урок окружающего мира
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Саитбаталова Елена Борисовна

Урок окружающего мира по программе "Планета знаний" по теме: "Мышцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_myshtsy_3_klass.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

              Тема урока :  «Мышцы» (раздел «Человек»)

             (опытно-исследовательская деятельность на уроке)

Цели:    

 предметные :  познакомить учащихся  с работой мышц, видами мышц, убедить детей в необходимости  укрепления мышц, показать значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

метапредметные : развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности   на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

умение   выделять  существенное в учебном материале,  делать выводы,

переносить ранее  полученные знания на новый учебный материал.

личностные : формировать здоровье сберегающую культуру учащихся и  их коммуникативную  компетенцию .

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.

Средства обучения: презентация « Мышцы», учебник, рабочая тетрадь, перфокарты, сантиметровая лента.

 

Формирование общеучебных умений с  точки зрения деятельностного подхода :

учебно – управленческих умений : самоконтроль и взаимоконтроль;

учебно – информационные умения : осуществлять неструктурированное наблюдение(где определен только объект наблюдения) и лабораторное наблюдение (объект находится в искусственно созданных условиях)

учебно – логические умения : определять объект анализа и его аспект, т.е устанавливать точку  зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.

Ход урока:

  1. Оргмомент.     (слайд №1)

- Здравствуйте , уважаемые гости. Мы рады вас приветствовать на нашем уроке окружающего мира. Данный урок проведу я – Саитбаталова Елена Борисовна.

- Ребята, сегодня на уроке  мы познакомимся ….. А  вот с чем, это пока останется загадкой. По ходу урока вы сами сформулируете тему  нашего занятия.

  1. Повторение пройденного. Работа с перфокартой.       (слайд №2)

-  Как всегда в  начале урока мы повторим изученный материал. У каждого из вас на столе лежит перфокарта. Я буду читать вам вопросы, а вы, выбрав правильный ответ, в нужную куолонку ставите знак «+». Всего 6 вопросов. Если вы ответите на все вопросы правильно, то  у вас  должна появится цифра. Хочу заметить, что может быть несколько вариантов ответов на один вопрос.

-  Итак, начнём с последнего вопроса:  

 6. Тело человека состоит из:  

    а) корня

    б) побегов                        

     в)органов (слайд №3)

5. Какая наука изучает строение тела человека:

    а) биология

    б) гигиена

     в) анатомия

4. Самые лучшие и верные друзья нашему  здоровью:

     а) солнце

     б) воздух

     в) вода    (слайд №4)

 

3. Кожа состоит из:

      а) потовых желёз

      б) костей

      в) сальных желёз

2. Скелет человека состоит из:    (слайд №5)

    а) черепа, позвоночника

    б) желудка, лёгких

    в) грудной клетки, костей рук и ног  

1. Для того, чтобы скелет правильно

развивался нужно:

    а) ежедневно делать гимнастику

    б) кушать много сладостей

    в) следить за правильной осанкой.    (слайд №6)

- Проверяем. У кого так? Какая цифра  у вас получилась? (Цифра «четыре») Молодцы! Аплодисменты!   (слайд №7)

3. Изучение новой темы.

1) Введение  в тему.

- Сегодня мы завершаем работу по маршруту « Как мы передвигаемся». И для того, чтобы определить тему нашего урока, давайте проведём небольшую практическую работу.

2) Практическая работа №1.           

1. Прощупайте свои руки и ноги. Что находится под кожей кроме костей?

   (мягкие ткани – мышцы)

  -  Определите тему урока?  Правильно,  тема нашего урока «Мышцы». (слайд №8)

2. Обхватите ладонью левой руки правую руку выше локтя и быстро согните  правую руку. Что вы при этом ощущаете?  (Происходит  движение или сокращение мышц)

-  Ребята, мышцы приводят в движение кости тела. С помощью костей и мышц выполняются все движения человека. Поэтому они являются органами движения и образуют опорно-двигательную систему.

3) «А знаете ли вы?»      

 - А сейчас  про интересные факты расскажет ваша одноклассница:

А знаете ли вы, что:

что в теле человека более 600 мышц;

      что мышцы могут составлять 40% от веса тела;

что на лице работают более 40 мышц – это они позволяют нам гримасничать и придавать лицу различные выражения;

что смех сопровождается движением почти 20 лицевых мышц;

            что сердце – это особая мышца, которая сокращается помимо наших желаний.

                                                                                                        (слайд №9)

4) Работа с учебником.           (слайд №10)

-  А сейчас откройте учебники на странице 19 и прочитайте  первый и второй абзацы.

- С какими свойствами мышц вы познакомились?

   ( способность сокращаться и расслабляться)

5) Практическая работа №2 в паре.        (слайд №11) 

  1. Сантиметровой лентой измерь обхват руки выше локтя у соседа, а он пусть измерит у тебя. Результаты запишите в рабочей тетради (стр. 5).
  2. Сильно согните руку в локте и снова измерьте друг у друга обхват руки в том же месте. Результаты запишите (стр. 5).
  3. Сравните результаты, полученные при первом и втором измерениях. Объясните разницу в этих результатах.

Вывод: «При сокращении мышцы становятся короче и толще, а при расслаблении - длиннее и тоньше».       (слайд №12)

4.  Физминутка.      (слайд №13)

Движение – это здоровье,

Движение – это жизнь.

Не ленись – подтянись,

Руки набок, ноги врозь,

Три наклона вниз,

На четвертый поднимись.

Раз – направо, два – налево,

Приседанья каждый день

Прогоняют сон и лень.

5.  Вариативная часть.  «Как работают мышцы»   (слайд №14)

- Больше всего движений мы выполняем руками и ногами. Как происходят эти движения? А познакомят нас с этими движениями ребята нашего класса.

1 ученик:

« Мышца с помощью сухожилий одним концом прикрепляется к одной кости, а другим концом – к другой. Когда мышца сокращается, она тянет к себе кость, к которой прикреплена. При расслаблении этой мышцы кость возвращается в первоначальное положение. Попеременные сокращения и расслабления мышц приводят в движение те или иные кости».

2 ученик:

« В выполнении одного, даже самого простого, движения участвуют сразу несколько мышц. Так сокращение мышц, расположенных на передней стороне руки выше локтя (бицепса), вызывает сгибание руки в локте. Это мышцы – сгибатели».

3 ученик:

« Одновременно с сокращением этих мышц происходит расслабление мышцы, расположенной на задней стороне руки (трицепса). При сокращении этой мышцы рука разгибается в локте и выпрямляется. Эти мышцы – разгибатели. Первая группа мышц при этом, наоборот, расслабляется».

6. «Как укрепить мышцы». Практическая работа №3.

- От однообразной работы одни и те же мышцы устают. Давайте выясним, как же укрепить наши мышцы.

  1. Вытяни руки вперёд и подержи их некоторое время в этом положении. Что ты ощущаешь при этом? ( Напряжение) . Сколько времени ты можешь держать руки в таком положении?

  1. Сделай 10 приседаний подряд. Одинаковы ли твои ощущения после выполнения первого и последнего приседания. Объясни ответ.

       7. Работа с учебником   (слайд №15)

- Прочитайте текст на странице 21.

- При каких условиях мышцы сохраняют свою работоспособность долгое время?

  (если будут работать то одни, то другие мышцы -  по очереди)

 - Что нам помогает укрепить мышцы?

  (спорт, физический труд)

8.  Журнал «Если хочешь быть здоров».  (слайд №16)

- Сегодня на уроке мы начнём вести журнал «Если хочешь быть здоров». Послушайте   стихотворение.

Ни мороз мне не страшен, ни жара

Удивляются даже доктора,

Почему я не болею,

Почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора.

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водою из-под крана

Обливаюсь я каждый день.

-  Что же нужно делать каждый день? (Закаливать свой организм)  

-Какие существуют способы закаливания?   (слайд №17)

  • Обтирание 
  • Обливание
  • Воздушные ванны
  • Солнечные ванны
  • Купание в открытых водоёмах
  • Босохождение
  • Моржевание

- Послушайте ещё одно стихотворение.

Богатство не в золоте, добытом кровью,

Богатство и сила народа - здоровье.

Здоровье народа дороже всего.

Богатства земли не заменят его.

Здоровье не купит никто, не продаст,

Его берегите, как сердце, как глаз.      

- Объясните пословицу: «Здоровый нищий счастливее больного короля»                          (слайд №18)

9.  Итог урока .   (слайд №19)

  • Как называется ткань, покрывающая скелет человека?
  • С какими свойствами мышц мы познакомились?
  • Зачем нужно укреплять мышцы?

10. Домашнее задание : ( творческого характера по выбору) (слайд №20)

      1) с. 19-21;

2) кроссворд на тему « Части тела» ;

3) загадки на тему : « Части тела».

11. Рефлексия . (слайд №21)

      -Хотелось бы закончить урок нашим девизом:

                «В здоровом теле – здоровый дух».                                 (слайд №22)

- Ребята, огромное спасибо вам за работу на уроке! ( оценить детей) Урок окончен. (слайд №23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...