Рабочая программа по окружающему миру 4 б, в класс
рабочая программа по окружающему миру

Вера Викторовна Просекова

Рабочая программа по окружающему миру 4 б, в  класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа38.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Приложение к основной образовательной

программе основного общего образования

приказ от 07.07.2017 № 134-о

Рабочая программа

по           окружающему миру

(учебный предмет, уровень изучения)

4 б, в  класс

(класс)

132 часа

Составитель: Просекова В.В.,

Васильева Р.Н.

 учитель начальных классов

Согласовано

протокол заседания методического объединения

от ____ 30.05.2018       № _________

                                 Согласовано  методист                   _______________Е.С. Бабайлова

2020-2021 учебный год

г. Урай


Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373" Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования";
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской «Об  утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №4(2015-2019г.г.);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта 2014 года N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 5 июля 2017 года);

Цели курса:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи курса:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметые

Регулятивные УУД

  • самостоятельно  формулировать  цель   урока  после   предварительного обсуждения;
  • уметь   с  помощью учителя  анализировать  предложенное задание,  отделять известное и  неизвестное;
  • уметь   совместно  с  учителем выявлять  и  формулировать  учебную  проблему;
  • под   контролем  учителя  выполнять  пробные  поисковые  действия  (упражнения)  для   выявления   оптимального  решения  проблемы (задачи);
  • выполнять  задание  по  составленному  под  контролем  учителя плану, сверять свои  действия с ним;
  • осуществлять  текущий  в   точности  выполнения   технологических  операций  (с  помощью  простых  и  сложных  по  конфигурации   шаблонов)  итоговый контроль  общего    качества  выполненного  задания.

Средством   формирования    этих    действий   служит   соблюдение  технологии продуктивной художественно-творческой деятельности; в  диалоге с  учителем учиться  вырабатывать  критерии  оценки и  определять степень успешности выполнения  своей  работы и  работы  всех, исходя из  имеющихся критериев; соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителей словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация ит.д.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования  этих   действий  служат  учебный  материал  и  задания  учебника,  нацеленные  на  развитие умения чувствовать значение предметов материального мира.

Коммуникативные УУД

  • донести  свою   позицию  до  других:  оформлять  свои   мысли  в устной  и  письменной  речи    с  учётом  своих    учебных  и  жизненных речевых ситуаций;
  • донести  свою   позицию  до  других:  высказывать  свою   точку зрения и  пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать  других,  пытаться  принимать  другую  точку  зрения, быть  готовым изменить свою  точку зрения.

Средством  формирования    этих    действий  служит  соблюдение технологии  проблемного  диалога  (побуждающий  и   подводящий диалог).

  • уметь   сотрудничать,  выполняя  различные  роли   в  группе,  в совместном решении  проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к  позиции другого, пытаться договариваться.

Средством  формирования   этих   действий  служит  организация работы в малых группах.

Предметные

Знать/понимать:

  • Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи, времен года;
  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России;
  • особенности природы своего края;
  • исторические эпохи: первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, новейшее время;
  • важнейшие события и великие люди отечественной истории;
  • государственную символику и праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
  • название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
  • государственную символику России;
  • государственные праздники.
  • основные свойства воздуха, воды;
  • условия, необходимые для жизни живого существа;
  • правила охраны и укрепления здоровья;
  • правила дорожного движения.

Уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать полезные ископаемые, растения и животных своего края;
  • проводит наблюдения природных тел и явлений;
  • приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительной литературы сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний;
  • определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
  • различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России.

Использовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • оценки деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определения причин отрицательных изменений в природе, определения необходимых мер по охране природы, вариантов личного участия в сохранении природного окружения;
  • использовать термометр для измерения температуры воздуха;
  • устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
  • применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
  • выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
  • рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
  • и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

Номер

урока

Наименования разделов, тем

Дата прохождения

Скорректированные сроки

прохождения программы

        Земля и человечество  (9 часов)

1

Мир глазами астронома.

01.09

2

Планеты Солнечной системы.

02.09

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

08.09

4

Мир глазами географа.

09.09

5

Мир глазами историка

15.09

6

Когда и где?

16.09

7

Мир глазами эколога

22.09

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Всемирное наследие

23.09

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

 Обобщение по разделу «Земля и человечество»

29.09

        Природа России (11 часов)

10

Равнины и горы России..

30.09

11

Моря, озёра и реки России.

06.10

(07-11.10 каникулы)

12

Природные зоны России.

13.10

13

Зона арктических пустынь.

14.10

14

Тундра.

20.10

15

Леса России.

21.10

Каникулы из-за короновируса  

26.10-08.11.2020г

16

Лес и человек.

27.10.

17

Зона степей.

28.10.

18

 Пустыни.

03.11

19

 У Чёрного моря.

04.11

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природные зоны России». Обобщающий урок-игра.

10.11

        Родной край – часть большой страны (12 часов)

21

Наш край.

11.11

(16-22.11.каникулы)

22

Поверхность нашего края.

24.11

23

Водные богатства нашего края.

25.11

24

Наши подземные богатства.

01.12

25

Земля – кормилица.

02.12

26

Жизнь леса.

08.12

28

Жизнь луга.

09.12

29

Жизнь в пресных водах.

15.12

30

Растениеводство в нашем крае.

16.12

32

Животноводство в нашем крае.

22.12

31

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край-часть большой страны».

23.12

32

Презентация проектов.

29.12

        Страницы Всемирной истории (5 часов)

33

Начало истории человечества.

30.12

(01.01-10.01 каникулы)

34

Мир древности: далёкий и близкий.

12.01

35

Средние века: время рыцарей и замков.

13.01

36

Новое время: встреча Европы и Америки.

19.01

37

Новейшее время: история продолжается сегодня.

20.01

                           Страницы истории России (19 часов)

38

Жизнь древних славян

26.01

39

Во времена Древней Руси.

27.01

40

Страна городов.

02.02

41

Из книжной сокровищницы Древней Руси .

03.02

42

Трудные времена на Русской земле .

09.02

43

Русь расправляет крылья.

10.02

44

Куликовская битва.

16.02

45

Иван Третий.

17.02

(22.02-28.02 каникулы)

46

Мастера печатных дел.

19.03

47

Патриоты России.

02.03

48

Пётр Великий.

03.03

49

Михаил Васильевич Ломоносов.

09.03

50

Екатерина Великая.

10.03

51

Отечественная война 1812 года.

16.03

52

Страницы истории XIX века .

17.03

53

Россия вступает в XX век.

23.03

54

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

24.03

55

Великая Отечественная война и великая Победа.

30.03

56

Страна, открывшая путь в космос.

31.03

        Современная Россия (11 часов)

57

Основной закон России и права человека.

06.04

58

Мы – граждане России.

07.04

59

Славные символы России.

13.04

(14.04-18.04 каникулы)

60

Такие разные праздники. 

20.04

61

Путешествие по России(по Волге, по югу России).

21.04

62

Путешествие по Дольнему Востоку.

27.04

63

Путешествие по Уралу.

28.04

64

Путешествие по Сибири.

04.05

65

Путешествие по Северу Европейской части России.

05.05

67

Путешествие по Северу Европейской части России.

11.05

68

Повторение изученного.

12.05

Итого: 68ч

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                                          Календарно-тематический план. 4-б,в класс                                                         учитель: Просекова В.В., Васильева Р.Н..

Содержательное и  методическое обеспечение  курса:

1.        Окружающий мир: учебник для 1 -4 классов  нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015.

2.        Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 1-4 классов «Окружающий мир» / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017.

3.        Окружающий мир. Тесты. Пособие для учащихся / А. А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2015.

4.        Плешаков, А. А. Тетрадь для проверочных работ «Проверим себя» / А. А Плешаков. – М.: Просвещение, 2015.

5.        Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас.- М.: Просвещение 2004.

6.        Окружающий мир. Рабочие программы А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

7.        Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / О.В.Казакова, Н.А. Сбоева. – М.: Вако, 2012.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и  культуры человеческого общества.

Средства обучения:

  • наглядные пособия:
  • натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  • гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
  • коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  • изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  • географические и исторические карты;
  • предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
  • мультимедийное оборудование
  •  компьютер
  •  медиапроектор
  •  DVD-проектор
  •  видеомагнитофон
  • средства фиксации окружающего мира
  • фото- и видеокамера
  •  Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
  • набор энциклопедий для младших школьников
  • измерительные приборы

Печатные пособия

  1. Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
  2. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Информационно-коммуникативные средства

           Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (СД)

Мультимедийные средства, используемые учителем для демонстрации на уроках:

  1. CD-диск Аудиоэнциклопедия «Певчие птицы».
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
  4. CD-диск Природа России
  5. CD-диск Тайны времени и пространства

Образовательные Интернет-порталы

1. Сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.mon.gov.ru

2. Сайт Рособразования

http://www.ed.gov.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования

http://www.ndce.edu.ru 

6. Школьный портал

http://www.portalschool.ru 

7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru 

8. Российский портал открытого образования

http://www.opennet.edu.ru 

9.Сайты для всех учителей-предметников Бесплатный школьный портал «ПроШколу.ру - все школы России» http://www.proshkolu.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...