Рабочая программа 3 класс Окружающий мир
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Нелюбова Ирина Анатольевна

Программы разработаны в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников Программы отражают обязательное для усвоения в начальной школе содержание обучения окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.rp_.okruzhayushchiy_mir.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса  составлена на основе:

  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
  •  примерной программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1.-2-е изд. – М: Просвещение, 2009,-317 – (Стандарты второго поколения);

- авторской программы «Окружающий мир» для 3 класса Виноградовой Н.В.;

  • учебного плана МАОУ «СОШ № 5 им. И. Д. Черняховского» на 2019-2020 учебный год;
  • учебно-методического комплекса «Начальная школа XXI века»;
  • санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами является формирование следующих умений:

·  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

·  В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

·  Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

·  Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

·  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

·  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

·  В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

·  Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

·  Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

·  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

·  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

·  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

·  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

·  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

·  Работа с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки;

устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период;

оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

Коммуникативные УУД:

·  Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

·  Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

·  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

·  Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

·  Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

·  Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. 

Предметные результаты

умение называть (приводить примеры):

  • тела живой и неживой природы;
  •  планеты Солнечной системы (2-3);

•  свойства воздуха и воды;

  • состав почвы;
  • древние города и их достопримечательности;
  • имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
  • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать (соотносить):

  • год, век, арабские и римские цифры;
  • названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
  • растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
  • животные разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – позвоночные);
  • приспособления животных к среде обитания;
  • особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
  • понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги».

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
  • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
  • характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
  • характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
  • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
  • составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному плану;
  • соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов);
  • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
  • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Содержание учебного предмета, курса

В процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного и культурного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук, в их единстве и взаимосвязях, дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым, обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.

Земля – наш общий дом. Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.  Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб,  условные обозначения  карты. Карта России.  Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света.   Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения.  ОБЖ: правила поведения на водоёмах в разные времена года. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

Как человек изучает Землю. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Отличие грибов от бактерий. Распространение растений на земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений:  водоросли,  мхи, папоротники,  хвойные (голосеменные), цветковые, их общая  характеристика.

Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений  для жизни: однолетние,  двулетние,  многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов семян. Культурные растения в жизни человека. Красная книга России. Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).  Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.  Почему люди приручали диких животных. Как человек одомашнил животных.  О заповедниках.

Наша Родина: от Руси до России. Древняя Русь. Древнерусское государство. Московская Русь. Российская империя.  Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Как люди жили в старину. Какими людьми были наши предки? Портрет славянина. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. Как трудились в старину. Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помощники. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России. Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие капиталисты. Торговля. Возникновение денег.  Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Модуль «ОБЖ» Соответствует требованиям Федерального закона России «Об образовании», «О защите населения и территорий от Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне».

Форма промежуточной аттестации по окружающему миру - административная контрольная работа (итоговая)

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел/ тема

Количество часов

1

 Земля – наш общий дом (8 ч)

Где и когда ты живешь.  Счет лет в истории.

1

2

Природные тела и природные явления.

1

3

Солнце – звезда. Планета Земля – шар.

1

4

Значение Солнца для жизни на Земле.

 Входная административная контрольная работа

1

5

Водная оболочка Земли. Экскурсия.

1

6

Воздушная оболочка Земли.

1

7

Как изображают Землю

1

8

Чтобы не заблудиться в лесу.

Тест по разделу «Земля - наш общий дом»

1

9

Царства природы (19 ч)

Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии.

1

10

Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы.

1

11

Если бы на Земле не было растений.

1

12

Разнообразие  мира растений.

1

13-14

Растения – живые существа (организмы).

2

15-16

Растения дикорастущие и культурные.

Проверочная работа по теме «Растения»

2

17

Какие страницы есть в Красной книге. Красная книга России

1

18

Разнообразие мира животных.

1

19-20

Животные – живые тела (организмы).

2

21

Беспозвоночные животные

1

22-23

Позвоночные животные

2

24

Природные сообщества.

Экскурсия.

1

25

Почему люди приручали диких животных.

1

26

О заповедниках.

Проверочная работа по разделу «Животные»

1

27

Восточнославянские племена.

1

28-29

 Наша родина: от Руси до России (24 ч)

Первые русские князья.

2

30

Административная контрольная работа за 1 полугодие

1

31

Московская Русь

1

32-33

Российская империя. Петр I Великий

2

34-35

Екатерина II Великая

Последний российский император Николай II

2

36

Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Проверочная работа по теме « Наша Родина от Руси до России»

1

37

Из истории имён.

1

38

Какими людьми были славяне.

1

39-

40-

41

Какие предметы окружали людей в старину.

Экскурсия в краеведческий музей.

Какие предметы окружали людей в старину

3

42

Русская трапеза.

Тест по теме «Как люди жили в старину»

1

43

Труд в крестьянском хозяйстве.

1

44

Как трудились крестьянские дети

1

45

Тяжёлый труд крепостных.

1

46

Что такое ремесло

1

47

Маленькие мастера.

1

48

Итоговая административная контрольная работа

1

49

О гончарном ремесле.

О веретене, прялке и ткацком станке

1

50

Русские оружейники

1

51

Праздник – викторина «Мир вокруг нас»

1

Итого:

51

Тематическое планирование по внутрипредметному модулю «ОБЖ»

№п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Опасные ситуации в повседневной жизни, правила поведения обучающихся

6 часов

1

Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог, дорожная разметка. Сигналы светофора и регулировщика

1

2

Виды транспортных средств. Тормозной путь автомобиля

1

3

Загородная дорога. Движение пешеходов по загородной дороге. Мне на улице не страшно (практическое занятие)

1

4

Безопасность пассажиров. Железнодорожный транспорт. Поведение при угрозе и во время аварии.

1

5

Возникновение пожара в транспорте, правила поведения

1

6

Особенности поведения с незнакомыми людьми. Защита дома от врагов и грабителей: звонок и дверь; звонок по телефону

1

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3 часа

7

Меры безопасности при пользовании бытовой химии. Профилактика отравлений

1

8

Меры безопасности при пользовании электрическими приборами в быту

1

9

Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами, печным отоплением. Причины, профилактика, признаки. Первая помощь  при отравлении газами

1

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

4 часа

10

Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Примеры стихийных бедствий, их последствия, меры по защите

1

11

Организация оповещения населения о ЧС. Природные стихийные бедствия

1

12

Лесные пожары. Действия людей по их предупреждению

1

13

 Повторение и закрепление изученного материала.

1

Итого:

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...