Конспект урока по окружающему миру: «Кто такие рыбы?».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру: «Кто такие рыбы?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_ryby.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира «Кто такие рыбы?»

Цель урока: Познакомиться с признаками и разнообразием рыб. Расширить понятийную базу учащихся за счёт включения в неё новых элементов (знакомство с признаками и разнообразием рыб) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с понятием кто такие рыбы, с их внешним строением.

Познакомить детей с признаками и разнообразием рыб.

Расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.

Продолжать формирование элементов экологической культуры.

Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа.

Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.

Развивать коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.

Ход урока:

Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

- Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.

  1. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

- А любите ли вы, ребята, отгадывать загадки?

- Наш друг Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки.

- Я буду загадывать вам загадки, а вы - отгадывайте.

1. На лужайке всё стрекочет,
Резво прыгает, хлопочет.
Цветом он, как огуречик...  
Как зовут его? .
..(Кузнечик)

  1. Кто на пасеке живёт,
    запасает летом мёд?
    Работяга так мала!
    Целый день в трудах... (Пчела) 

3. Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар!

Писклявый, маленький …(Комар)

4. Отгадайте-ка, ребятки,
Что за жук на нашей грядке:
Не вредитель, жук любезный,
Для растений он полезный.
Тлей проворно поедает,
Так растения спасает.
Что за жук-черноголовка?
Это - ...
  (Божья коровка)

  1. У реки, над камышами,
    Вот с та – а – а - акущими глазами,
    Зависает вертолёт.
    Пассажиров не берёт!
    И пропеллер... И глаза...

Да ведь это - ... (Стрекоза!) 

-Как можно назвать одним словом всех перечисленных животных? (Это насекомые)

- Кто такие насекомые? (Насекомые - животные, у которых 6 ног).

- Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет? (стало холодно, нет цветов)

Физкультминутка:

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

- Стрекоза долго кружилась над водой.

- Кого же она могла увидеть в воде? Отгадайте! 

 1. Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю.

2. В воде они живут,

Нет клюва,

А они «клюют».

3. Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

Вильнет хвостом туда-сюда –

И нет ее, и нет следа.

4. У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (РЫБЫ)

3.Постановка проблемного вопроса.

- Муравьишка – Вопросик говорит, что живет в лесу и не знает, кто такие рыбы.

- Ребята, может быть кто – то знает, по каким признакам можно отличить рыб от других животных? (Рыбы живут в воде, у большинства есть чешуя, есть плавники.)

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Кто такие рыбы?)(Слайд 8)

- Ребята, а где могут жить рыбы? (в водоемах: реках, озерах, морях, океанах)

- Как вы думаете, смогут ли жить рыбы в загрязненных водоемах? (нет, только в чистых)

- Мы должны помнить, что нельзя загрязнять водоемы – реки, пруды, озера, моря, океаны!

- Муравьишке Вопросику интересно: могут ли рыбы жить на суше? Как вы думаете? (Нет)

- А Муравьишка сомневается. Давайте подумаем, почему рыбы не могут жить на суше.

- А для этого - вместе с Муравьишкой рассмотрим рыбку в учебнике на с. 34

-Назовите части тела рыбы.

- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде.

Туловища рыб обтекаемы, чтобы было легче плавать.

Плавники и хвост помогают рыбам плавать.

Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.

Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок.

Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

- Под жаберной крышкой расположены жабры.

- Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры?

Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.

- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет)

- Что необходимо им для жизни? (ВОДА)

-Почему? (Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь)

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?

(Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде) - Молодцы!

Физкультминутка

Рыбки плавали, играли

В чистой, светленькой воде.

То нырнут, то вдруг всплывают,

То зароются в песке.

4. Исследовательская работа. 

- Мудрая Черепаха тоже приготовила для вас загадку. О ком она?

И у мамы, и у деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы).

- Какое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Правильно,монетки – это чешуйки).

- Тело рыбы покрыто чешуёй. 

Чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

5. Практическая работа.

- Поработаем парами.

-Возьмите листочки с силуэтом рыбы и простым карандашом по очереди попробуйте нарисовать рыбке чешую на туловище и хвосте. 

- У кого получилось – поднимите желтый смайлик!

- Молодцы!

- Назовите остальные части тела рыбы, которые у вас есть на столах.

- Соберите рыбку вместе со своим соседом и приклейте на лист бумаги. 

- У кого рыбка получилась – поднимите желтый смайлик!

6. Знакомство с речными и морскими рыбами.

- Давайте ещё раз вспомним, в каких водоемах могут жить рыбы? (в реках, морях и океанах)

Одни могут жить только в пресной воде – в озерах, прудах, речках. 

-А другие выбирают соленую воду в морях и океанах. (Слайд 17)

Муравьишке хочется проверить, знаете ли вы рыб? Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы их - отгадывать.

1. Под водою проплыла

Рыба с пастью, как пила.

Всех пугала эта злюка.

Кто она, скажите? (Щука

2. До чего ж его иголки

Велики и очень колки.

Что за рыба, словно еж?

Догадались? Это...  (ёрш) 

3. Он всем рыбам говорил:

- Я к зиме зароюсь в ил,

Буду спать в нем до весны

И смотреть цветные сны.

Я не хрюшка, ил – не грязь,

А зовут меня…(карась) 

4. На дворе зима ли, осень,

В глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Как лихие моряки. (Окуни.) 

5.На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом) 

У сома в отличие от других рыб тело не покрыто чешуёй, оно голое. Его защищает толстая кожа.

- По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан.

Он - хищник. 

- Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.

-Как вы думаете, где обитают все эти рыбы? (в реке)

-Итак, все названные рыбы – речные. Постараемся их запомнить.

- Ребята, а на берегу какой реки расположен наш город? (на реке Волге)

- Значит, каких рыб мы можем встретить в водах реки Волги?(речных)

- Кроме перечисленных рыб, в Волге водится Стерлядь - рыба, которая занесена в Красную книгу. 

-Кто знает, что это значит? (Показать ребятам том «Красной книги» - про рыб)

Стерлядь находится под охраной, ее ловля запрещена, потому что количество рыбы небольшое.

Физкультминутка

А теперь тихонько встали,

Быстро руки вверх подняли-

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

-Ну, а сейчас опустимся на дно моря.

- Я снова буду загадывать вам загадки, а вы - отгадывать.

1. Блещет в море чистом 
Спинкой серебристой.
 (Сельдь) 

2. Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,
Скажи, кто я такая?
 (Треска) 

3. Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - морской бандит
. (Акула) 

Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела, которая также, как у сома, не покрыта чешуёй.

В пасти акулы несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы

6. Итог урока.

- На какой вопрос мы отвечали сегодня на уроке? 

то такие рыбы? Как их отличить от других животных?)

- Так кто такие рыбы? 

(Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй)

- В каких водоемах могут жить рыбы? (в реках, морях, океанах)

- Каких речных рыб запомнили?

- Каких морских рыб запомнили?

-Вы очень хорошо работали. Молодцы!

7. Рефлексия

- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке.

Самооценка. 

- Возьмите карточки смайликов с разной мимикой и оцените свою работу на урокеhello_html_5be38cf7.gifhello_html_m15aa5957.gifhello_html_1fe85537.gif

  • Желтый смайлик: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки
  • Зеленый смайлик: если вы запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, но вам еще нужна помощь.
  • Красный смайлик: если на уроке вы не всё запомнили, и вам было трудно.

  1. - На память о рыбах – картинка. Раскрасьте её, чтобы ваши рыбки приплыли к нам на следующий урок. 

9. МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс

Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....

конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы" школа России ФГОС

сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся....

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы?"

Данный урок формирует у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями, знакомит с особенностями строения, с местами обитания....

План-конспект урока по окружающему миру «Что такое хвоинки?» УМК «Школа России» Класс: 1

Цель:         Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений,  научить  по  хвое  определять  породу  дерева.        ...

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы"

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы"...