"Осень. Признаки осени"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Пеганова Ольга Александровна

Урок обобщение по теме "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_osen.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Осень»

23.09.20г.

Класс: 5г класс

Предмет: Речь и альтернативная коммуникация, окружающий природный мир.

Тема: «Осень. Признаки осени».

Цель: уточнить и систематизировать представления обучающихся об осени и признаках осени.

Задачи:

Обучающие: формировать умение выделять признаки осени, учить устанавливать взаимосвязь между живой и не живой природой в осеннее время года.

Коррекционные:

-корректировать мышление и наглядно-образную память при составлении рассказа по картине, по плану;

-корректировать внимание на основе игровых упражнений;

-корректировать память на основе речевых упражнений по подбору признаков осени, составления рассказов об осени, через проговаривание чистоговорок, скороговорок.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды деятельности;

-прививать умение работать в группах, умение выслушать мнение других, быть доброжелательными и ответственными за себя и за товарищей.

Основные дидактические методы: проблемные методы обучения; частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный .

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Методические приемы:

-рассказ учителя,

-проблемные вопросы,

-творческие задания,

практические упражнения.

Педагогические технологии:

-элементы технологии проблемного обучения,

-элементы игровой технологии,

-здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому, физкультминутки, гимнастика для глаз).

Оборудование:

-компьютер; проектор; экран;

-муляжи овощей и фруктов;

-корзиночки;

-картинки с изображением осени;

-презентация «Правила поведения осенью»;

-ролик «Осень в лесу»;

-разукрашки по теме.

План урока:

-Организационный момент.

-Актуализация знаний и постановка проблемы.

-Совместное открытие новых знаний.

-Самостоятельное применение знаний.

-Итог урока. Рефлексия.

Организационный момент:

Эмоциональный настрой.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись.

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

Очень тихо вы присели и работать захотели.

Руки? На месте! Ноги? На месте!

Локти? У края! Спина? Прямая!

- наш урок развития речи, какая важная задача перед нами стоит? (развивать речь, правильно отвечать, строить предложения, узнавать больше новых слов и использовать их в своей речи)

-Что необходимо для успешной работы на уроке? (Слушать, думать, отвечать.)

- На ваших партах лежат смайлики: один веселый, а другой грустный. Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению. Хотелось, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось до конца урока.

- Сейчас поиграем в игру «Времена года». Я назову время года, а вы назовете месяца, соответствующие этому времени года. ( После ответа обучающихся на экране появляется ролик «Осень в лесу»)

- Отгадав загадку, вы назовете тему нашего урока.

Пришла без красок и без кисти 
И перекрасила все листья. (Осень)

- Сегодня мы будем говорить об осени, точнее о тех изменениях, которые происходят с наступлением осени и о том, как меняется природа. 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56703c728c6d8/urokosien_1.png

Первый месяц осени – сентябрь. Зовут его “запевалой осени” и “златоцветом”. Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. (Слайд)

Октябрь – середина осенней поры. (Слайд)

В старину этот месяц называли “листопадом”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

Ноябрь – последний месяц осени. (Слайд)

Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.

Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. (Слайд)

Недаром зовут ноябрь в народе “чернотропом”.

- О каком признаке осени говорят эти слова: падают с ветки желтые монетки…( листопад) Слайд

- По каким признакам мы можем определить наступление осени? (ответы детей)

В неживой природе:

  • похолодание,
  • первые заморозки,
  • последняя гроза,
  • затяжные дожди,
  • густые туманы,
  • первый снег

Работа над скороговоркой ( проговариваем 3 раза: медленно, быстро, еще быстрее)
Осень, осень — листопад,

В жёлтой проседи лес, сад,

Физкультминутка.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.

Как меняется осенью жизнь в живой природе?

(Что же относится к живой природе? – растения, птицы, насекомые, животные.) (Слайд)

-Что происходит с насекомыми? (слайд)

-Какие насекомые замирают до весеннего тепла? (муравьи и мухи)

-Закапываются поглубже в землю? (жуки)

-Как ведут себя птицы? (многие улетают в теплые края)

-Как вы думаете зачем?

-Все ли птицы улетают? Как их называют? (перелетные)

-Как можно помочь зимующим птицам? (слайд)

-Какие изменения происходят осенью в жизни животных? (ответы детей). (слайд)

-Какую помощь может оказать человек в холодное время года животным и нужно ли это делать? (ответы детей). (слайд)

В живой природе

Листопад

прячутся насекомые

улетают птицы

готовят запасы животные

животные впадают в спячку

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву О, получается легко.

Вверх поднимаем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

-Построение предложений.

1 Составить рассказ из предложений.

Ребята пришли в сад.

Пролетело веселое лето.

Там они собирали листья.

Наступила осень. 

Получилась красивая выставка.

Из листьев на уроке делали поделки.

Работа индивидуально. (Рассказы).

1группа:

-Зачеркнем те явления природы, которые не относятся к осени.

Стало холоднее.

День увеличивается.

Стало теплее.

Дни стали короче.

Птицы прилетают с юга

Река замерзает.

Лед на реке тает.

Листья распускаются.

Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.

Солнце светит мало.

Люди собирают урожай

Игра Урожай  с корзинками. (Разукрашки дифференцировано)

Итог урока. Рефлексия.

-Назовите признаки неживой природы.

-Признаки неживой природы.

-Назовите правила поведения осенью! (презентация)

- На ваших партах лежат смайлики. Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению к концу урока.

И в заключении хотелось бы закончить урок фрагментом

стихотворения А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

Домашнее задание: Собрать листья.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Признаки осени. Погода. Сезонная работа на огороде, в саду осенью».

Материал может быть реализован на уроках "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" по теме "Признаки осени. Погода. сезонная работа на огороде, в саду о...

Урок по теме "Осень. Признаки осени" для 1 класса . Предмет "Мир природы и человека" (ФГОС)

Урок по предмету "Мир природы и человека" для 1 коррекционного класса  соответствует требованиям ФГОС...

"Осень. Признаки осени"

Конспект урока по предмету окружающий природный мир в 5 классе "Осень. Признаки осени"...

Конспект урока : Осень. Признаки осени

Конспект урока доя обучающихся по АООП вариант 2 ....

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" для 2 класса "Осень. Признаки осени".

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" для 2 класса "Осень. Признаки осени"....

Конспект дефектологического занятия на тему : « Осень. Признаки осени.».

На занятии систематизируюся знания детей об осени, осенних явлениях, активизируется словарь по данной теме.   Дети упражняются в названии осенних месяцев, утотреблении слов - признаков, глаг...

Конспект дефектологического занятия на тему : « Осень. Признаки осени.».

На занятии систематизируюся знания детей об осени, осенних явлениях, активизируется словарь по данной теме.   Дети упражняются в названии осенних месяцев, утотреблении слов - признаков, глаг...