Тема конспекта: «Чудеса Республики Коми»
план-конспект по окружающему миру

Хозяинова Елена Фёдоровна

план-конспект внеурочного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hozyainova_332_chudesa_rk_19.11.20.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта
внеклассного занятия по окружающему миру

Тема: «Чудеса Республики Коми»

Составила студентка 332 группы

Хозяинова Елена

Дата проведения занятия: 19.11.2020

ФИО преподавателя-консультанта:

Фотиева Светлана Владимировна

Допущена к проведению внеклассного занятия:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                        _____________________ дата _______

                                                  (Подпись учителя)            

                                                                                       

Цель внеклассного занятия: 

Содержательная: рассмотреть некоторые достопримечательности, интересные места Республики Коми.

Деятельностная: создать условия для формирования УУД

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Умеют высказывать собственное мнение.
  • Проявляют интерес к малой родине.
  • Уважительно относятся к высказываниям одноклассников.
  • Выполняют самооценку собственной деятельности
  • Высказывают собственное мнение

Познавательные:

  • Извлекают информацию из иллюстраций, текстов.
  • Проводят анализ языкового материала.

Регулятивные:

  • Участвуют в формулировании темы и задач занятия.
  • Отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Коммуникативные:

  • Умеют строить речевое высказывание в устной форме

Оборудование:

У учителя: презентация, карточки с заданиями, карта автомобильных дорог РК.

У учащихся: карта РК (А6)

Образовательные ресурсы:

http://www.tomovl.ru/painting.htmhttps://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/07/proekt-po-teme-moya-malaya-rodina-respublika-komi 

http://www.tomovl.ru/painting.htm

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приёмы

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности.

- Здравствуйте, Ребята, меня зовут Елена Фёдоровна. Садитесь.

- Ребята, продолжите предложение «Учеником быть интересно, потому что…».

- Действительно, учеником быть очень интересно, ведь каждый день вы получаете много новых интересных и полезных знаний и умений.

- А чем полезно занятие окружающего мира?

- На занятиях окружающего мира мы тоже постоянно открываем что-то новое для себя

- А что нам нужно помнить, чтобы наше занятие было интересным и познавательным? Какие же правила нам нужно соблюдать на занятии?

- Поднимите руку те, кто будет соблюдать эти правила?

Поднимают руки.

Приветствуют учителя.

-Учеником быть интересно, потому что узнаем много нового и интересного, полезного.

- Нужно слушать внимательно учителя и товарищей, соблюдать тишину и не отвлекать остальных, при ответе поднимать руку.

«Продолжи фразу»

  1. Постановка темы и задач занятия.

- Ребята, давайте, прежде чем начать наше занятие, поиграем в игру «Верите ли вы?». У вас на партах карточки, на которых записаны вопросы по новой теме. В ячейке под вопросом ставите знак «+», если верите в это утверждение, знак «-», если не верите и знак «?», если не знаете.

Отвечаем индивидуально.

1

2

3

4

5

6

Вопросы:

  1. В Республике Коми есть город – призрак?
  2. Водопад Буредан - один из самых крупных водопадов Урала?
  3. Гора Народная- самая высокая гора мира?
  4. На горе Мань - Пупу - нер расположились восемь столбов выветривания?
  5. На берегу реки Ижмы есть необычный «сад камней»?
  6. В Республике Коми 2 заповедника

- Вы готовы? Обсудите свои ответы в парах.

- Назовите номера тех вопросов, где ваши мнения разошлись, где совпали, ответы на которые не знаете. (Названные номера вопросов, где мнения детей разошлись, учитель фиксирует на доске).

- Ребята, как вы думаете, почему во всех вопросах ваши мнения разошлись?

- Что мы должны узнать?

  1. В Республике Коми есть город – призрак. (+)
  2. Водопад Буредан - один из самых крупных водопадов Урала (+)
  3. Гора Народная- самая высокая гора мира. (-)
  4. На горе Мань - Пупу - нер расположились восемь столбов выветривания. (-)
  5. На берегу реки Ижмы есть необычный «сад камней». (+)
  6. В Республике Коми 2 заповедника. (-)

- Хорошо. Кто же сможет назвать тему нашего сегодняшнего занятия? (Тема появляется на доске)

- Потому что мы еще это не изучали, потому что еще не знаем точных ответов на эти вопросы.

- Чудеса Республики Коми

Прием ТРКМ «Верите ли вы?»

  1. Открытие нового знания

-ребята, сегодня мы совершим путешествие по чудесам Республики Коми. А чтобы увидеть все красоты нашего края, мы отправимся на большом суперскоростном автобусе. А что надо обязательно взять в автомобильное путешествие? Что надо, чтобы не потеряться и не запутаться в дорогах?

- правильно ребята, и у нас сегодня тоже есть карта автомобильных дорог РК, где мы будем отмечать места, в которых побываем. У каждого на столах географическая карта РК, а у меня она чуть больше и карта автомобильных дорог, чтобы мы не заблудились, будет висеть на доске.

- Готовы? Тогда поехали!

-карту

- вот мы едем по бесконечным дорогам Республик Коми, и вдруг перед нами следующая картина (на слайде картинки):

Небольшой, но очень необычный городок: Полуразрушенные дома, всё в снегу. Вот, есть дом культуры, есть железнодорожная станция, вот школа, а рядом детский сад. Но нет людей. Никого нет, даже сторожевые собаки не лают. Видно, давно сюда не заходили люди.

Какие чувства у вас вызывают эти картины?

- как вы считаете, что это за город?

- правильно, ребята, это город-призрак Хальмер-Ю - посёлок городского типа недалеко от г. Воркуты.

Тут когда-то давно жили шахтёры, военные, работала станция, и в целом о городке заботилась как мало о каком из даже северных посёлков. Здесь были ДК, школа, профилакторий, библиотека и кафе "Белые Ночи"; окрестная тундра лопалась от ягод и грибов. Единственным путём во внешний мир была железная дорога, но поэтому тут не было чужих, а стало быть и местные привыкли уходить, не запирая двери. Общий труд, общий быт, общий путь вовне - хальмерюнцы образовали маленькую, но очень цельную общность.

Но потом Шахта Хальмер-Ю оказалась убыточной (что значит убыточной?), поддержание далёкого посёлка и железной дороги слишком накладным, и городок начали расселять.

Давайте отметим на карте, и отправимся дальше в наше путешествие.

- страх, интерес, жалость.

-город-призрак

Отмечаем на карте место.

Вот мы едем-едем на нашем скоростном автобусе. И вдруг в автобус залетает газета, видно ветер ее порвал и все части порвались.

- ребята, давайте попробуем восстановить газету. Может тогда мы поймем, куда нам ехать дальше?

Чтобы выполнить такое сложное задание, давайте поработаем в парах. Умеем работать в парах? Напомните мне основные правила работы в парах?

Предложения:

  1. Гора Народная - это главная вершина Уральских гор, высшая точка всего Урала!
  2. Высота горы Народной 1895 метров.
  3. Эта вершина в горах Приполярного Урала удалена от населенных пунктов.
  4. Ее первооткрывателем считается А.Н. Алешков.
  5. Гора Народная находится на границе республики Коми и Ханты-Мансийского автономного округа.
  6. Расположена на территории национального парка «Югыд Ва».
  7. гора Народная была впервые исследована и описана лишь в 1927 году.
  8. Гору Народную окружают вершины, названные в честь ученых-геологов Карпинского и Дидковского.
  9. Рельеф в этой части Урала гористый, с отвесными склонами, глубокими ущельями.
  10. Даже летом тут царит холодная и переменчивая погода.
  11. Наиболее благоприятный период для походов – с июля по середину августа.
  12. Никакого жилья здесь нет и ночевать можно только в палатках.
  13. Ещё одна немаловажная особенность окрестностей Народной – целые тучи комаров, от которых спасает только защитная сетка на лицо и плотная одежда.
  14. Опасной может оказаться встреча с медведями, обитающими в лесах, но иногда выходящими к берегам рек.
  15. Природные пейзажи около Народной необычайно живописны, каждый, побывавший у её подножья и на вершине, восторженно отзывается о путешествии.

- И на самом деле, посмотрите, ребята, мы на самой высокой горе Урала! (видео)

Только хочу добавить, что название горы произошло от названия реки, которая протекает рядом, - Народа. Поэтому в названии горы ударение падает на первый слог – НАродная.

Давайте отметим на карте, и на этом наше путешествие не заканчивается.

- не перебивать, не ругаться, слушать напарника.

Отмечаем на карте место.

Работа в парах, «собери предложения».

Видеоролик.

- чтобы узнать, где мы очутимся на нашем супер автобусе буквально через пару минут, необходимо нам собрать пазл.

У вас на партах лежат карточки. Обратите внимание, что помимо самих частей пазла у вас есть и листочек, на котором мы собираем пазл. Работает каждый индивидуально. (у каждого есть пазл с одной итоговой картинкой, но разными частями).

- у всех получилась такая картинка, как на слайде? Посмотрите другие фотографии этих камней. Это гафедьские камни, которые находятся на берегу реки Ижмы.

- как вы думаете, откуда они взялись?

- Давайте отметим на карте, и на этом наше путешествие не заканчивается.

Собирают пазл.

Выдвигают свои предположения.

Пазл

-Хотите узнать, куда мы отправимся дальше? Вы сами сможете назвать это место. Для этого я вам буду давать подсказки.

  1. Находятся на территории Печоро-Илычского заповедника.
  2. . …… образовались за многие миллионы лет в результате выветривания Уральских гор. 
  3. Второе название — «Болвано-из» на языке Коми обозначает «Гора идолов»; отсюда народное название останцев — «Болваны».
  4. в 2008 году были признаны одним из семи чудес России.

- Правильно, это столбы выветривания.

В переводе с языка манси «маньпупунер» означает «Малая гора идолов». И дейсвтительно, всего этих останцев семь. Шесть столбов выстроились на ровном плато в ряд, а один стоит чуть в стороне. Их высота от 30 до 42 метров. Все они имеют причудливые очертания.

Давайте отметим на карте, и поедем дальше.

-да

-Отмечаем на карте.

Уточняющие вопросы

- а закончим мы наше путешествие, посетив сразу два места одновременно. Как мы это сделаем?

Для этого нам надо разделиться на две группы. Я вам дам текст про два места, которые находятся в нашей республике. Вам надо будет составить небольшое сообщение по плану, который выведен на слайд. Перед тем, как начнете работать, давайте вспомним правила работы в группе.

Хорошо. Посмотрите на слайд, прочитайте пункты. Что мы пишем в пункт название? Остальное по аналогии. Флора – растения, фауна – животный мир.

Читаем и выписываем. После этого все дети выходят и становятся в 2 круга друг другу лицом. Некоторое время они обмениваются информацией, после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру.

- полное название

- работа по текстам в группах

« Карусель»  

Возвращение к проблемной ситуации

- Ребята, сейчас, когда мы познакомились с темой «Чудеса природы Республики Коми» сможем ли мы правильно, одинаково ответить на вопросы в таблице, которую заполняли в начале занятия?

- давайте вспомним. Прочитайте первый вопрос.

- Какой ответ дадите теперь?

Аналогичная работа с остальными вопросами

-давайте отметим на карте наши последнее на сегодня места путешествия. И вернемся домой.

4.Рефлексия учебной деятельности на занятии.

- Ребята, посмотрите сейчас на слайд. Вы видите анкету. Сейчас по порядку прочитайте один из пунктов.

  1. На занятии я работал
  2. Своей работой на занятии я
  3. Занятие для меня показался
  4. За занятие я
  5. Материал занятия мне был

- Мы сегодня большие молодцы, мы объездили сегодня всю республику. Очень надеюсь, что когда-нибудь вы посетите хотя бы одно из тех мест, о которых мы сегодня говорили. Занятие окончено, ребята.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поле чудес" (тема "Моя республика Коми") презентация

Игру можно провести  на занятиях по краеведению, недели экологии.  Мероприятие носит познавательный характер. Участники игры разгадывают название самой высокой вершины Урала; животных, занес...

Праздник "Расцветай Коми земля" к 95-ти летию Республики Коми и 150-ти летию со дня рождения К. Жакова

На празднике участвовали ученики с 1 по 5 классы. Читали стихи о родной земле. Посмотрели презентацию о жизни К. Жакова. Дети танцевали,пели и отгадывали загадки....

Презентация к проектной работе по теме "Красная книга Республики Коми"

Данная работа была подготовлена учениками моего класса к районному конкурсу проектных и исследовательских работ. Презентацию выполнили Георгий Попов и его мама....

Проектная работа по теме "Красная книга Республики Коми"

Проектная работа была выполнена учениками нашего класса для районного конкурса проектных работ по предмету "Окружающий мир"....

Конспект открытого урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе по теме «Дикие животные республики Коми»

Урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Тип урока: комбинированный (с использованием технологии коррекционно-разв...

Карточки для проверки знания материала по теме "Полезные ископаемые республики Коми" 3 класс

Материал представляет собой разрезные карточки для проверки, например,  домашнего задания, по вариантам....

Конспект внеурочного занятия по окружающему миру. Тема"Республика Коми", 4 класс

Конспект внеурочного занятия по окружающему миру. Тема"Республика Коми", 4 класс...