Дикорастущие и культурные растения
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Виноградова Елена Николаевна

Открытый урок по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сычевская СОШ»

Урок по окружающему миру

«Дикорастущие и культурные растения»

Разработала

учитель начальных классов

Виноградова Е.Н.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

- Начинаем наш урок с проверки д/з. Сегодня она пройдёт  в виде игры «Крестики-нолики». Если высказывание верно – ставим «+», не верно – «0».

Игра «Крестики-нолики»

1. У трав стебли мягкие и сочные.                                                                 +

2. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные.                           +

3. Бересклет относится к хвойным кустарникам.                                         0

4. У лиственных растений листья в виде хвоинок.                                       0

5. У кустарников несколько тонких стеблей.                                                +

6. Можжевельник относится к хвойным кустарникам.                                +

1

              +

2

                 +

3

               0

4

               0

5

                  +

6

                 +

Взаимопроверка.

III.Актуализация знаний.

На доске слова:

Слива

Крыжовник

Одуванчик

Вишня

Розы

Ель

Берёза

Калина

- На какие группы делятся растения?

- Подчеркните синим цветом деревья, красным - кусты, а зелёным – травы.

- А сейчас обведите в овал растения, которые можно встретить на лугу, в лесу, в поле.

- Почему не все растения обвели?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

  1. Физпауза (игра на внимание «Деревья-кусты»)
  2. Открытие новых знаний.
  1. Знакомство с новыми понятиями.

 – Итак, мы сказали, что есть растения, которые растут сами по себе, которые человек не сажал.

- Такие растения называются ДИКОРАСТУЩИЕ

- Приведите примеры.

2) Групповая работа. Игра «Собери и узнай растение»

- Давайте вспомним ещё травянистые дикорастущие растения. Разделимся на группы по рядам. Задание: собрать пазл (ландыш, колокольчик, купальница).

- Кто знает, что это за растения? ( редкие, занесены в красную книгу).

- С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов.
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи -
Видел я: цветы, как люди, плачут,
И росу роняют на песок.

3) Знакомство с понятием культурные растения.

- А теперь назовите растения, которые сажает человек, за которыми ухаживает.

Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук)

Зеленые поросятки выросли на нашей грядке,

К солнцу — бочком, хвостики у них — крючком.

 Наши поросятки с нами играют в прятки. (Огурцы)  

За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь — гладкая,

Кушаешь — сладкая. (Морковь)  

В огороде есть жёлтый мяч.

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква)

Стоит он задумчивый
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице.
                       (Подсолнух)

- Такие растения называются КУЛЬТУРНЫМИ.

- Как вы думаете, для чего человек выращивает некоторые виды растений?

- Какую роль в жизни людей играют овощи и фрукты?

4. Деление культурных растений на группы.

- Узнаем, на какие группы делятся культурные растения.

- Откройте учебник на стр.69, рассмотрите схемы и скажите.

5.  Игра «Найди пару»

- А сейчас поиграем. Вам предстоит найти пару по определённым признакам.

( На столе лежат карточки со словами, учитель берёт одну, ученик ищет пару)

Пшеница – рожь

Пион – роза

Груша – яблоня

Лён – хлопок

Лук - редис

VI. Физпауза

Игра «Что у нас не растёт»

Хлопнуть в ладоши, если растение у нас не растет:

Яблоня, груша, малина, берёза,
Ель, 
саксаул, облепиха, лимон, апельсин,
Липа, клён, баобаб, мандарин, 
Слива, осина, каштан,
Кофе,
 рябина, ольха,
Дуб, кипарис, 
алыча,
Тополь, сосна, каланча.

VII.Повторение и закрепление полученных знаний.

1. Работа в парах.

 - Давайте обсудим, какую роль играют растения в нашей жизни. Обсудите это в парах.

(В процессе выяснения вывешиваются надписи: кислород, пища, древесина, ткани, украшение планеты, лекарство)

- Да, есть растения, которые лечат.

2. Сценка и презентация о лекарственных растениях.

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…

- А расскажет нам о них известная травница Агафья.

(презентация)

А: - Здравствуйте, дорогие ребята. Хочу вам рассказать, как растения помогают людям избавиться от любой хвори.

(показ презентации с рассказом о лекарственных растениях)

-Хочу рассказать легенду о подорожнике. Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре вернулась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.

- С растением мать - и мачеха  связана одна легенда: Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки

- С бабушкой нашей пойдем далеко мы
В луг, где ей всякие травы знакомы,
Руки мелькают, не путаясь в травах,
В тонких и острых, в густых и кудрявых.
Вот от простуды, а вот от надсады,
Это от боли спасет головной!
Мы поучиться у бабушки рады
Мудрой науке ее травяной.
Вырастем – травами с нашего луга
Будем лечить, избавлять от недуга.

-Вот такие чудесные эти растения!

VIII. Рефлексия. Итог урока.

- Какие растения называют дикорастущими, а какие - культурными?

- Для чего люди выращивают культурные растения?

- Оцените свою работу на уроке. На вопросы отвечаем только ДА ( зелёный квадрат) или НЕТ (красный квадрат)

- Я знаю, чем отличаются культурные растения от дикорастущих.

- Я знаю, какую пользу приносят растения.

- Теперь я знаю, чем можно лечиться, если заболею.

Резерв.

Работа в парах с пословицами о природе и растениях

- Соберите и объясните пословицу.

= Растенье - земли украшенье.

= Зелёный наряд радует взгляд.

= Рощи да леса – всему краю краса.

= Зелёная ограда – живая отрада.

= Морковь прибавляет кровь.

= Чеснок да лук от семи недуг.

= Лук и капуста болезнь не пустят.

= Лён по клеверу посеешь – урожай уже имеешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дикорастущие и культурные растения.

Презентация к уроку окружающего мира поможет  сформировать у учащихся  представления о группах растений....

Дикорастущие и культурные растения.

В презентации повторяются вопросы деления растений на группы, значение растений для человека. В доступной форме вводятся понятия дикорастущих и культурных растений....

Урок по окружающему миру + презентация "Дикорастущие и культурные растения"

Конспект урока вместе с презентацией, окружающий мир, 2 класс, Школа России, Плешаков А. А."Дикорастущие и культурные растения"....

Дикорастущие и культурные растения.

Методическая разработка урока по окружающему миру в  1классе на тему "Дикорастущие и культурные растения", где учащиеся научатся отличать дикорастущие растения от культурных,  приводить прим...

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по  окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

Презентация "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс. Программа "Перспектива"...

конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс УМК Планета знаний

Урок  окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс  Планета Знаний....