Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему "Когда дом становится опасным"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Цуканова Ольга Евгеньевна

Конспект урока по окружающему миру

УМК «Начальная школа XXI века»; 4 класс

Тема урока: Когда дом становится опасным

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по ознакомлению с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противостоять  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx34.83 КБ
Файл okruzhayushchiy_mir.pptx63.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

УМК «Начальная школа XXI века»; 4 класс

Тема урока: Когда дом становится опасным

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по ознакомлению с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противостоять  

Задачи:

Предметные: содействовать формированию умений называть правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: способствовать формированию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; проявлять готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные задачи:  способствовать формированию УУД:

а) регулятивные – осознавать границы собственных знаний и умений по теме « Когда дом становится опасным»; формулировать тему, удерживать цель и задачи учебной деятельности; уметь самостоятельно решать проблемные задачи; контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания. 

б) познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; давать определение понятиям; владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; выделять необходимый материал из текста, устного рассказа; делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.

в) коммуникативные – взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре, в группе; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать грамматические нормы речи; воспринимать целостную картину безопасных норм поведения, и их соблюдения.

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» 4 класс, раздаточный материал

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

  1. мин

Проверяет готовность обучающихся к уроку;

Начинается урок.
Он пройдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять.

        Будем правильно считать.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Актуализация знаний

4 мин

– Прочитайте и объясните пословицы. (Ответы детей.)

Всякий дом хозяином держится.

Горе тому, у кого непорядки в дому.

-Какая  общая тема объединяет эти пословицы?

- Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Хотите узнать, какое горе может случиться с тем, у кого непорядки в дому?

Отвечают на вопросы

Работа по теме урока

12 мин.

- По содержанию учебника прочитайте тему урока на странице 76. Посмотрите, к какому разделу относится этот урок.

- Кто может назвать тему урока?

Работа в группах (в четвёрках)

- Давайте вспомним  правила работы в группе.

  • Говори в полголоса. Не кричи!
  • Поделись своим мнением.
  • Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы.
  • Выбери консультанта.

- Объединитесь в четвёрки.

- Просмотрите тексты, рисунки и задания на этих страницах. Обсудите в группе и предположите, о чем мы будем говорить сегодня, чем будем заниматься на уроке?

Проверка: ответы детей по группам.

  1. Мы с группой посовещались и предположили, что мы будем сегодня на уроке узнавать причины возникновения пожара.
  2. Мы будем читать  текст «Огонь - друг и враг».
  3. Совершим путешествие в прошлое в рубрике «Этот удивительный мир…»
  4. Прочитаем, как уберечь себя от ожогов и как пользоваться газовой плитой.  и  др.

- Опираясь на ваши рассуждения,  сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока?  Давайте внесём уточнение.

Тема  «Огонь – друг и враг»       (надпись на доску). 

Определение цели урока: 

- Опираясь на тему урока и ваши рассуждения,  поставьте  цель урока.

Проверка:  фронтальная. (Ответы детей) 

Цель: узнать о пользе огня и об опасностях, которые могут возникнуть при неправильном обращении с огнём. Выучить правила пожарной безопасности.

Составление плана урока:

- Что поможет в достижении цели?

- Давайте составим план работы в соответствии с заданиями учебника.

 (На доске записан план работы на уроке в произвольном порядке, обучающиеся составляют в определённой последовательности).

План работы:

  1. Причины возникновения пожара.
  2. Почему говорят «Огонь - друг и враг».
  3. Правила поведения при пожаре.
  4. Как уберечь себя от ожогов.
  5. Как пользоваться газовой плитой.
  6. Итог.

- Приступаем к выполнению первого пункта плана.

 1. Причины возникновения пожара. 

Цель: дать представление о причинах возникновения пожара .

Работа по учебнику (с. 76).

- Давайте обратимся к учебнику. Что показывает этот условный значок? (Обсудим вместе).

 - Прочитаем отрывок из стихотворения. Рассмотрим рисунки. Ответим на вопросы: «Какие причины возникновения пожара? Почему огонь может стать врагом?».

(Чтение отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Пожар».)

Проверка фронтальная  (Ответы детей на вопросы.)

Причины пожара:  

  1. Не играй со спичками и зажигалками.
  2. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.
  3. Не суши белье над плитой.
  4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, бенгальские огни дома.
  5. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
  6. Не разводи костер в лесу.
  7. Будь осторожен с газом.

Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)

- Приступаем к выполнению второго пункта плана.

2. Почему говорят: «Огонь – друг и враг».

 Цель: дать представление о пользе огня и об опасностях, которые могут возникнуть при неправильном обращении с огнём.

- Как  вы  думаете,  почему  произошла  эта  история?  Давайте  разбираться.

1.) Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг» ( стр.77:  1, 2 абзац)

2.) Сообщения  учащихся.

Презентация «Огонь – друг и враг».              

                                 Огонь – друг человека                                

     Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека.

Он: отапливает дома в холодное время года; помогает приготовить пищу; используется в производстве: при  плавке металлов, изготовлении стекла и стройматериалов, обжиге керамических изделий, в теплоэлектростанциях, при запуске ракет и многое другое. Огонь стал надёжным помощником людей.

                                Огонь – враг  человека                               

     Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли большие города, маленькие деревни, леса и всё живое.

Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждый час в огне погибает 1 человек, каждый третий погибший – ребёнок. 

 - Ребята, соблюдение правил пожарной безопасности поможет           государству сберечь сотни тысяч рублей, а также сберечь здоровье и жизнь людей.

       - Давний друг человека – огонь

Откуда он произошёл, ваше мнение?

(Ответы детей.)

- Давайте совершим экскурсию в прошлое и узнаем. Какая рубрика нам поможет? Найдите в учебнике.

3.) Рубрика «Этот удивительный мир…».

( Чтение текста на стр.79)                                                       

Рефлексия: - Как вы считаете, мы выполнили этот пункт плана? Коротко вывод. (Ответы детей.)

- Переходим к следующему пункту плана.

3. Составление правил поведения при пожаре.

1.) Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг».

           (стр.79; продолжение с 3-го абзаца)

У.: - Сначала мы дочитаем текст до конца, и узнаем первое правило:

1.Как нужно дышать, если кругом дым?

2.) Работа со словарём.

- Найдите в тексте выделенное слово. ( «удушье»)

- Как определить значение этого слова? (по словарю)

- Определите по толковому словарику, что оно значит (учебник стр.140).

Проверка. Объяснение  слова «удушье» по словарю.

3.) Формулировка  правил поведения при пожаре.

 - А теперь составим остальные правила поведения при пожаре.

Задание на стр. 78. Что показывает этот значок?

Работа в парах

- Составьте правила поведения. Используйте опорные слова в «Подсказке» на стр. 79. (Ответы детей в парах.)

 -Теперь мы сверим ваши ответы с учебником.   

Проверка:  Чтение вывода на стр.81 . 

- Если в доме возник пожар, а взрослых нет, сразу убегай.

- Выводи из горящего дома малышей.

- Никогда не прячься в горящем доме.

- Не пытайся тушить пожар самостоятельно.

- Зови на помощь.

- Звони по телефону 01.

Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)

Когда дом  становится опасным 

Раздел «Твоё здоровье».

Объединяются в четверки.

Отвечают на вопросы

- План работы.

Читают отрывок из стихотворения. Отвечают на вопросы.

Физкультминутка

1 мин

«Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).

  1. «Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы.

- Встали,  поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

  1. «Ленивые восьмёрки». Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

-  Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке).

  1. «Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).

Выполняют упражнения

Закрепление изученного материала

10  мин

- Какой следующий пункт плана нашей работы? 

4. Как уберечь себя от ожогов.

5. Как пользоваться газовой плитой.        

У.: -Хочу объединить эти два пункта плана и выполнить задание по вариантам.

1.Самостоятельная работа по учебнику.

 I вариант: с.79-80      (на доску)

II вариант: с.80-81      (на доску)

 - Прочитайте текст и запомните правила поведения.

У.: - Научите друг друга :  Как уберечь себя от ожогов.

                                               Как пользоваться газовой плитой.

Взаимопроверка в парах.

- А кто может научить меня? (Ответы детей по вариантам.)

I вариант.  

  • Проходя мимо кухонной плиты, не зацепись рукой за ручку сковороды или кастрюли.
  • Не снимай крышки с кастрюль, в которой кипит вода.
  • Не переноси кастрюли с горячей жидкостью.
  • Прежде чем принять ванну, проверь локтем, не слишком ли она горячая.
  • Открывая кран с водой, начинай с холодной, а потом постепенно добавляй горячую.

II вариант.

  • Прежде чем зажечь плиту, закрой на кухне окно.
  • Сначала зажги спичку, а затем открой газовую горелку.
  • Не накрывай кастрюлю крышкой.
  • Пока плита включена, не отвлекайся ни на какие другие дела.

Дополнительная информация: «Как действовать при ожогах».

 - Я тоже хочу вас научить:

  • Если получил небольшой ожог, надо подставить обожженное место под струю ледяной воды. 
  • Если на месте ожога оказался пузырь, его нельзя прокалывать, чтобы не занести инфекцию.
  • При обширных ожогах надо сохранить стерильность, обернуть больное место чистой тканью и доставить человека к врачу.

Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)

Отвечают на вопросы

Рефлексия

1 мин

Своей работой на уроке я:

- доволен

- не совсем доволен,

Я недоволен, потому что…

 Высказывают свое мнение.

Итог урока

1 мин

- А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

-Как вы считаете, мы достигаем цели?

-Давайте проверим, как вы можете использовать свои знания, полученные на уроке.

Работа над тестом.

1.)Обведи буквы правильных ответов.

1.Если  в  доме  возник  пожар:

в)  останься дома и попытайся потушить пожар;

с)  не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар. Срочно покинь   дом.

2.При  пожаре  звони:

не)   04;     же)   03;     ол)   02;      ог)   01.

3.Увидев  дым:

ром)  открой окна и проветри помещение;

нём)  немедленно покинь помещение.

4.Дыши  через:

ре)  сухую тряпку.

не)  мокрую тряпку;

5.Чтобы уберечь себя от ожогов, открывай  кран  с  водой :

шу)  холодной, а затем добавляй горячую воду;

му)  горячей, а затем добавляй холодную воду.

 6. Как пользоваться газовой плитой?  Сначала:

ти)  зажги спичку, а потом открой газовую горелку.

ба)  открой газовую горелку, а затем зажги спичку.

2.)Запиши буквы ответов в таблицу.  Прочитай.         

1 

2 

3 

4 

5 

6 

С 

ог 

  нём 

не 

шу 

ти! 

Отвечают на вопросы

Д/З

1 мин

Нарисовать рисунок на тему «Огонь – друг и враг».

Записывают в дневники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всякий дом хозяином держится. Горе тому, у кого непорядки в дому.

Слайд 2

Говори в полголоса. Не кричи! Поделись своим мнением. Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы. Выбери консультанта.

Слайд 3

План работы: Причины возникновения пожара. Почему говорят «Огонь - друг и враг». Правила поведения при пожаре. Как уберечь себя от ожогов. Как пользоваться газовой плитой. Итог.

Слайд 4

Причины пожара: Не играй со спичками и зажигалками. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы. Не суши белье над плитой. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, бенгальские огни дома. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Не разводи костер в лесу. Будь осторожен с газом.

Слайд 5

Огонь – друг человека Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека. Он: отапливает дома в холодное время года; помогает приготовить пищу; используется в производстве: при плавке металлов, изготовлении стекла и стройматериалов, обжиге керамических изделий, в теплоэлектростанциях, при запуске ракет и многое другое. Огонь стал надёжным помощником людей.

Слайд 6

Огонь – враг человека Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли большие города, маленькие деревни, леса и всё живое. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждый час в огне погибает 1 человек, каждый третий погибший – ребёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: Когда мы станем взрослыми?

Конспект урока в 1 классе на тему: Когда мы станем взрослыми? УМК Школа России...

Конспект урока по окружающему миру на тему "КОГДА МЫ СТАНЕМ ВЗРОСЛЫМИ?" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Цели: формировать представление о будущем, о том, каким будет мир; познакомить с профессиями взрослых; развивать представления о том, от кого зависит будущее нашей планеты....

Конспект урока по окружающему миру на тему "КОГДА МЫ СТАНЕМ ВЗРОСЛЫМИ?" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Цели: формировать представление о будущем, о том, каким будет мир; познакомить с профессиями взрослых; развивать представления о том, от кого зависит будущее нашей планеты....

Конспект урока по окружающему миру "Что вокруг нас может быть опасным?" Школа России 1 класс

Структура урока «Открытие нового знания» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: Что вокруг нас может быть опасным? Цели деятельности учителя: Научить детей видеть опасность со с...

Конспект урока по окружающему миру «Что вокруг нас может быть опасным?»

Конспект урока по окружающему миру «Что вокруг нас может быть опасным?»...

Конспект урока по окружающему миру "Что вокрунг нас может быть опасным"

Цель урока  создать условия для ознакомления с опасными предметами домашнего обихода и научить соблюдать осторожность при обращении с ними....