Рабочая программа 2 класс " Окружающий мир" 21 век
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Жанна Константиновна Шлёпина

Данная рабочая программа составлена на основе требований компонента федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  для общеобразовательных учреждений  1-4 классов, 2009 года.авторской программы « Окружающий мир» программа :1-4 классы/ Н.Ф.  Виноградова и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Налобихинская средняя общеобразовательная школа им. А. И.Скурлатова»

«Рассмотрено»

На заседании методического

объединения учителей

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

Руководитель методического

объединения_________

          «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________________________

 «__»____________20___г.

             «Утверждено»

Директор школы

________________________

 «__»______________20___г.

Рабочая программа учебного курса

«Окружающий мир»

для 2 класса

начальное общее образование

Срок реализации 1 год

                                                                                               Составители:

учителя начальных классов

Шлёпина Жанна Константиновна

2018 – 2019 уч. год

Пояснительная записка

        Данная рабочая программа составлена на основе требований компонента федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  для общеобразовательных учреждений  1-4 классов, 2009 года.авторской программы « Окружающий мир» программа :1-4 классы/ Н.Ф.  Виноградова.-  М.: «Вентана-Граф»,  2012 г. и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год)  

Программой предусмотрено проведение:

Практических работ-6

Экскурсий-3

Проектов-4

Цель рабочей программы в соответствии с гос. стандартами

               Представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

Задачи:

-образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;

-развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;

-воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.

Преподавание курса ориентировано  на использовании учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

« Окружающий мир» программа :1-4 классы/ Н.Ф.  Виноградова.-  М.: «Вентана-Граф»,  2011 г.

Н.Ф. Виноградова  Окружающий мир: учебник для 2 класса-М.: Вентана - Граф,  2011.  

Н.Ф. Виноградова  «Окружающий мир» - рабочая тетрадь 1 и 2 для 2 класса,- М.: Вентана - Граф,  2013.  Обеспеченность учебниками-100%

Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование.

Данная программа полностью соответствует авторской программе.

Общая характеристика учебного предмета

        Специфика учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность предмета рассматриваемого учебного курса – определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причём эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира и деятельности и творчества людей.

Описание ценностных ориентиров содержания

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучнымизнаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, тогда как отсутствие интеграции рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек —природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальныхдля ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учётомспецифики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип — это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям: творчеству выдающихся личностей, научным открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введён специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету«Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5.Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы исоциальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Всё это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определённым требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний,является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества.Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник кконцу обучения в начальной школе, учитываются:

— знания, накопленные ребёнком на эмпирическом уровне, в том числе в до-

школьном детстве;

— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа

общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных

его характеристик;

— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логическойсвязной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образова-тельной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

—преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т. е. реализация пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от

других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Кто ты такой», «Что такое здоровье».

Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к

другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Кто живёт рядом с тобой».

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить

без природы, почему люди должны беречь природу.

Темы: «Мы — жители Земли».

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему

гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка

общества.Темы: «Россия — твоя Родина».

Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна  группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным  ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и  школьника. Это:

•  готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

•  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля  и самооценки;

•  личностные качества, позволяющие успешно осуществлять  учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника,  сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

•  формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

•  воспитание уважительного отношения к своей стране, ее  истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

• понимание роли человека в обществе, принятие норм  нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия  со взрослыми и сверстниками;

•  формирование основ экологической культуры, понимание  ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с  учетом изменений среды обитания.

           Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде  всего, образовательных задач:

•  осознание целостности окружающего мира, расширение знаний  о разных его сторонах и объектах;

•  обнаружение и установление элементарных связей и  зависимостей в природе и обществе;

•  овладение наиболее существенными методами изучения  окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

•  использование полученных знаний в продуктивной и  преобразующей деятельности;

•  расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и  образно.

           В соответствии со стандартом второго поколения при отборе  содержания обучения и конструировании его методики особое внимание  уделяется освоению  метапредметных результатов естественно-научного  и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных  результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую  деятельность младшего школьника и обеспечить формирование  новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в  программе выделен специальный раздел «Универсальные учебныедействия», содержание которого определяет круг общеучебных и  универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного  предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают  познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

•  познавательные как способность применять для решения  учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

•  регулятивные как владение способами организации, планирования  различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

•  коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

          Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Личностные результаты освоения АООП НОО

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Метапредметные результаты освоения АООП НОО

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты освоения АООП НОО

1) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

Планируемые результаты освоения предмета

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);

—  называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Планируемые результаты освоения предмета (7.2)

Овладение первоначальными представлениями об окружающем мире.

Овладение элементарными знаниями о человеке, включая его возраст, пол, необходимость здорового образа жизни.

Развитие представлений о своей семье, взаимоотношениях в семье, обязанностях членов семьи и ребенка.

Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика.

Формирование представлений о сферах трудовой деятельности, о профессиях.

Развитие способности решать соответствующие возрасту и возможностям задачи взаимодействия со взрослыми и детьми.

Формирование умений безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Развитие умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

Формирование умения выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.

Формирование первоначальных представлений об окружающих объектах: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д.

Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице.

Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

Методическое письмоМОиН РФ

"Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе"№ 1561/14-15 от 19.11.98 г

Оценивание результатов обучения по окружающему миру

6.1. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников,применять комплексные знания.

6.2. Для контроля и оценки знаний и умений используются индивидуальный и фронтальный устный опрос, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всего класса.. Поскольку основная цель таких контрольных бесед это проверка осознанности усвоения учебной программы, учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы, показывающие не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках, по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке, этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенные признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированное логического мышления, воображения, связной речи- рассуждения.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками- заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

6.3.Критерии оценивания знаний и уменийобучающихся по окружающему миру:

«5» - ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и даёт полные ответы на все вопросы поставленные вопросы.

Ответ самостоятельный.Полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов.

«4» -ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочёты при выполнении практической работы. Все эти недочёты ученик легко устраняет при указании на них учителя.

Раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, опытов.

«3» - ставится ученику, если он усвоил основное содержание  учебного материала, но он допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочёты с помощью учителя.

Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.

«2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.

6.4. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.

Название раздела

Количество часов

1

Введение.

Что окружает человека  

1

2

Кто ты такой

14

3

Кто живёт рядом с тобой  

6

4

Россия — твоя Родина  

13

5

Мы — жители Земли  

9

6

Природныесообщества  

23

7

Природаи человек  

2

Итого

68

Содержание программы

Тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика  деятельности  обучающихся (основные учебные  умения  и действия)

  1.   Введение (1ч)

1

Что окружает человека

Классифицировать объекты окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека.

Различать: прошлое — настоящее — будущее. «Читать»  информацию,  представленную  в  виде  схемы.  

Сравнивать  внешность  разных  людей: выделять  черты  сходства  и  различия.

  1. Кто ты такой (14 час)

2

Я, ты, он, она… Все мы — люди.

Сравнивать портреты разных людей.

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»).

Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Реализовывать  в  учебных,  игровых  и  житейских  ситуациях  правила  поведения  при  возникающих  опасностях.

3-4

Наши помощники —органы чувств.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств.

Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность.

Описывать  кратко  особенности  разных  органов  чувств.

Сопоставлять  орган  чувств  с  выполняемой  им  функцией.  

Анализировать  режим  дня,  рассказывать  о  его  значении  в  жизни  школьника.  

Различать  арабские  и  римские  цифры,  время  с  точностью  до  минуты.  

Характеризовать  значение  и  особенности  физической  культуры,  закаливания.  

Реализовывать  в  учебных,  игровых  и  житейских  ситуациях  правила  поведения  при  возникающих  опасностях.

5-6

Поговорим о здоровье.

7-8

Режим дня. Практическая  работа  №1: «Составление  режима  дня  для  будней  и  выходных»

9-10

Физическая культура.

11-12-13

Почему нужно правильно питаться.

14-15

Почему  нужно  быть  осторожным. Практическая работа  №2: «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах»

3.Кто живёт рядом с тобой ( 6 час)

16-17-18

Что такое семья . Практическая работа №3: «Составление семейного древа».

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»).

Составлять  небольшие  тексты  о  семье: труде,  отдыхе,  взаимоотношения  членов  семьи.

Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками.

Характеризовать  правила  поведения  в  среде  сверстников,  взрослых,  со  старшими  и  младшими.

Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.).

Сравнивать  поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях.  

Реализовывать  правила  поведения  в  учебной,  игровой  деятельности  и  житейских  ситуациях.  

19-20-21

О правилах поведения.

4. Россия — твоя Родина ( 13 час )

22

Родина — что это значит?

Ориентироваться  в  понятии  «Родина»,  приводить  примеры  синонимов  к  слову «Родина».

Характеризовать понятия «Родина», «родной край».

Воспроизводить  в  небольшом  рассказе-повествовании  (рассказе-рассуждении)  события,  связанные  с  историей  Москвы.

Различать  основные  достопримечательности  родного  края  и  описывать  их.

Моделировать воображаемые  ситуации: путешествие по России.

Узнавать город  по его достопримечательностям.

Ориентироваться  в  понятии  «Конституция  РФ»: называть  основные  права  и  обязанности  граждан  России,  права  ребёнка.  

Знать  флаг  и  герб  России.

23\24

Прошлое, настоящее, будущее.Как Русь начиналась?

25\26

Москва — столица России

27

Города России.

28

Родной край — частица Родины. (Экскурсия)

29\30

Как трудятся россияне.

31

Все профессии важны.  

32\33

Мы — граждане России

34

Россия —многонациональная страна.  

5.Мы — жители Земли ( 9 час)

35\36

Твоё первое знакомство со звёздами

Характеризовать  кратко  Солнечную  систему;  выделять  отличия  Земли  от  других  планет  Солнечной  системы.  

Называть  царства  природы.  

Описывать  признаки  животного  и  растения  как  живого  существа.

Классифицировать  объекты  природы по признаку принадлежности к царству природы. Работать  со схемой «Царства природы».

Различать  этажи  леса:  называть  особенности  каждого  этажа.  Узнавать  в  реальной  обстановке  и  на  рисунке  деревья,  леса  (с  ориентировкой  на  растительность  родного  края).

Различать  понятия  (без  термина):  сообщества,  деревья,  кустарники,  травы,  лекарственные  и  ядовитые  растения.

Составлять  небольшое  описание  на  тему  «Лес – сообщество».  Моделировать  на  примере  цепи  питания  жизнь  леса.  Конструировать  в  игровых  и  учебных  ситуациях  правила  безопасного  поведения  в  лесу.

Отличать  водоём  как  сообщество  от  других  сообществ;  кратко  характеризовать  его  особенности.  Различать  состояния  воды  как  вещества,  приводить  примеры  различных  состояний  воды.  Проводить  несложные  опыты  по  определению  свойств  воды.  Отличать  водоём  от   реки  как  водного  потока.

Описывать  представителей  растительного  и  животного  мира  луга  (поля,  сада).  Приводить  примеры  лекарственных  растений  луга.  Узнавать  в  процессе  наблюдения  (по  рисункам)  опасные  для  человека  растения.  Отличать  поле  (луг,  сад)  как  сообщество  от  других  сообществ.  Приводить  примеры  культур,  выращиваемых  на  полях.  «Читать»  информацию,  представленную  в  виде  схемы.  Описывать    сезонный  труд  в  саду  и  огороде  (по  проведённым  наблюдениям).  Различать  плодовые  и  ягодные  культуры.

37\

38

Чем Земля отличается от  других планет

39

В некотором царстве…

40

Грибы.

41

Какие животные живут на Земле

42\43

Разнообразие растений.    (экскурсия).

Практическая работа №4: «Работа с гербариями растений своей местности»

44

6.Природные сообщества (23 час)

Среда обитания —что это такое

45

Лес и его обитатели. (Экскурсия)

46

Деревья  леса

47

Кустарники  леса. (Экскурсия)

4849

Травянистые растения леса

5051525354

Животные  леса

5556

Что  мы знаем  о воде. Практическая работа №6: «Свойства  воды»

5758596061

Водоёмы и их обитатели

6263

Луг и его обитатели Экскурсия

6465

Поле и его обитатели..

66

Сад и его обитатели.

7. Природа и человек ( 2 час)

6768

Человек —часть природы.

Моделирование ситуаций: человек и природа.

Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе».

Составлять  небольшой  рассказ  о  роли  природы  в  жизни  

Материально-техническое оснащение

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Живые объекты ( комнатные растения, животные)

Природные зоны Российской Федерации:

степь

  • пустыня
  • тайга
  • морское побережье
  • тундра
  • ледяная зона
  • Дикие животные
  • Домашние животные

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Электронные  образовательные  ресурсы:

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

Портал «Музеи России» http://www.museum.ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru

Сайты:

http://www.standart.edu.ruhttp://www.vgf.ru

ЛИТЕРАТУРА

  1. Планируемые результаты начального общего образования/[Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Беседы с учителем: 2 класс четырёхлетней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – Вентана-Граф, 2008.
  4. Коваленко Л.И. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе.- Саратов :Лицей,2003.-С.160.
  5.  Горбаткина И.Н. Классификация растений и животных  в курсе начального естествознания// Начальная школа, 2001.-№4.-С.103.
  6.  Егорова Е.Г., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок// Начальная школа, 2001.-№3.-С.33.
  7. В.В.Петров. Растительный  мир  нашей  Родины: Кн. Для  учителя. – 2-е изд.,  доп. – М.: Просвещение, 1991. 207 с.: ил.

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...