Разработка урока "Окружающий мир" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Дорофеева Ольга Григорьевна

Урок представлен в виде технологической карты по теме "Какие бывают животные". Урок проведён методом исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzhayushchiy_mir.docx40.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Технологическая карта урока»

Ф.И.О педагога_________Дорофеева Ольга Григорьевна___________     _Должность_____учитель начальных классов___

Полное название ОО (с указанием муниципального образования) ________________Муниципальное общеобразовательное учреждение Байтеряковская средняя общеобразовательная школа________________________

Предмет _окружающий мир___________________ Класс: _______2_______ Учебник (УМК, программа): _Школа России А.А.Плешаков, _Москва  «Просвещение» 2016__________________________________

Тема урока: _______Какие бывают животные____________________ Тип урока :__открытие новых знаний_____________________

Оборудование: Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация, учебник и тетрадь по окружающему миру (Плешаков А.А.), карточки с вопросами для работы в группах, картинки животных, карточки для самостоятельной работы.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:

В классе обучается 9 человек. Учащиеся слышат учителя, проявляют интерес к изучению предмета.

Большинство детей на уроках проявляют активность.  Не все учащиеся могут формулировать тему и цели урока.

У большинства ребят хорошая двигательная активность. Ученики знают правила поведения на уроке. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности физической активности и учебной мотивации. Дети положительно относятся к учёбе, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Большинство учащихся добросовестно выполняют задания. Два ученика слабые, не могут выражать свои мысли. На уроке невнимательны.

Цели: обобщить знания о животных; научить разделять животных на группы; показать зависимость строения животных от их образа жизни; воспитывать бережное отношение к живым организмам.

Задачи:

1. Рассмотреть зависимость строения животных от их образа жизни;

2. Познакомить с интересными фактами из жизни животных.

3.Учить детей работать сплочённо в группе, паре.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться  устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.

Высокий      1уч.

Выше среднего  1 уч.

Средний  3уч.

Ниже среднего 3

Низкий             1

Регулятивные

Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать  результат своей работы на уроке.

Высокий            

Выше среднего   1

Средний              5

Ниже среднего        3        

Низкий         0

Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Высокий             1

Выше среднего   0

Средний               4

Ниже среднего     3

Низкий        1        

Коммуникативные

Уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.

Высокий        0

Выше среднего        1

Средний         4

Ниже среднего        1

Низкий        3

Личностные

Проявлять познавательный интерес,  целеустремленность  и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.

Высокий        0

Выше среднего        2

Средний         1

Ниже среднего        3

Низкий        3

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые   УУД

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности,

целеполагание.( 1-2 мин.)

Цель: проверка готовности обучающихся, эмоциональный  настрой на работу .

Приветствие  гостей и учителя.

Настрой детей на работу на уроке.

«Улыбнусь я себе, улыбнусь я тебе, улыбаться мне не лень, пусть хороший будет день».

Появляется Вопросик.

Учитель: Прозвенел друзья звонок, начинается урок.

Дорогие ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем,  улыбнёмся нашим гостям и друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки.

Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в небольшое исследовательское путешествие, где вас ждут новые открытия.

Вместе с нами будет путешествовать Вопросик.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. Воспринимают информацию сообщаемую учителем.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание

Доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Целеполагание.

Планирование учебного сотрудничества

2.Актуализация знаний (4-5 мин.)

Цель: 

Повторить  ранне изученный материал для перехода к новой теме

 Загадка «Дом со всех сторон открыт,

        Он резною крышей крыт.

        Заходи в зелёный дом,

        Чудеса увидишь в нем.»

Слайд «Лес»

. Викторина «Какие бывают растения?»

  1. Растения, которые имеют мягкие сочные стебли. (Травы.)
  2. Растения, которые имеют листья в виде пластинок. (Лиственные.)
  3. Эти растения имеют несколько  тонких одревесневших стеблей стволиков. (Кустарники.)
  4. У этих растений листья в виде иголок (хвоинок). (Хвойные.)
  5. У этих растений от корня отходит один толстый стебель - ствол. (Деревья.)

Смалики.

Готовы к путешествию?  Закройте глаза и представьте то, что описывается в загадке.

- Где мы оказались? Что мы знаем о растениях?

- Из каких же ярусов состоит лес?

- немножко погуляем по лесу и вспомним  растения леса, Вопросик приготовил викторину.

- Какие же деревья встретились нам здесь в лесу ? кустарники? Травы?

-Зачем нам нужны растения?

-Как нужно охранять лес?

-Оцените свои знания.

Фронтальная  работа.

Отгадывают загадку

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы викторины.

Называют растения леса

Оценивают знания о растениях

. Познавательные УУД:

 осознанное и правильное построение речевого высказывания;

учатся строить высказывания.

  Коммуникативные УУД:  учатся культуре общения;

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

учет разных мнений.

         Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение;

самооценка  

3. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

Цель: обеспечить восприятие, подвести к проблеме урока

 

1 группа – бабочка, жук,   лягушка, божья коровка.

2 группа – окунь, щука, крокодил,   карась.

3 группа – синица, змея, орёл,  гусь.

4 группа – ёж, волк, ,  медведь.

- А кого в нашем лесу не хватает?
- Правильно животных.

-Я хочу вам предложить послушать красивую музыку и посмотреть на экран.

-Кто догадался, какая тема урока у нас?

- Какие задачи поставим ?

Прочитаем с учебника задачи.

Вопросик приготовил задание

(Работа в группах)

- У вас на столе у каждой пары лежит

Конверт, посмотрите что же там.:

- рассмотрите, найдите лишнее и подумайте, как одним словом назвать животных вашей группы.

- Приступаем к обсуждению.

(учащиеся работают у доски).

- Ребята, подумайте над вопросом: «Что объединяет животных в каждой группе?»

- Можете назвать отличительные признаки животных каждой группы? (Нет)

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему и цель

 урока с помощью учителя.

Отвечают на вопросы,

вступают в диалог,

  представитель от каждой группы перечисляет  животных, называет лишнее и даёт название оставшимся (Насекомые, рыбы, птицы, звери) прикрепляют на доску картинки.

Учатся применять знания на практике,  проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.

Личностные УУД: - личностное самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения;

аргументируют свое мнения

Познавательные УУД: - учатся осознанно строить речевое высказывание;

учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

                                                                                                 

4. .

Поиск решения проблемы

Название группы

Отличительные

признаки

Насекомые

Рыбы

Птицы

Звери

физкультминутка

Давайте немного отдохнём. 
Дети по лесу гуляли (маршируют на месте)
За природой наблюдали (ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (поднимаем голову и на носочках тянемся к "солнцу")
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (машут руками)
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)|
Хорошо мы погуляли (маршируют, вдох - выдох)
И немножечко устали (сели за парту)

. Где можем найти эту информацию? ( В учебнике)

  1. -На стр.60 рассмотрите иллюстрацию и прочитайте отличительные признаки каждой группы животных.

Заполним таблицу.

   - Сделайте ещё раз вывод. Какие отличительные признаки  узнали?

 

Что нового о каждой группе животных вам удалось узнать?

Работа в тетрадях стр.42 № 1,2

Взаимопроверка

Читают текст в учебнике.

Комментируют способы достижения поставленных целей.

-Каждая группа читает дополнительный материал о животных стр.62-63.

Выполняют физкультминутку

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение), - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием. Регулятивные УУД- учатся составлять план добычи новых знаний на уроке.

  1. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли.

 Личностные УУД: - формирование  личностного и жизненного самоопределения

Карточки «Земноводные» и «пресмыкающиеся»

Продолжаем наше путешествие

-Ребята, посмотрите на животных, которые лишние оказались. А этих животных к какой группе мы соотнесем?

- А среди этих животных который лишний?

- Обратите внимание как они передвигаются.

-Как назовём эти группы?

-прочитайте на странице 61.

- Как вы думаете, почему они получили такое название?

-Какие отличительные признаки имеют земноводные и пресмыкающиеся?

(предположения детей записываю на доску)

- Итак, предположений много, но все ли они верны?

Осознание значимости новых знаний

5.Открытие нового знания

6Первичное закрепление нового знания

Каждой группе предлагается:

  • Тексты;
  • Рабочие листы с планом
  • Иллюстративный материал

Цель исследования: изучить разные материалы для того, чтобы выявить отличительные особенности земноводных и пресмыкающихся.

Земноводные.

- Слово «Земноводные» произошло из двух слов: земля и вода. Это означает, что эти животные могут жить  и на земле, и в воде. Произошли земноводные от рыб. Они  могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Кожа у них тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими. Они питаются червяками, мухами и личинками

План:

  1. Мы узнали, что земноводные так называются потому, что_________
  2. Они произошли от _______
  3.  Сколько могут спать? 
  4. Чем покрыто тело?
  5. Чем питаются?

Пресмыкающиеся.

- Все они пресмыкаются, то есть ползают, поэтому называются пресмыкающиеся. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей, в воде.  Они несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь.

Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют.

 План:

  1. Мы узнали, что пресмыкающиеся так называются потому, что_________

  1. Где они живут?
  2. Как размножаются?
  3. Кожа покрыта______________
  4. Как выглядят ноги?

У каждого ученика карточка с изображением животных

- А чтобы рассмотреть отличительные черты каждой группы животных, мы попробуем себя в роли исследователей. Предлагаю работать по плану, чтобы выйти из затруднения.

- Дополняем таблицу

презентация

Делаем вывод

-Работаем группами

Каждой группе написать синквейн

1.Кто? пресмыкающиеся и земноводные

2. Какие? 2

3.Что делают? 3

4.Предложение

5.Синоним

Самостоятельно работают с текстом; беседуют, связывая результаты урока с его целями.

Читают свои тексты парами

Дополняют таблицу

Делают вывод по таблице

Выступают с готовыми работами.

Озвучивают понятия, выявляют закономерность, анализируют

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).            Отвечают на вопросы  

Применяют новые знания.

Самооценка.

Самостоятельно выполняют задание

Познавательные УУД: - учатся работать с  текстом, находить и использовать нужную информацию в учебнике (смысловое чтение).

 - учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в  группе.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения.

Познавательные УУД: - учатся использовать  полученные знания;

 Регулятивные УУД: 

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;  

  

7.Рефлексия

 

Ребята 4 октября отмечается всемирный день защиты животных. Как вы думаете почему люди учредили этот день? Послушайте стихотворение.

Берегите животных — чудо природы:
Муравьишку, бегущего в муравейник,
Лося громадного, жующего можжевельник,
Пушистую белку с шишкой на ветке,
Чтобы все чудо осталось навеки!

- Какие задачи ставили?

-Решили мы задачи?

-Что узнали?

ЛУУД: нравственно- этическое оценивание работы группы. уч-ся.

РУУД: контроль , коррекция. 

7.Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин)

Цель: самооценка результатов деятельности

Подведение  итогов занятия

Предлагаю ответить на вопросы:

- какова тема урока?

- какую цель ставили?

- достигли ли цели?

-Оцените свою деятельность на уроке, используя кружочки:

- Где вам могут в жизни пригодиться полученные на уроке знания

- Молодцы,ребята.

Отвечают на вопросы.

Дают оценку своей

 деятельности, оценивают свою работу и работу пар и группы.

 

ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия.

ЛУУД: самооценка на основе критерия успешности.

КУУД: Выражение своих мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса "ИЗОНИТЬ"

ИЗОНИТЬ - искусство вышивания по картону и другим материалам – один из видов декоративно-прикладного искусства. - Презентация .Мастер-класс "ИЗОНИТЬ"- Презентация. Образцы изде...

Методическая разработка 3 класс

Разработка раздела программы темы "Как жили наши предки" выбрана не случайно. Я считаю, что эта тема поможет детям узнать о прошлом  наших предков и особенностях жизни вдалёкие времена.Цели разра...

Методическая разработка ( 1 класс) по теме: Новогодний праздник в начальной школе.

Новогодняя сценка в стихах с участием сказочных персонажей...

Грибы – это грибы. Занимательный материал. Методические разработки (2 класс ).

Занятие"Грибы - это грибы" проведено было перед праздником "Золотая осень". На занятии дети учились различать грибы, разгадывать загадки, узнали много интересного о грибах....

Методическая разработка (1 класс) на тему: "Прощай, первый класс!"

Сценарий праздника "Прощай, первый класс!"...

Методическая разработка мастер класса по теме: «Открытка к празднику День Победы».

Цель: формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности  обучающихся и их родителей.  Воспитание  чувства патриотизма,  любви к Родине,  гордости за св...

Методическая разработка мастер-класса для учащихся 2 класса «Оформление изделий в технике «Декупаж»

Формирование навыков применения салфеточной техники «Декупаж» через элементы образного мышления....