Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 2 класс. "Начальная школа XXI века".
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Засимова Людмила Сергеевна

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 2 класс. "Начальная школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» начального общего образования (1-4 классы) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками начального курса «Окружающий мир» (№373 от 06.10.2009 г.); на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования (2015 г.) и авторской программы «Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана – Граф, 2012.-192.- (Начальная школа XXI века); основной образовательной программы МКОУ «Поповская СОШ»; учебного  плана МКОУ «Поповская СОШ»;  календарного графика МКОУ «Поповская СОШ» на 2020 – 2021 г.  

    Рабочая программа ориентирована на учебник: Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. . 1, 2./ Виноградова Н. Ф./ – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

 Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. Область представлена учебным предметом «Окружающий мир»-по 2 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

     Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающимся возможность ознакомиться с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.  Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представления о психической природе человека.    

     «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;

-осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

- подходит к пониманию себя как индивидуальности своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир « помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и  культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.

    Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках данного предмета, благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно решены задачи экологического образования и воспитания, формирование системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения и патриотизма опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества. Таким образом, курс  создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и дальнейшего развития личности.

Цели обучения

  • формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество), воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. 
  • представить  в обобщенном виде культурный  опыт человечества, систему  его отношений с природой и обществом и  на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех серах окружающего мира.

Задачи:

  • развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
  • образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира, и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
  • воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков.

Место учебного курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 270 часов. На изучение предметного курса отводится 2 часа в неделю.

2 класс - 35 учебных недель (70 часов в год);

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты  представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.

Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роди человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

Метапредметные результаты:

  • способность применять для решения учебных и практических задач различные
  • умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.)
  • владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.),  методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

Предметные результаты   обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально , но и образно.

В соответствии со стандартами второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению  

К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

- называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;

- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

- различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие), соотносить событие с его датой;

- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;

-называть царства природы;

- описывать признаки животного и растения как живого

существа;

- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

—различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

-описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

-сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

 К концу обучения во 2 классе учащиеся   могут научиться.

- «читать» информацию, представленную в виде схемы;

- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;

-ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

-проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

-приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

Содержание учебного предмета

2 класс (70 ч)

Введение. Что окружает человека (1ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой (13 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.

Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Универсальные учебные действия. Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.

Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Кто живёт рядом с тобой (6 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.

Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина (12 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

Москва — столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V-IX веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Мы — граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух- трёх народов.

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина».

Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы.

Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.

Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

Мы — жители Земли (36 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Универсальные учебные действия

Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.

Называть царства природы.

Описывать признаки животного и растения как живого существа.

Природные сообщества 

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Универсальные учебные действия

Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края).

Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения.

Составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.

Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока.

Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры.

Природа и человек 

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

Резервные уроки (2 часа)

Экскурсии

В лес (лесопарк), в краеведческий музей, на предприятие.

Практические работы

Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного древа. Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

№ раздела

                                             Тема раздела

                Количество часов

1

Введение. Что окружает человека

1

2

Кто ты такой 

13

3

Кто живёт рядом с тобой

6

4

Россия — твоя Родина 

12

5

Мы — жители Земли 

36

6

Резервные уроки

2

Итого:

70

Календарно-тематическое планирование

п/п

Период(четверть)/Раздел

Тема урока

Количество часов

1

1-я четверть 

Что тебя окружает

(1 час)

Введение. Что тебя окружает. Окружающий нас мир. Бывают ли на свете чудеса. Природа неживая и живая. Человек – часть природы. Общество. Предметы и изделия, созданные человеком.

1

2

Кто ты такой

(13 часов)

Кто ты такой. Я, ты, он, она… Все мы – люди. Внешние отличия одного человека от другого.

 (Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек.

Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Словесный портрет человека.

1

3

Наши помощники – органы чувств. Органы слуха, зрения.

1

4

Наши помощники – органы чувств. Понятие «внешние чувства» (ощущения): вкус, обоняние, осязание.

1

5

Поговорим о здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь.

 ОБЖ: правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством).

1

6

Поговорим о здоровье. Причины некоторых болезней.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Помощь человеку, попавшему в беду.

 Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

1

7

Режим дня. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Закаляться может каждый.

1

8

Режим дня. Твоё здоровье и питание. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя. Практическая работа. Составление режима дня для будней и выходных.

1

9

Физическая культура. Закаливание. Значение режима дня, гигиены и закаливания.

1

10

Почему нужно правильно питаться. Правила приёма пищи. Культура поведения за столом.

Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы).

1

11

О витаминах. Значение витаминов для организма. Какие витамины нужны организму?

1

12

Умеем ли мы есть? Правила приёма пищи, Культура поведения за столом.

1

13

Как управляют движением. ОБЖ. Правила поведения на дорогах. Помощь человеку, попавшему в беду. Знаки дорожного движения: предписывающие и предупреждающие.

1

14

Чтобы избежать неприятностей. ОБЖ. Правила поведения в незнакомом месте, с чужими людьми. Практическая работа Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Кто ты такой. Можно ли изменить себя. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Все люди разные.

1

15

Кто живет рядом с тобой

(6 часов)

Кто живёт рядом с тобой. Семья – коллектив близких людей. Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Практическая работа «Составление семейного древа».

1

16

Кто занимается домашним хозяйством. Семейные обязанности. Твоё участие в жизни семьи.

 Забота о старших и младших членах семьи.

1

17

2-я четверть

Чем семья занимается в свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Проверочная работа. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

1

18

Какие бывают правила. Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры.

1

19

О дружбе. Твои друзья – взрослые и дети. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья – одноклассники.

1

20

Могут ли обидеть жесты и мимика. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

1

21

Россия-твоя Родина.

(12 часов)

Родина – что это значит? Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

1

22

Прошлое, настоящее, будущее. Как можно узнать о прошлом? История – наука о прошлом.

1

23

Как Русь начиналась. Из истории нашей Родины. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Древняя Русь. Славяне – предки русского народа. Первое упоминание о славянах.

Славянское поселение в 5 – 9 веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, княгиня Ольга. Экскурсия в краеведческий музей.

1

24

Москва – столица России. Москва – столица РФ, крупнейший культурный центр.

Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей.

1

25

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской.

Их роль в возникновении и процветании Москвы.

1

26

Города России. Древние города. «Золотое кольцо» России. Санкт – Петербург – северная столица России. Достопримечательности древних городов.

1

27

Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Экскурсия в краеведческий музей.

1

28

Зачем человек трудится? Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Экскурсия в места сельскохозяйственного труда.

1

29

О занятиях наших предков: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

1

30

Все профессии нужны… Труд хлебороба, фермера. Экскурсия на ферму.

Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

1

31

Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Конституция – главный закон России. Права граждан России. Права детей России.

1

32

Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух – трёх народов.

1

33

3-я четверть 

Мы - жители Земли

(36 часа)

Твоё первое знакомство со звёздами. Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце.

1

34

Земля – планета Солнечной системы. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

1

35

Глобус – модель Земли. О чём рассказывают цвета глобуса? Практическая работа с глобусом.

1

36

Царства природы. Животные и растения – живые существа. Бактерии.

1

37

Царства природы. Грибы. Строение гриба. Съедобные и несъедобные грибы.

1

38

Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животного мира на планете

Земля: черви, паукообразные, моллюски, иглокожие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, рыбы, ракообразные (общее представление).

1

39

Разнообразие растений. Мир растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые.

Разнообразие внешнего вида растений. Практическая работа с гербариями.

1

40

Условия роста и развития растения. Опыт с семенами бобовых (выращивание из семени).

1

41

Среда обитания – что это такое. Понятие «природная среда».

1

42

Природное сообщество - лес. Лес и его обитатели. Экскурсия в лес. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные, дубрава, березняк, осинник, и др. Леса родного края.

1

43

Деревья леса. Проектная деятельность: составление паспорта растения. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу.

1

44

Кустарники леса. Экскурсия. Проектная деятельность. Наблюдение: рассматривание веточки сирени, жасмина.

1

45

Травянистые растения леса. Практическая работа с гербариями. Охранные мероприятия. Красная книга.

1

46

Лесная аптека. Лекарственные и ядовитые растения. Классификация растений: деревья – кустарники - травы.

1

47-48

Животные леса. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

2

49

Птицы – лесные жители. Особенности строения тела птицы и её поведения. Причины сезонных изменений в их жизни.

1

50

Пресмыкающиеся – обитатели леса. Особенности внешнего вида и повадок змей. Ужи.

 Правила поведения при встрече со змеёй.

1

51

Насекомые леса. Вредные и полезные насекомые для леса. Охранные мероприятия. Красная книга. Проверочная работа.

1

52

Если ты пришёл в лес… Правила поведения в лесу. Использование леса человеком. Охрана растений и животных леса.

1

53

4-я четверть

Что мы знаем о воде. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Опыты: определение свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода.

1

54

Путешествие капельки. Круговорот воды в природе.

1

55

Какие бывают водоёмы. Естественные и искусственные, солёные и пресные водоёмы.

Особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Болото – естественный водоём. Растения и животные болот.

1

56

Что такое река. Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Экскурсия к реке.

1

57

Обитатели пресных вод. Животные и растения. Охранные мероприятия. Красная книга.

1

58

Обитатели пресных вод. Животные и растения. Использование водоёмов и рек человеком.

 Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

1

59

Обитатели солёных водоёмов. Животные морей и океанов. Правила поведения на водоёмах.

Охрана водоёмов. Охранные мероприятия. Красная книга.

1

60

Природное сообщество – луг. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга. Экскурсия на луг.

1

61

Растения и животные луга. Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Охранные мероприятия. Красная книга.

1

62

Жизнь поля. Какие бывают поля. Растения поля. Разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Практическая работа с гербарием: зерновые культуры. Экскурсия на поле.

1

63

Природное сообщество – поле. Животные поля. Красная книга.

1

64

Природное сообщество – сад. Жизнь сада и огорода. Растения и животные сада, огорода.

 Плодовые и овощные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

1

65

Человек – часть природы. Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья,

различных полезных предметов для людей. Красота природы. Тест.

1

66-67

Проектная деятельность "Животные друзья человека"

2

68

Итоговый. Природа и человек. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли.

1

69-70

Резервные уроки

2

Итого:

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1 класс("Начальная школа ХХI века")

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколенияв соответствии с программой «Математика» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова, с учебнико...

Рабочая программа по математике 4 класс "Начальная школа XXI века"

Примерная рабочая программа  для  4  класса  разработана на основе федерального  государственного  стандарта  начального   общего...

рабочая программа по математике 3 класс. "Начальная школа 21 века" .ФГОС.

Рабочая программа по математике 3 класс, УМК "Начальная школа ХХI века" содержит пояснительную записку, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся с учетом ФГОС(УУД), календарн...

рабочая программа по музыка 3 класс начальная школа 21 века ( ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской про­граммы «Изобразительное искусс...

Рабочая программа, русский язык 4 класс, "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по русскому языку создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального образования, программы «Русский язык» 4 класс под редакцией С.В.Иванова, оп...