Конспект урока окружающего мира на тему "Как помочь птицам и зверям зимой" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Борисенкова Елена Алексеевна

Цель: показать необходимость оказания помощи птицам и зверям зимой.

Задачи урока:

-пополнение словарного запаса;

-воспитание бережного обращения к зверям и птицам;  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе

Тема: «Как помочь птицам и зверям зимой»

Цель: показать необходимость оказания помощи птицам и зверям зимой.

Задачи урока:

-пополнение словарного запаса;

-воспитание бережного обращения к зверям и птицам;        

Планируемые результаты

Предметные:

-формировать умение самостоятельно добывать знания;

-обобщить жизненные наблюдения детей о птицах и зверях в зимнее время;

-рассмотреть виды корма для зимующих птиц и лесных зверей;

Метапредметные:

-формировать умение ставить и решать учебные задачи на материале темы урока;

-продолжить формирование общеучебных умений коммуникации (слушать учителя, друг друга)

Личностные:

-воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи птицам

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Раз, два, три, четыре, пять-

Урок пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

  1. Формулировка темы и цели урока

-Ребята, какое сейчас время года? (зима)

-Да, посмотрите. Доброй, заботливой хозяйкой она пришла на землю: тёплым одеялом накрыла растения, деревья и кустарники укутала в пушистые шубы, сберегла от леденящей стужи. Все вы конечно ждали приход зимы. Во всех дворах можно услышать радостный смех детей.

Только вот совсем не до смеха животным и птицам. Для них зима – суровое испытание. Догадайтесь, как звучит тема нашего урока?

-Какую мы поставим на урок цель? Что мы хотим узнать?

  1. Изучение нового материала

-Сначала мы поговорим о птицах.

-Итак, ребята, каких птиц вы знаете? Перечислим их.

-Давайте поиграем в такую игру, я буду показывать вам на экране птицу, а вы будете говорить как она называется.

-Все ли птицы остаются зимовать? (нет)

-Как называют таких птиц? (зимующие)

-А как называют птиц, которые с приходом холодов улетают в тёплые края? (перелётные)

-Назовите зимующих птиц.

-Кто-нибудь обращал внимание, как ведут себя птицы во время морозов?

-Во время морозов птицы нахохливаются.

-Почему это происходит?

-Они это делают для того чтобы согреться. Перья сохраняют тепло и воздух, который находится между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.

-Ребята, как вы считаете, а что птицам страшнее – холод или голод?

-Действительно, для птиц страшнее голод. Зимой много птиц погибает от голода. Очень нелегко найти корм за короткий зимний день. Одни раскапывают снег, стараясь добраться до земли, другие ищут корм на деревьях и кустах, третьи держатся поближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?

-Послушайте фрагмент одной статьи и узнаете были ли вы правы.

Физминутка

Ой, летали птички,

Птички-невелички.

Все летали, все летали,

Крыльями махали.

На дорожку сели,

Зёрнышки поели.

Клю, клю, клю,

Как я зёрнышки люблю!

Пёрышки почистим,

Чтобы были чище.

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильнее стать.

Поскакали, полетели

И на место все присели.

-А что нужно делать, чтобы птицы не замёрзли? (подкармливать их)

-Мы с вами в силах помочь птицам? (да)

-Что для этого мы можем сделать? (кормушку)

-Из чего можно сделать кормушку?

-Нужно еще правильно развесить кормушки.

-Какие правила вы знаете?

1)Вешай кормушку в том месте, где меньше дует ветер, меньше снега.

2)Вешай на такой высоте, чтобы не достала собака или кошка.

3)Нельзя кормушку прибивать к дереву, ее нужно привязывать или прикручивать.

-О каком правиле мы забыли? (нужно давать птицам правильный корм)

-Послушайте рассказ про корм для птиц.

-Как вы думаете, а почему очень многие птицы любят ягоды рябины? (они очень богаты витаминами)

-А вы знали, что свиристели падают зимой в обморок?

-Нет? Тогда послушайте почему это происходит.

-Вот такое необычное поведение.

-Сейчас мы с вами поработаем в парах, составим меню для птиц.

Представьте, что вы птички. На карточках у вас перечень блюд. Вам нужно выбрать только нужные блюда и подчеркнуть.

Меню на выбор

  1. арбузные семечки
  2. конфеты
  3. дынные семечки
  4. пуговицы
  5. мармелад
  6. пшено
  7. монеты
  8. хлеб
  9. ягоды рябины
  10. шоколад

-Какие блюда вы выбрали?

Холодная и голодная зима повлияла не только на жизнь птиц, но и на жизнь животных.

-Как называются животные, живущие в лесу и добывающие сами себе корм? (дикие)

-Большинство животных еще осенью начали готовиться к зиме. Какие изменения произошли с шерстью животных? (она стала длинее, появился подшерсток)

-А как называется процесс смены одной шерсти на другую у животных? (линька)

-Отгадайте, а каком животном говорится в задаче:

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач. (белка)

-Как готовится к зиме белочка?

Что это за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы-

Уши больше головы. (заяц)

-Сравните зайца зимой и летом. Что изменилось? (заяц из серого превратился в белого)

-Почему это произошло? (на снегу белого зайца незаметно)

-А вы знали, что заяц мастер путать следы: то несколько раз проскочит по своим следам, то прыгнет в другую сторону, не оставив следов. Для чего заяц это делает? (чтобы хищники не нашли место, где он спит).

-Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – ее краса.

Этот зверь лесной - … (лиса)

-Кто зимою спит в берлоге,

Набираясь к лету сил? (медведь)

-Как готовится к зиме медведь?

-Могут ли люди помочь зимой зверям? (да)

-Что они могут сделать?

-Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя.

Для лосей подрубают молодые осины.

Для кабанов оставляют корнеплоды: свёклу, репу, жёлуди. Также животные любят соль. Солью подкармливают лосей, оленей, зайцев. Подкармливают зимой и бобров. Бобры питаются осиной, черёмухой, дубом, тополем.

  1. Итог урока

-Какую важную тему мы сегодня разбирали?

-Какую цель мы ставили на урок? Мы ее достигли?

-Какой вывод мы можем сделать ? (птицам и зверям надо помогать)

-Чтобы у нас осталась память о сегодняшнем уроке я предлагаю вам раскрасить птичку и прекрепить ее на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...

Презентация к уроку окружающего мира по теме " Жизнь птиц и зверей зимой"

Задачи:   систематизировать знания детей о жизни птиц и зверей зимой.Цели:Уточнить и расширить представления детей о жизни растительного и животного мира зимой.Развивать творческое воображен...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Удивительные птицы". УМК "Гармония". 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира в 1-ом классе "Удивительные птицы". УМК "Гармония"...

Урок окружающего мира по теме: «Насекомые, птицы, рыбы, звери»

Конспект урока в 1 классе по УМК "Планета знаний"...

Презентация урока окружающего мира по "Как помочь птицам зимой"

В презентации содержатся слайды, в которых показано как помочь птицам зимой, какие птицы перелетные, какие зимующие, какие оседлые. Слады сопровождаются музыкальным сопровождением - голосами птиц. Уча...