Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов учитывает стратегические ориентиры развития образования в автономном округе и отвечает задачам Государственной программы ХМАО-Югры «Развитие образования в ХМАО- Югре» в области создания условий для формирования толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем экологической культуры, самосознания, уважающей национальные традиции и культуру народов мира; в области создания условий для воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни младших школьников. Программа разработана на основе требований ФГОС НОО, утверждённых приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» с изм., внесёнными от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx51.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов».

Выполнила:

Асланина Наталья Вячеславовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №4 г. Пыть – Ях.

Пояснительная записка

   Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов учитывает стратегические ориентиры развития образования в автономном округе и отвечает задачам Государственной программы ХМАО-Югры «Развитие образования в ХМАО- Югре» в области создания условий для формирования толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем экологической культуры, самосознания, уважающей национальные традиции и культуру народов мира; в области создания условий для воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни младших школьников. Программа разработана на основе требований ФГОС НОО, утверждённых приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» с изм., внесёнными от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России»).

   Изучение курса «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
  • формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

   Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания учебного предмета «Окружающий мир», гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт. Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры —норма, ценность, идеал. Таким образом, детям даётся возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно смысловые ориентиры, необходимые человеку. Благодаря культурологической установке программа «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка. В соответствии с содержанием программы «Окружающий мир» может быть выстроена внеклассная работа, работа с семьёй. Предусмотрено включение дидактического материала по краеведению, отражающего культурологические, этнографические, исторические аспекты ХМАО-Югры. Специфика национальных, региональных и этнокультурных особенностей проявляется в изучении на уроках окружающего мира природы родного края, жизнедеятельности народов, проживающих в данной местности.

Место учебного предмета в учебном плане

   На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели); 2, 3, 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).

Формы организации учебной деятельности обучающихся:

  • урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
  • урок-презентация – место для предъявления обучающимися результатов самостоятельной работы;
  • урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы обучающихся;
  • урок– проектирование – место для решения предметных и межпредметных проектных задач, ориентированных на применение обучающимися целого ряда предметных способов, действий, средств, приёмов в нестандартной (учебной) форме, в ситуации по форме и содержанию приближенной к реальности;
  • групповая консультация – место, где учитель работает с группой обучающихся по их запросу.

   Самостоятельная работа обучающихся занимает исключительное место на современном уроке, так как ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. К методам самостоятельной работы ознакомления детей с природой, с окружающим миром и обществом относят: практические работы с природным и другим раздаточным материалом, проведение опытов, практическая деятельность (сбор листьев для гербария, семян для подкормки птиц зимой), моделирование (при изучении экологических связей), выполнение творческих работ (по собственной инициативе обучающегося), зарисовки, вычерчивание плана, составление схем, работа с учебником, работа на пришкольном участке, инсценировки, самонаблюдение, создание и решение различных ситуативных задач.

   Для реализации познавательной и творческой активности младшего школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии: обучение на основе учебных ситуаций, использующее: элементы игровой деятельности «по правилам»: соревнования — командные и индивидуальные; сюжетные — например, «Поиск сокровищ»; ролевые — например, «Я — учитель»; элементы проектной (творческой, конструкторской, социальной) деятельности, например, «Пишем книгу», «Спешу сообщить…»; элементы исследовательской деятельности: группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение объектов, в ходе выполнения и обсуждения которых обучающиеся проясняют для себя смысл их изучения, устанавливают существенные признаки изучаемых объектов, эксперименты с изучаемыми объектами, в ходе которых выявляют и устанавливают общие и особенные свойства изучаемых объектов, устанавливают существенные связи и закономерности; описание и оценка; проведение мини-исследований, в ходе которых выдвигаются и проверяются гипотезы, используются рассуждения, аргументация, обоснования действий и суждений; элементы деятельности в контексте, максимально приближенном к реальным жизненным ситуациям, в ходе которой на основе приобретенных знаний ведется создание новых объектов, разрабатываются различные правила действий (плакаты, памятки, инструкции); информационно- коммуникативные технологии дают возможность более полного раскрытия творческого потенциала, как ученика, так и учителя, стимулирование более активной деятельности обучающихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание обучающихся на доске; развитие положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала; здоровьесберегающие технологии используются для укрепления и сохранения физического и психического здоровья школьников: беседы о здоровье, оформление кабинета в соответствии с требованиями СанПиН, смена видов деятельности; физкультурная минутка, динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, стиль общения учителя с учеником на уроке.

Планируемые и достигаемые результаты освоения учебного предмета

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

5.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

6.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

9.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

10.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

11.Умение работать в материальной и информационной среде НОО (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты

1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2.Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5.Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание курса «Окружающий мир»

Человек и природа

   Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, смена времени суток, ветер, дождь, гроза. Сезонные наблюдения за живой и неживой природой родного края.

   Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

   Звезды и планеты. Солнце – звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас.

   Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.

   Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

   Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

   Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

   Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

   Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

   Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

   Растения, их разнообразие, части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края.

   Грибы, их разнообразие. Съедобные и ядовитые грибы. Их значение в природе.

   Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (вода, воздух, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.

   Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества.

   Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

   Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России. Представители растений и животных Красной книги.

   Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации. Международные экологические дни.

   Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно – двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена в системе органов. Забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

   Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно – нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

   Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения с представителями разных национальностей: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

   Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Родословная. Духовно – нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

   Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

   Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимопомощи. Культура поведения в общественных местах.

   Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Государственный и семейный бюджет.

   Природные богатства и труд людей - основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей, личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

   Общественный транспорт. Транспорт города, села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

   Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

   Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно – смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: герб, флаг, гимн; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

   Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно – нравственное благополучие граждан.

   Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками.

   Россия на карте, государственная граница России.

   Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр. Характеристика исторических событий (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Расположение Москвы на карте.

   Города России. Санкт – Петербург, города Золотого кольца России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

   Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам.

   Родной край- частица России. Родной город, регион: название, достопримечательности. Особенности труда людей, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, особенности быта.

   История Отечества. Счет лет в истории. Важные события из жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская Империя, СССР, РФ. Картины быта, труда, духовно - нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко – культурного наследия своего края.

   Страны и народы мира. Многообразие стран. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества

Правила безопасной жизни

   Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на свежем воздухе. Личная ответственность каждого человека за сохранность своего здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживания, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, правила обращения с электричеством, водой, газом. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг человека.

Учебно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир», авт. А. А. Плешаков. УМК «Школа России»

1 класс (66 часов)

№ п/п

Раздел

Кол-во

 часов

Практическая часть

1

Задавайте вопросы!

1

1 экскурсия

2

«Что и кто?»

20

6 практических работ

3

«Как, откуда и куда?»

12

4 практические работы

4

«Где и когда?»

11

5

«Почему и зачем?»

22

1 практическая работа

2 класс (68 часов)

№ п/п

Раздел

Кол-во

 часов

Практическая часть

1.

«Где мы живём»

4

2.

«Природа»

20

1 экскурсия, 5 практических работ

3.

«Жизнь города и села»

10

2 экскурсии

4.

«Здоровье и безопасность»

9

1 практическая работа

5.

«Общение»

7

 1 практическая работа

6

«Путешествия»

18

2 экскурсии, 2 практические работы

3 класс (68 часов)

№ п/п

Раздел

Кол-во

 часов

Практическая часть

1.

«Как устроен мир»

6

2 практические работы, 1 экскурсия

2.

«Эта удивительная природа»

18

4 практические работы

3.

«Мы и наше здоровье»

10

4 практические работы

4.

«Наша безопасность»

7

1 экскурсия, 1 практическая работа

5.

«Чему учит экономика»

12

3 практические работы

6.

«Путешествия по городам и странам»

15

1 практическая работа

4 класс (68 часов)

№ п/п

Раздел

Кол-во

 часов

Практическая часть

1.

«Земля и человечество»

9

3 практические работы

2.

«Природа России»

10

3 практические работы

3.

«Родной край – часть большой страны»

15

3 экскурсии, 4 практические работы

4.

«Страницы всемирной истории»

5

5.

«Страницы истории России»

20

1 экскурсия, 1 практическая работа

6.

«Современная Россия»

9

В результате изучения курса «Окружающий мир» на уровне НОО:

Человек и природа

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира РФ, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учебно-методическое обеспечение:

Библиотечный фонд

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 1-4 классы. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2019.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1-4 классы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. – М.: Просвещение,2014.
  4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2018.
  5. Плешаков А.А. Энциклопедия путешествий. Страны мира. Книга для учащихся начальных классов.-М.: Просвещение,2019.
  6. Плешаков А. А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся.-М.: Просвещение, 2012.
  7. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 1, 2, 3, 4 классы/ сост. И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2017.

Электронные образовательные ресурсы

1. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1- 4 классы

2. Методическая поддержка комплекса http:// school-russia.prosv.ru

3. http://ru.wikipedia.org/

4. Интерактивные образовательные онлайн- платформы «Учи.ру», «ЯКласс»

Контроль и оценка планируемых результатов

   Текущий контроль проводится на каждом уроке с целью определения степени готовности обучающихся в рамках изученной темы.

   Промежуточный контроль проводится в конце цепочки уроков, четверти с целью отслеживания динамики обученности обучающихся, коррекции деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости.

   Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года с целью определения уровня сформированности УУД при переходе обучающихся в следующий класс, отслеживания динамики их обученности, прогнозирования результативности дальнейшего обучения обучающихся.

   Самоконтроль, взаимоконтроль осуществляется с целью определения учеником границ своего «знания-незнания», своих потенциальных возможностей, осознания тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления образовательной деятельности.

   Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: контрольных, проверочных и самостоятельных работ, практических работ, тестовых заданий, творческих заданий. Внеурочные формы учебной деятельности по окружающему миру: участие младших школьников в различных олимпиадах и конкурсах (школьная олимпиада по окружающему миру; городская олимпиада по окружающему миру; дистанционные олимпиады по окружающему миру «ЭМУ-Специалист», «Человек и природа»; предметные и метапредметные недели; конкурс научных и творческих работ «Шаг в будущее», «Мы-будущее Югры», «Моя Югра-моя планета!»; конкурсы, проводимые в рамках Международной акции «Спасти и сохранить»).

Использование в процессе обучения современных оценочных средств:

  • портфолио обучающегося (собранные копии выполненных заданий, творческих работ, грамот за участие в олимпиадах, дневник наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, материалы самоанализа и рефлексии)
  • внутришкольный мониторинг
  • рейтинговая система оценки образовательного учреждения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (2008г.) в соотв...

Рабочая программа по окружающему миру ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")

В данном материале содержится учебная программа по окружающему миру (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"

Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру  для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...

Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по  окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...

КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.

Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"

Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...

Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...