4 класс Окружающий мир Тема "Жизнь луга"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Назаренко Зоя Николаевна

Учащиеся познакомятся с разнообразием животных  и растений луга, раскроят значение луга для человека,экологические проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_zhizn_luga.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Жизнь луга»

Цель: сформировать представления обучающихся о луге, как о природном сообществе.

Задачи

Обучающие:

  • ознакомить с разнообразием животных и растений лугов и связи между ними;
  • раскрыть значение  лугов для человека, экологические проблемы, связанные   с данным сообществом.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать, аргументировать своё мнение;
  • формировать навыки самостоятельной индивидуальной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Воспитательные:

  • учить детей понимать красоту луга;
  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края;
  • Воспитывать интерес окружающему миру; создать мотивацию к дальнейшему изучению предмета; стремление использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • воспитывать культуру общения в совместной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний                          

О чудесном нашем крае будет разговор,                                                                                                                 О прекрасном милом крае, где мы все живём.

Проверим домашнее задание с помощью теста. Вам нужно внимательно прочитать вопрос, выбрать правильный ответ и обвести нужную букву.

Тест

  1. Лес – это сложное природное единство…

А) живой и неживой природы

Б) неживой природы

В) живой  природы

  1.  Дом для животных, растений и грибов          

                               С) Лес

                               Т) Огород

                               У) Река

  1. Второй ярус леса

Д) Деревья

Е) Кустарники

Ё) Травы

  1. К кустарникам относятся

Й) Колокольчик, хохлатка, ландыш

К) Липа, ель, дуб

Л) Лещина, бересклет, калина

  1. Опавшие листья и другие отмершие части растений – это…

Ь) Лесная подстилка

Ы) Лесная перинка

Ъ) Лесная подложка

  1. В лесах нашего края живут…

М) Белый медведь, чайка, гагарка

Н) Кабан, дрозд, полёвка

О) Ушастый ёж, сайгак, корсак

  1. В лесах нашего края растут…

Ж) Кипарис, персик. магнолия

З) Подберёзовики, дубы, кислица

И) Полярная ива, карликовая берёза, олений мох

                            8.   «Лёгкие» нашей планеты

И) Лес

Й) Воздух

К) Дождь

  1. Правила поведения в лесу

Е) Не разводить костры, громко слушать музыку, разорять муравейники

                             Ё) не кричать в лесу, ломать ветки деревьев для костра, мусор закопать

                             Ж) не оставлять мусор, погасить костер после себя, не разорять птичьи гнёзда

- А теперь проверим выполнение теста. Если вы ответили правильно, то снизу - вверх вы сможете прочитать два слова.

-  Напиши на строке «ответ» (Жизнь леса)

А теперь оцените свою работу.

                         «5» -  выполнено без ошибок;

                         «4» - допущены 1-3 ошибки;

                          «3» - допущены 4-6 ошибок;

                           «2» -  7 и более  ошибок.

  1. Мотивирование к учебной деятельности

Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба. Сегодня на уроке окружающего мира нам предстоит открыть новые тайны зеленых жителей планеты. Нас ожидают встречи невиданные, знакомства негаданные, а загадки – так на каждом шагу.

По ковру идём с тобой,                                                                                                                                       Его никто не ткал.                                                                                                                                           Он разостлался сам собой,                                                                                                                                  Лежит у речки голубой                                                                                                                                       И жёлт, и синь, и ал!                                                                                                                                     Что же это за ковёр? (Луг)                                                

  1. Самоопределение к деятельности. 

- Давайте назовем тему урока. (Жизнь луга или Луг –природное сообщество)

-Какие задачи вы поставите перед собой? (Дети формулируют задачи).

 Задачи:

-выяснить особенности луга:

-что растёт на лугу;

-кто живёт на лугу?

-как человек использует луга

- Найдите на картинках изображение луга. Объясните свой выбор.

  1. Открытие нового знания.                             

        Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют лужайками, большие – лугами. Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Такие луга так и называются – заливными. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Травяной покров влажного луга густой, расстилается пышный цветочный ковер с сочными листьями. Здесь нет деревьев.

       А есть луга, расположенные вдали от рек, такие луга называются сухими или суходольными. Чаще всего это луга отвоёваны человеком у леса для использования их в сельскохозяйственных целях. Эти луга используются для выпаса животных и заготовки сена.                                                                                                                              

       В природе встречается еще один тип лугов – в горах. Это альпийские луга.

-А какие луга встречаются в нашем крае? (заливные и  суходольные)

- Послушайте внимательно стихотворение.

Что растёт?

На лугу растёт: ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

— Что ещё?

— Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ — как ёлка.

— А ещё?

— Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики-вьюнки,

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных, и душистых!      Г. Лагздынь

- Названия каких  растений вы услышали?

- Сейчас откройте рабочие тетради на с. 70 и прочитайте первое задание.

- Что нам потребуется для его выполнения? (гербарий)

Ребята рассматривают гербарий и записывают названия растений.

Для следующего задания вам нужны будут картинки из приложения.

Расположите их в соответствующие окошки.

Проверьте себя по учебнику.

Оцените свою работу

 «5»  0-1 ошибка

«4»  2 – 3 ошибки

«3»   4 ошибки

«2»  5 -6 ошибок

Луговые травы растут ярусами-этажами; выше всех – светолюбивые, нижние – теневыносливые.

- Что кроме растений можно встретить на лугу? (грибы)

- Назовите их (луговые опята, шампиньоны, дождевики)

       - А сейчас с вами отдохнем на лугу.

  1. Физкультминутка

На  лугу

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг
Тысяча цветов вокруг! (Руки в стороны)
Вот ромашка, василек, (Наклоны вперед)
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места)

  1. Включение в систему знаний.

После такой прогулки надо отдохнуть. Закройте глаза и послушайте звуки луга.

Пришло время познакомиться с обитателями луга.

- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков...).

- Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность...).

- Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений...).

- Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? (Не очень большие, маленькие...).

- Сейчас вы познакомитесь с насекомыми луга. Для этого надо выполнить в РТ задание 4.

Проверить правильность выполнения задания вы можете с помощью учебника на с. 130-131

После выполнения работы дети оценивают свою работу по эталону(образцу).

                         «5» - выполнено  без ошибок;

                         «4» - допущены  2 ошибки;

                          «3» - допущены 4 ошибки;

                          «2» -  5 и более  ошибок.

Кого еще можно встретить на лугу? (птиц, грызунов, дождевых червей)

На лугу обитают разнообразные живые существа. Они связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Поэтому луг можно назвать природным сообществом.

Используя иллюстрации на с. 184-185, запишите 2-3 цепи питания, сложившиеся на лугу.  

Взаимопроверка в парах.

Растения  - гусеницы – птицы                             Растения – бабочки – птицы

Растения  – полевка – птицы                                Растения  – насекомые – лягушки

 Оценивание работы

«5» - выполнено  без ошибок;

«4» - допущена  1 ошибка;

«3» - допущены 2 ошибки;

  «2» -   3 ошибки.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Луга играют большую роль в жизни человека и сельского хозяйства.

Приведите примеры.(на лугах пасутся домашние животные, люди заготавливают сено, луг является местом отдыха)

-  Ребята, а сейчас я предлагаю вам объединиться в группы по 3-4 человека.

В каждой группе один ученик будет оценивать работу свою и каждого учащиеся по таким критериям

- нарисовал ( придумал) экологический знак;

- придумал название;

- обосновал свое решение;

- активно участвовал в работе группы

Каждой группе надо составить правило поведения на лугу.

1. Находясь на лугу, нельзя срывать растения для букетов (букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком)

2. Собирать лекарственные растения можно только там, где их много (часть растений нужно оставлять в природе)  

3. Нельзя ловить бабочек, вылавливать лягушек, жаб (бабочки являются украшением луга, лягушки

4. Нельзя разорять птичьи гнезда  (в гнездах могут находиться птенцы)

5. Нельзя сжигать сухую траву (вместе с травой погибают подземные части растений ,в огне погибают божьи коровки, гнезда шмелей, птиц)

- Молодцы!

            Я иду по цветущему лугу,

            Высыхает на листьях роса,

           Ветер травы качает упруго,

           И мне чудятся их голоса –

           Они шепчут: « Не рви нас, не надо,

           Наши гибкие стебли не мни,

           Мы для глаз и для сердца – отрада,

           Украшенье родимой земли!»

- Какое правило вы извлечете из этого. (Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как он сам пострадает сам)

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Вспомните, какие мы определили цели урока. Добились мы этих целей? (Познакомиться с растениями и животными луга, доказать, что луг – это природное сообщество.)

- Что для вас было новой информацией?

- Что запомнилось, показалось наиболее интересным?

- Что вызвало затруднение?

  1. Оценивание. 

- А теперь оцените свою работу на уроке.

Вам нужно сложить все отметки и разделить на их количество.

  1. Домашнее задание (дифференцированное) :

С помощью учебника с.  выполнить задания 3, 5,7 в РТ

Найти сведения о растениях и животных луга занесенных в Красную книгу Тамбовской области .

Составить кроссворд «Жизнь луга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по теме "Жизнь луга"

В методической разработке урока "Жизнь луга" вы найдете конспект урока, визитную карточку урока, материалы для урока....

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь луга"

создать условия для ознакомления с разнообразием животных и растений лугов; раскрытия значения лугов для человека, экологических проблем, связанных с данным сообществом; определения границ знания и «н...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь луга"4 класс

Конспект урока окружающего мира разработан для учащихся 4 класса, по теме "Жизнь луга"...

Технологическая карта по окружающему миру "Жизнь луга. Природное сообщество луга" 4 класс.

Практика. Формирование методических компетенций 1 день. Задание 1....

Технологическая карта окружающий мир 4 класс по теме «Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов.»

Предмет: окружающий мир № урока по расписанию 3; в теме «Родной край – часть большой страны» № 8Тема «Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луг...