Космическое путешествие
методическая разработка (3 класс) по теме

Конкурсно-познавательная программа

Мероприятие входит в систему работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Возраст учащихся: 1-4 классы

Цели: расширить знания учащихся о космосе, известных космонавтах,                познакомить с историей создания ракетной технологии;

            развивать у детей мышление, речь, память, внимание;

            воспитывать гордость за свою страну,        любознательность,       дисциплинированность и чувство поддержки, взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmicheskoe_puteshestvie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

2011г.

Космическое путешествие

Цели: расширить знания учащихся о космосе, известных космонавтах,                познакомить с историей создания ракетной технологии;

            развивать у детей мышление, речь, память, внимание;

            воспитывать гордость за свою страну,        любознательность,       дисциплинированность и чувство поддержки, взаимопомощи.

Оборудование: жетоны; газеты - 10; иллюстрации по теме; табличка со словом «КОСМОНАВТ»; портреты Гагарина, Циолковского; музыкальный центр и аудиокассета; плакат «День космонавтики»; карточки с названиями экипажей; листы - 4, карандаши – 2 пачки; разрезанные рисунки ракет- 2 и 1 образец; геометрические фигуры – 2 комплекта; книжная выставка, выставка рисунков «По просторам Вселенной».

Ход мероприятия

Танец - инсценировка «Космическое путешествие на Марс»

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт!

Начинаем тренировку

Чтобы сильным стать и ловким.

Ждет нас быстрая ракета

Для полета на планету.

Отправляемся на Марс.

Звезды, в гости ждите нас.

По ступенькам поднялись,

Дружно за руки взялись.

Аккуратно надо сесть,

Чтоб приборы не задеть.

Кресло займи.

Пристегнуть ремни,

Раз, два, три… летим!

В невесомости плывем

Мы под самым потолком.

К Марсу путь был очень длинным.

Стоп! Выходим из кабины.

Путь неровный – рвы, канава.

Их преодолеть им надо.

Возвращаться нам пора,

Полетели, детвора.

Мы с полета возвратились

И на землю опустились.

Вед 1: Ребята, сегодня 12 апреля. А что это за день?

(День космонавтики – плакат)

А теперь давайте заглянем в прошлое и совершим космическое путешествие.

Таинственный блеск звезд и бездонная неба глубина всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо. Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре?

Вед 2. Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения – небо. Но как?

        Дедал придумал очень  интересное и удобное приспособление – крылья. Он  собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Они разлетятся – и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море. Такая вот грустная история.

 Вед 1: Но люди на этом не остановились. Следующим шагом было изготовление шара с корзиной для пассажиров.

Показ иллюстрации

В корзину ставили еще жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был небольшим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер. Потом был создан дирижабль.

Показ иллюстрации

а затем самолет.

Показ модели

 Наука не стояла на месте.

-А кто же придумал ракету, с помощью которой можно было подняться в космос? Кто знает? (К.Э. Циолковский)

Портрет

Вед 2. Первыми ракетами были ракеты-спутники.(Показ).  Но спутники не могли ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе? Об этом мы расскажем немного позже. А сейчас совершим путешествие в космос. Давайте создадим экипажи (2 команды).

Вед 1.

Конкурс 1

Перед вами рисунок с изображением ракеты. У каждого экипажа конверты, в которых такие же ракеты, только разрезанные. Ваша задача – как можно быстрее собрать рисунки и прочитать название своего экипажа. За каждое выполненное задание вы получаете жетоны.

Звучит музыка.

Ставим на стол карточки с названиями экипажей: «МИР», «СОЮЗ».

Вед 2: Как нам нужно действовать, чтобы полет прошел успешно? (работать сплоченно, проявлять организованность, взаимовыручку)

Конкурс 2

Космические загадки:

Чудо-птица – алый хвост

Полетела в стаю звезд. (ракета)

В синей чашке – алый мяч,

Он и светел, и горяч. (солнце)

Четыре стороны горизонта,

А только из одной выходит солнце. (восток)

На шаре – леса, горы, моря,

Он такой родной для тебя и меня. (Земля)

Синий потолок,

Очень он высок.

Сколько ни пожелаем,

До него мы не достанем. (небо)

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое?   (самолет)

Вед 1. А теперь продолжение истории, после которой вас ждет продолжение конкурсов.

Циолковский доказал (предсказал), что в космосе возникает состояние невесомости – состояние при котором человек и окружающие его предметы теряют вес.

Показ иллюстрации

Он был уверен в том, что к этому состоянию можно приспособиться. Чтобы в этом убедиться, для полета в космос стали сначала готовить собак. Уже второй спутник вышел на орбиту с пассажиром на борту – собакой Лайкой. После Лайки в космос отправились другие четвероногие разведчики – собаки Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, белые мыши и крысы. Все они вернулись целыми и невредимыми. Этим ученые доказали, что живые существа могут жить в космосе.

Но ответить на вопрос, как они себя там чувствуют, мог только человек. Кто же первым должен был лететь в космос: врач, моряк, инженер или летчик? Ближе всех к этой мечте оказались летчики-истребители. Они летают на большой высоте, в скафандрах, знают, что такое перегрузка, невесомость, умеют прыгать с парашютом.

Вед 2: Первым полетел Юрий Гагарин.

Показ портрета

12 апреля 1961 года на корабле «Восток» он стартовал с космодрома «Байконур». Сегодня отмечаем 50-летие со дня первого полета человека в космос. Полет Гагарина открыл людям дорогу в космос. Но для этого нужны очень большая тренировка и подготовка.

Конкурс 3 «Кто быстрее»

Для этого приглашаются по одному участнику от каждого экипажа (0-1 класс).

Вам нужно взяться за угол газеты одной рукой. По сигналу вы стараетесь собрать весь лист в кулак. Поправлять лист другой рукой нельзя. Победит тот, кто первым завершит.

Вед 1:

Конкурс  4

Представьте, что вы попали на необычную планету. Что вы там увидели? Ваша задача нарисовать необычное космическое животное, придумать ему название. и рассказать о нем.

Дети получают листы и карандаши. Оценивание рисунков. Звучит музыка.

Вед 2: Сейчас мы с вами перенесемся в центр солнечной системы. Солнечная система – это семья, в которой живет и наша планета Земля. В центре ее раскаленный газовый шар- это Солнце. Еще в древности люди поняли, что без солнца не было бы жизни на Земле. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но и этого хватает для всего живого на Земле. Вокруг Солнца вращаются 9 планет, тысячи астероидов и комет.

Вед 1.

Конкурс  5

Назвать планеты, вращающиеся вокруг Солнца вместе с Землей. (Меркурий, Венера, Юпитер, Сатурн, Плутон, Уран, Нептун,Марс).

Экипажи называют по очереди. За каждую планету жетон.

Показ плаката «Солнечная система»

Подготовленные рассказы учащихся

Земля – единственная планета, на которой есть вода.

Меркурий – самая близкая планета к Солнцу.

Венера – такая яркая, что ее часто принимают за НЛО. Ее поверхность скрывают плотные белые облака.

Юпитер и Сатурн состоят из газов и жидкостей и не имеют твердых поверхностей. Вокруг Сатурна имеются огромные кольца из кусков камня и льда.

Нептун и Уран состоят из газов. Они так далеки от Солнца, что на них темно и холодно.

Планета Плутон была обнаружена последней.

Марс иногда называют Красной планетой, так как он состоит из красного камня.

Вед 2.

Конкурс 6

Из геометрических фигур собрать скафандр. 

Звучит музыка.

Рассказ о скафандре.

Вед 1.

Конкурс  7

Используя буквы из данного слова составить как можно больше других слов. Это слово КОСМОНАВТ.

Раздаются листы, вывешивается карточка со словом.

Вед 2. А теперь подведем итоги нашего космического путешествия. Экипажи, посчитайте все свои жетоны.

Награждение экипажей.

Вед 1. Молодцы, ребята, хорошо слушали, играли, и надеюсь, узнали для себя что-то новое о космосе. Я хочу прочитать слова великого космонавта Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета, люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее».

 Вед 2. Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта. До новых встреч!