Рабочая программа по окружающему миру.
рабочая программа по окружающему миру

Вера Викторовна Просекова

Рабочая программа по     окружающему миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа91.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Приложение к основной образовательной

программе основного общего образования

приказ от 07.07.2017 № 134-о

Рабочая программа

по             окружающему миру                     

(учебный предмет, уровень изучения)

                        1б класс                        

(класс)

                        66 часов                        

Составитель: Зеленская С.В., учитель начальных классов

Согласовано

протокол заседания методического объединения

от ____ 30.05.2018       № _________

Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

2018-2019 учебный год

г. Урай


Пояснительная записка

      Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

      Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» предназначена для преподавания в 1 классе и составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. №1577);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Примерной программы по учебному предмету «История» (Примерная ООП ООО, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
  • рабочей программы «Всеобщая история» к предметной линии учебников «Сферы».

Задачи изучения курса «Окружающий мир»:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  •  формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

В результате изучения литературного чтения в 1 классе:

Учащийся научится:

  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
  • приводить примеры народов России;
  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  • различать объекты и явления неживой и живой природы;
  • находить связи в природе, между природой и человеком;
  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;
  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
  • различать виды транспорта;
  • приводить примеры учреждений культуры и образования;
  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между  трудом людей различных профессий;
  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Учащийся получит возможность научиться:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

В соответствии с учебным планом на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе отведено 66 часов, из расчета 2 часа в неделю.

С целью определения степени освоения учащимися системы предметных и метапредметных знаний, умений в течение учебного года осуществляется текущий контроль успеваемости. Текущий контроль проводится в следующих формах: письменная форма контроля: тесты; устная форма контроля: пересказ текста.


Календарно - тематический план. 1б класс                                                          Учитель: Зеленская С.В.

№ п/п

Тема

Дата прохождения

Скорректированные

сроки

Тема 1. Введение – 1 час

Задавайте вопросы. Экскурсия.

01.09

Тема 2. Что и кто? – 20 часов

Что такое Родина?

06.09

Что мы знаем о народах России? Игра.

07.09

Что мы знаем о Москве?

13.09

Проект «Моя малая родина» Экскурсия.

14.09

Что у нас над головой?

20.09

Что у нас под ногами? Прогулка.

21.09

Что общего у разных растений?

27.09

Что растет на подоконнике? Прогулка.

28.09

Что растет на клумбе?

11.10

Что это за листья? Экскурсия.

12.10

Что такое хвоинки?

18.10

Кто такие насекомые? Игра.

19.10

Кто такие рыбы?

25.10

Кто такие птицы? Эстафета.

26.10

Кто такие звери?

01.11

Что нас окружает дома? Игра.

02.11

Что умеет компьютер?

08.11

Что вокруг нас может быть опасным?

09.11

На что похожа наша планета?

15.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»

16.11

Тема 3. Как, откуда и куда? – 12 часов

Как живет семья.  Проект «Моя семья»

29.11

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды.

30.11

Откуда в наш дом приходит электричество?

Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора.

06.12

Как путешествует письмо.

07.12

Куда текут реки?

Практическая работа. Приготовление «морской» воды.

13.12

Откуда берутся снег и лед?

Практическая работа. Изучение свойств снега и льда.

14.12

Как живут растения?

Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями.

20.12

Как живут животные?

21.12

Как зимой помочь птицам?

Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета.

27.12

Откуда берется и куда девается мусор?

28.12

Откуда в снежках грязь.

Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды.

10.01

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

11.01

Тема 4. Где и когда? - 11 часов

Когда учиться интересно?

12.01

Проект «Мой класс и моя школа»

17.01

Когда придет суббота?

18.01

Когда наступит лето?

24.01

Где живут белые медведи?

Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды

25.01

Где живут слоны?

Практическая работа. Определение на глобусе экватора.

31.01

Где зимуют птицы?

01.02

Когда появилась одежда?

07.02

Когда изобрели велосипед?

08.02

Когда ты станешь взрослым?

14.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

15.02

Тема 5. Почему и зачем? – 22 часа

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

21.02

Почему Луна бывает разной?

22.02

Почему идет дождь и дует ветер?

07.03

Почему звенит звонок?

Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков.

14.03

Почему радуга разноцветная?

15.03

Почему мы любим кошек и собак?

21.03

Проект «Наши домашние питомцы»

22.03

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

28.03

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

29.03

Зачем мы спим ночью?

04.04

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

05.04

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Практическая работа. Как правильно чистить зубы.

11.04

Зачем нам телефон и телевизор?

12.04

Зачем нужны автомобили?

18.04

Зачем нужны поезда?

19.04

Зачем строят корабли?

25.04

Зачем строят самолеты?

26.04

Почему в автомобиле  и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

10.05

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

16.05

Зачем люди осваивают космос?

17.05

Почему мы часто слышим слово «экология»?

23.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

24.05

Итого: 66 ч

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Приложение к основной образовательной

программе начального общего образования

приказ от 30.08.2018г. №399

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

        по окружающему миру         

             1в класс                

(класс)

                66 часа                

(количество часов)

Согласовано

протокол заседания методического совета

 от 29.08.2018г. №1

Согласовано

методист

_______________Е.С. Бабайлова

Введение

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

•        Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48);

•        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);

•        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373" Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования";

•        Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской « Об  утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993);

•        Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

•        Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №4(2015-2019г.г.);

•        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта 2014 года N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 5 июля 2017 года);

•        Программа развития школы «Наша новая школа 2020»;

•        Учебный план на 2017-2018 учебный год;

•        Положение о рабочей программе.

Цели курса:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

 Задачи курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

1.Планируемые результаты освоения  учебного предмета

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

Выпускник научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Знать:

  • название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;
  • государственную символику России;
  • государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь:

  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. 

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

2. Содержание учебного предмета

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

объяснять, как люди помогают друг другу жить;

называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

называть основные особенности каждого времени года.

оценивать правильность поведения людей в природе;

оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

1 класс 66 часов.   Введение

 Что такое Родина?

  Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине 

Что мы знаем о народах России?

   Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.

Что мы знаем о Москве?

   Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников.

Проект «Моя малая Родина»

   Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Что и кто?  

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда?  

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов  ухода  за  комнатными  растениями;   изготовление  простейшей кормушки для птиц.

                                 Где и когда?

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

       История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем?

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

        Почему  идет дождь  и  дует  ветер.  Роль дождя  и  ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).

Заключение

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

 

 

                                               Календарно - тематический план. 1б класс                    Учитель: Кузнецова О.И.                  

№ п/п

Тема

Дата прохождения

Скорректированные

сроки

                    Введение (1ч)

Игра "Придумай вопрос". Задавайте вопросы .

01.09

                     Что и кто?(20ч)

        Что такое Родина?

06.09

Игра "Города". Что мы знаем о народах России?

07.09

Что мы знаем о Москве?

13.09

Экскурсия.Проект «Моя малая родина».

14.09

Что у нас над головой?

20.09

Экскурсия. Что у нас под ногами?

21.09

Что общего у разных растений?.

27.09

Игра "Найди различие".Что растет на подоконнике?

28.09

Что растет на клумбе?

11.10

Экскурсия.Что это за листья?

12.10

Что такое хвоинки?  

18.10

Игра "Найди различие".Кто такие насекомые?

19.10

Кто такие рыбы?

25.10

Игра " Определи по признакам".Кто такие птицы?

26.10

Кто такие звери?

01.11

Игра "Найди предмет"Что нас окружает дома?

02.11

Что умеет компьютер?

08.11

Что вокруг нас может быть опасным?

09.11

На что похожа наша планета?

15.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»

16.11

                     Как, откуда и куда?   (12ч)

Как живет семья. Проект «Моя семья»

29.11

Откуда в наш дом приходит вода и куда онауходит?

Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды.

30.11

Откуда в наш дом приходит электричество?

Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора.

06.12

Как путешествует письмо.

07.12

Куда текут реки?

Практическая работа. Приготовление «морской» воды.

13.12

Откуда берутся снег и лед?

Практическая работа. Изучение свойств снега и льда.

14.12

Как живут растения?

Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями.

20.12

Как живут животные?

21.12

Как зимой помочь птицам?

Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета.

27.12

Откуда берется и куда девается мусор?

Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов.

28.12

Откуда в снежках грязь.

Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды.

10.01

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

11.01

Где и когда?    (11ч)

Когда учиться интересно?

17.01

Проект «Мой класс и моя школа»

18.01

Когда придет суббота?

24.01

Когда наступит лето?

25.01

Где живут белые медведи?

Практическая работа.

Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды

31.01

Где живут слоны?

Практическая работа.

Определение на глобусе экватора.

01.02

Где зимуют птицы?

07.02

Когда появилась одежда?

08.02

Когда изобрели велосипед?

14.02

Когда ты станешь взрослым?

15.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

21.02

                Почему и зачем?   (22ч)

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

22.02

Почему Луна бывает разной?

07.03

Почему идет дождь и дует ветер?

14.03

Почему звенит звонок?

Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков.

15.03

Почему радуга разноцветная?

21.03

Почему мы любим кошек и собак?

22.03

Проект «Наши домашние питомцы»

28.03

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

29.03

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

04.04

Зачем мы спим ночью?

05.04

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

11.04

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Практическая работа.

Как правильно чистить зубы.

12.04

Зачем нам телефон и телевизор?

18.04

Зачем нужны автомобили?

19.04

Зачем нужны поезда?

25.04

Зачем строят корабли?

26.04

Зачем строят самолеты?

10.05

Почему в автомобиле  и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

16.05

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

17.05

Зачем люди осваивают космос?

23.05

Почему мы часто слышим слово «экология»?

24.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

30.05

Итого: 66ч.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по            окружающему миру        

(учебный предмет, уровень изучения)

           2 «Б»класс        

(класс)

           68 часов        

(количество часов)

Составитель: Просекова В.В...,

учитель начальных классов

Согласовано

протокол заседания методического совета

от 29.09.2018г.  № 1

Согласовано  методист

______________Е.С. Бабайлова

2018-2019 уч. г.

Урай

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образованияПримерной основной образовательной программы  начального общего образования, учебно-методического комплекса (УМК) «Школа России». Обучение осуществляется  в соответствии с учебником  «Окружающий мир» 2 класс Плешаков А.А.

Предмет «Окружающий мир» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета  соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.  Окружающий мир является для младших школьников значимой частью всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник." (И.С. Тургенев).

Изучение окружающего мира в начальных классах – первоначальный этап системы обществознания и естествознания, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Курс окружающего мира направлен на достижение следующих целей:

-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Окружающий мир» основных задач образовательной области «Обществознания и естествознания»:

  • формирование первоначальных представлений о многообразии  и целостности мира;
  • развитие уважения к миру;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  •  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  •  формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе мироустройства;
  •  формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к природе, стремления совершенствовать окружающий мир.

Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане.

На изучение окружающего мира во втором  классе в учебном плане школы отводится 68 часов  в год, 34 недели, 2 учебных часа в неделю.

  С целью определения степени освоения обучающимися системы предметных и метапредметных знаний, умений в течение учебного года осуществляется текущий контроль успеваемости. Текущий контроль проводится в следующих формах: письменная форма контроля: создание и редактирование электронных документов, создание графических схем, выполнение стандартизованных тестов и др.;

   С целью определения степени освоения учебного материала за учебный год проводится промежуточная аттестация (с 10-25 мая)

Календарно-тематический план по окружающему миру.  Учитель: Просекова В.В.

Номер

урока

Наименования разделов, тем

Дата прохождения

Скорректированные сроки

прохождения программы

Раздел 1. Где мы живём? - 4 часа

Родная страна.

4.09

Город и село. Проект № 1  «Родной город (село)».

5.09

Природа и рукотворный мир.

11.09

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

12.09

Раздел 2. Природа – 20 часов

Неживая и живая природа. Практическая работа №1

18.09

Явления природы. Практическая работа «Измерение температуры».

19.09

Что такое погода.

25.09

В гости к осени (экскурсия).

26.09

В гости к осени (урок).

2.10

Звёздное небо.

9.10

Заглянем в кладовые земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами».

10.10

Про воздух и про воду.  Опыт №1.

16.10

Про воздух и про воду. Опыт №2.

17.10

Какие бывают растения Практическая работа №3. «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

23.10

Какие бывают животные.

24.10

Невидимые нити.

30.10

Дикорастущие и культурные растения Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

31.10

Дикие и домашние животные.

6.11

Комнатные растения Практическая работа «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

7.11

Животные живого уголка.

13.11

Про кошек и собак.

14.11

Красная книга.

27.11

Будь природе другом. Проект№ 2

«Красная книга, или возьмём под защиту».

28.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

4.12

Раздел 3. Жизнь города и села – 10 часов

Что такое экономика.

5.12

Из чего что сделано. Практическая работа.

11.12

Как построить дом.

12.12

Какой бывает транспорт.

18.12

Культура и образование.

19.12

Все профессии важны. Проект № 3 «Профессии».

25.12

В гости к зиме (экскурсия).

26.12

В гости к зиме (урок).

09.01

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

15.01

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии»

16.01

Раздел 4. «Здоровье и безопасность» – 9 часов

Строение тела человека.

22.01

Если хочешь быть здоров.

23.01

Берегись автомобиля!

29.01

Школа пешехода.

30.01

Домашние опасности.

05.02

Пожар.

06.02

На воде и в лесу.

12.02

Опасные незнакомцы.

13.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

19.02

Раздел 5. Общение – 7 часов

Наша дружная семья.

20.02

Проект № 4 «Родословная».

05.03

В школе.

06.03

Правила вежливости.

12.03

Ты и твои друзья.

13.03

Мы – зрители и пассажиры.

19.03

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

20.03

Раздел 6. Путешествия – 18 часов.

Посмотри вокруг.

26.03

Ориентирование на местности.  Практическая работа.

27.03

Ориентирование на местности.  Практическая работа.

02.04

Формы земной поверхности.

03.04

Водные богатства. Практическая работа.

09.04

В гости к весне (экскурсия).

10.04

В гости к весне (урок).

16.04

Россия на карте.

17.04

Проект № 5 «Города России».

23.04

Путешествие по Москве.

24.04

Московский Кремль.

07.05

Город на Неве.

08.05

Путешествие по планете.

14.05

Путешествие по материкам.

15.05

Страны мира.Проект № 6  «Страны мира».

21.05

Итоговая проверочная работа (ПА)

22.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

28.05

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

29.05

Итого: 68ч.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по            окружающему миру        

(учебный предмет, уровень изучения)

           2 «В»класс        

(класс)

           68 часов        

(количество часов)

Составитель: Васильева Р.Н.,

учитель начальных классов

Согласовано

протокол заседания методического совета

от 29.09.2018г.  № 1

Согласовано  методист

______________Е.С. Бабайлова

2018-2019 уч. г.

Урай

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образованияПримерной основной образовательной программы  начального общего образования, учебно-методического комплекса (УМК) «Школа России». Обучение осуществляется  в соответствии с учебником  «Окружающий мир» 2 класс Плешаков А.А.

Предмет «Окружающий мир» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета  соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.  Окружающий мир является для младших школьников значимой частью всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник." (И.С. Тургенев).

Изучение окружающего мира в начальных классах – первоначальный этап системы обществознания и естествознания, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Курс окружающего мира направлен на достижение следующих целей:

-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Окружающий мир» основных задач образовательной области «Обществознания и естествознания»:

  • формирование первоначальных представлений о многообразии  и целостности мира;
  • развитие уважения к миру;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  •  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  •  формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе мироустройства;
  •  формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к природе, стремления совершенствовать окружающий мир.

Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане.

На изучение окружающего мира во втором  классе в учебном плане школы отводится 68 часов  в год, 34 недели, 2 учебных часа в неделю.

  С целью определения степени освоения обучающимися системы предметных и метапредметных знаний, умений в течение учебного года осуществляется текущий контроль успеваемости. Текущий контроль проводится в следующих формах: письменная форма контроля: создание и редактирование электронных документов, создание графических схем, выполнение стандартизованных тестов и др.;

   С целью определения степени освоения учебного материала за учебный год проводится промежуточная аттестация (с 10-25 мая).

Календарно-тематический план по окружающему миру.  Учитель: Васильева Р.Н.

Номер

урока

Наименования разделов, тем

Дата прохождения

Скорректированные сроки

прохождения программы

Раздел 1. Где мы живём? - 4 часа

Родная страна.

4.09

Город и село. Проект № 1  «Родной город (село)».

5.09

Природа и рукотворный мир.

11.09

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

12.09

Раздел 2. Природа – 20 часов

Неживая и живая природа. Практическая работа №1

18.09

Явления природы. Практическая работа «Измерение температуры».

19.09

Что такое погода.

25.09

В гости к осени (экскурсия).

26.09

В гости к осени (урок).

2.10

Звёздное небо.

9.10

Заглянем в кладовые земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами».

10.10

Про воздух и про воду.  Опыт №1.

16.10

Про воздух и про воду. Опыт №2.

17.10

Какие бывают растения Практическая работа №3. «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

23.10

Какие бывают животные.

24.10

Невидимые нити.

30.10

Дикорастущие и культурные растения Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

31.10

Дикие и домашние животные.

6.11

Комнатные растения Практическая работа «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

7.11

Животные живого уголка.

13.11

Про кошек и собак.

14.11

Красная книга.

27.11

Будь природе другом. Проект№ 2

«Красная книга, или возьмём под защиту».

28.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

4.12

Раздел 3. Жизнь города и села – 10 часов

Что такое экономика.

5.12

Из чего что сделано. Практическая работа.

11.12

Как построить дом.

12.12

Какой бывает транспорт.

18.12

Культура и образование.

19.12

Все профессии важны. Проект № 3 «Профессии».

25.12

В гости к зиме (экскурсия).

26.12

В гости к зиме (урок).

09.01

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

15.01

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии»

16.01

Раздел 4. «Здоровье и безопасность» – 9 часов

Строение тела человека.

22.01

Если хочешь быть здоров.

23.01

Берегись автомобиля!

29.01

Школа пешехода.

30.01

Домашние опасности.

05.02

Пожар.

06.02

На воде и в лесу.

12.02

Опасные незнакомцы.

13.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

19.02

Раздел 5. Общение – 7 часов

Наша дружная семья.

20.02

Проект № 4 «Родословная».

05.03

В школе.

06.03

Правила вежливости.

12.03

Ты и твои друзья.

13.03

Мы – зрители и пассажиры.

19.03

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

20.03

Раздел 6. Путешествия – 18 часов.

Посмотри вокруг.

26.03

Ориентирование на местности.  Практическая работа.

27.03

Ориентирование на местности.  Практическая работа.

02.04

Формы земной поверхности.

03.04

Водные богатства. Практическая работа.

09.04

В гости к весне (экскурсия).

10.04

В гости к весне (урок).

16.04

Россия на карте.

17.04

Проект № 5 «Города России».

23.04

Путешествие по Москве.

24.04

Московский Кремль.

07.05

Город на Неве.

08.05

Путешествие по планете.

14.05

Путешествие по материкам.

15.05

Страны мира.Проект № 6  «Страны мира».

21.05

Итоговая проверочная работа (ПА)

22.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

28.05

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

29.05

Итого: 68ч.

Результаты изучения предмета

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
  • строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

Оценивание знаний младших школьников проводится в соответствии с требованиями, указанными в методическом письме МОиН РФ "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" (№ 1561/14-15, от 19.11.98 г.)

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

2 класс

Экскурсии:

Что нас окружает?

Живая и неживая природа.

Осенние изменения в природе.

Зимние изменения в природе.

Знакомство с достопримечательностями родного города.

Весенние изменения в природе.

Формы земной поверхности родного края.

Водоёмы родного края.

Практические работы:

Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

Знакомство с горными породами и минералами.

Свойства воды.

Распознавание деревьев, кустарников и трав.

Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.

Приёмы ухода за комнатными растениями.

Отработка правил перехода улицы.

Отработка основных правил этикета.

Определение сторон горизонта по компасу.

Основные приемы чтения карты.

Контрольных работ – 6 (по каждому разделу)

Содержательное и  методическое обеспечение  курса:

1.        Окружающий мир: учебник для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015.

2.        Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017.

3.        Окружающий мир. Тесты. Пособие для учащихся / А. А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2015.

4.        Плешаков, А. А. Тетрадь для проверочных работ «Проверим себя» / А. А Плешаков. – М.: Просвещение, 2015.

5.        Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас.- М.: Просвещение 2004.

6.        Окружающий мир. Рабочие программы А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

7.        Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / О.В.Казакова, Н.А. Сбоева. – М.: Вако, 2012.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и  культуры человеческого общества.

Средства обучения:

  • наглядные пособия:
  • натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  • гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
  • коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  • изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  • географические и исторические карты;
  • предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
  • мультимедийное оборудование
  •  компьютер
  •  медиапроектор
  •  DVD-проектор
  •  видеомагнитофон
  • средства фиксации окружающего мира
  • фото- и видеокамера
  •  Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
  • набор энциклопедий для младших школьников
  • измерительные приборы

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Окружающий мир 2 кл..- М.: Просвещение", 2016. Рекомендован Минобрнауки  РФ ФГОС, Плешаков А.А.
  2. А. А. Плешаков. «Просвещение»,2013. Окружающий мир. Тесты. 2 класс
  3. Зверев А.Т. Экологические игры. Москва: ОНИКС
  4. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. Ростов-на-Дону: Учитель
  5. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития
  6. Занимательное природоведение. Сост. Васильев Ю.Р. Москва: Омега
  7. Примерные программы начального общего образования.  – М.: Просвещение, (Стандарты второго поколения)

Печатные пособия

  1. Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
  2. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Информационно-коммуникативные средства

           Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (СД)

Мультимедийные средства, используемые учителем для демонстрации на уроках:

  1. CD-диск Аудиоэнциклопедия «Певчие птицы».
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
  4. CD-диск Природа России
  5. CD-диск Тайны времени и пространства

Образовательные Интернет-порталы

1. Сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.mon.gov.ru

2. Сайт Рособразования

http://www.ed.gov.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования

http://www.ndce.edu.ru 

6. Школьный портал

http://www.portalschool.ru 

7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru 

8. Российский портал открытого образования

http://www.opennet.edu.ru 

9.Сайты для всех учителей-предметников Бесплатный школьный портал «ПроШколу.ру - все школы России» http://www.proshkolu.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...