Проектная задача на уроках окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Данная проектная задача рассчитана на учащихся 2 классов и проводится в течение 1 урока в III четверти учебного года после изучения на уроках окружающего мира темы «В гости к весне».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проектная задача790.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА

на уроках окружающего мира во 2 классе

Подготовила: учителя нач.классов

ГБОУ СОШ №5 г.Сызрани

Е.В.Чернова

Сызрань

2019

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА

 «В гости к весне» (создание журнала)

Данная проектная задача рассчитана на учащихся 2 классов и проводится в течение 1 урока во III четверти учебного года после изучения на уроках окружающего мира темы «В гости к весне».

Характеристика задачи

Название проектной задачи

журнал «Весна»

Предмет

Окружающий мир (УМК «Школа России»)

Класс

2

Вид задачи

Предметная одновозрастная

Время проведения

Задача может использоваться в качестве обобщения и закрепления знаний учащихся по темам «Неживая природа весной», « Живая природа весной», « Труд людей весной»

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Обобщение и систематизация учащимися знаний по теме «В гости к весне»
  2. Формирование навыков учебного сотрудничества учащихся.
  3. Работа над формированием действия контроля и оценки.
  4. Воспитание самостоятельности и способности организовывать рабочее место.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

- использование детьми знаний о полученном материале;

- работа со справочным материалом;

- соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала;

- высказывание собственной точки зрения;

- публичное выступление;

- элементы разновозрастного сотрудничества в игровой деятельности;

- работать в группе

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

- степени освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях, умения объединять способы действий из разных дисциплин для достижения цели;

- умения работать в малой разновозрастной группе, создавать конечный продукт – альбом.

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

- владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации;

- умение действовать согласно инструкции;

- правильность выполнения отдельных заданий;

- умение обосновывать действия;

- способность на протяжении всего решения задачи удерживать её специфику;

- умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями;

- умение работать со справочным материалом, выделять из него необходимую информацию, отсеивать данные, не имеющие отношения к решению данной задачи;

- коммуникативные умения при работе в малой разновозрастной группе и их влияние на конечный результат.

Этапы решения задачи

1. Целеполагание и формулировка задач.

2. Выполнение заданий.

3. Подготовка презентации «продукта».

4. Презентация готового «продукта».

5. Рефлексия.

6. Оценка выполнения работы.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, доска, демонстрационный материал, тексты, фотографии, пакеты заданий, листы бумаги формата А-4 для изготовления альбома, папки со скоросшивателями, файлы, фломастеры, клей, ножницы, оценочные листы, «листы умений».

Формируемые  и  оцениваемые  УУД 

1.    личностные  УУД  —  произвольность  регуляции  поведения  и  деятельности:  в  форме  построения  предметного  действия  в  соответствии  с  заданным  образцом  и  правилом,  формирование  адекватной  позитивной  осознанной  самооценки  и  самопринятия;

2.    коммуникативные  УУД  —  умение  с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в    соответствии  с  задачами  и  условиями  коммуникации;  планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками;  инициативное  сотрудничество при работе с  информацией;

3.    познавательные  УУД  —  поиск  и  выделение  необходимой  информации,    использование  источников  информации;

4.    регулятивные  УУД  —  организация работы в соответствии с инструкцией;  оценка  результатов  работы.

Замысел проектной задачи

Учащимся предлагается оформить журнал «Весна», который смогут напечатать в издательстве «Природа».

Содержание журнала разделено на четыре части в соответствии с рубриками «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Труд людей». Ученики также поделены на группы-команды. Каждая команда детей оформляет страницу журнала в соответствии с инструкцией. По завершению работы учащимся необходимо представить результат своей деятельности, обосновать выбор материала.

Описание проектной задачи

  1. Мотивирование учащихся на проектную деятельность

- Ребята, издательство «Природа» решило выпустить  цикл журналов «Времена года». Редактор издательства обратился к нам с просьбой составить первый номер  журнала «Весна»

  • Как вы думаете, сможем мы помочь им?
  • Как?
  • Какая цель нашего сегодняшнего урока? (Создать журнал о весне)

Работать вам предстоит сегодня в группах. Каждая группа создаст свою страницу. А после мы соберём их и передадим в издательство «Природа».

Вспомним правила работы в группе:

1.        Обращайтесь друг к другу только по именам.

2.        Своё мнение должен высказать каждый.

3.        Умей выслушать товарища.

4.        Терпеливо и уважительно относитесь к чужому мнению.

5.        Не кричите, старайтесь договариваться по всем спорным вопросам.

6.        Работай тихо, чтобы не мешать другим.

7.        Рабочее место содержи в порядке.

8.        Закончив дело, помоги другу.

Составим план работы:

  1. Познакомимся...
  2. Распределим...
  3. Создадим....
  4. Отрефлексируем...
  5. Представим...
  6. Оценим...

- Каким должен получиться наш журнал? (аккуратным, красочным, т.д.)

2. Самостоятельная деятельность учащихся.

Учащимся выдается пакет с заданием, инструкцией, фотографиями, текстовой информацией, дополнительными материалами. На партах клей и ножницы.

- Задание 1. Распределите роли в группе. Соедините стрелочками название работы и имя исполнителя.

1) Редактор (координирует работу по подготовке информационного наполнения) -

2) Писатель (подбирает тексты, соответствующие рубрике) -  

3) Иллюстратор (художник, который подбирает картинки) -

4) Корректор (читает текст и исправляет ошибки) -

5) Докладчик (представляет работу группы) –

Задание 2. Вы получили необходимые материалы для работы. Определите, какие из них вам могут понадобиться для оформления вашей странички. Не забывайте о распределении работы.

Каждой группе учащихся выдается:

1) листы формата А3;

2) репродукции, картинки;

3) тексты

4)  карточки с загадками и стихами;

5) ножницы, клей.

В комплект включен и тот материал, который не подходит для работы данной группы (содержит произведения и рисунки  о других временах года). Учащиеся должны выбрать тот материал, который соответствует их заданию.

Задание 3. Разложите выбранные материалы на странице. Приклейте их в соответствующих местах. Чтобы ваша страничка была яркой, красочной, запоминающейся, дополните информацию поясняющими рисунками. Обсудите, что у вас получилось.

3. Представление результатов работы. Рефлексия.

Учитель: Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том, что у вас получилось.

Дети: представляют результат работы своей группы, рассказывают, какую информацию они использовали.

Учитель: Наш журнал почти готов. Осталось собрать странички в единое целое. Обсудите, в какой последовательности их удобнее собрать в журнал.

Дети: обсуждают последовательность страничек в журнале; приходят к выводу, что удобнее расположить странички в порядке изменения !неживая природа – живая природа – труд людей»

Рефлексия и оценивание.

- На «листе умений» отметьте те из них, которые вам пригодились при выполнении работы.

- Оцените работу каждого члена группы на «листе оценивания».         

- Ответьте на вопросы:

1. Дружная ли была у вас команда?

2. Что помогло вам в работе?

3. Что нового вы узнали?

4. Что для вас было интересным на занятии?

5. С какими трудностями встретились? Почему?

6. Какое д/з вы хотели бы получить?

7. Где узнаете нужную информацию?

Приложение 1

Инструкция:

1.        Познакомьтесь с содержанием конверта. Распределите задания между учениками.

2.        Прочитайте и выберите тексты, подходящие к вашей странице. Приклейте их.

4.        Выберите подходящие картинки и фото, наклейте их на страницу.

5.        Посоветуйтесь друг с другом и отметьте умения, которые были применены вами на занятии.

6.        Запишите имена участников группы на лист самооценки. Оцените работу каждого в группе от 1 до 5 баллов

7. Подготовьте выступление, расскажите о содержании вашей папки.

        


Приложение 2

Лист умений

Отметьте умения, которые были применены на занятии.

Умение участвовать в диалоге.

Умение строить речевое высказывание.

Умение договариваться, находить общее решение.

Умение работать в группах.

Умение ориентироваться в дополнительной информации.

Умение радоваться успехам одноклассников.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Умение слушать и отвечать на заданный вопрос.

Умение работать в соответствии с алгоритмом.

Самооценка группы

Имя ученика

Оценка

1

2

3

4

5

Общая оценка группы

Задание для 1 группы

  1. _______ солнце начинает прогревать почву, но погода все еще стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются холодными, снежными. И все же, постепенно оттаивают бугорки и опушки, появляются первые проталины. Солнце все _______ поднимается  над землей, давая все больше тепла, пробуждая природу от зимнего сна.
    На полях начинает таять снег, журчат первые ручейки. На небе появляются белые облака-барашки. На реках начинается ледоход. Реки переполняются водой и выходят из берегов — наступает половодье.

2. С наступлением ________ становится все холодней, приходят морозы. Почти всегда ___________ небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи. Это происходит потому, что солнце в это время года находится   ___________ над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки.   

В.А. Жуковский

Первый гром

Первый гром прогремел,
Туча пронеслася,
Чистой влагой дождя
Травка напилася.
Охватила всю даль
Радуга дугою,
Брызнул солнечный луч
Ярко над землёю.

Шибаев Александр 

 Хороший день 
До чего хоpош денёк:
Веет лёгкий ветеpок,
Солнца летнего лyчи
Так пpиятно гоpячи!
И не надо
 
Hи сапог
,
Hи pyбахи,
Hи чyлок,
Hи тyжypки,
Hи калош...
До чего денёк хоpош!

Ф.Тютчев

Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"

Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Афанасий Фет

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.



 

Задание для 2 группы
1. ___________ радуется все живое на Земле. Лес пробуждается, наполняется звуками, движением. На северных склонах еще лежат сугробы мокрого снега, а южные уже дымятся, подсыхая.
Растения начинают тянуться вверх, стараясь получить как можно больше солнечного света. Еще одно заметное изменение в природе весной — на кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клена, березы. На опушках появляется первая травка. Зацветают подснежники. Появляются красные цветки медуницы. Пройдет немного времени, и ее цветы станут лиловыми, а потом синими.

2. Солнечных дней становится все меньше, земля и воздух постепенно остывают, меняется погода. Все растения __________ начинают подготовку к предстоящей зимней спячке: деревья сбрасывают свою листву, травы перестают расти и высыхают.

Ф.И. Тютчев

Черёмуха

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
 

Сергей Есенин 

Берёза

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

К. Бальмонт

(из стихотворения «Россия»)

На иве распустились почки,

Берёза слабые листочки

Раскрыла — больше снег не враг.

Трава взошла на каждой кочке,

Заизумрудился овраг.

Листопад

.  

 

Задание для группы 3

1. Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Клесты питаются семенами ели и сосны.  Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть. Главной заботой для зверей в зимнее время является питание.  Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Основной зимний корм лисиц — мыши.    Олени, лоси и зайцы _________ питаются корой деревьев и кустарников. 

2. Появляются первые насекомые и среди них сонные мухи, которые медленно ползают и греются на солнышке. Пришло время возвращаться перелетным птицам: для них есть корм — насекомые и прошлогодние семена, которые легко найти на освободившейся от снега почве. В начале марта раньше других прилетают грачи и скворцы, а за ними — жаворонки, чибисы, кукушки, ласточки, стрижи. ________ птицы вьют гнезда.
После зимней спячки появляются медведи, ежи, волки. Весной у многих зверей начинается линька — летняя густая шерсть меняется на более редкую, а заяц, горностай, ласка, белка и песец меняют цвет своих шубок.

Г. Ладонщиков

Возвращаются певцы  

От полуденных лучей 

Побежал с горы ручей, 

И подснежник маленький

Вырос на проталинке. 

Возвращаются скворцы – 

Работяги и певцы, 

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

 И малиновка и дрозд 

Занялись устройством гнёзд:

Носят, носят в домики 

Птицы по соломинке. 

Г. Ладонщиков

«Медведь»

Без нужды и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит: каплет! —

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил —

Кругом вода!

Заспешил медведь наружу:

Заливает — не до сна!

Вылез он и видит:

Лужи,

Тает снег...

    Пришла весна

А. Блок «Ворона»

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе — вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это всё у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

Т.Белозёров

Куропатки

Куропатки на ночлег
В голубой 
Нырнули 
Снег.
И до самого рассвета
В этом сказочном снегу
Куропаткам снилось лето
С голубикой
На лугу.

 

 

 

Задание для 4 группы

1. В это время года продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами – комбайнами. _________ убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается. В городских парках и скверах тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побелённые стволы деревьев не будут грызть зайцы. В садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай. 

2. Как только с полей сходит снег, на них начинаются работы. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель.
В конце ________, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты. В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.
В садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников.
На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.

Разрежь и составь  четверостишия в правильном порядке

Верёвочка А.Барто

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.

Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.

Во дворе и на бульваре,

В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,

И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе….

Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках окружающего мира

Расскрывается смысл проектной деятельности...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ

Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в ре...

Исследовательская и проектная деятельность на уроках окружающего мира в 1 классе

В статье указаны конкретные разделы и темы уроков, на которых обучающиеся группами работают над проектами. К каждому уроку разработаны цели исследования, план работы и выводы....

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"

В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Проектная задача на уроке окружающего мира в 3 классе по теме " Природное сообщество - лес".

Проектная деятельность на уроке окружающего мира. Третьеклассники решают  проектную задачу по теме " Природное сообщество - лес"...

«Решение учебно – практических и проектных задач на уроках окружающего мира»

Выступление на  семинаре. Тема «Решение учебно – практических и проектных задач на уроках окружающего мира»...