Урок окружающего мира 3 класс. Путешествие в царство грибов
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс)

Дергунова Марина Васильевна

Урок окружающего мира 3 класс. Путешествие в царство грибов. ФГОС. УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsarstvo_gribov.doc75 КБ
Office presentation icon griby.ppt2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по ФГОС

Дата проведения: 29.11.18

Тема:« В царстве грибов»

Учебник: А.А. Плешаков «Мир вокруг нас».

Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.

 Задачи:

образовательные:

  • актуализировать знания детей о грибах;
  • сформулировать правила сбора грибов;
  • создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;
  • различать части гриба;
  • приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
  • расширить знания о ядовитых грибах

развивающие:

  • содействовать формированию критического мышления;
  • развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
  • развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
  • создать условия для развития коммуникативных умений.

воспитательные:

  • воспитывать умение дружить и взаимодействовать;
  • создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
  • способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Планируемые результаты

- научить узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников;

- знать правила сбора грибов.

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению;

- формировать умение высказывать свое мнение;

Метапредметные:

Познавательные умения:

- формировать умение ориентироваться в учебнике;

- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;

- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;

Регулятивные умения:

- формировать умение ставить учебные задачи;

- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные умения:

- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формировать умение работать в группе;

- формировать умение слушать и понимать других.

Предметные:

- умение характеризовать отличительные признаки грибов.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Организация образовательного процесса

Оборудование:

Учебные пособия:

- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс

- Плешаков А.А. Окружающий мир: 3 кл.: Рабочая тетрадь часть 1.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,

Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,

Новый день оно начнёт.

 Новый урок предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы себе и ему.

  1. Актуализация знаний

-Поднимите руку, кто готов трудиться?

-Представляю вашему вниманию послушать звуки.

-Что это за звуки? (звуки природы)

- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).

 -Какая бывает природа? (Живая и неживая).

- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

- Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. У вас на столах лежат картинки, разложите их на  группы. (Работа в парах)

 - На какие 2 группы вы их распределили? (растения и животные).

- Как ученые договорились их называть? (царство растений, царство животных,).

- По какому общему признаку вы распределили растения к царству растений?

С помощью карточек обозначим признаки царства растений:(Прикрепить к доске)

1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.

2. Питаются растворенными минеральными солями.

3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.

4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.

(дети подходят и прикрепляют карточки).

Обозначим общие признаки, которые характерны для царства  животных:

1.        Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.

2.        Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.

3.        Не могут вырабатывать питательные вещества сами.

4.        Могут жить и развиваться в различных условиях.

Признаки обозначили.

- Название, каких карточек  вы отнесли к царству растений, к царству животных (прикрепляют на доску)

3. Введение в тему урока

-  Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока.

 (6 человек читают отрывок из стихотворения П.Синявского «Грибная электричка»)

    - Едут в электричке

       Волнушки и лисички

       С подружками – друзьями

       Чернушками – груздями.

    -  Со станции Пригоркино

       На станцию Ведеркино,

       Со станции Подъелкино

       На станцию Засолкино.

   -   Колеса со старанием

       По рельсам тарахтят,

       Везут по расписанию

       Компанию опят.

  -   У мухомора хитрый вид,

       Ехидная усмешка –

       Забрался в поезд и сидит,

       Как будто сыроежка.

  -    Но вот заходит контролер,

       Выводит мухомора.

       И безбилетник мухомор

       Краснеет от позора,

 -    А старичок  боровичок,

      Интеллигентный толстячок,

      Приподнимает, свой берет

      И предъявляет свой билет.

4. Формулирование темы урока

 -  Кто может сформулировать тему урока? О  чем будем говорить на уроке?

 5. Создание проблемной ситуации.

- К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?

  - Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству. Это нам предстоит выяснить. Как их отличить от других представителей? Какие у них признаки?

   Вот о чем пойдет речь на уроке.

6. Открытие нового знания. Исследование.

- Для проведения исследования предлагаю поработать с учебником.(стр.112)

- В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.

Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба в рабочей тетради

План – ответ.

Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:

1)Шляпка

2)Ножка

3)Грибница

-   А что такое грибница? Это тонкие бесцветные ниточки. На десятки метров под землей раскидываются эти ниточки. С каждым днем появляются новые, пробираются между комков земли. А на них образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы. Грибы срываются или погибают, а грибница остается. И после нескольких дней появляются новые грибы. Грибницы живут многие десятки лет, и каждый год дают урожай.  Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу. Грибница всасывает из почвы воду и минеральные вещества.

-Как вы думаете, что является главной частью гриба? (грибница)

Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.

Вопрос: 2 Где берут питательные вещества грибы и почему?Найдите ответ в учебнике стр. 112

План-ответ.

Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать  питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.

-   Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

-Вопрос:3. Где и когда растут грибы? Подумайте, вспомните.

 Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.

Вопрос:5  Что нужно для того, чтобы росли грибы?

План - ответ:

Для  нормального роста грибов нужны …….. и ……..

Вывод:

1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.

2.Не могут сами вырабатывать питательные вещества.

3. Питаются останками живых существ.

4. Питаются солями из почвы.

5. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.

6. Самостоятельно не передвигаются.

Физминутка

РУКИ ПОДНЯЛИ И ПОКАЧАЛИ.
ЭТО ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ.
РУКИ СОГНУЛИ.
КИСТИ ВСТРЯХНУЛИ.
ВЕТЕР СБИВАЕТ РОСУ.
В СТОРОНЫ РУКИ.
ПЛАВНО ПОМАШЕМ.
ЭТО К НАМ ПТИЦЫ ЛЕТЯТ.
КАК ОНИ СЯДУТ,
ТОЖЕ ПОКАЖЕМ.
КРЫЛЬЯ СЛОЖИЛИ ВОТ ТАК!

  7.Разнообразие грибов

- Ребята, а вы знаете, что есть  грибы, которые не  относятся к шляпочным?

- Сейчас я покажу вам грибы, которые сфотографированы под микроскопом                

- Эти грибы можно увидеть на хлебе, в банке с вареньем,  на овощах и фруктах

 -  Что это? Кто догадался?

- Плесневые грибы очень малы. Их можно рассмотреть только под микроскопом.

- Плесень состоит из плодового тела и грибницы.

- Можно назвать её грибом? (Да).

- Чего нет у плесени? (Шляпки).

- Можно в таком случае назвать её шляпочным грибом? (Нет).

- А ещё есть дрожжевой грибок. Дрожжи кладут в тесто, чтобы булочки и пирожки были пышными, сдобными и долго не черствели.

- Есть и молочный грибок. С его помощью можно приготовить вкусный кефир.

- Есть ещё один плесневый гриб – пеницилл. Этот гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство – пенициллин. Пенициллин широко применяют при воспалении лёгких, ангине и других заболеваниях.

8.    - Для чего нужны грибы растениям леса?

Грибы нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав, помогает им всасывать воду с растворенными  в ней минеральными солями. Дерево не остается в долгу и делится с грибами питательными органическими веществами, потому что грибы сами  получать их не умеют.

Каждый год в лесу опадают  хвоя, листья, падают ветки, шишки и кора. Всё это перерабатывают грибы, тем самым улучшают почву. Грибница съедает лесной мусор. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Многие лесоводы специально разводят грибы в новых лесопосадках.

-Почему грибы называют «лесным мясом» и «лесным овощем»? 

Грибы еще называют лесными витаминами. В них есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, белок- вещества, необходимые организму человека.

Грибы по калорийности не уступают мясу и хлебу. Свежие белые грибы полезнее лука, моркови, капусты, а сушеные  грибы почти в 2 раза сытнее: яиц, вареной колбасы. Бульон из сухих белых грибов в 7 раз калорийнее мясного бульона. Килограмм сушеных белых грибов – это 3 килограмма рыбы, или 5 килограммов картофеля.

 Самые питательные - это белые грибы, рыжики, опята, подосиновики (картинка). Шляпка у гриба ценней, чем ножка.

- Для чего нужны грибы животным и человеку?

Многие животные питаются грибами.

Например, белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева.

Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухомором лечится лось, сороки. 

Гриб чага растет на березе. Им лечат язвы желудка, опухоли.

Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении.

Все знают лекарство пенициллин, его готовят тоже из гриба. Лечат воспаление легких, бронхит.

Некоторые грибы помогают нам бороться с насекомыми.

Какой вывод можно сделать?

Грибы надо беречь.  Некоторые из них уже попали в Красную книгу.

9. Презентация «Ядовитые и съедобные грибы»

- Какой гриб ехал без билета? К какой группе грибов относится мухомор?

Какие ядовитые грибы вы знаете? Как узнать ядовитый он или нет?

Надо знать как он выглядит.

 - А теперь посмотрим, как вы хорошо знаете грибы. Отгадайте что это за гриб и скажите съедобный ли он?

- Игра «Отгадайте, что за гриб?» (Съедобные –хлопают в ладоши)

Презентация на большом экране:  

 1. Эти дружные ребята

    На пеньке растут в лесу.

    Называют их …

2. А это – красавец на беленькой ножке

    Он в красненькой шляпке,

    На шляпке горшки.

3. Растут в лесу сестрички.

    Рыжие …

4. У него невзрачный вид,

    Воланчик на ножке его украсит.

    Ты не трогай этот гриб.

    Учти – он очень ядовит!

    Смотри, не бери его с полянки.

    Его называют …

5. Я в красной шапочке расту

    Под стройною осиною,

    Меня узнаешь за версту,

    Зовусь я …

6. Люблю я в разных шапках быть,

    То в желтой, то в зеленоватой,

    То в красной или сероватой.

    Собирай не мешкай, это……

-Проверка через большой экран

10. Грибы -  двойники

-  Ребята, а вы знаете, что у грибов так же, как и у людей есть двойники?

С некоторыми мы сейчас познакомимся. Съедобные мы соберём в лукошко.(Выступления детей)  

Первая пара:

Ложные опята          опята

 

Желчный           белый гриб

 

Поганка          шампиньон

11.Составление правил сбора грибов

 -Кто знает, как правильно собирать грибы?

В гости к нам пришёл старичок- лесовичок. Он то всё знает о грибах, послушаем, что он нам расскажет.

12.Обобщение. Диагностика качества усвоения темы

Тестовая работа , внимательно отвечаем на вопросы.

  1. К какому царству относятся грибы?

А) Животные, б) грибы, в) растения

2. Какой гриб один из лучших по вкусовым качествам?

А) подберезовик, б) подосиновик, в) белый гриб

3. Какой из этих грибов смертельно ядовит?

А) ложный опенок, б) мухомор, в) бледная поганка.

4 Кто лечится мухоморами?

А) медведи, б) лоси, в) зайцы.

5. Найди лишний гриб.

А) мухомор, б) желчный гриб, в)шампиньон, г)поганка.

Мы доказали, что грибы - это царство.

13.Рефлексия

Наш урок подошел к концу. Как вы думаете, смогли мы сегодня на уроке преодолеть лень и плодотворно потрудиться

Поднимите руки, те, кто оценил себя на высоком уровне.

На среднем уровне. Хорошо.

Дополните предложения:

Я научился …

На уроке мне было  …

Я узнал …

14.Домашнее задание

Почитать дополнительную литературу о грибах.  Подготовить небольшое сообщение по теме урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Живая природа Царство животных Царство растений Царство бактерий

Слайд 3

шляпка грибница плодовое тело ножка Строение гриба. споры

Слайд 4

Живая природа Царство животных Царство растений Царство грибов Царство бактерий

Слайд 5

Это тоже грибы!

Слайд 7

Нужны ли грибы растениям?

Слайд 8

Нужны ли грибы животным ?

Слайд 9

Нужны ли грибы человеку ? Фосфор, кальций Глюкоза, железо

Слайд 10

Грибы из Красной Книги России сетконоска сдвоенная решёточник красный рогатик пестиковый

Слайд 11

Грибы из Красной Книги России паутинник фиолетовый грифола курчавая шишкогриб хлопьеножковый

Слайд 12

Запомните! Всё в природе взаимосвязано, уничтожая одно, вы наносите вред другому

Слайд 13

Опята

Слайд 14

Мухомор

Слайд 15

Лисички

Слайд 16

Бледная поганка

Слайд 17

Подосиновик

Слайд 18

Сыроежка

Слайд 19

Грибы - двойники по цвету по срезу

Слайд 20

Грибы - двойники по цвету по кольцу (юбочке) по запаху

Слайд 21

Грибы - двойники по цвету по строению (отсутствию мешочка)

Слайд 22

1. Что не входит в строение гриба? а) шляпка б) ножка в) корень

Слайд 23

2. Назовите самый ядовитый гриб а) желчный гриб б) бледная поганка в) ложный опёнок

Слайд 24

3. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать? а) оставить его на месте б) срезать и взять его с собой в) сбить его ногой

Слайд 25

4. С чем взаимосвязаны грибы? а) с человеком б) с деревьями в) с животными

Слайд 26

5. Найди лишний гриб а) подосиновик б) боровик в) мухомор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"

разработка урока  окружающего мира в 3 классе...

Урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"

 Урок был  построен в соответствии с программными требованиями.     Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных прин...

урок окружающего мира по теме "В Царстве грибов"

Разработка урока, проведенного в 3 классе, по программе А.Плешакова....

урок окружающего мира на тему "В царстве грибов"

Это нетрадиционный урок по окружающему миру для 3 класса....

Презентация к уроку окружающего мира и ИЗО "В царстве грибов"

Урок окружающего мира и ИЗО в 3 классе. Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 21 г. Калининграда Соловьева Т.В.Тема: В царстве грибов.Предметные цели:познавательные: формировать представление о грибах,...

Конспект урока окружающего мира по теме: "В царстве грибов" 3 класс. УМК "Школа России"

Цель урока: сформировать у учащихся представление о грибах, как особом царстве живой природы. Формируемые УУД: Личностные: прививать навыки экологической культуры, формировать стабильный интерес ...

Урок окружающего мира по теме "В царстве грибов", 3 класс . УМК "Школа России"

Урок в 3 классе по ФГОС, с применением приема "Зигзаг"...