Рабочая программа "Окружающий мир" для 1 класса "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Наталия Александровна Ежова

Рабочая программа по предмету"Окружающий мир" для 1 класса "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_1_klass_shkola_rossii.docx52.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Саловская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского  муниципального района

Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена                                                                                  «Утверждено»

на заседании кафедры                                                                  Директор  МОУ «Саловская СОШ»

начального образования                                                              ________________/_Егорова  В. И./

Протокол № ___   от                                                                     Приказ № __ от «______2020г.

«___» ___________2020 г.                                                             основание: решение

Руководитель  кафедры                                                                педагогического  совета

_________/./                                                                                   протокол № __ от ________2020г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

  учебного курса

по окружающему миру

в 1 классе

Составитель: Ежова Н. А..

                          учитель  начальных  классов                  

2020 года

                                                                                                               

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории икультуре других народов;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

     Метапредметные

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; формации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

      Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и   интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными      задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

      Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( втом числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Окружающий мир».

      Предметные

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и природа.

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки  предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли.

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).

Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.

Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.

Грибы (съедобные и ядовитые).

Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Правила поведения в природе.

Человек и общество.

Человек – член общества. Взаимоотношения человека  с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.

Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом.  Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка.

Президент РФ – глава государства.

Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.

Москва – столица России.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения  из истории родного края.

Учебно–тематический план

Тема

Количество часов

В том числе:

Практические работы         

Экскурсии

Проверочная работы

1.

Задавайте вопросы!

1

 

 

 

2.

Что и кто?

20

7

1

1

3.

Как, откуда и куда?

12

8

 

1

4.

Где и когда?

11

2

 

1

5.

Почему и зачем?

22

2

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

66

19

1

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Тесты

Проекты

1

Введение. Задавайте вопросы!

1

2

Что и кто?

20

1

1

3

Как, откуда и куда?

12

1

1

4

Где и когда?

11

1

1

5

Почему и зачем?

22

1

1

Итого:

66

4

4

Календарно - тематическое планирование

Тема

Вид

занят.

Часы

Виды

сам.раб.

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

Дата

факт

Введение    ( 1 ч )

1

Задавайте вопросы.

ИНМ

1

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

задавать вопросы;

вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке.

Что? И кто?   ( 20 ч.)

2

Что такое Родина?

ИНМ

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию по теме урока

работать в паре: рассказывать (по фотографиям  личным впечатлениям) на тему урока

обсуждать

работать со взрослыми: находить информацию относящуюся к теме урока

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

моделировать форму Солнца;

— работать в паре: моделировать форму созвездий;

работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями

Выполнять тестовые задания учебника.

3

Что мы знаем о народах России?

ИНМ

1

4

Что мы знаем о Москве?

ИНМ

5

Проект «Моя малая родина»

ПР

1

П

6

Что у нас над головой?

ИНМ

1

7

Что у нас под ногами?

ИНМ

1

8

Что общего у разных растений?

ИНМ

1

9.

Что растет на подоконнике?

ИНМ

1

10

Что растет на клумбе?

ИНМ

1

11

Что это за листья?

ИНМ

1

12

Что такое хвоинки?

ИНМ

1

13

Кто такие насекомые?

ИНМ

1

14

Кто такие рыбы?

ИНМ

1

15.

Кто такие птицы?

ИНМ

1

16.

Кто такие звери?

ИНМ

1

17.

Что окружает нас дома?

ИНМ

1

18

Что умеет компьютер?

ИНМ

1

19.

Что вокруг нас может быть опасным?

ИНМ

1

20

На что похожа наша планета?

ИНМ

1

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая родина»

КЗ

1

тест

Как, откуда и куда?  ( 12ч.)

22

Как живет семья?

 Проект «Моя семья»

ПР

1

П

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

— работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;

— практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;

оценивать свои достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;

обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;

запомнить правила подкормки птиц;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

— практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

ИНМ

1

24

Откуда  в наш дом приходит электричество?

ИНМ

1

25

Как путешествует письмо?

ИНМ

1

26

Куда текут реки?

ИНМ

1

27

 Откуда берутся снег и лед?

ИНМ

1

28

Как живут растения?

ИНМ

1

29

Как живут животные?

ИНМ

1

30

Как зимой помочь птицам?

ИНМ

1

31

Откуда берется и куда девается мусор?

ИНМ

1

32

Откуда в снежках грязь?

ИНМ

1

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья»

КЗ

1

тест

Где и когда?  (11 ч.)

34.

Как учиться интересно?

ИНМ

1

П

фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.

— коллективно составлять рассказ о школе и классе;

презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);

оформлять фотовыставку;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;

работать в паре

называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

анализировать схему смены времён года и

месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;

называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;

работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;

осуществлять самоконтроль;

рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

приводить примеры

животных холодных районов;

устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями

35

Проект «Мой класс и моя школа»

ПР

1

36

Когда придет суббота?

ИНМ

1

37

Когда наступит лето?

ИНМ

1

38

Где живут белые медведи?

ИНМ

1

39

Где живут слоны?

ИНМ

1

40

Где зимуют птицы?

ИНМ

1

41

Когда появилась одежда?

ИНМ

1

42

Когда изобрели велосипед?

ИНМ

1

43.

Когда мы станем взрослыми?

ИНМ

1

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

КЗ

1

тест

Почему и зачем?  (22 ч.)

45.

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

ИНМ

1

обсуждать, почему и как следует беречь уши;

высказывать предположения о причине возникновения эха

сочинят

описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;

описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

— практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за

кошкой и собакой и их назначением;

участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;

фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);

оформлять фотовыставку;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку;

рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои.

46.

Почему Луна  бывает разной?  

ИНМ

1

47.

Почему идет дождь и дует ветер?

ИНМ

1

48.

Почему звенит звонок?

ИНМ

1

49.

Почему радуга разноцветная?

ИНМ

1

50

Почему мы любим кошек и собак?

ИНМ

1

51

Проект « Мои домашние питомцы»

ПР

1

П

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

ИНМ

1

53

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

ИНМ

1

54

Зачем мы ночью спим?

ИНМ

1

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

ИНМ

1

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

ИНМ

1

57

Зачем нам телефон и телевизор?

ИНМ

1

58.

Зачем нужны автомобили?

ИНМ

1

59.

Зачем нужны поезда?

ИНМ

1

60.

Зачем строят корабли?

ИНМ

1

61

Зачем нужны самолеты?

ИНМ

1

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

ИНМ

1

63

Почему  на корабле и в самолете  нужно соблюдать правила безопасности?

ИНМ

1

64

Зачем летают в космос?

ИНМ

1

65

Почему мы часто слышим слово «экология» ?

ИНМ

1

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

КЗ

1

тест

ИНМ  –  изучение нового материала

ПР- проект

КЗ  -  контроль  знаний

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Перечень оборудования

  1. Мультимедийный проектор
  2. Ноутбук
  3. Интерактивная доска
  4. Роботехника
  5. Документ камера

Перечень наглядных и дидактических материалов

1.Коллекции полезных ископаемых.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).

2.Электронное приложение к учебнику Окружающий мир . Плешаков А.А. . 1  класс.

Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная  учебно-методическая литература

  1. Плешаков А.А.. Окружающий мир Сборник  рабочих программ «Школа России» 1 - 4 класс. М.: «Просвещение», 2011.

Дополнительная учебно-методическая литература

Нормативные документы

1.​ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. .​ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).

1 . Васильева Н. Ю. «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»  1  класс- М.: ВАКО, 2013

  1. Контрольно-измерттельные материалы. Окружающий мир: 1 класс./ Сост. И..Ф.Яценко.  - М.: ВАКО, 2012

Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok

4. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК Школа России на 2011-2012 уч.год

В работу входят рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ИЗО УМК Школа России на 2011-2012 учебный годпо ФГОС...

Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....

Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"

  Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...

Рабочая программа "Я гражданин России"

План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...

Рабочая программа УМК "Школа России"

В программе представлен материал по организации учебного процесса в начальной школе. УМК "Школа России", соответсвие ФГОС. В программу включено календарно - тематическое планирование уроков заявленног...

Рабочая программа по "Школе России" 2 класс

В данном материале представленв рабочие программы по предметам  для 2 класса по "Школе России"....