Урок-обобщение по окружающему миру "Организм человека"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Полчанинова Светлана Леонидовна

Это заключительный урок в разделе "Человек- живое существо". Урок построен таким образом, что позволяет ученикам обобщить и систематизировать полученные знания об организме человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_organizm_cheloveka_obobshchenie.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру 4 класс УМК «Начальная школа XXIв.»

Урок-обобщение «Организм человека»

Цель: обобщить и систематизировать знания об организме человека, знания о правилах здорового образа жизни.

Планируемые предметные результаты освоения материала:

  • характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
  • рассказывать о системах органов организма человека, их строении и работе; объяснять значения понятий;
  • понимать взаимосвязь систем органов организма человека;
  • выполнять основные правила личной гигиены

Личностные результаты освоения материала:

  • выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;

Планируемые метапредметные результаты освоения материала: 

Регулятивные:

  • учащиеся научатся понимать цель познавательной деятельности;
  • учащиеся научатся планировать свои действия при выполнении заданий, распределять роли в группе;

учащиеся научатся осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Познавательные:

  • учащиеся научатся находить необходимую информацию в книгах;
  • учащиеся научатся получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

Коммуникативные:

  • учащиеся научатся работать в паре и группе;
  • учащиеся научатся сотрудничеству с учителем и одноклассниками. 

Оборудование.

Для учителя:

Модель скелета и органов человека, плакаты по теме, задания для работы в группах и парах.

Ход урока.

1.Эмоциональное вхождение в урок.

На прошлом уроке мы говорили с вами о человеческих эмоциях. Вспомним, какие бывают эмоции.

Покажите мне радость, грусть, обиду, удивление.

С каким настроением вы начинаете урок. Нарисуйте на листиках и покажите мне!

Я очень надеюсь, что к концу урока у вас сохранится отличное настроение.

2. Актуализация знаний. Определение темы урока.

Предлагаю поработать в парах. Отгадать кроссворд и найти ключевое слово, которое нам поможет определить тему урока.

5

2

6

4

1

7

3

8

  1. Они образуют скелет.
  2. Главный орган дыхания.
  3. По ним, как оп проводам поступают сигналы от органов в головной и спинной мозг.
  4. Головной и спинной……
  5. Главный орган кровеносной системы.
  6. Воздухопроводящая трубка в горле.
  7. Тонкая и толстая……
  8. Они сокращаются и расслабляются, благодаря чему мы двигаемся.

Какое слово получилось? Как вы думаете, какая тема урока?

«ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА» (записываем в тетрадь)

В течение первой четверти мы подробно изучали работу человеческого организма.

А сегодня обобщим и систематизируем все, что узнали по этой теме.

3. Обсуждение  по теме урока:

Давайте вспомним, что мы изучали по этой теме и смогли  ли мы найти ответы на эти вопросы.

  • Узнали ли мы, почему наш организм работает чётко и слажено? (Он составляет единое целое и нервная система руководит работой всех органов и систем)
  • Что приказывает всем органам работать? (головной и спинной мозг)
  • Что такое внимание и память? (память – способность сохранять, а затем воспроизводить информацию, внимание- особенность выделять что-то в окружающем мире, отвлекаясь от всего другого.)
  • Можно ли управлять своими эмоциями? (Можно. Отвлечься, вспомнить о чем-нибудь приятном, рассказать близкому человеку о своих трудностях)
  • Узнали ли мы, какие системы органов обеспечивают жизнь человека и как человек воспринимает окружающий мир?  (Да)

Чтобы ответить на этот вопрос подробнее - поработаем в группах.

4. Работа в группах по вопросу  «Какие системы органов обеспечивают жизнь человека и как человек воспринимает окружающий мир?

Каждая группа получает задание, готовится 5 минут и отвечает.

Задания для групп.

1 группа.

Прочитайте текст и подготовьте рассказ для товарищей, опираясь на плакат.

Нервная система.

Спинной мозг, головной мозг, нервы – составляют нервную систему. Нервная система объединяет все части организма в единое целое и руководит его работой. Нервы соединяют головной и спинной мозг со всеми органами. По нервам поступают сигналы от органов в головной и спинной мозг. Головной мозг отвечает за зрение, речь, движение, дыхание, мышление и т.д. Спинной мозг отвечает ха движение.

2 группа.

Прочитайте текст и подготовьте рассказ для товарищей, опираясь на скелет.

Двигательная система.

Кости и мышцы составляют опорно- двигательную систему. Они являются опорой нашего тела и защищают внутренние органы от повреждений, позволяют совершать различные движения. В организме человека более 200костей и 600 мышц. Мышцы могут расслабляться и сокращаться. Благодаря этому свойству мышц мы можем двигаться.

3 группа.

Пищеварительная система.

Прочитайте текст и подготовьте рассказ для товарищей, опираясь на скелет.

Ротовая полость, язык, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, печень, тонкая кишка, толстая кишка – органы пищеварения. Благодаря пищеварительной системе организм человека получает из пищи нужные ему вещества. Печень – самый тяжёлый орган нашего тела.  Она весит 1,5кг. Длина тонкой кишки составляет 4м, а толстой кишки – 2м. В течение суток у человека вырабатывается  около 1л слюны и 2л желудочного сока.

4 группа.

Дыхательная система.

Прочитайте текст и подготовьте рассказ для товарищей, опираясь на скелет.

Главный орган дыхания у человека – лёгкие. При вдохе лёгкие расширяются и наполняются воздухом, богатым кислородом. При выдохе объём лёгких уменьшается и из них выходит воздух, наполненный углекислым газом. Прежде чем попасть в лёгкие, воздух проходит через носовую полость, где согревается очищается и увлажняется. Потом попадает в  гортань, трахею и бронхи. Легкие состоят из мельчайших крошечных пузырьков. Кислород из лёгочных пузырьков попадает в кровь и разносится по всему организму.

5 группа.

Кровеносная система.

Прочитайте текст и подготовьте рассказ для товарищей, опираясь на скелет.

Кровеносную систему составляют сердце, кровеносные сосуды, кровь. Сердце и кровь образуют замкнутую систему. Чтобы кровь могла двигаться по кровеносным сосудам, сердце постоянно сокращается. Кровь движется по сосудам: артериям и венам. По артериям кровь разносит питательные вещества и кислород, а по венам несёт углекислый газ и вредные вещества. Проходя через легкие, кровь отдаёт углекислый газ и обогащается кислородом. В детском организме 3 литра крови. У взрослого человека 5-6л крови.

6 группа.

Выделительная  система.

Прочитайте текст и подготовьте рассказ для товарищей, опираясь на скелет.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь – это органы выделения. С их помощью организм освобождается от ненужных для него веществ.  Почки – главный орган выделения. У человека две почки. Проходя через почки, кровь избавляется от вредных веществ и лишней воды. Через мочевой пузырь эта вода удаляется.

7 группа.

Органы чувств.

 Прочитайте текст и подготовьте рассказ для товарищей, опираясь на скелет.

Человек воспринимает окружающий мир с помощью пяти основных органов чувств. Это глаза(зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Сигнал от органов чувств по нервам передаётся в мозг. Он анализирует поступивший сигнал. У человека возникает соответствующее ощущение.

Физминутка.

 Раз подняться, потянуться,

Два согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка

На четыре – руки шире.

Пять – руками помохать.

Шесть – тихо сесть.

Игра на внимание: одно движение запретное. Его нельзя повторять.

Каждая группа выступает. Органы и системы показывают на скелете и плакатах. Ученики слушают, записывают в тетрадь название системы органов.

Подводим итоги.

Как вы думаете, для чего необходимо знать, как работает наш организм?

(Чтобы заботиться о нём, чтобы давать необходимые питательные вещества, чтобы быть здоровым)

5.  Повторение правил здорового образа жизни.

Какие общие правила здоровья вы можете назвать, чтобы все системы работали слажено?

Составим цветок здоровья.(рисунок и записи делаются в тетради)

Лепестки цветка: Правильно питаться. Гулять на свежем воздухе. Делать зарядку. Соблюдать режим дня. Проветривать помещение. Носить маски в общественных местах. Мыть руки с мылом.

Как вы думаете, при каком условии будут приносить пользу правила здоровья?

(Если их выполнять регулярно, каждый день)

6. Домашнее задание.

Повторить по теме «Организм человека», подготовиться к контрольной работе.

7. Вывод:

Какая тема урока была?

На какие вопросы мы смогли ответить?

Какие виды работ понравились?

Для чего необходимо знать, как работает организм человека?

8. Какое настроение у вас в конце урока. Что полезного для вас было на уроке?