"Космическое путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Ульнырова Ангелина Юрьевна

План-конспект внеурочного занятия по окружающему миру погрузит детей в мир космоса. Это увлекательное путешествие, которое дети совершат в группах, поможет им в игре освоить просторы космоса. Дети познакомятся с планетами Солнечной системы, их характеристиками, узнают новое об естественном спутнике Земли - Луне. В план-конспекте представлены разнообразные приемы работы, прописаны цель занятия, УУД. Единственное, что хочется отметить, так это то, что для проведения занятия необходимо подготовить презентацию, чтобы наглядно показать детям планеты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_puteshestvie.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

 Внеурочного занятия

Тема: «Космическое путешествие»

         

                                                                                 

               

Цель классного внеурочного занятия: создать условия для развития УУД

Задачи:

Личностные: развивать умение высказывать свое отношение в команде; формировать умение оценивать свои поступки, поступки членов команды; формировать мотивацию к познанию.

Предметные: закрепить знания о планетах Солнечной системы.

Метапредметные:

        

Регулятивные: развивать умение высказывать предположение о космосе; оценивать учебные действия в соответствии с образцом; осуществлять рефлексию.

Познавательные: развивать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации; выявлять особенности; делать выводы.

Коммуникативные: формировать умение работать в команде; учить оформлять свои мысли устно; учить строить речевые высказывания; формировать умение вести диалог.

Оборудование:

У учителя: мультимедийная презентация, раздаточный материал

У учащихся: ручки

Образовательные ресурсы:

https://activityedu.ru/Blogs/method/uprazhnenia-na-razvitie-vnimania/ 

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Подготовительный Прием «Эмоциональное вхождение в урок»

- Ребята, доброе утро!

- Мы с вами поздоровались. А давайте же поздороваемся с солнышком! Скажем: «Доброе утро, солнышко!» и потянемся в нему высоко-высоко

- А теперь поздороваемся с небом: скажем «Доброе утро, небо!» и потянемся к небу

- Тянемся выше

- А сейчас своем соседу скажем «Доброе утро» и помашем ему рукой

- Улыбнитесь друг другу

- А теперь тихо сели за парты

- И настроились на урок

- Доброе утро!

- Доброе утро, солнышко. Тянутся вверх

– Доброе утро, небо! Тянутся вверх

Тянутся выше

- Доброе утро! Машут соседу рукой

Улыбаются друг другу

Садятся за парты

2. Вступительный Прием «Исключения»

- Дорогие мои друзья, сегодня нас ждёт увлекательная экскурсия. А куда мы с вами отправимся – об этом вы мне скажете сами. Посмотрите на слайд и скажите, какое слово будет лишним и какой может быть тема урока

- Какое же слово лишнее?

- Почему?

- Так какая будет тема урока?

- Верно, нас ждет увлекательное путешествие в космос

Давайте для начала вспомним правила работы в группе. Как необходимо вести себя, работая в команде?

-Правильно, в команде необходимо работать тихо, не мешать другим командам и прислушиваться к мнению каждого участника команды. А как мы отвечаем на вопросы?

- На вопросы отвечаем только по поднятой руке. Ответы, которые вы будете выкрикивать, засчитываться не будут

- Итак, команды, готовы ли вы стать космонавтами и отправится в этот путь?

- Так давайте же скорее начинать!

- Мы летим в большой ракете,
Разгоняя облака.
Нам навстречу быстрый ветер
Дует где-то свысока.
Улыбается нам солнце
И зовёт нас всех в полёт.
Мы отважные пилоты!
В Космос мы летим! Вперёд!

- Ребята, в ходе нашей экскурсии мы с вами посетим  Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Землю

- Растение

- Оно не связано с космосом

- Космос

- Необходимо соблюдать тишину, не мешать другим командам и прислушиваться к мнению каждого.

- На вопросы необходимо отвечать по поднятой руке

3. Основной

Прием «Реставратор»

Прием «Работа с иллюстрацией»

Прием «Собери слова»

Прием «Вопрос к тексту»

Прием «Найди слова»

Прием «Жокей и лошади».

- С нами в путешествие отправится инопланетянин Буба. Он расскажет вам о планетах Солнечной системы, а также Буба приготовил для небольшие задания.

- Как вы уже заметили, я разделила вас на две команды. Каждая команда будет получать задание, та команды, которая ответит быстрее – получит жетон. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, побеждает.

- Готовимся к первой посадке.

-  Сначала мы отправимся на спутник планеты Земля. Как называется естественный спутник Земли?

- Верно, естественным спутником Земли является Луна. И вот ваше первое задание от Бубы. Каждая команда сейчас получит листочек с пропущенными словами. Ваша задача: вставить эти недостающие слова. Обратите внимание, что внизу указаны слова для справки. Если задание понятно, то приступайте к выполнению. (прием «Реставратор»)

- Я вижу команда … готова, можем проверять.

Луна - спутник Земли, большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли. На Луне нет ни воды, ни воздуха. Там не бывает ни дождей, ни снега. На луне нельзя жить. Луна светит потому, что ее освещает Солнце. С Земли Луну можно видеть то круглой, то серпиком, иногда ее совсем не видно. Это происходит потому, что ее по-разному освещает Солнце, и мы видим только освещенную часть Луны.

- Вторая команда, вы согласны с первой?

- Команда отлично справилась с этим заданием, поэтому она получает свой заслуженный жетон.

- На Луне мы побывали, летим дальше.

- Следующая наша остановка – первая планета Солнечной системы. Как называется первая планета Солнечной системы?

- Верно, первая планета Солнечной системы называется Меркурий. Обратите внимание на слайд. Что вы можете сказать об этой планете? (за каждый верной ответ команда получает жетон)

-  Если жизнь на этой планете?

- Предположите, какая температура может быть на этой планете. Выше, чем на Земле? Почему

- Есть ли спутники у этой планеты?

- Как вы думаете, почему эту планету называют быстрогонной?

- Предположите, сколько длятся сутки на этой планете

- Что же об этой планете знает Буба?

- Меркурий – самая близкая к Солнцу планета, Меркурий – «быстроногая» планета. Он мчится вокруг Солнца со скоростью около 172 км/ч, в 3 раза быстрее Земли. Сутки на Меркурии – полгода на Земле. У Меркурия нет спутников.

- Отправляемся дальше… Вторая планета Солнечной системы это…

- Правильно, вторая планета Солнечной системы – это Венера.

- Что вам известно об этой планете?

- Венера - вторая планета от Солнца. Она находится к Земле ближе остальных планет. Это самый яркий объект на нашем небе после Солнца и Луны. Планету можно наблюдать утром или вечером. На Венере стоит ужасная жара. Это самая горячая планета. Все планеты вращаются против часовой стрелки, а Венера - по часовой стрелке, также как и Уран. Так же как и у Меркурия, у Венеры нет ни одного спутника.

- Что вы нового узнали об этой планете?

- Ребята, обратите внимание на слайд. Что вы там видите?

- Это обычные слова, но инопланетянин Буба не знает русского языка, давайте же соберем их этих букв слова и поможем Бубе. Команда, которая быстрее справится с задание получит жетон.

СОСОМК - космос
АНАФКСДР - скафандр
ИДОНАМУГ - гуманоид
АТИОРБ - орбита
ОНАВТКОСМ - космонавт
ЦЕОЛСН - солнце

- Итак, давайте проверять. Быстрее с этим заданием справилась команда …

- Вторая команда согласна?

- Это верно, за это команда получает свой жетон.

- Летим дальше. А дальше Буба предлагает нам отправится на четвертую планету Солнечной системы. Как же называется четвертая планете?, – спрашивает Буба.

- Верно, это Марс.

- Как по-другому называют эту планету?

- Почему ее так называют?

- Что вам известно об этой планете?

- Как много вы знаете о Марсе, а интересно ли вам узнать, что знает о нем Буба?

- Давайте же узнаем. Марс– четвертая планета Солнечной системы, он близкий сосед Земли. Как и на Земле, на Марсе бывают дни и ночи, а также зима, весна, лето, осень. Каждое из этих времен года в два раза длиннее, чем на Земле. Это потому, что на Марсе год равен почти двум земным, ведь Марс дальше от Солнца. Днем небо Марса кажется нежно - розовым. Такой цвет ему придает марсианская пыль, освещенная Солнцем. Воздух на марсе состоит из газа, которым не могут дышать люди. На Марсе нет кислорода и воды.

- Какие времена года есть на Марсе?

- Почему на Марсе все эти времена года в 2 раза длиннее, чем на Земле?

- Сможет ли человек жить на Марсе?

- Почему?

- Буба приготовил для вас задание. Обратите внимание на слайд. Задание от Бубы звучит следующим образом: найти 8 слов, связанных с космосом. Та команда, которая справится с этим заданием быстрее – получит жетон. Приступайте

- Итак, давайте же проверим. Первой руку подняла команда …Пожалуйста, отвечайте.

- Вторая команда, вы согласны?

- Давайте проверим. Обратите внимание на слайд

- Правильно думала команда…?

- Это правильный ответ. За это команда получает жетон.

- Сейчас, ребята, прошу встать вас из-за парт и выбрать себе пару.

- Итак, слушаем заданием. Один человек из вашей пары будет тенью, а другой человеком. Роли распределите сами. Человек выполняет движения (ходит, выполнять различные движения руками, может присесть), а задачи тени повторять за человеком. Стараться это делать почти одновременно с человеком. По хлопку вы начинаете выполнять упражнение, по второму хлопку вы должны поменяться ролями, а по третьему – сесть на свои места.

*Хлопок*

*Хлопок*

*Хлопок*

- Замечательно, поиграли, отдохнули, будем заниматься дальше. Буба хочет узнать, насколько хорошо вы усвоили материал, который он вам рассказал. Также за каждый правильный ответ команда получает жетон. Внимание на слайд. Первый вопрос от Бубы: какая самая первая планета Солнечной системы?

- Верно, первая планета Солнечной системы – это Меркурий

- Второй вопрос: какая планета крутиться по часовой стрелке, в отличие от других планет?

- Верно, Венера крутится по часовой стрелке. В отличие от других планет

- Третий вопрос: какой объект является спутником Земли?  

- Правильно, спутник Земли – это Луна

- И четвертый вопрос: На какой планете времена года в два раза длиннее, чем на Земле?

- Замечательно, на Марсе год в 2 раза длиннее, чем на земле. Вы отлично справились с вопросами от Бубы, поэтому мы может лететь дальше.

- А тем временем Буба уже приготовил следующее задание для вас. Каждая команда получит текст- одна про Юпитер, другая – про Сатурн -  и вопросы к нему. Задачей каждой команды будет ответить на эти вопросы, а потом выйти и представить результаты другой команде. Чтобы у каждой команды получился связный текст, необходимо отвечать на вопросы полными предложениями.

- Можете приступать к выполнению задания.

- итак. команда… может выходить и представить свои результаты

- С этим заданием команда справилась на «отлично2 за что и получает свой жетон. Спасибо больше, можете садится на место.

- Следующая команда, выходите.

- Вторая команды также хорошо справилась с этим заданием, за что и получает свой жетон. Спасибо, можете садиться.

- Буба приготовил для вас еще одно очень интересное задание. Оно называется «Найди пару». Команда номер один получит вопросы, команда номер два – ответы. Ваша задача: найти себе пару, ответив на вопросы.

- Можете начинать искать себе пару.

- А теперь разделились так, что здесь у нас Уран, а здесь – Нептун.

- Теперь определите, что надо сказать в начале, что в середине, а что в конце

- Итак, давайте же посмотрим, у кого что получилось. Команда Урана начинает по очереди читать, что у них получилось.

- Правда, по своим размерам Уран занимает почётное третье место среди планет Солнечной системы. Уран, как и Венера, вращается вокруг своей оси по часовой стрелке, в то время как остальные планеты - в противоположном направлении. Но ось Урана сильно наклонена. Если все планеты крутятся как волчки, то Уран вращается как бы лёжа на боку, он катится вокруг Солнца как колобок. Уран окутан густой газовой дымкой, отчего невозможно рассмотреть его поверхность. Только с помощью космических летательных аппаратов учёные смогли установить, что она состоит изо льда и скал. Уран имеет 27 спутников.

- Команда Нептуна, готова?

- Начинайте

- Замечательно, Нептун - восьмая планета от Солнца. Сутки на Нептуне длятся 16 часов, а год равен 164 земным годам. Нептун относится к ледяным гигантам и долгое время считалось, что на его ледяной поверхности не происходит никаких погодных явлений. Однако, недавно было установлено, что на Нептуне бушуют вихри и скорость ветра самая высокая из планет солнечной системе. На сегодняшний день известно 14 спутников у Нептуна.

- Ребята, а везде ли мы с вами побывали?

- А на какую планету мы не отправлялись с Бубой

- Верно, мы с вами не поговорили о планете, на которой мы живем

- Так давайте же скорее полетим на Землю!

- Буба предложил сделать нам необычное задание: паспорт нашей планеты.

- Как вы думаете, что такое паспорт?

- Так вот и мы с вами состоим паспорт для планеты, на которой мы живем.

- Для этого вы получите материл, из которого вам необходимо выписать на листочек только то, что требуется. Не вся информация, которую надо написать, будет на листочке. Ее вы уже должны знать.

- Итак, каждая команда получила материал. напоминаю, что жетон получит та команда, которая справится с заданием качественно и быстро. Приступайте.

- Давайте проверять.

- Команды, решите сами, кто лучше и быстрее справился с этим заданием.

- Вы решили сами, что лучше с этим заданием справилась команда…Ребята из этой команды получают свой заслуженный жетон.

- Луна

Участники команды, которая закончила первая читают свой вариант

- Да/нет (дополнения и исправления)

- Меркурий

- Нет

- Выше

- Нет

- Потому что она быстро крутится

Ответы детей

- Венера

Ответы детей

Ответы детей

- Набор букв

Ответы детей

- Да\нет (изменения, дополнения)

- Марс

- Красная планета

- Потому что она красная

Ответы детей

- Да, интересно

- Зима, весна, лето, осень

- Потому что один год на Марсе равен двум земным

- Нет

- На марсе нет кислорода и воды

Да/нет (изменения, дополнения)

Дети встают из-за парт и выбирают себе пару

Дети выполняют упражнение

Дети садятся на места

- Меркурий

- Венера

- Луна

- Марс

Дети выполняют задание

Участники команды представляют свои результаты

Участники следующей команды представляют свои результаты

Команды получают вопросы и ответы.

Команды ищут себе пару

Дети распределяются по местам

Дети определяют

Дети читают, что у них получилось

- Да, готова!

Дети читают

- Нет!

- Мы не побывали на Земле!

- Паспорт – это документ

Дети выполняют задание

Проверка выполнения задания

Дети делают итог по тому, какая команда справилась с задание лучше.

 

4. Заключительный

- Вот мы побывали на всех планетах Солнечной системы. Буба рассказал вам много интересного о планетах. А что интересного вы можете рассказать Бубе?

- Посмотрите на слайд, в этих буквах спрятались названия планет. Ваша задача найти эти названия и рассказать что-то об этой планете, то, что вы о ней запомнили из рассказа Бубы. За это каждая команда также будет получать жетон.

- Ребята, вы большие молодцы! Бубе очень понравилось работать с вами, но, к сожалению, ему пора лететь на свою планету. Но сначала он хочет наградить самую космическую команду. Посчитайте количество ваших жетонов.

- В этой игре сегодня победила команда … Но мы не можем не поблагодарить вторую команду за участие, давайте же похлопаем ребятам за их активность.

- А команду … Буба хочет наградить грамотой.

- Все ребята большие молодцы!  Буба благодарит вас за работу о прощается с вами. Пока, пока!

Дети называют название планете и говорят, что они о ней запомнили. Тем самым подводят итого урока.

Дети считают количество жетонов

Дети хлопают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа лагеря дневного пребывания "Космическое путешествие"

 В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических система...

Урок-соревнование «Космическое путешествие» для детей с нарушением интеллекта 8 класса.

Цель– на примере полета Ю.А. Гагарина расширить знания школьников, касающиеся как  исторических, так и естественнонаучных аспектов полетов человека в космос.Задачи:Расширить представления ш...

« Космическое путешествие» (урок закрепления).

Аннотация к уроку математики в 1классе (1-4).Тема. « Космическое путешествие» (урок закрепления)....

Урок - игра "Космическое путешествие"

Урок проведен во втором классе. Форма работы - групповая....

Космическое путешествие

Конкурсно-познавательная программаМероприятие входит в систему работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.Возраст учащихся: 1-4 классыЦели: расширить знания учащихся о космосе, извест...

Урок - презентация по русскому языку ""Космическое путешествие", 1 класс

Урок - презентация по русскому языку в 1 - ом классе, посвящен Дню космонавтики. Ребята отправятся в увлекательное космическое путешествие, где будут выполнять интересные задания по изученному материа...

Презентация "Космическое путешествие" (к игре "Космическое путешествие")

Презентация подготовлена к игре "Космическое путешествие". Представляет  краткий рассказ о  Солнечной системе и её планетах. Цель презентации- подготовить и настроить детей к игре....