Паспорт проекта "Сыктывкар – столица Республики Коми"
проект по окружающему миру (4 класс)

Проживая в Республике Коми, на территории уникальных, знаменитых и красивых мест родного края, мы мало знаем о столице нашей республике. За свою историю Сыктывкар накопил много интересного и сегодня с удовольствием делится своей красотой и самобытностью со всеми желающими. Патриот своего города, края, республики должен знать и любить свой родной город, край, республику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта.

Название проекта: Сыктывкар – столица Республики Коми

  1. Руководитель проекта: Шабалина Нина Николаевна, учитель начальных классов  МОУ «Благоевская СОШ».
  2. Предметно-содержательная область: окружающий мир
  3. Состав проектной группы: учащиеся 4Б класса.
  4. Продолжительность проекта: 2 месяца
  5. Предполагаемый продукт проекта: презентация «История города в рисунках и фотографиях»; альбом рисунков «Город в будущем», «Герб будущего города Сыктывкара»
  6. Тип проекта:
  • по доминирующей деятельности учащихся: исследовательский
  • по характеру контактов между участниками: внутриклассный
  • по продолжительности: среднесрочный
  • по числу участников: групповой
  • по характеру координации проекта: непосредственный (открытый)
  1. Тема учебно-тематического планирования предмета: Столица Коми края.
  2. Актуальность проекта: Проживая в Республике Коми, на территории уникальных, знаменитых и красивых мест родного края, мы мало знаем о столице нашей республике. За свою историю Сыктывкар накопил много интересного и сегодня с удовольствием делится своей красотой и самобытностью со всеми желающими. Патриот своего города, края, республики должен знать и любить свой родной город, край, республику.
  3. Гипотиза: В Сыктывкаре есть интересные места,  о которых мало слышали даже коренные жители. Посещение этих мест будет способствовать расширению их кругозора. 
  4. Цель проекта: создание условий для усвоения детьми краеведческих знаний, стремление к дальнейшему получению информации, формирование духовно-нравственных основ и ценностей, воспитание будущего хозяина своего города.
  5.  Задачи проекта: 
  • Узнать об истории своего города;
  • Познакомиться с достопримечательностями города
  • Развивать самостоятельность, наблюдательность, познавательную активность; умения использовать дополнительную литературу
  • Развивать интерес к курсу «Окружающий мир»;
  • Воспитывать нравственные качества, необходимые для коллективного сотрудничества.
  1.  Основополагающий вопрос проекта: Чем интересен наш город?

13. Проблемные вопросы: 

  • Знаешь ли ты историю своего города?
  • Какие достопримечательности ты знаешь?
  • Изменился ли он в настоящем по сравнению с прошлым?
  • Как ты представляешь город в будущем?

14. Этапы работы:

  • Мотивационный. Учитель: сообщает тему проекта, создает положительный мотивационный настрой;

     Ученики: демонстрируют уже имеющиеся знания по этой теме; создают рабочие группы.

  • Планирование деятельности (определяются цели проекта, уточняется информация (источники); вырабатывается план действий; определяются средства достижения цели; согласовываются способы совместной деятельности.)

15. Сбор информации. Ученики: Выясняют историческое прошлое города: почему город так называется; какие здания являются памятниками архитектуры; организуют выставку творческих работ на тему «Город в будущем», «Герб будущего города Сыктывкара». Работа с литературой и другими источниками. Обработка информации. Опрос одноклассников и проведение анкетирования в 4, 6 и 10 классах.

Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником информации.

  • Выводы. Делаются выводы. Составляется план защиты проекта.
  • Защита проекта.

16. Виды деятельности

Виды деятельности

Совместная деятельность с педагогом

1. Познавательно-исследовательская

(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование

с ними)

Беседы:   «Мой город - мая малая Родина»;                                     «Символы нашего города»; «Улицы нашего города»;  

Познавательная игра: «Что я знаю о своём городе…»

Викторина «Памятники и достопримечательности города»  

 Классный час: «Что? Где? Когда?» - «Наш город»;                  
Презентация:  "Достопримечательности столицы Коми"          

Экскурсии: (поездка на экскурсию в г. Сыктывкар; экскурсии через интернет) «Какой наш город?»                        

2.Коммуникативная (конструктивное общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками)

Составление творческих рассказов:                                                     

«За что я люблю свой город»

 «Интересные места столицы»                                                                                                

Обсуждение ситуаций:                     

«Если бы не было названия улиц?»,                                                 «Если бы на домах не было адреса? »,                                                      «Если бы на домах были одинаковые адреса?»

Творческая речевая деятельность: 

«Описательные рассказы достопримечательностей города»,                                                

 «Почему город всегда красивый?»,                                          «Город в будущем?»          

3. Двигательная деятельность детей

Спортивные состязания «Строим город Сыктывкар»;

4.Изобразительная

презентация «История города в рисунках и фотографиях»; альбом рисунков «Город в будущем», «Герб будущего города Сыктывкара»

5. Музыкальная

Прослушивание и просмотр песенных роликов про Сыктывкар

7. Восприятия художественной литературы и фольклора

Чтение стихотворений о Сыктывкаре

Отгадывание загадок о городе, домах и зданиях.

 

17. Ожидаемые результаты проекта:

   Для детей:

  • Знать названия улиц.
  • Узнавать исторические места и названия города по фотографиям.
  • Уметь находить и отбирать материал по заданной теме.
  • Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.

  Для педагогов:

  • проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний.

 Для родителей:

  • проявили интерес к прошлому и настоящему своего города, его достопримечательностям и традициям.
  • осознали, что знания о своем городе воспитывают гражданина и патриота своей страны, формируют нравственные ценности.

18. Использованная литература:

  1. Краеведение. (3-4 классы) Методическое пособие.
  2. «Я иду землёю коми». Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс.
  3. «Азбука юного гражданина Республики Коми», книга для детей и их родителей.
  4. Используемые интернет рессурсы:
  5. www.pgbooks.ru 
  6. http://komionline.ru/republic/about 
  7. http://simvolika.rsl.ru/index.php?doc=104 
  8. http://www.rkomi.ru - официальный портал Республики Коми
  9. http://www.statesymbol.ru/russymbols/regions/20050418/39594808.html 
  10. http://geraldika.ru/symbols/2475

Описание проекта.

        Проект «Сыктывкар – столица Республики Коми» проводился на уроках окружающего мира и во внеурочное время. Доминирующая деятельность в этом проекте – исследовательская: она предполагает проведение ряда теоретических исследований, выполнение творческих заданий, позволяет использовать разнообразные источники информации (интернет-ресурсы, печатные материалы), а так же подключить к проекту и родителей.

В ходе проекта мы познакомились с историей родного города, узнали, когда был основан и кем, почему наш город так называется. Ребята познакомились с памятниками архитектуры нашего города, его историческими местами.

Основополагающий вопрос проекта: «Чем интересен наш город?». При поиске ответа на него были выдвинуты проблемные вопросы:

  • Знаешь ли ты историю своего города?
  • Какие достопримечательности ты знаешь?
  • Изменился ли он в настоящем по сравнению с прошлым?
  • Как ты представляешь город в будущем?

Основная задача проекта – расширить кругозор детей, сформировать представление о нашем городе, о том месте, где ты родился. Изучить   историю родного столице.

На организационном этапе был предложен детям проект по данной теме, в котором они могут принять участие. Оказывается, дети почти совсем ничего не знают о столице своёго родного края.

Для реализации проекта все ученики разделились на группы, каждая из которых получила своё творческое задание.

На  этапе планирования  предложила ребятам вопросы для исследования, инструкции, а так же поиск литературы по теме.

На этапе реализации проекта ребята проводили анкетирование, исследования, фиксировали результаты, делали выводы.

Свои выводы ученики представили одноклассникам на уроке-защите исследовательского проекта.

Работа групп.

1 группа. Эта группа ребят   узнаёт об истории своего города: когда основан город Сыктывкар, кем.

Выясняет, почему город так называется.

Проводит среди учащихся 4,6,10 классов опрос, что они знают об истории своего города.

Ребята этой группы искали информацию об истории города Сыктывкара. Узнали дату основания города, кем основан. Узнали, что существовало несколько названий города.

Опрос среди учащихся других классов на тему, что они знают об истории своего города, показал, что ученики плохо знают историю родной столицы. Почти никто не знает, почему город так называется, на какой реке стоит город и что изображено на гербе столицы.

Ребята выдвинули предложения: ученикам необходимо больше читать и узнавать об истории родного края; а эта работа должна познакомить учащихся с некоторыми фактами из истории родного края, заинтересовать учеников историей родного города.

Ученики этой группы подготовили презентацию на тему «Мой город».

2 группа. Эта группа ребят знакомится, какие здания являются памятниками архитектуры, создают фотогалерею.

Ребята этой группы искали фотографии исторических мест города. Выясняли, сохранились ли эти памятники до наших дней. Дети принесли в класс фотографии интернета самых интересных и необычных памятников города.

Ученики этой группы подготовили презентацию по данной теме.

3 группа.  Выясняют, как назывались улицы  города Сыктывкара в прошлом.

Собирали фотографии: «Любимые места моего города».  Проводилась беседа на тему «Город в будущем».

Ребята рисовали рисунки по темам: «Город в будущем», «Герб будущего города Сыктывкара». Были проведены спортивные соревнование «Строим город Сыктывкар»

   

Со всеми своими выводами ребята поделились с одноклассниками на уроке-защите проекта.  Со слов детей, им было очень интересно узнавать новое о своём городе.

 Результаты работы:

Учащиеся смогли рассказать об историческом прошлом своего города  (почему город так называется, какие значимые объекты есть в городе, какие архитектурные памятники есть в городе), дети приобрели новые знания.

Дети научились самостоятельно проводить исследования по поставленным вопросам, использовать разные источники информации.

Ребята учились сотрудничать в группе, понимать друг друга.

Защита проекта (выступление)

        Наш проект мы посвятили столице нашей Республики  - Сыктывкар.

Слайд 2. Проживая в Республике Коми, на территории уникальных, знаменитых и красивых мест родного края, мы мало знаем о столице нашей республике.

За свою историю Сыктывкар накопил много интересного и сегодня с удовольствием делится своей красотой и самобытностью со всеми желающими.

 Патриот своего города, края, республики должен знать и любить свой родной город, край, республику.

Слайд 3. В Сыктывкаре есть интересные места,  о которых мало слышали даже коренные жители.  Это мы и решили проверить.

Слайд 4. Перед нами стояли задачи:  
Провести анкетирование среди учащихся

Собрать материал по теме в книгах и газетах, освоить навыки поиска интересующих сведений через Интернет.

Проанализировать собранную информацию.

Оформить материал, научиться составлять презентацию.

Представить результаты исследования.

Слайд 5 Мы провели анкетирование среди учащихся 4, 6 и 10 классов.  Было предложено 3 вопроса: …. Видно, что ученики очень мало знают про свою столицу.

Слайд 6 Мы постарались ответить на основной вопрос: Чем интересен наш город? ; решить проблемные вопросы….
Слайд 7
Составили план….

Слайд 8 Узнали. Что первые упоминания о погосте в устье реки Сысолы встречаются в старинных документах уже в 1586 году.

В январе 1780 года Екатериной погост был преобразован в город Усть- Сысольск и это был единственный город

22 августа 1921 года стал центром автономной области Коми;

26 марта 1930 года он был переименован в Сыктывкар (в переводе с коми «город на Сысоле»).

Слайд 9 Город имел несколько названий Усть-Сысола, Усть-Сысольск, Сыктывдин, Сыктывдинпом, Сыктывкар и даже просто Кар

Слайд 10 Большую часть своей жизни он был деревянный

Слайд 11-17 Сыктывкар –Вчера и сегодня …

Слайд 18-21 Символика города

Слайд 22-31 Интересные факты

Слайд32-43 Экскурсия по городу

Слайд 44 Мероприятия

Слайд45 -46 Конкурс рисунков

Слайд47 Мы в Сыктывкаре

Слайд 48  Наш Сыктывкар - это северный город.
                  Средь лесов дар, нам с рождения дорог.
                  Самодостаточный и величавый,
                  Не древний совсем и вполне моложавый.

Слайд 49 Выводы:

1. Исследовали различные источники по теме проекта.

2.Совершили заочное путешествие по г. Сыктывкару с целью изучения достопримечательностей.

3.Побывали на экскурсии по г. Сыктывкару.

4.Узнали сведения из истории основания г. Сыктывкара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Майкоп - столица Республики Адыгея"

Майкоп жемчужиной мерцаетСредь зеленеющих полей.Кто здесь рождён, тот твёрдо знает,Что нет нигде земли милей …Наталья Агеенко. Наш прекрасный гостеприимный город Майкоп заслуживает особого ...

Моя малая Родина: "Экскурсия в столицу Республики Тыва г.Кызыл"

Экскурсия в столицу нашей республики « г. Кызыл – город в центре Азии»  Цель экскурсии:познакомиться с достопримечательностями города Кызыла  Задача:изучить историю создания памятных м...

Рабочая программа по литературе Республики Коми в 3 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП....

Путешествие по реке истории Республики Коми

Экскурсия в этнографический музей, где ребята узнают историю своей родной республики, знакомятся с традициями и бытом народов коми....

Экскурсия столицу Республики Тыва: "Достопримечательности г.Кызыла"

Экскурсионный выезд в столицу нашей республики с 4 "а" классом...

Урок-КВН по теме "Достопримечательности родного Кызыла- столицы республики" 4 класс

Урок-КВН по теме "Достопримечательности родного Кызыла- столицы республики" 4 класс...

Праздник "Расцветай Коми земля" к 95-ти летию Республики Коми и 150-ти летию со дня рождения К. Жакова

На празднике участвовали ученики с 1 по 5 классы. Читали стихи о родной земле. Посмотрели презентацию о жизни К. Жакова. Дети танцевали,пели и отгадывали загадки....