"Многообразие насекомых"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Технологическая карта урока "Многообразие насекомых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoobrazie_nasekomyh.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 120»


               

Технологическая карта урока окружающего мира

УМК «Планета Знаний», Ивченкова Г.Г., Потапов И.В.,1 класс

«Многообразие насекомых».

Учителя начальных классов Литвиновой Дарьи Юрьевны.

Проект учебного занятия

Предмет: окружающий мир

Учитель: Литвинова  Дарья Юрьевна

Класс: 1

Продолжительность:  45 минут.

Тема урока: « Многообразие насекомых».

Планируемые личностные результаты освоения:

  1. Принятие социальной роли обучающегося,
  2. Положительное отношение к процессу  учения, к приобретению знаний и умений;
  3. Формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения;

Планируемые метапредметные результаты освоения:

    Регулятивные

  1. Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов;
  2. Умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии  с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. Умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;
  4. Умение действовать согласно плану, инструкциям;
  5. Умение оценивать результаты решения поставленной задачи;

    Познавательные

  1.  Умение определять понятие;
  2. Умение находить нужную информацию в различных источниках,
  3. Анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с  собственным опытом и знаниями;

    Коммуникативные

  1. Умение вступать в учебное  сотрудничество с учителем, одноклассниками,  осуществлять  совместную деятельность в малых группах;
  2. Умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

Планируемые предметные результаты освоения:

  1. Формулировать основные понятия темы;
  2. Узнавать насекомых по строению их тела;
  3. Называть отличительные признаки  насекомых;
  4. Вести наблюдения за объектами живой природы

Тип урока: урок « открытия» нового знания.

Ведущий метод: объяснительно- иллюстративный.

Форма организация деятельности обучающихся:  фронтальная, парная, индивидуальная.

Методическая цель: дать общее представление о насекомых (строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др.); познакомить с разнообразием насекомых.

Схема деятельности учителя и учащихся

Элементы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд информация о нём

Формирование универсальных учебных действий.

1.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 

- Организация начала урока. (проверка готовности детей к уроку, постановка задач).

 -  Сегодня  мы с вами обобщим наши знания по двум группам животных и приоткроем ещё одну  удивительного страницу мира животных.

   Представителей какого  царства вы видите?

  • Проведём минутку экоматематики.
  • На сколько групп, можно разделить этих животных?
  • Назовите эти группы животных?  

  • Дать понятие группы животных изображённых на иллюстрации.

  • Главные признаки этой группы животных.

  •  По типу питания зверей можно разделить на какие группы.

  • Дать понятие группы животных изображённых на иллюстрации.

  • По образу жизни на какие группы можно разделить птиц.  Заполнить схему.

  •  Как происходит размножение птиц

Перед вами этапы процесса размножения, расскажите о них.

  • Каких птиц мы видим. Почему они разного цвета. Объясните с экологической точки зрения.

  • Вы хотите ребята быть друзьями птиц.

  • Что значит быть другом птиц.

Учащиеся  определяют царство животных.

- определяют количество групп.

- классифицируют животных по группам.

Дают им название.

 

Звери- это животные тело которых покрыто шерстью, детёнышей они выкармливают молоком.

Тело покрыто перьями. Детёнышей выкармливают молоком.

Уч-ся. Делят зверей на 3 группы

Всеядные, хищные, растительноядные. Приводят примеры.

(объясняя признак деления)

Уч-ся.

Распознают и животных дают понятие.

Классификация птиц по образу жизни на перелётных зимующих

(оседлых и кочующих )  По схеме.

Дети по схеме объясняют, как происходит размножение птиц.

 

Объяснение детей,  цветовой гамы птиц,  с экологической точки зрения.

Слайд №1

Многообразие насекомых.

Слайд №2

Деление животных на группы.

Слайд №3

Звери или млекопитающие.

Слайд №4

схема.

Слайд.№5

Этапы размножения.

Слайд №6

 Различие самки и самца по цвету

Познавательные УУД

- Постановка и формулирование проблемы

- Мотивация детей на деятельность

- Структурирование знаний

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- Анализ

- Сравнение

Коммуникативные УУД

- умение чётко и грамотно выражать свои мысли

- умение аргументировать своё мнение

Познавательные УУД

- моделирование

- установление причинно-следственных связей

Личностные УУД

- определение отношений личности к окружающей среде

2

1.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 

2.Выявление места и причины затруднения

3. Построение проекта выхода из затруднения 

4.Реализация построенного проекта

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 

А сейчас посмотрите на экран. Где мы оказались?  (На летний лугу.)

  • Солнышко светит, кругом полюбуйтесь, какая красота.
  • Давайте немного отдохнем, прикройте глаза, послушаем музыку природы.
  • Ну вот мы набрались сил и готовы вновь отправиться в путешествие, в удивительный мир животных.
  • Давайте заселим нашу полянку. Отгадайте загадки:

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка.)

 Голубой аэропланчик

Сел на жёлтый одуванчик. (Стрекоза.)

Сок из цветов она берёт

И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела.)

В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи.)

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

Осенью в щель забьётся,

А весной проснётся.                    (Муха.)

Я – пятнистая букашка,

Если, в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.  

( Божья коровка).

  • Как, одним словом можно назвать всех животных поселившихся на поляне?

  Значит, с какой группой животных мы сегодня будем знакомиться?

  Тема нашего урока называется как?

(  Многообразие  насекомые)

Насекомые это часть,  какой природы?

И относятся к царству?

Насекомые — одни из самых древних животных на Земле. Учёные утверждают, что они появились более 300 миллионов лет назад.

 Поставка главных вопросов.

Сегодня мы выясним:

-Выяснить существенные признаки насекомых.

-Почему насекомых так называют?

А чтобы выяснить существенные признаки, давайте проведём  исследование.

 

Откройте учебник на стр. 80-82 Работаем по учебнику и иллюстрации.

Будем работать над  выяснением существенных признаков насекомых. Признаки)

  1. Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы видите в учебнике.

Посмотрите на муху. Жужелицу, пчелу, осу- рассмотрите, из скольких частей состоит тело их?  (Голова, грудь, брюшко – из 3.)

  1. Кто изображена иллюстрации.
  2.  из скольких частей состоит тело этих насекомых.

4.Можно ли сказать, что это общий- существенный признак?

5.Что находится на голове?

Усики у всех насекомых есть?

( чем длиннее усы тем хуже зрение)

6.При помощи каких органов передвигаются насекомые?

Да при помощи  крыльев.

7.У всех ли насекомых есть крылья? (Нет, например, у муравья .)

Тогда можем сказать, что это общий- существенный признак ?

8. Рассмотрим ноги. Сколько их? (6 ног)

У всех насекомых 6 ног?

Значит можем назвать это общим- существенным признаком?

(Если позволит время. Будем рассматривать ноги насекомых.

Они прямые или изогнутые? На что они похожи?

Учёные решили назвать каждый такой отрезок члеником, поэтому их называют членистоногими.)

9.Рассмотрим брюшко. Что видите?

 ( Колечки, полоски.)

Эти полоски, кольца у все насекомых?

Значит это общий признак

Но правильно их называют насечки.

Слово насечки на какое слово похоже?  Молодцы!

Сделайте вывод:

Почему насекомых так называют?

Наше исследование прошло успешно.

Итак, что мы выяснили? Существенные и несущественные  признаки насекомых.

 Почему насекомых так называют?

Работа в парах

У вас на столах лежат карточки.

Слева положите существенные признаки характерные для насекомых. Справа несущественные и неверные признаки.

Как вы считаете, Что является главным признаком этой группы животных.

    Положите его слева первым с верху.

  • Дайте понятие

Кто такие насекомые.

Уч–ся.  (На летний лугу.)

Физминутка – Музыкальная.

Уч-ся. Отгадывают загадки и заселяют поляну..

Уч-ся  Бабочка.

- Стрекоза.

-Пчела.

- Муравьи.

- Кузнечик.

- Муха.

 - Божья коровка

Уч-ся.  Называют группу животных.

Насекомые.

 Уч-ся. Читают по слайду:

        Многообразие  насекомые

– часть живой природы

- животных

.

Работа в тетрадях на стр.19.

Уч-ся.

1.Муха, божья коровка, стрекоза, жужелица, водомерка.

2. Голова, грудь, брюшко – из 3.

3 Стрекоза, пчела.

4.Да этот признак характерен для всех животных.

5. Глаза и усики. Это органы чувств.

Этот признак характерен для всех насекомых. Значит его, каким можно считать.

6. крыльев, ног.

7.Нет, например, у муравья .

Нет.

8.-6 ног

-Да

-да.

( Колечки, полоски.)

-да

- Насекомые.

Потому что на брюшке у них есть насечки.

У всех насекомых есть общий признак. Их брюшко состоит как бы из колечек. Со спины они похожи на насечки. Вот вам и название – «насекомое», от слова «насекать».

Практическая работа в парах

- 6  ног.

Насекомые это животные у которых есть 6 ног.

Слайд № 7

Луг, музыка.

Слайд № 8

 Фотографии насекомых

Открыть на слайде №8 тему

Слайд №9

Стрекоза и пчела

Обращение к Слайд №9

Стрекоза

Регулятивные УУД

Целепологание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Познавательные  УУД

(логические)

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Коммуникативные УУД

- умение аргументировать своё мнение

- умение слушать

Познавательные УУД

(логические)

- построение

логической цепи рассуждений;

- доказательство;

Коммуникативные УУД

- умение работать в паре, в группе

Познавательные (логические) универсальные действия

- Подведение под понятие, выведение следствий

3

1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

2.Включение в систему знаний и повторение

3.Рефлексия учебной деятельности на уроке

  • Работа в тетрадях на стр.19.-13.

(по времени)Посмотрите внимательно на иллюстрацию.

 Все ли животные являются насекомыми?

Объясните свой ответ.

  • Насекомые приносят пользу или вред?
  • Чем они полезны?

Некоторые виды необходимо охранять. (Показ Красной Книги Новосибирской области)

Почему книгу называют красной

 Почему насекомые занесены в красную книгу? она красная?

В Новосибирской обл. области 56 видов насекомых занесено в КК, 4 вида охраняется.

  • Посмотрим сценку.

-Мотылёк, Мотылёк,

Сядь поближе на цветок.

- Я не сяду на цветок:

У тебя в руке сачок.

-Я тебя ловить не стану,

Подойду поближе, гляну,

Посчитаю, сколько ног

У тебя, Мой мотылёк.

-Я и сам могу считать:

один, два, три, четыре, пять…

Сосчитаю, сколько ног,

Я и без тебя, дружок!

О ком это стихотворение?

Почему матылёк боится мальчика.

Надо ловить насекомых?

  • Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию.

Как к насекомым надо относиться?

  • Итог урока.

Посмотри как они малы, беззащитны и красивы.

Пусть ваш ум будет пытливым, а сердце милосердным.

А увидев маленькое насекомое, наклонитесь над ним, рассмотрите его внимательно и покажите ему своё доброе лицо.

  • Сегодня вы замечательно потрудились, многое узнали, вас уже можно назвать грамотными экологами.

Оцените свою работу. Кто получил пользу для себя на уроке  откройте конверт возьмите бабочку,   помашите ими пусть «взлетят» бабочки,  а ваши сердца не устанут любоваться красотой.

 Спасибо за урок. Можно подарить своих бабочек мамам.

Уч-ся выполняют индивидуально упр 13 на стр.19.- тетрадь. (Нет. Лишний паук, так как у него 4 пары

 На иллюстрации два паука.

Пауки принадлежат к классу паукообразные.У них 8 ног и нет крыльев. Тело состоит из 2 частей. На брюшке есть несколько бугорков – железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нити – паутины.

-  Насекомые принося много пользы

Природу без насекомых представить просто невозможно. Если бы  исчезли все насекомые, то за ними следом исчезли бы многие растения, которые опыляются ими, и погибли бы птицы, рыбы и звери, которые питаются насекомыми.

 

 

О мотыльке и мальчике.

Нет

Уч-ся Делают вывод.

( высказывают своё отношение к животным)

Слайд  №10

( поставить цифры.)

Слайд №11

Карта насекомые красной книги.

Слайд №12

Мотылёк

Слайд № 13

Фотографии

Насекомое на руке.

Познавательные УУД

(логические)

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Коммуникативные УУД

- умение аргументировать своё мнение

- умение чётко и грамотно выражать свои мысли

Личностные УУД

- определение отношений личности к окружающей среде

- самоопределение (мотивация к дальнейшему самостоятельному изучению насекомых)

Регулятивные УУД- оценка

Личностные УУД

- нравственно-эстетическое оценивание(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие насекомых.

Современный урок  познания нового материала....

Презентация "Многообразие насекомых".

Данная презентация представлена для уроков окружающего мира в начальной школе....

Роль насекомых в природе. Охрана насекомых.

Материал может быть использован при подготовке урока по данной теме....

Презентация к уроку "Роль насекомых в природе. Охрана насекомых"

Поможет при проведении урока по данной теме....

Кто такие насекомые? Признаки насекомых. Разнообразие насекомых

Окружающий мир                            Урок 13Тема урока: &laq...

Технологическая карта урока по технологии УМК "Школа России". Тема: «Коллекция насекомых, сделанных из семян» Изделие: «Панно – насекомое» (2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умений изготовления аппликаций из природных материалов: семян и пластилина.Задачи урокаДидактические:1. Расширять представления детей о возможностях использовани...

«Узнай больше о насекомых. Рассматривай, лепи, рисуй насекомых похоже с натуры»

Тема: Узнай больше о насекомых. Рассматривай, лепи, рисуй насекомых похоже с натуры.Цель: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о насекомых....