Конспект урока "Откуда в снежках грязь"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Карп Татьяна Владимировна

Урок решения практических задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_otkuda_v_snezhkah_gryaz.docx87.97 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»

Учитель: Карп Татьяна Владимировна

ТЕМА: ОТКУДА В СНЕЖКАХ ГРЯЗЬ?

Тип урока: урок решения практических задач.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся для знакомства с источниками и путями распространения загрязняющих веществ;

познакомить со способами защиты окружающей среды от загрязнений.

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД): учить устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды; на основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег;

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать бережное отношение к своему здоровью и природе; формировать умение точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;

развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать познавательную активность, наблюдательность, воображение, речь; способствовать расширению кругозора.

Планируемые результаты:

Личностные: повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителя и товарищей; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

                                                      Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 Организация класса

Прозвенел звонок веселый. 
Мы начать урок готовы. 
Будем слушать, рассуждать, 
И друг другу помогать.

Чтобы в классе было тихо,

чтоб запомнился урок,

Сядьте, дети, так,

как будто тихо падает … (снежок).

- Прежде, чем мы начнём работать, с помощью сигналов покажите, с каким настроением вы пришли на урок?

2.Актуализация знаний.

-О чём говорилось в загадке?

-Какому времени года принадлежит это природное явление?

- Вам нравится зима? За что?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на падающий снег?

- Когда идёте по первому чистому снегу?

- Вы слышите хруст снега?

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто спешит к нам в гости.

Красный нос, в руках метёлка.

Проживает рядом с ёлкой.

К холодам давно привык

Наш веселый... (снеговик).

- Но наш весёлый Снеговик пришёл к нам не с пустыми руками.

- Так что же принёс с собой Снеговик?

Он летает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке - румяный, под луной он - голубой.

Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой -

Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой, назови его, ответь!

- Правильно, он принёс нам снег.

- На предыдущих уроках мы уже говорили о снеге.

Снежинки на ветке

Снег - признак настоящей зимы.  Пушистый белый снег - настоящее чудо. Толстый слой снега согревает землю. Он не подпускает к ней морозный воздух, и сохраняет в глубине почвы положительную температуру.

Дети лепят из него снежных баб, играют им в снежки, а на северные народы строят из снега свои жилища.

И́глу — зимнее жилище эскимосов. Иглу представляет собой куполообразную постройку диаметром 2 — 4 метра и высотой около 2 метров из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков.

-Что такое снег?

Если говорить научным языком, то снег - это вид атмосферных осадков. Это означает, что снег падает с неба в виде замёрзшего дождя. Снег состоит из отдельных снежинок, похожих на шестиконечные звёздочки. Каждая неповторима. Снежинки отражают свет в разные стороны, поэтому кристаллы белые.

-Интересно, а как образуется снег? Температура, при которой вода превращается в лёд - это 0ºC. Когда на улице становится холодно, вода в лужах и озёрах покрывается льдом (замерзает). В небе в это время замерзают дождевые тучи. Капли дождя в них превращаются в снег.

Давайте вспомним свойства снега.

Работа в парах:

- Выберите из данных свойств только те, которые относятся к снегу.

3.Мотивация познавательной деятельности.

- Поднимите руку, кто пробовал на вкус снег?


- Как вы думаете, можно есть снег или нельзя?

Обоснуйте своё мнение.

- Одни из вас говорят, что можно, а другие нельзя. У нас возникли разногласия, но большинство предполагают, что снег есть нельзя.

- Что нужно сделать, чтобы доказать правоту мнения?

- Правильно, нужно провести исследование.

- Так что нам предстоит сделать сегодня на уроке?

4. Открытие нового знания.

- Посмотрите на снег в моём стакане, что вы можете о нем сказать?

- Иногда зрение человека подводит. Такого исследования недостаточно, чтобы сделать выводы.

Практическое исследование талого снега

- Давайте рассмотрим снег при помощи цифрового микроскопа.

- Почему в стаканах не снег, а вода? Ребята, вы можете объяснить, что случилось?

- Какого цвета был снег?

- А какой стала вода?

Фильтрование воды

 Выясним, какой эксперимент надо провести.

 Воду нужно пропустить через фильтр

-Что такое фильтровать?

В словаре Ожегова говорится, что фильтровать – пропустить через фильтр.

Фильтрация – просачивание, естественное процеживание жидкости.

- Давайте выберем предметы необходимые для изготовления фильтра.

Фильтр для воды — устройство для очистки воды от механических, нерастворимых частиц, примесей.

(картинка).

 Снеговичок вам поможет.

- Пропустим воду из стакана через фильтр.

  -Каким стал фильтр?

- Так можно ли есть снег?

5. Физминутка.

Выпал беленький снежок,

Ох и беленький снежок

Мы потопаем, мы потопаем!

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

(Дети топают ногами)

Мы похлопаем, мы похлопаем!

(Хлопают в ладоши.)

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

(Прыгают на месте)

6. Обобщение усвоенного и включение его в систему знаний.

- Ой, ребята, кто это?

- Это из-за неё наш снежок становится грязным! Это она осталась на фильтре.

- А откуда она появилась?

- Давайте обратимся к учебнику и сравним наши предположения.

Работа по с.80-81 учебника:

- А откуда ещё появляется Злючка-Грязючка в наших снежках?

- Выберите те иллюстрации, которые подтверждают правильность ваших ответов.

- Молодцы! Вы правильно определили причины появления Злючки - Грязючки в наших снежках.

Показ слайдов

Чтение письма Злючки - Грязючки

с. 80

- Так какая ещё грязь может быть в снежках?

- Что произойдёт со снегом весной? Куда может попасть Злючка-Грязючка? Где будем искать ответ на этот вопрос?

Злючка-Грязючка.

Как с этим бороться? 

Как сделать Землю чище?

Ставить очистительные сооружения, ловушки для дыма, не сорить.

7. Итог урока.

- Вернёмся к учебной задаче урока.

-Как мы узнали, что в снежках есть грязь?

 

- Откуда в снежках грязь?

- Как сделать планету чище?

Отвечают на вопросы.

8. Рефлексия.

- понять сигналы – показать настроение

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.

Отгадывают загадку, договаривают слово. (Снежок)

Эмоционально настраиваются на урок. Веером показывают: да - нет

-О снежке

-Зиме.

Слайд : ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Слайд: Зима .Падает снег.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

отгадывают

Отвечают:

он принёс нам снег

Слайд: жилища из снега  северных народов.

Ответы детей: замёрзший дождь.

Слайд : Снежинки

Когда на улице становится холодно, вода в лужах и озёрах замерзает.  Капли дождя в  тучах превращаются в снег.

Работа в парах:

На доске и на партах: карточки со свойствами льда и снега.

(Группируют). Проверка сигналами.

 

Ответы обучающихся:

Можно заболеть ангиной;

Снег грязный.

Дети отвечают на вопросы учителя.


Определяют проблему

Цель:

Провести  исследование.

Выяснить можно есть снег или нельзя.

 - Снег белый

 Рассматривание снега.

-Снег растаял, потому что в классе тепло.

Рассматривают каплю талой воды под микроскопом.

Делают выводы: снег содержит загрязнения.

На дне осадок, вода мутная.

Воду нужно очистить.

СЛАЙД

Дети наблюдают.

Фильтр стал грязным.

Ответы детей.

Слайд: Злючка-Грязючка

-Заводы, фабрики ,автомобили загрязняют Землю

Работают в парах по учебнику с.80-81.

По иллюстрациям учебника дети делают вывод о том, откуда в снежках грязь: Заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю, люди оставляют после себя много мусора!

С. 80 Письмо Злючки – Грязючки читают (сильный ученик)

Фабрики сбрасывают в водоёмы ядовитые отходы производства. Вода испаряется, замерзает, превращается в грязные ядовитые льдинки- снежинки, которые выпадают на землю.

- Не сорить, сажать леса, строить мусороперерабатывающие заводы.

Запрещающие плакаты вывешиваются на доску

Ответы: исследовали снег, выяснили, что снег грязный и его есть нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - экскурсия "Откуда берется снег и лед? Откуда в снежках грязь?"

Урок проходит в кабинете и на улице. Объединены две темы в одну....

Урок окружающего мира на тему: "Откуда в снежках грязь?"

Урок решения практических задач в 1 классе с использованием информационных технологий. Представлена групповая  работа   обучающихся с исследованием снега....

Урок окружающего мира для 1 класса по теме "Откуда в снежках грязь"

Архив содержит: пояснительную записку, памятку для детей и развернутый конспект урока...

Конспект урока по окружающему миру "Откуда в снежках грязь?"

Урок по окружающему миру "Откуда в снежках грязь составлен с применением элементов проектной технологии....

Конспект урока окружающий мир 1 класс тема Откуда в снежках грязь

Конспект урока окружающий мир 1 класс по теме " Откуда в снежках грязь?"....

Конспект урока по окружающему миру "Откуда в снежках грязь"

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Школа России....

"Откуда в снежках грязь" конспект урока

Конспект урока по окружающиму миру "Откуда в снежках грязь"  в 1 классе....