урок окружающего мира по теме "В Царстве грибов"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

сабирзянова гюзелия галлямутдиновна

Разработка урока, проведенного в 3 классе, по программе А.Плешакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_tsarstve_gribov.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока: В царстве грибов.

  Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.

  ТДЦ:

  1. Образовательная: - сформировать представление о грибах, как части живой природы;

- показать значение грибов для человека, растений, животных;

- познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов;

- познакомить со строением гриба и правилами их сбора;

  2. Развивающая: - развивать умение анализировать дидактический рисунок, умение находить связи в живой природе;

- определять сходства и различие изучаемых объектов

  3. Воспитательная: - воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе;

- доброжелательности друг другу;

- умение слушать.

  Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, муляжи грибов, рисунки  грибов, учебник «Окружающий мир 3класс», рабочая тетрадь «Окружающий мир 3класс»

  Ход урока:

  1.вступление.

                        Начинается урок

                        Он пойдет ребятам впрок

                        Постарайтесь все понять

                        Учитесь тайны открывать

                        Ответы полные давать

                         И на уроке не зевать.

Девиз нашего урока: Век живи - век учись.

Как вы понимаете эти слова?

Хотите сегодня чему-нибудь научиться? Приступаем к работе.

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с удивительным миром природы.

СЛАЙД ЛЕС  Какую картину вы видите? Кто нам может в лесу встретиться? Что можно в лесу увидеть?   Это все природа.

Вспомните: - какая бывает природа?

- что относится к живой природе и неживой?

- назовите признаки жизни

- перечисли царства живой природы

- как называется наука о природе?

  2. Отгадай загадки об обитателях леса:  СЛАЙД ГРИБЫ

Царь грибов на толстой ножке                                      Он в лесу стоял,

Самый лучший для лукошка.                                         Никто его не брал.

Он головку держит смело,                                              В красной шляпке модной,

Потому что гриб он…(белый)                                        Никуда не годный. (мухомор)

В пышной юбке, в модной шляпке,                               Из-под травки прошлогодней

Будто иностранка,                                                            Вылезают на свободу

Ядовитая такая                                                                 Неразлучные сестрички-

Бледная…(поганка)                                                         Рыжеватые …(лисички)

Что за ребятки на пеньках                                               Я родился в день дождливый

Столпились тесной кучкой?                                            Под осиной молодой.

И держат зонтики в руках,                                               Круглый, гладенький, красивый,

Застигнутые тучкой. (опята)                                            С ножкой толстой и прямой.

 

Назови эти природные объекты, одним словом.

К какому царству живой природы они относятся?

Тема нашего урока: «В царстве грибов»

Какую цель на урок мы себе поставим?

3. А сейчас внимательно послушайте мой рассказ, постарайтесь его запомнить, чтобы потом ответить на мои вопросы.  

Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющие нашу планету. Их можно встретить всюду: на позеленевшей горбушке хлеба (плесень) СЛАЙД ПЛЕСЕНЬ, на балках и стропилах домов, подвалах (домовой гриб), на деревьях - трутовик. К грибам относятся известные всем дрожжи, которые можно рассмотреть только под микроскопом. Наука о грибах называется микология. «Мико» в переводе с греч. – гриб, «логос» - наука. Ученые выяснили, что грибы не являются ни растениями, ни животными, однако имеют сходство с ними. Как и растения, грибы неподвижны, постоянно растут, дышат кислородом. Также как и животные питаются готовыми веществами. СЛАЙД СТРОЕНИЕ ГРИБА  Имеют и свои грибные признаки: основу тела гриба составляет грибница (мицелий), образованная из тонких нитей (гифов). В плодовом теле образуются крошечные живые пылинки- споры, которые служат для размножения. Существует 100 000 разновидностей грибов. При этом для  человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы, мясистые цветы» и микроскопическая плесень, паразиты и хищники.

Грибы имеют исключительно важное значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.

Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики - под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.

Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.

- Что удивило и запомнилось в моем рассказе?

- О некоторых из грибов расскажут нам ребята.  СЛАЙДЫ (трутовик, сморчок, бледная поганка)

 Физкультминутка: 3 б класс шел, шел

                                  Белый гриб нашел

                                  Раз грибок, два грибок

                                  Положи их в кузовок.

4. Работа по учебнику с.118

Рассмотри рисунок и расскажи о строении гриба. В тет. с.54 №1 нарисуй схему строения гриба.

5. Работа по учебнику с.118-119 в парах.

Прочитайте текст в паре и ответьте на вопросы:

Слайд     1.что такое грибница? Для чего она служит?

         2.чему способствуют грибы?

         3.как грибы связаны с деревьями?

    6.На с.119 мы видим грибы. Назовите их.

- Почему их занесли в Красную книгу?

- Послушайте рассказ об одном из них. СЛАЙД (решеточник красный)

   7. Посмотри на грибы и раздели их на 2 группы. СЛАЙД ГРИБЫ

- Назови съедобные - те, которые можно употреблять в пищу. Какие еще знаете?

- Назовите несъедобные – те, которые содержат яд, или имеют неприятный вкус, которые собирать не рекомендуют. Съедобные и несъедобные часто бывают, похожи друг на друга.

   8. Попробуйте в группе узнать грибы по описанию.

- муляжи грибы и карточки с описанием грибов: (желчный  и белый гриб; ложный и осенний опенок; бледная поганка и шампиньон; ложная лисичка и лисичка).

- Выберите выступающего.

- Рассказы о грибах.

Физкультминутка: А теперь ребята, встали!

                                 Быстро руки вверх подняли,

                                 В стороны, вперед, назад,

                                 Повернулись вправо, влево,

                                 Тихо сели – новь за дело!

   9.Папа, мама и дочка отправились  собирать грибы. Выйдя из машины, они прямо у дороги нашли много съедобных грибов. Принесли их домой, почистили и приготовили суп грибовницу. Через 2ч они вдруг плохо себя почувствовали, появились признаки отравления. Им пришлось обратиться  в больницу.

- Почему?    

- Они собирали грибы неправильно. А вы умеете собирать грибы?

  10. На с.121есть правила сбора грибов. Давайте их прочитаем и запомним.

  11.Итог урока.

- над какой темой мы сегодня работали? Под каким девизом трудились?

- где можно использовать эти знания?

- что нового вы сегодня узнали?

- какое открытие сделали?

  12. Проверим, как вы внимательно сегодня работали:

Тест: подчеркни правильные ответы

  1. подземная часть гриба…

а)грибовница                         б)грибница                  в)грибок

  1. наука о грибах…

а)биология                              б)микология               в)зоология

  1. собирать грибы надо…

а) у дорог                              

б)внимательно, чтобы не перепутать съедобные и несъедобные

в) и мухоморы, чтобы другие не отравились

  1. к съедобным грибам относятся…

а)мухомор                                б)бледная поганка     в)шампиньон

  1. к несъедобным грибам относятся…

а)желчный гриб                       б)опенок осенний      в)волнушка

  13.Взаимопроверка теста с соседом  СЛАЙД ТЕСТ

- у кого нет ошибок? 1 ошибка? 2? 3 ошибки?

- Спасибо за работу!

  14. Домашнее задание по выбору:

- нарисуй гриб, найди о нем рассказ и расскажи

- придумай сказку про грибы

                                               

                                       ПРИЛОЖЕНИЕ: рассказы о грибах

  ТРУТОВИК На деревьях в лесу мы часто видим трутовики, напоминающие копытца, раковины, маленькие полочки, подвешенные друг над другом. Это плодовые тела трутовиков, грибницы же развиваются внутри древесины, разрушая её. Одни трутовики живут на мертвых деревьях, пнях, валежнике. Это лесные санитары. Разрушая мертвую древесину, грибы с помощью бактерий превращают ее в почву. Другие грибы, поселяясь на живых деревьях, губят лес. Их споры попадают внутрь дерева через ранки на ветвях, стволах, корнях.  Трутовики растут и на большой высоте, и у самого основания дерева. Многие плодовые тела окрашены в яркие красные, красновато-бурые, оранжевые, желтые тона. Есть и невзрачные сероватые и черноватые трутовики.   С давних времен используется в медицине чага - березовый трутовик. Нередко мы видим на стволе березы продукт деятельности чаги - это не плодовое тело гриба (оно находится под корой), а нарост неправильной формы, окрашенный в темно-бурый или черный цвет, с трещинами на поверхности. Чага поселяется на живых деревьях, вызывая их гниль, но зато помогает больным людям. Так все взаимосвязано в природе.

   СМОРЧОК КОНИЧЕСКИЙ Сморчки первые весенние цветы, которые появляются, лишь только пригреет весеннее солнышко и полностью освободится от снега лиственный лес. В это время на солнечных полянах, на   склонах оврагов, в зарослях ивняка можно увидеть среди серой прошлогодней листвы округлые и островерхие светло-коричневые колпачки грибов на довольно высоких ножках. Сморчки - это очень вкусные грибы, которые ценятся наравне с боровиками, поэтому не раз предпринимались попытки разведения сморчков в домашних условиях.

   БЛЕДНАЯ ПОГАНКА Порой рядом с лесными шампиньонами можно заметить их ядовитого двойника - бледную поганку. Это страшный гриб: небольшой его кусочек, попавший в суп или жаркое, способен вызвать сильнейшее, порой даже смертельное отравление. Бледную поганку называют иногда ложным шампиньоном так как эти грибы очень похожи друг на друга, особенно на первой стадии роста. Зрелый гриб отличить гораздо проще: его шляпка, в отличие от шляпки шампиньона, окружена вяло обвисающей стержню бахромой; и на всей поверхности гриба выступают бородавчатые выпуклости Бледная поганка считается самым ядовитым грибом в мире. В ее мякоти обнаружено сразу несколько токсических веществ.

РЕШЕТОЧНИК КРАСНЫЙ Решеточник красный - один из фантастических тропических «грибов-цветов», получивший свое название благодаря экзотическому  виду и яркой окраске. Молодой решеточник представляет белый шар или яйцо высотой 5-10 см. Созревший шарик раскрывается звездообразно, «лепестки» отгибаются в стороны, красивый яркий сетчатый купол гриба. Внешняя сторона гриба красная, реже желтоватая. Внутренняя сторона слизистая и окрашена в оливково-зеленый цвет. Растет решеточник красный на почве, предпочитает широколиственные леса Закавказья и Крыма. Растут грибы поодиночке, но могут составить целое гнездо удивительных красных куполов на земле. Эта красота имеет одно не очень привлекательное для людей свойство: зрелый гриб издает неприятный запах, на который слетаются насекомые, переносящие его споры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"

разработка урока  окружающего мира в 3 классе...

урок окружающего мира по теме "Царство грибов"

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "В царстве грибов". Урок разработан с использованием технологии критического мышления....

Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"

Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...

Урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"

 Урок был  построен в соответствии с программными требованиями.     Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных прин...

Урок окружающего мира по теме «Царство бактерий».( 2 класс)

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (УМК "Начальная школа XXI века")...

Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".

В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания,  ребята закрепляют полученные знания....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...