Урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Ореховская

 

   Урок был  построен в соответствии с программными требованиями.     Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении окружающего мира  – наглядности. Урок содержит большой объем информации. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли  ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМ. Г.М. ШУБНИКОВА

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В 3 б КЛАССЕ

В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ

                                                       ПОДГОТОВЛЕН И ПРОВЕДЕН

                                       ОРЕХОВСКОЙ Н.Н.

                                                                                   УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                                1 КАТЕГОРИИ

г. БАЙКОНУР

2013

Пояснительная записка

Автор материала (ФИО) *

Ореховская Наталья Николаевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета) *

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ№ 1

Название материала *

Урок окружающего мира «В царстве грибов»

Класс (возраст) *

3 класс

Учебный предмет *

Окружающий мир

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебно-методический комплект «Школа России» А. А. Плешаков  «Окружающий мир»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие) *

Текстовый документ, презентация

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) *

Компьютер, интерактивная доска

Цели,

Задачи материала *

Цель урока: диагностика  и коррекция знаний обучающихся по данной теме

Задачи:

Образовательные: обобщить и повторить изученный материал по теме «Грибы», проверить объём и глубину знаний

Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие  таких интеллектуальных умений, как синтез, анализ, сравнение, вычленение главного, межтемное обобщение, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к природе

Тип урока

Урок открытия новых знаний

На уроке применялись различные формы учебной деятельности

Фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами, тестирование, рефлексия

Принципы

Сотрудничество, соучастие

Методы обучения

Интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический, словесные, наглядные

Приемы

ТКРМ (ИНСЕРТ, СИНКВЕЙН, КЛАСТЕР)

Ход урока

I.Организационный момент урока  

Цель: Организация эмоционального настроя на урок. Создание наиболее благоприятных условий для успешной работы на уроке.

Будем отвечать активно!

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

-Окружающий нас мир интересно познавать!

-Его тайны и загадки мы готовы разгадать.

II.Актуализация знаний. Стадия вызова

а)вхождение в тему

-  Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться!

б)фронтальный опрос

- А что такое лес? Что вы о нем знаете? (Лес - это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус - высокие деревья, 2-й ярус - деревья пониже; 3-й ярус – кустарники (подлесок), 4-й – травы, 5-й – грибы и мхи).

- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).

- А какую роль он играет в жизни человека? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха)

- Итак, мы отправляемся в лес на природу.

- Давайте вспомним, что такое природа? (Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)

- Посмотрите на экран. Что вы видите? (Это кластер, но грозди пустые)

- В течение урока используя ваши знания мы заполним грозди кластера.

- Какая бывает природа? (Живая, неживая).

- Назовите признаки живой природы. (Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает)

III. Сообщение темы и целей урока

Цель: Дать возможность учащимся выявить цели урока.

а)создание проблемной ситуации

- Какие царства живой природы вы знаете?

- Для того, чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить на уроке, послушайте текст и определите, о чем идет речь?

- Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец в 19 веке выделили их в отдельное царство.

“Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы?”     (Гриб)

- О чем шла речь?

- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).

- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…) 

Учитель: Вам вряд ли приходилось видеть как растут грибы. Сегодня у нас с вами есть такая возможность: посмотреть рост грибов в ускоренной съёмке.

- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).

- Почему? (Они растут на земле).

- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).

- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).

- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют».

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).

- А к миру животных? (Тоже нет).

- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

б)Значит, тема нашего урока «В царстве грибов»

- Какие же цели мы поставим  для проведения урока?

Знать -

Уметь-

Развивать-

Воспитывать-

- Существует целая наука, посвященная её изучению. Она называется «микология».

-Ребята, что вы знаете о грибах?

в)игра «Верите ли вы, что…»

- Раз, вы так много знаете, то тогда давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У каждого  на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы в первой строчке ставьте плюс, если согласны. Вторая  строка у вас пока останется пустой.

В конце урока мы вернемся к таблице и увидим, насколько вы были правы.

  1. Грибы – это растения.
  2. Главной частью гриба является плодовое тело.
  3. Шляпка и ножка образуют плодовое тело.
  4. Может ли гриб вырасти на дереве?
  5. Животные едят несъедобные грибы.
  6. Шампиньон - это ядовитый гриб.
  7. Бледная поганка - это съедобный гриб.
  8. Размножаются грибы спорами.
  1. Все грибы можно употреблять в пищу.
  2. Жёлочный гриб -это съедобный гриб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

- Я вижу, что вы вполне готовы к работе.

Физминутка

Цель Активизация внимания учащихся и повышение работоспособности к дальнейшей работе.

IV. Стадия осмысления

а) строение гриба

- Вспомните загадку и скажите,  какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)

- Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочные

-  У меня на доске и в ваших тетрадях имеется рисунок строения шляпочного гриба. Давайте вместе разберемся, как называются части гриба. Подпишите части гриба на ваших рисунках.

- Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть).

- Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка).

- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке  к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название «плодовое тело».

- Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).

- Какое бы вы ей дали название?

- А на самом деле подземная часть называется «грибница (мицелий)»

- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).

-Вот  грибница-это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело.

б) чтение текста с пометами (прием «Инсерт»).Работа в группах

Цель: Выявить качество и уровень овладения новым материалом.

- Работа в группах поможет ответить не только на этот вопрос, но и узнаете что-то новое.

(Та группа, которая закончила работу, делают домик (руки вместе)).

- Переверните листы, возьмите в руки карандаши, ознакомьтесь с текстом с помощью приёма «Инсерт»

«V» - информация мне известна

«+» - узнал что-то новое

«--» - думал иначе

«?» - хочу уточнить (спросить)

- Кто отметил «V» - информация мне известна?

- Какую информацию ты уже знал?

- А для кого это было новым?

- А для кого другая информация была новой?

- Кто до знакомства с текстом думал иначе?

- Кто отметил информацию «хочу уточнить»

в). питание грибов. Слайд № 40

- А как гриб питается? Найдите ответ на вопрос в учебнике на странице 118

- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).        

г). связь дерева и гриба

Содружество растений и грибов

  - Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску!

Слайды с изображением  «подберезовика», «подосиновика».

 - О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами  и березами).

 - Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами…

- Почему так происходит?   ( У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные

вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар)

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).

д)создание проблемной ситуации

- Давайте с вами выполним задание и узнаем,  как называется сбор грибов в лесу?

«тихая охота»

- Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? Послушайте, что об этой охоте сказал писатель Сергей Аксаков . Я читаю отрывок.

-В числе разнообразных охот человеческих имеет своё место и смиренная охота ходить по грибы. Хотя она не может равняться с другими охотами, более оживлёнными, но может соперничать со многими. Я даже готов отдать преимущество грибам, потому что их надобно отыскивать, следовательно, можно и не находить, тут примешивается некоторое умение, знание месторождения грибов, знание местности и счастье. Недаром говорит пословица: «Со счастьем хорошо и по грибы ходить».

Учитель: А почему, по вашему мнению, сбор грибов так называют? (Ответы)  Грибная удача улыбается тем, кто приходит в лес рано. Как только рассветёт, грибы  собирает неспешно. Тихая охота не бег с целью покрыть как можно большую площадь леса. Она требует внимания, чуткости и осторожности. Поэтому и называется она тихой.

ВЫВОД: Чтобы не повредить грибницу, грибы нужно срезать ножом , а лучше выкручивать.

Учитель: Русским народом сложено много пословиц и поговорок о грибах. Некоторые из них перед вами, но они распались на две части. Соберите их.

е)работа с пословицами

 Цель Выявить цели и задачи субъектов учебной деятельности.

Учитель: А почему, по вашему мнению, сбор грибов так называют? (Ответы)  Грибная удача улыбается тем, кто приходит в лес рано. Как только рассветёт, грибы  собирает неспешно. Тихая охота не бег с целью покрыть как можно большую площадь леса. Она требует внимания, чуткости и осторожности. Поэтому и называется она тихой.

Учитель: Русским народом сложено много пословиц и поговорок о грибах. Некоторые из них перед вами, но они распались на две части. Соберите их.

Слайд

Учитель: Объясните последнюю пословицу. (В переросших грибах образуются ядовитые  вещества.)

Учитель: Какие ещё грибы не следует брать? (Которые выросли у дорог или промышленных предприятий, потому что они вбирают в себя как губка все ядовитые вещества и такими грибами можно отравиться)

ж). самостоятельная дифференцированная работа. (Работа с карточками)

- У вас на столе 2 карточки, выберите себе ту, с заданием которой вы справитесь и выполните задание самостоятельно. Задание с красным кружком – потруднее, а с зелёным – полегче. Кто выполнит задание, поднимите руку.

- зел. «Съедобные – ядовитые» (подчеркните съедобные грибы зелёным карандашом, а ядовитые – красным)

- красн.  «Угадай гриб?» (подпиши названия грибов).

- Самопроверка

- Какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные).

з) Разнообразие грибов .Слайды

Шляпочные грибы - это небольшая часть царства грибов.

- А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы.

- Всходит ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, пьём ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков - нигде не обошлось без встречи с грибами. Это самые знакомые и самые таинственные существа.
Рассмотрите плесень под микроскопом и докажите, что я права.
(Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб).

- Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы).

- Можно назвать ее грибом? (Да).

- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).

- Почему? (У нее нет шляпки).

- Совершенно верно. Этот вид грибов называется «плесневые» Знали ли вы об этом?

Зелёная  плесень на мандарине – называется  пеницилл. Этот плесневый гриб разводят специально, чтобы получать лекарство- пенициллин.

Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов. Демонстрирую упаковку таблеток.

- Кто питается грибами?

- А люди используют грибы в пищу? (Да).

- Что они с ними делают? (Жарят,  варят, сушат, солят, тушат, маринуют).

- Я пришла к вам с непустыми руками. Я пришла с грибами. (показ банки с маринованными грибами).

- Как вы думаете, где и когда я их собирала? (Осенью, в лесу).

- Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму.

- А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).

- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).

- Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться).

- Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.

- А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).

        Показ гриба «Бледная поганка».

- Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.

и) Составление памятки. Работа в паре

-Давайте составим памятку и запишем 3 правила

-Итак, давайте вернемся к нашему тесту и ответим на вопросы ещё раз, но ответ запишем на второй строке.

- Кто допустил 4 ошибки …

V. Рефлексия 

Цель. Подвести итоги достигнутого на уроке каждым учеником.

Учитель: На этом наше путешествие  заканчивается, но мы продолжим с вами разговор о грибах на следующем уроке, а сейчас давайте подведём итоги. Опираясь на начало предложений на слайде, выскажите своё мнение о том что вы узнали нового, что было для вас интересно, может быть, удивило.

Дети высказывают своё мнение.

Учитель: На доске корзинки, у вас у каждого есть "грибы". Поставьте свой гриб в корзинку. Если вы о грибах знаете ещё не достаточно много, то вы начинающий грибник, и ваше место в первой корзинке. Если вы знаете основные грибы, умеете отличать их от несъедобных, летом ходите в лес за ними, то вы любитель - прикрепите свой гриб  ко второй корзинке. Кто считает, что он хорошо разбирается в грибах, может рассказать о них, может научить других разбираться, тот поставит свой гриб в  третью корзинку  - он знаток грибов.

Учитель: Посмотрите, сколько у нас знатоков грибов. Нам осталось только выделить лучшего грибника.

        

- И, как итог нашего урока, я хочу вас попросить составить синквейн о грибах.

Грибы

Вкусные, ядовитые

Живут, растут, питаются

Грибы нуждаются в охране

Царство (жизнь, мусорщики)

Учитель: Урок окончен. Спасибо за работу!

VI. Домашнее задание

Цель: Направить на дальнейшее развитие и подготовку к последующему обучению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"

разработка урока  окружающего мира в 3 классе...

урок окружающего мира по теме "Царство грибов"

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "В царстве грибов". Урок разработан с использованием технологии критического мышления....

Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"

Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...

Урок окружающего мира по теме «Царство бактерий».( 2 класс)

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (УМК "Начальная школа XXI века")...

Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".

В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания,  ребята закрепляют полученные знания....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...

Технологическая карта урока - исследования по окружающему миру по теме: « Царство грибов» в рамках ФГОС с использованием ИКТ.

Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний.. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. На уроке создаются возможности для решени...