Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Рыбченко Надежда Дмитриевна

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» разработана в соответствии с:

· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

· приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

· приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;

· приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

· приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,

· постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

· примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

· письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

· письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

· приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;

· приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;

· приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;

· приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;

· приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».

· приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «___» __________ 2020 г. №______

________________________________________

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1-а класс

на 2020/2021 учебный год

Составитель: Рыбченко Н.Д.,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

МО учителей надомного обучения

Протокол от «___» _____________2020 г. №____

Руководитель МО надомного обучения

_______________________Таранова А.В.

Методическим советом

Протокол от «___» ___________2020 г. №____

Председатель методического совета

_____________________________ Е.Ю. Рожина


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
  • приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
  • приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
  • приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
  • приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
  • приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;
  • приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
  • приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».

Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований (Приложение 1):

• используется «ступенчатый» режим обучения:

  • в сентябре-октябре – по 3 урока по 35 минут каждый;
  • в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут и один день 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • в январе – мае - по 4 урока по 40 минут и один день 5 уроков за счет урока физической культуры

Цели и задачи образования

Цель обучения: формирование у обучающихся базовых представлений о природе.

Задачи:

  • обогащает и уточняет активный и пассивный словарь;
  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
  • конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
  • вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
  • развивает зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений природы;
  • в практической деятельности развивает пространственные представления о местоположении объектов живой и неживой природы, умение ориентироваться в пространстве (класса, школы, двора и др. объекта);
  • корригирует нарушения эмоционально – волевой личностной сферы обучающегося;
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Основные направления коррекционной работы:

  • обогащение словаря через уточнение имеющихся понятий, введение новых терминов, закрепление обобщающих слов;
  • коррекция связной речи, грамматического строя речи и просодической стороны ее;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • совершенствование сенсорно-перцептивной сферы;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Общая характеристика учебного предмета

Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

    Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Образовательная область: естествознание.

Предмет «Мир природы и человека». Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Планируемые результаты

Личностные:

Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников.  Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках трудового обучения позволяет обучающимся:

  • осознание себя как обучающегося, как члена семьи, как друга и одноклассника;
  • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;
  • способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
  • владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Предметные результаты:

  • правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
  • называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;
  • называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.

Уровни овладения предметными результатами

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
  • знать правила гигиены;
  • знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
  • проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;
  • применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач с помощью учителя;
  • понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
  • адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
  • совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;
  • выполнять доступные природоохранительные действия;
  • быть готовыми к использованию сформированных умений при решении
  • учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
  • узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях с помощью учителя;
  • относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное) с помощью учителя;
  • называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда) с помощью учителя;
  • знать основные правила личной гигиены;
  • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  • выполнять здания под контролем учителя;
  • владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
  • составлять повествовательный или описательный рассказ из 1-2 предложений об изученных объектах по предложенному плану с помощью учителя;
  • адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными результатами

Достаточный уровень.

Обучающиеся испытывают небольшие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, сделать элементарные выводы и обобщения самостоятельно не могут. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом обучающиеся снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Эти обучающиеся овладевают связной устной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.  Различают признаки времён года, объясняют с направляющей помощью учителя причину сезонных изменений в природе; правильно называют изученные объекты и явления; различают комнатные растения, их части, осуществляют уход за комнатными растениями; различают наиболее распространённые овощи и фрукты; объясняют, где они растут, как используются человеком; различают домашних и диких животных, рыб, описывают их повадки, образ жизни; выполняют элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи. При выполнении работ и при даче устных ответов обучающиеся достаточного уровня нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.

Минимальный уровень.

Обучающиеся с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания обучающимися того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у обучающихся, отнесенных к достаточному уровню. Несмотря на трудности усвоения материала, обучающиеся в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности обучающихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Эти обучающиеся различают признаки времен года; знают, как ухаживать за комнатными растениями; различают наиболее распространённые овощи и фрукты; классифицируют изученных диких и домашних животных, рыб; способны выполнять элементарные гигиенические требования. При выполнении работ и при даче устных ответов обучающиеся минимального уровня нуждаются в активной помощи учителя.

Является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).


Содержание учебного предмета

1 класс

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Влияние солнца на изменения в природе: зима - солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето - солнце долго светит, греет сильно, всё оживает. Солнце весной и осенью.

Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Берёза, клён, мать-и-мачеха".

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года

Неживая природа

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днём и ночью: солнце, облака, луна, звёзды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Солнце - источник тепла и света.

Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времён года.

Живая природа

Растения 

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времён года.

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.

Животные

Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).

Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.

Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времён года (1-2 хорошо знакомых животных).

Человек. Безопасное поведение.

Пол, возраст, имя, фамилия.

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.

Первая помощь при порезах, ожогах кожи.

Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щёки, подбородок.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза - орган зрения, ухо - орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.


Тематическое планирование

Раздел и темы

учебного предмета, курса

Количество часов

Виды учебной деятельности (практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. формы занятий, используемые при обучении)

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля

Раздел 1. Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе.

Растения и животные в разное время года.

Одежда людей, игры детей в разное время года.

15 ч

Формы занятий:

-индивидуальная.

Виды учебной деятельности:

-работа с учебником;

-дополнительной литературой;

-работа с раздаточным материалом, опорными схемами;

-выполнение заданий по классификации.

- поурочный устный контроль - устный опрос; проведение наблюдений, работа по карточкам, самостоятельная работа.

- поурочный письменный контроль – практическая работа.

Периодический (тематический) контроль

Контрольный тест.

Раздел 2. Неживая природа

Объекты неживой природы: земля, солнце.

7 ч

Раздел 3.  Живая природа

Растения.

Животные.

Человек.

35 ч

Раздел 4.  Повторение.

9 ч

Итого

66 ч

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года.

Технические средства обучения

  • Компьютер
  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

  • Мир природы и человека. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы В 2 ч./ Н. Б. Матвеева, И. Я. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 64 с. и 87 с.

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия.  В процессе обучения используются:

  • натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;
  • печатные пособия (таблицы) по разделам программы;
  • предметные и сюжетные картинки по темам;
  • опорные таблицы для составления предложений, рассказов по плану.

Оценочные материалы

Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Оценка предметных результатов

Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.

В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.

При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), самостоятельная работа.

Контроль и учет предметных достижений обучающихся

№ п/п

№ урока

Дата проведения

Промежуточная аттестация.

Периодический (тематический) контроль.

план

факт

1.

60

27.04

Растения в разное время года. Контрольный тест.

Итого: 1 ч


Календарно - тематическое планирование

«Мир природы и человека» (2 часа в неделю, всего 66 часов)

урока

Дата проведения

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы

и приемы

Формируемые

БУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательны)

Словарь

план

факт

1 четверть – 18 ч

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –обучающийся, обучающийся - обучающийся, обучающийся – класс, учитель – класс);-адекватно использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного

помещения);

-пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

-работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие

необходимые помещения;

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо-родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- читать;

-картинно-символический план; расширение словаря.

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –обучающийся, обучающийся - обучающийся, обучающийся – класс, учитель – класс);

-адекватно использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного

помещения);

-пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

-работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и

оценивать свои действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие

необходимые помещения;

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо-родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- читать;

-картинно-символический план; расширение словаря.

1.

01.09

Занятие-путешествие в мир природы: Живая и неживая природа.  

Дать обучающимся первоначальное понятие о мире живой и неживой природы.

Вводный Занятие

 Создание увлекательных ситуаций, беседа, игровые приёмы

Природные явления, живая природа,

неживая природа

Сезонные изменения в природе

2.

07.09

Занятие- виртуальное путешествие в мир природы Знакомство с  временами года и их названиями.

Познакомить с временами года и их названиями.

Занятие новых знаний

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

Времена года

3.

08.09

Занятие-экскурсия: Осень. Признаки осени.

Дать представление обучающимся о погоде, ее изменениях, о роли погоды в жизни человека, других живых существ.  Учить наблюдать за погодой.

 Экскурсия

Беседа, дид. игра

погода

4.

14.09

Занятие-сказка. В гости к осени.  

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы осеню: холодно, тепло, облачно, ветер, дождь.

Уточнить и систематизировать знания обучающихся об осени.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

листопад

увядание трав

Живая природа

5.

15.09

Занятие -викторина: Растения: деревья, кустарники, травы, цветковые растения.

Формирование представлений о разнообразии растений; учить узнавать их в природе и на рисунках (деревья, травы, кусты и т.д.)

Занятие новых знаний

Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

листопад

увядание трав

6.

21.09

Занятие-путешествие мир природы. Растения осенью.

Выявление представлений обучающихся о изменении растений в разное время года (изменение окраски листьев, листопад, увядание трав)

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

листопад

увядание трав

7.

22.09

Занятие мастер-класс: Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Познакомить обучающихся с основными частями растения.

Занятие новых знаний

Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Корень, ствол, лист, цветок

8.

28.09

Занятие-сказка. Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Познакомить обучающихся с основными частями растения.

Комбинированный

Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Корень, ствол, лист, цветок

9.

29.09

Творческое занятие: Домашние и дикие животные.

 Формирование представлений о разнообразии животных; учить называть и узнавать их в природе и на рисунках наиболее распространенных.

 Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

Животные

10.

05.10

Занятие-путешествие в мир природы. Птицы, рыбы.

 Формирование представлений о разнообразии животных; учить называть и узнавать их в природе и на рисунках наиболее распространенных.

 Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

Птицы, рыбы

11.

06.10

Занятие -игра: Насекомые.

 Формирование представлений о разнообразии животных; учить называть и узнавать их в природе и на рисунках наиболее распространенных.

 Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

Насекомые

12.

12.10

Занятие-сказка. Знакомство с животными своей местности.

Познакомить обучающихся с животными своей местности.

Занятие новых знаний

Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Белка, заяц-беляк

13.

13.10

Занятие-экскурсия Понятие о месте обитания животных, повадках, приспособлении к смене времен года. 

Формирование представлений о их месте обитания, повадках, приспособлении к смене времени года.

Экскурсия

Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Белка, заяц-беляк

Неживая природа

14.

19.10

Занятие-путешествие в мир природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды.

Формирование представлений о названиях и простейших признаках объектов неживой природы (солнце, облака, луна, звезды).

 Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

день

ночь

солнце

облака

луна

звезды

15.

20.10

Занятие-викторина: Смена дня и ночи.

Наблюдения за сменой дня и ночи.

 Комбинированный

Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

день

ночь

солнце

облака

луна

звезды

16.

26.10

Занятие-инсценировка. Время суток: утро, день, вечер, ночь, и их признаки.  

Формирование представлений о названиях и простейших признаках объектов неживой природы.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Утро, день, вечер, ночь

17.

27.10

Творческое занятие: Деятельность человека в течение суток.

Учить обучающихся правильно и точно называть изученные объекты.

Комбинированный

Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Утро, день, вечер, ночь

18.

02.11

Занятие-игра. Земля: песок, камни, глина.  

Формирование представлений о названиях и простейших признаках объектов неживой природы.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Земля, песок, глина, камни

2 четверть – 14 ч

19.

16.11

Земля: песок, камни, глина.  

Учить обучающихся правильно и точно называть изученные объекты.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Земля, песок, глина, камни

20.

17.11

Земля: песок, камни, глина.  

Обобщить представления о названиях и простейших признаках объектов неживой природы.

Обобщающий

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Земля, песок, глина, камни

Живая природа

21.

23.11

Человек. Пол, возраст, имя, фамилия.  

Формирование представлений обучающихся о человеке (пол, возраст, имя, фамилия). Учить называть свое имя, фамилию, возраст, пол.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Человек

22.

24.11

Человек. Пол, возраст, имя, фамилия.  

Формирование представлений обучающихся о человеке (пол, возраст, имя, фамилия). Учить называть свое имя, фамилию, возраст, пол.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Пол, возраст, имя, фамилия

Сезонные изменения в природе

23.

30.11

В гости к зиме. Экскурсия.

Провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях.

Экскурсия

Беседа, дид. игра

Замерзание рек (ледостав),

иней, изморозь, снегопады.

24.

01.12

Животные зимой. Медведь.

Уточнить и расширить знания детей о зимних изменениях в жизни животных.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Медведь

25.

07.12

Животные зимой. Заяц.

Уточнить и расширить знания детей о зимних изменениях в жизни животных.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Заяц

26.

08.12

Описание зимующих птиц: ворона.

Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Ворона

27.

14.12

Описание зимующих птиц: воробей.

Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Воробей

Живая природа

28.

15.12

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Выявление представления обучающихся о внешнем облике человека: голове, шеи, туловище, руках, ногах. Учить называть и показывать основные части тела.

 Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем, загадки

Облик человека

29.

21.12

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Выявление представления обучающихся о внешнем облике человека: голове, шеи, туловище, руках, ногах. Учить называть и показывать основные части тела.

 Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем, загадки

Голова, шея, туловище, руки, ноги

30.

22.12

Гигиенические навыки.

Знакомство с основными гигиеническими навыками.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Гигиена

31.

28.12

Осанка. Скелет и мышцы человека.

Формирование элементарных представлений об опорно-двигательном аппарате человека, его значений и профилактика заболеваний

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Скелет, мышцы

32.

29.12

Кожа человека. Порез, ожог.

Формирование представлений о такой способности человека, как осязание. Значение этого чувства для жизни человека. Уход.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Кожа, ожог

3 четверть – 20 ч

33.

11.01

Первая помощь при порезах, ожогах кожи.

Научить оказывать первую помощь при ожогах и порезах кожи.

Занятие формирования и закрепления умений и навыков

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

34.

12.01

Лицо человека.

Изучение строения человеческого лица, основные части лица человека.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щёки, подбородок

35.

18.01

Глаза – орган зрения.

Изучение строения человеческого лица – глаз.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Глаза

36.

19.01

Ухо – орган слуха.

Изучение строения человеческого лица – ухо.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Ухо

37.

25.01

Нос - орган обоняния.

Изучение строения человеческого лица – нос.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Нос

38.

26.01

Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств.

Формирование представлений о травмах и заболеваний органов чувств.

Занятие формирования и закрепления умений и навыков

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Травматизм

Сезонные изменения в природе

39.

01.02

Признаки зимы. Изучение признаков зимы.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: холодно, снег, снегопад, лед, мороз.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Падает, лежит, идёт (снег)

40.

02.02

Наблюдения за погодой.

Формирование представления о погоде, ее изменениях, о роли погоды в жизни человека, других живых существ.  Учить наблюдать за погодой.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

41.

08.02

Зима. Наблюдения. Экскурсия.

Формирование представлений о мире живой и неживой природы.

Экскурсия

Беседа, дид. игра

Покой.

Воробей.

Ворона

Неживая природа

42.

09.02

Солнце – источник тепла и света.

Расширять представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека.

 Занятие новых знаний

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Солнце

43.

22.02

Солнце в жизни растений, животных, человека.

Дать элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Солнце, растения, животные, человек

44.

01.03

Влияние солнца на смену времён года.

Формировать представление о влиянии солнца на смену времён года.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Зима

весна

лето

осень

Живая природа

45.

02.03

Растения и их сравнение.

Формирование представления о приспособлении растений к разным условиям жизни.

Занятие новых знаний

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Растения

Климат

46.

09.03

Птицы. Голубь и другие местные птицы.

Формирование представлений о мире живой природы.

Комбинированный Занятие

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Голубь

47.

15.03

Домашние животные.

Формирование представлений о разнообразии животного мира. Приспособление животных к различным условиям обитания, их повадки.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Повадки

окрас

48.

16.03

Детеныши животных.

Формирование представлений о разнообразии животного мира.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Потомство

49.

22.03

Приспособление животных  к временам года (заяц, медведь).

Формирование представления о приспособлении к разным условиям жизни.

Занятие новых знаний

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Заяц, медведь

50.

23.03

Насекомые. Различие по внешнему виду.

Формирование представлений о разнообразии животного мира.

Занятие новых знаний

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Насекомые

Сезонные изменения в природе

51.

24.03

Сезонные изменения в неживой природе с наступлением весны.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы. Потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Таяние

Сосулька

52.

25.03

Одежда людей в разное время  года.

Обогащение и уточнение словаря о смене одежды в разное время года.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Зима

Весна

Лето

Осень

4 четверть – 14 ч

53.

05.04

Игры детей в разное время  года.

Обогащение и уточнение словаря.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Зима Весна Лето Осень

54.

06.04

В гости к весне. Экскурсия.

Наблюдения: потепление, таяние снега, прилет птиц, набухание почек, появление листьев, рост трав.

Экскурсия

Беседа, дид. игра

Почка

55.

12.04

Разнообразие цветов.

Знакомство с видами цветов, их названиями.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, загадка

Цветок

56.

13.04

Первые цветы весной: подснежники.

Формирование представлений о разнообразии цветов.

Сообщение новых знаний

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Подснежники

57.

19.04

Цветение деревьев. Берёза, верба.

Формирование представлений о цветении деревьев.

Сообщение новых знаний

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Берёза, верба

        Повторение        

58.

20.04

Влияние солнца на изменения в природе.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Зима –светит мало, греет слабо, жизнь замирает

59.

26.04

Состояние неживой природы в разное время года.

Повторить и закрепить знания, полученные знания.

Обобщающий Занятие

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосулька

60.

27.04

Контрольный тест.  Растения в разное время года.

Определение уровня овладения предметными результатами

Занятие проверки знаний

Тестовые задания

вопросы с вариантами ответов.

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Растения: деревья, кустарники, травы.

61.

04.05

Животные в разное время года.

Повторить и закрепить знания, полученные знания.

Обобщающий Занятие

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Животные нашей местности.

62.

11.05

Человек. Внешний облик.

Закрепить представления обучающихся о внешнем облике человека: голове, шеи, туловище, руках, ногах.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Голова, шея, туловище, руки, ноги

63.

17.05

Лицо человека.

Закрепить строения человеческого лица, основные части лица человека.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щёки, подбородок

64.

18.05

Органы чувств человека.

Закрепить представления о строении и работе органов чувств.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Глаза, уши, нос, рот, кожа

65.

24.05

Гигиена тела.

Закрепить и обобщить полученные знания.

Обобщающий Занятие

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Щётка мыло

66.

25.05

Повторение. Обобщение и закрепление знаний.

Повторить и закрепить знания, полученные за год обучения.

Обобщающий Занятие

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем

Список литературы

Основная:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
  • Учебник: Мир природы и человека 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.

Ч.1/ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова. – 4-е изд.  – М.: «Просвещение», 2020г. – 64 с.

Ч.2/ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова. - 4-е изд.   – М.: «Просвещение», 2020г. – 87 с.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

  • Рабочая тетрадь: Мир природы и человека 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова – М.: «Просвещение», 2017г. – 63 с.

Дополнительная:  

  • Волина В. В.  Праздник Букваря / В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с.    
  • Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов: дидактический материал. - Харьков: ЧП АМГРО ПЛЮС, 2006. – 38 с.
  • Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1996. – 384 с.
  • Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252 с.
  • 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт. – сост. В. Н. Иванкова. – М.: ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256 с.
  • Кудрина С.В. Окружающий мир. 1 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / С.В. Кудрина. – М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2011. – 111с.

Приложение 1

Расписание нетрадиционных занятий, выпадающих на 4-5 уроки, на период применения «ступенчатого» режима обучения (сентябрь, октябрь)

День недели

Предмет

Формы занятия

Дата

Понедельник

Мир природы и человека

  • Занятие- виртуальное путешествие в мир природы
  • Занятие-сказка.
  • Занятие-путешествие мир природы
  • Занятие-сказка
  • Занятие-путешествие в мир природы
  • Занятие-сказка
  • Занятие-путешествие в мир природы
  • Занятие-инсценировка
  • Занятие-игра
  • 07.сен
  • 14.сен
  • 21.сен
  • 28.сен
  • 05.окт
  • 12.окт
  • 19.окт
  • 26.окт
  • 02.ноя

Вторник

Мир природы и человека

  • Занятие-путешествие в мир природы
  • Занятие-экскурсия
  • Занятие -викторина
  • Занятие мастер-класс
  • Творческое занятие
  • Занятие -игра
  • Занятие-экскурсия
  • Занятие-викторина
  • Творческое занятие
  • 01.сен
  • 08.сен
  • 15.сен
  • 22.сен
  • 29.сен
  • 06.окт
  • 13.окт
  • 20.окт
  • 27.окт