"Формы земной поверхности"
план-конспект урока по окружающему миру

Сухорукова Анастасия Александровна

Технолоогическая карта урока: "Формы земной поверхности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_zemnoy_poverhnosti.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока (Окружающий мир)

 

 

 

                                 Целевой блок 

Тема: 

 «Формы земной поверхности»

Педагогическая цель: 

Формирование представлений о формах земной поверхности; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Получат возможность научиться: сравнивать по схеме холм и гору; характеризовать земную поверхность своего края; описывать красоту гор.

Планируемые результаты: 

Предметные У УД: 

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать холм и гору: находить общее и различие.

 

Личностные УУД: 

- способность к самооценке или взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 

 

Метапредметные УУД:

* Регулятивные: 

- владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

 

* Коммуникативные: 

- участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения.

*Познавательные: 

- используют приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта; удовлетворяют познавательный интерес, потребность в поиске дополнительной информации о природной красоте.

                                 

                             Инструментальный блок

Тип урока

Решение частных задач

Учебно - методический комплекс 

Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир».  2 часть, 2 класс .М.: Просвещение, 2017г. с приложением на электронном носителе.

Рабочая тетрадь. Окружающий мир Плешаков А.А. М.:Просвещение, 2017г., презентация к уроку, музыкальная физминутка.

                                                     Организационно - деятельностный блок

Основные понятия: 

Равнина, гора, холм, овраг, подошва, склон, вершина.

Организация пространства 

Фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: 

Литературное чтение, краеведение, БЖД.

Диагностика результатов урока:

Что нового вы узнали на уроке? Все ли вам удалось? Что не удалось? Почему?

План урока:

  1. Организация начала урока. (1 мин.)
  2. Актуализация опорных знаний. (5 мин.)
  3. Физминутка (2 мин.)
  4. Изучение нового материала (25 мин.)
  5. Итог урока. Рефлексия. (5 мин.)
  6. Информация о домашнем задании (2 мин.)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

-На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

-Мы хороший, дружный класс?

- Да! И всё получится у нас!

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Напоминаю, меня зовут Анастасия Александровна. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столе должны лежать: учебник, тетрадь и карандаш.

- Молодцы. К уроку вы готовы. Думаю, что он принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

2. Актуализация опорных знаний

- Мы урок наш начинаем

Что учили – вспоминаем.

Карточка 1

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/581600/img1.gif

Задание:

  1. Объясни, что такое горизонт?
  2. Что такое линия горизонта? Покажи на рисунке линию горизонта. Слайд 2. (Линия становится пунктирной)
  3. Допиши на рисунке-схеме названия сторон горизонта. Объясни, как стороны горизонта располагаются относительно друг друга. Слайд 2.(Появляются названия сторон горизонта.)

Карточка 2

  1. К карточке прилагается компас. Как называется прибор для определения сторон горизонта?
  2. Назови и покажи, из каких частей он состоит.

Слайд 3. (Рисунок компаса, предохранитель, магнитная стрелка, корпус).

Карточка 3

Расскажи, как можно определить стороны горизонта без компаса по местным признакам "Ориентирования на местности".

Слайд 4. (Природные признаки ориентирования на местности.)

Горизонт- это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

На схемах север всегда обозначают вверху, юг- внизу, запад- слева, восток- справа.

Компас

Предохранитель, магнитная стрелка и корпус.

1. У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще.

2. У березы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной.

3. Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев.

4. Снег весной быстрее тает на склонах, обращенных к югу.

3. Изучение нового материала

4. Физминутка

Мой край - моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

- Посмотрите на слайд 5, перед вами физическая карта России. Изображения, какого цвета вы видите на ней?

- Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом?

- Так выглядят равнины и горы на карте. Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте. Слайд 6. (Тема урока)

- А теперь рассмотрите изображения на слайдах. Слайд 7. (Равнина и горы.) Здесь вы можете увидеть основные формы земной поверхности - равнины и горы. Попробуйте, объяснить, что это такое.

- Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Ровный.) Слайд 8. (Изображение равнины и определение.) Равнина – ровный или почти ровный участок
земной поверхности.

- На слайде вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются? Слайд 9.

- Равнины бывают плоские и холмистые. Какая поверхность изображена на первой иллюстрации? На второй иллюстрации?

- Объясните, почему равнины получили такие названия?

- Откройте учебники на странице 90-91. Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте.

Слайд 10. (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.)

- Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом?

- Возвышения на равнине - это холмы. Слайд 11("Холм"). 

В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) - самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склонОн может быть пологим и крутым. На слайде появляется анимация - части холма.

 

-Мы с вами познакомились с горами и равнинами. Пора и отдохнуть. (Музыкальная физминутка).

-Отдохнули, поиграли,

Все загадки отгадали.

Нам пора вернутся в класс.

Дело важное у нас.

- Мы говорили о возвышениях на равнинах - холмах. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это овраги. Слайд 12("Овраг").

- Образование оврага начинается с маленького углубления. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.

- Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве.

- Отгадайте загадку.

В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Как вы думаете, что это? (Гора.)

-Верно, это гора. Слайд 14"Гора".

- Посмотрите на изображение на слайде, как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой?

Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

На вершинах гор очень холодно и лежит снег.

Слайд 15. (Части горы) 

- Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать.

- Откройте физическую карту России в учебнике с. 90-91. Найдите на ней горы. Каким цветом обозначают горы на карте. Слайд16. Какие горы вы нашли на карте? (Уральские и Кавказские горы.)

- Кто-нибудь из вас был в горах?

- Сейчас я вам прочитаю рассказ о горах писателя Николая Ивановича Сладкова (стр.80).

Синего, желтого и зеленого.

Моря, озера, реки, горы, равнины.

Дети пытаются объяснить, почему они так названы.

Высотой

Холмистая; Плоская

Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.

Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом.

Есть возвышения.

Возвышения.

Подошву или подножие, склон и вершину.

5. Итог урока. Рефлексия

- О чем сегодня говорили на уроке?

- Какие формы земной поверхности вы знаете?

- Что такое равнины?

- Что такое горы?

- Что у вас вызвало затруднение?

Ответы учащихся.

6. Информация о домашнем задании.

Молодцы ребята!

Запишем домашнее задание стр.78-79 учебник, тетрадь.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочный тест по окружающему миру по теме «Формы земной поверхности».

Данный тест позволяет быстро и эффективно проверить знания учащихся по теме "Формы земной поверхности". Тест  составлен по новому образовательному стандарту Е.М.Тихомирова....

Формы земной поверхности

Формы земной поверхности. 4 класс. Урок ознакомления с окружающим миром...

Формы земной поверхности.

2 класс. Программа "Гармония"....

Формы земной поверхности

презентация к уроку "Формы земной поверхности" 2класс . программа"Школа России" 2класс...

Тема: Формы земной поверхности. Водоемы

Урок окружающего мира во 2 классе по программе Плешакова...

формы земной поверхности

урок окружающего мира во 2 классе...