Урок по теме "Дикие животные осенью"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Бонченкова Светлана Игоревна

Урок по теме "Дикие животные осенью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_2.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №432

Конспект урока

 для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени

                                               «Дикие животные осенью»

        Составитель: Бонченкова С.И.

Программное содержание:

  1. Расширение и уточнение представлений детей о времени года (осень) и признаках осени.
  2. Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные, их внешнем виде и образе жизни.
  3. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных во мн.числе; образование и употребление падежных конструкций).
  4. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, памяти, тонкой и общей моторики.
  5. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности.
  6. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришел  

                                     гость.

                                     Посмотрите, кто это?

Дети: Котик.

Учитель: Давайте сегодня вместе с котиком сделаем «пробуждающую» зарядку.

Дети делают самомассаж:

Серый маленький котенок,                         Дети приседают на корточки;

Улыбнулся всем спросонок,                       Дети улыбаются;

Побыстрее чтоб проснуться

Захотел он потянуться                                Детивстают и потягиваются;

Взял себя за ушки кот                                Взявшись за мочки оттянуть их:

Потянул вверх, вниз, кругом.                     Вверх, вниз, кругом.

Стал кот лобик растирать,                          2-м и 3-м пальцами рис.круги по

Чтоб умней сегодня стать.                          контуру лба.

И про щеки не забыл,                                  2-м и 3-м пальцами рис. круги по

Растирал что было сил.                               контуру щек.

Чтоб коту красивым быть                           2-м и 3-м пальцами рис. круги

Надо глазки не забыть:                                вокруг глаз.

1, 2, 3, 4

Котик самый лучший в мире!

Переделал кучу дел,                                     Дети подпрыгивают и поднимают

И придти к нам он успел!                            руки вверх.

Учитель: Очень понравилось котику делать с вами зарядку. И он приглашает нас с вами в лес полюбоваться природой и подышать свежим воздухом! Но не так-то просто добраться нам до осеннего леса. Дороги все  дожди размыли.

Учитель: Давайте сделаем с вами дорогу из «камешков»?

Дети: Мы очень хотим построить такую дорожку!

Учитель: Но построить ее не так-то просто, надо будет ответить на мои вопросы. Вы готовы?

Дети: Да.

Дети играют в игру «Один – много»

 Учитель:В корзиночке лежат орехи каштана. Взрослый называет существительное во множественном числе: Дождь – дожди; капля – капли; зонт – зонты; птица – птицы; дерево – деревья; цветок – цветы.

 За каждый правильный ответ ребенок берет из корзиночки один орех, и выкладывает дорожку.

Ну вот, мы и добрались до осеннего леса. Присядьте, ребята на осеннюю полянку.

На фланелеграфе выставлена картина «Осень в лесу».

Учитель: Ребята, а как вы думаете, какое время года изображено на картине?

Дети: Осень.

Учитель: А по каким признакам вы смогли узнать, что это осень?

Дети: Идет дождь, на деревьях пожелтели листья и т. д.

Учитель: А что вы еще видите? (взрослый показывает указкой на травку).

Дети: Травку.

Учитель: Посмотрите, мы с котиком приготовили для вас сюрприз.

Взрослый показывает детям фрагмент порогового коврика «травка».

Учитель: Давайте теперь с вами поиграем.

                 Дети выполняют упражнение «Полянка»

Дети кладут «травку» на колени, и обеими руками выполняют движения совместно с логопедом.

На полянке, на лужайке                        Прыгаем всеми пальцами по

Целый день скакали зайки.                   коврику.

И катались по траве,                                      Прокатываем ладони от

От хвоста и к голове.                                  основания к кончикам пальцев.

Долго зайцы так скакали,                             «Допрыгать» и «лечь» ладонями

Но напрыгались, устали.на коврик.

Мимо змеи проползали,                                Ладони по очереди ползут как

«С добрым утром»! – им сказали.               змеи.

Вот пришла зайчиха-мать,                           Ладони поочередно гладят

Стала гладить всех, ласкать.                        коврик.

Шла медведица спросонок,                         Переступаем ребром ладони – как

А за ней- медвежонок.                                 косолапый мишка.

А потом пришли детишки                           2-е и 3-е пальцы «идут».

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать,                               Кисти раскрываются как

И в тетрадочках писать.                                 книжки ладонями вверх.

Все, тетрадочки убрали                                   «Бежим 2-и и 3-и пальцами.

И обедать побежали.

Учитель: Как хорошо мы с вами ребята поиграли. А теперь давайте отправимся дальше гулять по осеннему лесу.

Дети: По ровненькой дорожке

          Шагают наши ножки (2 раза).

Дети шагают и приходят к елочке.

Учитель: Ребята, посмотрите, какая здесь стоит красивая и пушистая елочка. И кажется под ней что – то лежит?

Дети: Конверт.

Учитель: Я предлагаю вам его открыть. Посмотрите, ребята в конверте не письмо, а картина.

            Логопед  достает из конверта картину, с недорисованными

элементами. Показывает ее детям.

Учитель: Но, кажется, художник здесь очень поторопился и забыл дорисовать некоторые детали. Давайте, посмотрим, чего здесь не хватает?

Дети: на картине не хватает листочков у дерева, птиц, лучиков у солнышка, капель у дождя и т. д.

Учитель: Я предлагаю всем вам дорисовать картину.

 Дети выполняют упражнение «Дорисуй рисунок».

Учитель: Ребята, давайте полюбуемся красивой картиной, которая у вас получилась. И отправимся путешествовать дальше.

Дети: По ровненькой дорожке

          Шагают наши ножки (2 раза).

Учитель: Ребята, а как вы думаете, кто может жить в лесу?

Дети: Лиса, волк, белка, медведь, заяц, еж.

Учитель: Как мы называем этих животных?

Дети: Дикие или лесные.

Учитель: Я предлагаю вам проверить, правильно ли вы назвали лесных животных. Логопед подводит детей к «сухому бассейну» и предлагает найти в нем потерявшихся животных.

              Дети выполняют упражнение «Кто живет в лесу»?

Дети находят в «бассейне» фигурки животных (лиса, медведь, волк, заяц), тактильно определяя кто это, выставляют животных на стол и составляют простое предложение: «В лесу живет…..».

Учитель: Молодцы ребята! Всех животных назвали. А вы знаете, как называются жилища этих животных?

Дети: Да.

Учитель: Вот это мы сейчас с котиком и проверим.

  На фланелеграф выставляются картинки с изображением, диких животных (лиса, волк, медведь, белка, заяц).

      Дети играют в дидактическую игру «Кто, где живет»?

Учитель: называет животное, дети отвечают, где живет это животное (Лиса живет в норе; медведь живет в берлоге; белка живет в дупле; волк живет в логове).

Учитель: Вот мы и узнали, где животные живут в лесу. Ребята, а как вы думаете, всегда ли животные в лесу находятся в безопасности.

Дети: Нет.

Учитель: Кто может обидеть животных в лесу?

Дети: Охотник.

Учитель: Правильно охотник. Вот и наш котик увидел в лесу охотника, который поймал животных. Давайте посмотрим, кого он поймал, и поможем выбраться на волю.

Дети играют в дидактическую игру «Охотник».

 показывает картинку со скрытым изображением животного. На картинке видны лишь некоторые части тела животного (хвост, уши). Дети угадывают пойманное охотником  животное.

Дети произносят: Охотник поймал в лесу (кого?) - ….(лису, медведя и т.д.).

Учитель: Молодцы ребята! Помогли спасти животных!

Теперь пришло время возвращаться домой. Хорошо мы погуляли с вами в осеннем лесу! Но прежде, чем уедем из леса, предлагаю вам отдохнуть на полянке. Сейчас к нам придет «Волшебный сон».  (Дети ложатся на ковер)

Упражнение на релаксацию (Муз.композиция «Восход»).  

Учитель: Ребята, сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается новая игра – «Волшебный сон». Вы не заснете по настоящему, будете все слышать, но вы не будите двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Спокойно отдыхайте. Внимание наступает «Волшебный сон».

Учитель: Реснички опускаются

                Глазки закрываются

                Мы спокойно отдыхаем

                Сном волшебным засыпаем

                Дышится легко…ровно…глубоко…

                Наши руки отдыхают…..

                Ноги тоже отдыхают…..

                Отдыхают…Засыпают….

                Шея не напряжена и расслаблена….

                Мы спокойно отдыхали,

                Сном волшебным засыпали….

                Хорошо нам отдыхать

                Но пора уже вставать!

Учитель: Закончилась игра. Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились. Теперь отправляемся дальше.

Учитель: Давайте мы с вами в детский сад не пешком пойдем, а поплывем на корабликах.

                На стол выставляется емкость, наполненная водой. Детям раздаются бумажные кораблики.

Дети выполняют упражнение на дыхание «Кораблики».

Включается музыкальная композиция «Птицы на реке». Детям напоминают, что дуть они будут легко, дышать ровно, глубоко, щеки не надуваем, плечи не поднимаем.

Учитель: Вот мы и оказались в детском саду!

Учитель: Кто из вас мне скажет, кто приходил сегодня к нам в гости?

Дети: Котик.

Учитель: Куда мы отправились с вами гулять?

Дети: В осенний лес.

Учитель: Кого встретили в лесу?

Дети: Лису, медведя, волка, лося.

Учитель: А что еще мы делали в осеннем лесу?

Дети: Рисовали картину, помогали животным выбраться на волю.

Учитель: А на чем мы с вами возвращались в школу?

Дети: На корабликах.

Учитель: Ребята, вам понравилась наша прогулка?

Дети: Да.

Учитель: Мы обязательно продолжим нашу прогулку  следующий раз! А теперь пришло время прощаться с котиком. На прощание котик приготовил для вас гостинца.

     Учитель берет корзинку с гостинцами и угощает детей. Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира потеме "Осень в жизни животных" УМК "Гармония" 3 класс

Урок по теме «Осень в природе. Изменения в жизни животных.» разработан в рамках УМК «Гармония». В ходе урока применены различные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Урок построен с п...

Урок-действие по Познанию мира по теме "Жизнь диких животных осенью"

Урок комбинированный. Восприятие нового материала учениками основывается на базисных знаниях о сезонных изменениях в жизни диких животных. Урок предполагает большую предварительную подготовку. Со стор...

Урок живого мира по теме: "Жизнь диких животных осенью".

Цели урока: познакомить учащихся с подготовкой к зиме диких животных (кроме насекомых и птиц), показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в живой и неживой природе и в мире растен...

Жизнь животных осенью. Животный мир Ростовской области. 1 класс. Окружающий мир. Доноведение.

Презентация к уроку ДОНОВЕДЕНИЯ по теме: "Жизнь животных осенью. Животный мир Ростовской области." 1 класс. Урок проводился в режиме видеоконференции (в дистанционной форме) с использованием различных...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Дикие животные осенью"

Цель: продолжить работу по формированию целостной картины природных изменений осенью на примере осенних изменений в жизни животных. Тип урока:  комбинированный. Задачи: Образовательная: - Формир...

Конспект открытого урока " Дикие животные осенью"

Конспект открытого урока разработан для обучающихся 3 класса VIII вида по предмету "Окружающий природный мир"...

Технологическая карта урока 1(дополнительный) класс "Животные осенью"

Технологическая карта урока 1(дополнительный) класс по предмету "Мир природы и человека"...