принципу «от частного к общему».

Формирование представления о фруктах  и овощах предполагает постановку следующих задач в индивидуальной программе обучения: узнавание фрукта, различение фруктов и овощей, где растут фрукты и овощи, когда собирают урожай и т.п.

В учебном плане предусмотрено 34 недели, 2 занятия в неделю.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты (фрукты и овощи), наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; листы с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок.

I. Планируемые результаты:

- наблюдать за действиями взрослого, повторять наименование транспорта/ показывать его по заданию учителя (игрушки, картинки). Познакомиться с назначением автобуса, легковой и грузовой машины, лодки, самолета. совместно располагать на картинке автобус и машину на дороге, лодку в воде, самолет в  небе. Понимать и узнавать действия на картинках: едет, плывет, летит, перевозит.

- Различать объекты по назначению, выбирать объект для вопросов «Где?», «Что?», «На чем?» (где едет много людей? На чем везут большой и тяжелый груз? На чем полетим в другой город?     и т.п.)

- узнавать на картинках и видео людей некоторых профессий (учитель, врач, повар, водитель, строитель).

- Наименовывать  атрибуты для праздников 1 сентября, Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасха.

- Рассматривать иллюстрации, узнавать на картинке времена года по их приметам, узнавать время года на календаре природы, показывать сезонную одежду. Познакомиться с занятиями людей в разное время года: сбор урожая, уборка снега, посадка растений, игры на улице зимой и весной.

- Показывать на картинке, называть домашних  и диких животных, узнавать их по голосу, называть или показывать основное питание животного (кошка – молоко, корова – сено и т.п.);

- называть части тела животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши);

- называть детенышей животных;

  • называть место обитания животного (домашние животные живут рядом с человеком, дикие в лесу);

- слушать короткие произведения о животных, отвечать на вопросы по тексту;

- узнавать насекомых: бабочка, жук.

- различать растения: фрукты, ягоды, овощи,  дерево, трава,  цветы. Повторять за учителем и показывать части дерева и цветка: ствол, стебель, ветки, листья, почки.

- рассматривать картинки и иллюстрации леса в разное время года.

  1. Содержание.

Мир людей

- транспорт (назначение автобуса, легковой и грузовой машины, лодки, самолета) расположение автобуса и машины на дороге, лодки в воде, самолета в  небе. Различение, показ, наименовывание транспорта (игрушки, картинки). Словарь: едет, плывет, летит, везет.

- различение и наименование видов транспорта по инструкции (выполнение заданий: покажи автобус / машину/ самолет/ лодку на картинке. Найди автобус и обведи его карандашом. Принеси  с полки автобус/ самолет/ легковую машину/ грузовик/лодку/мотоцикл. Сложи … из частей);

- различение объекта по назначению (на чем едет много людей? На чем везут большой и тяжелый груз? На чем полетим в другой город?     и т.п.)

- знакомство с элементарными правилами поведения на улице;

- профессии (водитель; врач, учитель, строитель, повар). Знакомство с основными видами деятельности человека определенной профессии (врач слушает, измеряет температуру, дает лекарства, взвешивает, измеряет рост и т.д.). Просмотр видео материалов.

- праздники: 1 сентября, Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасха.

Временные представления

- Сезоны и их приметы (рассматривание иллюстраций, узнавание на картинке времени года по его приметам, узнавание времени года на календаре природы, сезонная одежда, занятия людей).

Мир животных

- Домашние животные (внешний вид, голоса, повадки, особенности (кошка ловит мышей, собака сторожит дом));

- питание кошки (молоко, мясо), собаки (мясо, косточка), куры, утки и гуси (зернышки), корова, лошадь, овечка (сено) и т.п.;

- соотнесение объемных фигур животных и их изображений;

- слушание коротких произведений о домашних животных;

- животные леса: медведь, заяц, лиса, волк, еж, лось (особенности поведения в разное время года: зимой спит, не спит);

- насекомые: бабочка, жук  (рассматривание фигурок, картинок, соотнесение фигурки с изображением, звукоподражание «Ж -Ж -Ж»);

-  просмотр мультфильмов, видео о домашних животных.

Мир растений

- Фрукты (ягоды) овощи, различение, форма, цвет; фрукты растут в саду на дереве, овощи – в огороде на грядке .

- Деревья в разное время года (наименование частей дерева, рассматривание листьев, раскрашивание рисунков листьев); цветы осенью и весной (рассматривание цветов на клумбе и на картинке). Совместное наблюдение во время экскурсий на школьный двор;

- лес в разное время года (рассматривание картинок и иллюстраций). Орехи, грибы.

  1. Тематическое планирование.

п/п

Название раздела программы. Темы уроков.

Количество

Дата

Словарь

Оборудование

П

Ф

П

Ф

I четверть

17

Мир людей.

1

Праздник «1 сентября»

1

2.09

Праздник, школа, школьники, праздничная, букет цветов, линейка.

 Сюжетная картинка «Дети идут в школу». Плакат «1 сентября».

2-3

Профессия – учитель.

2

6.09

9.09

Профессия, работа, урок, перемена, учит, оценки,  доска, мел, ученики, учатся.

  Видео материал «Учитель», картинки по теме. Картинки с изображением предметов относящихся к профессии.

4-5

Профессия – повар.

2

13.0916.09

Повар, варит, столовая, готовит, завтрак, обед.

Видео материал «Повар». Картинки с изображением предметов относящихся к профессии.

6

Профессия - водитель

1

20.09

Машина, автобус, работа, водитель, шофер, перевозит.

Видео материал «Водитель». Картинки с изображением предметов относящихся к профессии (транспорт).

Мир растений

7-8

Фрукты.

2

23.09

27.09

Фрукты. Сад, Яблоко, груша, банан, сладкое, сладкий, длинный, вкусное, круглое. Красное, зеленое, желтое. Съедобное. Компот, варенье. Растет на дереве.

Натуральные объекты, таблички со словами. Картинки с изображением фруктов, разрезные картинки. Раскраски «Фрукты», цв. карандаши, мелки. Корзина.

9-10

Ягоды (виноград, сливы,

вишни)

2

30.097.10

4.10

Ягоды. Виноград. Сладкий, вкусный, зеленый, красные.

Натуральные объекты, таблички со словом «виноград». Картинки с изображением винограда. Раскраска «Виноград», цв. карандаши, мелки.

Мир людей

11-13

Наземный транспорт.

3

7.10

11.10

14.10

Транспорт, машина, автобус, поезд, мотоцикл, едет,

 Пассажиры, пешеходы, дорога.

Видео материал «Транспорт». Игрушечный транспорт, картинный материал. Раскраски.

Мир растений

14-15

Огород. Овощи.

2

18.10

21.10

.

Огород, овощи, грядки, урожай, собирают, помогают,  помидор, огурец, морковь, кабачок, свёкла, капуста, картошка. Можно есть. Растут в огороде корзина.

Сюжетная картинка «Урожай  в огороде».  Табличка со словом. Листы бумаги и карандаши цвета овоща. Картинка с изображением овоща. Корзина. Игрушка или муляж. Деревянный набор «Овощи». Игрушечная посуда.

Временные представления

16-17

Осень.

2

25.10

28.10

Осень, время года, листья опадают, птицы улетают на юг, животные в лесу готовятся к зиме, запасы.

Видео и картинный материал. Листья дерева. Объекты за окном. Раскраска «Осенний лист».

II четверть

14

Домашние животные

1-3

Кошка с котятами.

3

11.11

15.11

18.11

Кошка, котенок, животное, голова, лапы, хвост, уши, усы, когти, царапается, ловит мышей. Мяукает.

Ест молоко, рыбу, мясо. Живет около людей (дома).

Жест «Кошка».

Антропоморфные игрушки, видео и фото изображения, картинки. Аудиозаписи голоса животного. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном.

Игра «Найди такой»- идентичные картинки или игрушки, игра «Найди похожий» -  различные по цвету и величине: картинка с котенком и фотография котенка другого цвета или игрушка «Котенок».

Раскраски с животным. Мультфильм и видеозаписи о кошке и котятах.

4-5

Собака со щенками.

2

22.11

25.11

Собака, щенок, животное. Лапы, хвост, голова.

Лает. Сторожит дом. Живет дома. Ест мясо.

Жест «Собака».

Антропоморфные игрушки, видео и фото изображения, картинки. Аудиозаписи голоса животного. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном.

Игра «Найди такой»- идентичные картинки или игрушки, игра «Найди похожий» -  различные по цвету и величине: картинка со щенком и фотография щенка другого цвета или игрушка «Собака».

Раскраски с животным. Мультфильм и видеозаписи о собаке и щенках.

6-8

Корова.

3

29.11

2.12

6.12

Корова, теленок, животное, мычит, рога, хвост. Пасется. Дает молоко. Ест траву и сено. Живет в хлеву около человека.

Жест «Корова».

Антропоморфные игрушки, видео и фото изображения, картинки. Аудиозаписи голоса животного. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном.

Игра «Найди такой»- идентичные картинки или игрушки, игра «Найди похожий» -  различные по цвету и величине: картинка с коровой или теленком и фотография теленка или коровы другого цвета или игрушка «Корова».

Раскраски с животным. Мультфильм и видеозаписи о корове и теленке.

9-10

Свинья.

2

9.12

13.12

Свинья, поросенок, хрюкает, пятачок, животное.

Жест «Свинья».

Антропоморфные игрушки, видео и фото изображения, картинки. Аудиозаписи голоса животного. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном.

Игра «Найди такой»- идентичные картинки или игрушки.

Раскраски с животным. Мультфильм и видеозаписи о свинье.

Мир растений

11-12

Деревья

2

16.12

20.12

Дерево, растения. Ствол, ветки, листья.

Объекты на школьном дворе. Картинный материал, презентация «Растения».

Временные представления.

13-14

Зима.

2

23.12

27.12

Зима, время года, декабрь, снег, лёд, мороз, теплая одежда, новый год, праздник, дети играют, катаются, лепят, санки, лыжи, коньки.

Видео и картинный материал, объекты на школьном дворе.

III

четверть

19

Временные представления.

1-2

Зимние забавы.

2

13.01

17.01

Зима, время года, январь, снег, лёд, мороз, теплая одежда, дети играют, катаются, лепят, санки, лыжи, коньки, горка.

Видео и картинный материал, объекты на школьном дворе.

Мир людей

3-4

Профессия - строитель

2

20.01

24.01

Профессия, работа, строить, грузовик, подъемный кран.

Видео материал «Строители», картинки по теме. Картинки с изображением предметов относящихся к профессии.

Мир животных

5

Коза с козлятами

1

27.01

Животное, коза, козлёнок, ест траву, живет в хлеву около человека, домашнее животное.

 Видео  и фото изображения, картинки. Аудиозаписи голоса животного. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном.

Игра «Найди такой»- идентичные картинки

Раскраски с животным.

6

Овцы.

1

31.01

Овца, баран, ягненок, блеет, домашнее животное, живет в хлеву, ест траву.

Игрушечные животные, видеозаписи о домашних животных, аудиозаписи голоса животных, картинки.

7

Лошадь.

1

3.02

Лошадь, конь,  жеребенок, скачет, ржет, копыта. Домашнее животное, перевозит грузы, живет в конюшне, ест траву.

Игрушечные животные, видеозаписи о домашних животных, аудиозаписи голоса животных, картинки.

8-10

Домашние животные.

3

7.02

10.02

14.02

Животные, слова – действия, относящиеся к отличительным признакам животного.

Лото «Животные».

Картинки животных, «Деревенский дворик», таблички со словами.

Мультфильмы, презентация «Песенка о животных»,  видеозаписи.

Игра «Ферма», игрушечный грузовик.

11-12

Дикие животные.

Заяц

2

17.02

28.02

Заяц, дикое животное, живет в лесу, длинные уши, короткий хвост, прыгает, скачет, прячется. Меняет шубку. Летом - серый, зимой – белый.

Антропоморфные игрушки, видео и фото изображения, картинки. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки, загадки о животном.

Игра «Найди такой»- идентичные картинки или игрушки. «Найди похожий».

Мультфильм и видеозаписи о зайце. Особенности передвижения зайца. Игра – лото «Покорми животное» (накопитель «Живой мир»).

13-14

Волк

2

3.03

7.03

Хищник, дикое животное, живет в лесу, серый, воет.

Видео и картинный материал, таблички со словом «Волк»,  стихи и загадки о животном, аудиозапись голоса животного.

15-16

Лисица.

2

10.03

14.03

Лиса, лисичка-сестричка, рыжая, хитрая, длинный хвост.

Видео  и фото изображения, картинки. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном.

Мультфильм и видеозаписи о лисе. Игровое движение «лиса» (плавная походка). Игра – лото «Покорми животное» (накопитель «Живой мир»).

17

Медведь

1

17.03

Медведь, медведица, медвежата, зимой спал, вылезает из берлоги, дикое животное, живет в лесу, рычит, бродит, большой.

Фото  изображения, картинки. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном.

Игра – лото «Покорми животное» (накопитель «Живой мир»).

Видеозаписи  о медведе.

18-19

Лось

2

21.03

24.03

Лось, лосиха, лосенок, дикое животное, живет в лесу, большой, рога, ест ветки.

Фото  изображения, картинки. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном.  Лото «Животные».

Видеозаписи  о лосе.

IV четверть

15

Временные представления

1-4

Весна.

4

4.04

7.04

11.04

14.04

 

Время года, весна, апрель, тает снег, дети сажают деревья, весенняя одежда.

Презентация  «Весна», картинки «Весна в лесу», «Весна в городе». Таблички со словами: весна, март, апрель.

Мир растений

5-6

Деревья весной.

2

18.04

21.04

Весна, солнце, стало тепло, дерево, почки, распускаются.

Натуральные объекты на школьном дворе. Картинки деревьев. Разрезные картинки, фото и видео материалы.

Мир людей

7-8

Профессия - врач

2

25.04

28.04

Профессия, работа, врач, поликлиника, больница, лечит, лекарства.

Видео материал «Врач». Картинки с изображением предметов относящихся к профессии.

Мир животных.

7

9-10

Ёж.

2

2.05

5.05

Ёж, ёжик, животное, живет в лесу, колючий, иголки/ колючки, фыркает.

Жест «Ёж».

Видео  и фото изображения, картинки. Таблички со словом – наименованием. Стихи и потешки о животном.

Игра – лото «Покорми животное» (накопитель «Живой мир». Мультфильм и видеозаписи о ежах. Игровое движение «Ёж» (фырканье).

11-12

Белка

2

12.05

16.05

Белка, дикое животное, живет в лесу, ест орехи и грибы, скачет по деревьям, дом – дупло.

Игрушка, картинки, видеозаписи с белкой, аудиозапись голоса белки, пиктограмма «Лес», табличка со словом «Белка»

13-15

Дикие животные.

3

19.05

23.05

25.05

Животные, лес, живут в лесу, прячется, бродит, скачет, дупло, нора, берлога.

Картинки  животных. Лото «Животные». Аудиозаписи голосов животных. Игра – лото «Покорми животное» (накопитель «Живой мир»).

Таблички – наименования.

Мультфильмы и видеозаписи («рабочий стол»/ папки: «Мультфильмы», «видео для уроков»). Раскраски, цв карандаши или мелки.

IV.Основные методы работы:

 ситуативные беседы,

экскурсии,

игры,

практические задания,

просмотр презентаций, мультфильмов,

прослушивание аудиозаписей.

Все занятия должны проходить в игровой форме.

Деятельность осуществляется по нескольким уровням:

- совместные действия с педагогом (рука в руке),

- деятельность по подражанию,

- деятельность по образцу,

- деятельность по последовательной инструкции,

- деятельность с привлечением ученика к предмету деятельности,

- самостоятельная деятельность учащегося,

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится  (в конце первого полугодия ) и  итоговая (в конце года) – заполняется «Дневник индивидуально развития» и соответствующие графы СИПР

V. Список литературы по предмету.

1.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).

2.Программы специальных (коррекционных) образ, учрежд. VIII вида: 0—4 классы.— СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.-220 с.

3.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).

4.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.: Дрофа, 2007-2008.

5.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по окружающему природному мирудля детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...

Рабочая программа по окружающему природному миру 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов  с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....