Уроки с применением КОЗ
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Довбня Светлана Владимировна

В копилку учителю начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_primeneniem_koz_-_urok_po_okruzhayushchemu_miru_3_kl.docx403.65 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Тема: Транспорт

Класс: 2

Тип урока: урок открытие нового знания

Продолжительность: 1 урок - 40 минут

УМК: Школа России

Учитель: Довбня Светлана Владимировна

                                                                          Технологическая карта урока

Цели педагогической
деятельности

Формировать представления о понятии «транспорт»; познакомить с «подсказками» природы, которые  человек использовал, изобретая транспорт; уточнить знание названий видов транспорта

Задачи

Познакомить учащихся с историей возникновения транспорта; обобщить знания детей о различных видах транспорта; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес к окружающему миру, наглядно-образное  мышление  путем привлечения занимательного материала для создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся.

Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся: определять понятие «транспорт», виды транспорта; получат возможность научиться: приводить примеры различных транспортных средств; классифицировать средства транспорта; узнавать по фотографиям транспортные средства экстренного вызова; рассказывать об истории воздушного и водного транспорта; работать с иллюстрациями в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (объем освоения и уровень владения компетенциями)

регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций

Методы и формы
обучения

Фронтальная, групповая,  коллективная.

Образовательные
ресурсы

Презентация на тему «Какой бывает транспорт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1904, картинки  https://ru.freepik.com/free-vector/transport-vector-icons_334390.htm, http://www.topvectors.com/vector/public-transport-vector-vehicles/

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Этап мотивации  к учебной деятельности

 (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

- определить тип урока;

Его задача – подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. 

Цель: оценить свою готовность к уроку.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока

- Пожелания друг- другу успешной работы на уроке.

Микроитог: готовы к уроку

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

-организует проговаривание правил поведения на уроке;

- организует проговаривание девиза урока;

-организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;

создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

  1. Поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу.  

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – хорошо учимся!

Всё у нас получиться!

2.  На. карточке нарисовать настроение в начале урока

 

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай, ищи и находи»

- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

Коммуникативные:

- умение совместно

договариваться о правилах

поведения и общения в школе  и

следовать им;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение слушать и понимать речь других.

Личностные:

-умение чувствовать необходимость  учения

2. Этап актуализации знаний, постановка проблемы. 

Цели: развивать  личностные  и коммуникативные УУД  через  развитие  устной речи  учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся об отраслях экономики,  выявить пробелы в знаниях и умениях; развивать личностных УУД через развитие внимания,  мышления, воображения

Его задача – активизация формирования познавательных процессов (внимание, память). 

Цель: повторить виды транспорта

Отвечают на вопросы учителя

Микроитог: обобщили знания о транспорте

Организует повторение изученного.

- Назовите одним словом:

загадки про автомобиль  загадки про корабли, теплоход, лодку, катер  много загадок про самолет много загадок про поезд, вагоны

много загадок про вертолет загадки про катер, лодку, плот загадки про снегоуборочную, скорую помощь, полицию, пожарную машину, поливальную  загадки про подъемный кран, экскаватор, каток

загадки про планер, дельтаплан, парашют, воздушный шар  Картинки по запросу картинки о транспорте Картинки по запросу картинки  транспорт Похожее изображение Картинки по запросу картинки виды транспорта

Похожее изображение  Похожее изображение

  –ТРАНСПОРТ. Что  означает ?  

Обратимся в толковый словарь. Работа со словарями.

- Найдите в словарях, что обозначает  слово транспорт. «Словарь русского языка».  С. И. Ожегов, «Толковый словарь живaго великорусского языка» В.И. Даль

Транспорт-отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов. Наземный, водный, воздушный, подземный. Железнодорожный, городской, пассажирский, грузовой.

Движущиеся перевозочные средства специального назначения.

- знать виды транспорта и правильно их называть.

- определять значение слова «транспорт».

Познавательные: 

- умение добывать новые знания;

- умение находить ответы на

вопросы, используя свой

жизненный опыт и

информацию, полученную на

уроках

- умение выполнять классификацию видов экономики.

Регулятивные: 

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: 

- умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли;

- умение слушать и понимать речь других обучающихся;         

 3. Этап формулирования темы урока, постановка цели

Цели:

- организовать работу по определению темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Задача этапа – обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.. 

4. Этап открытия нового знания  (работа в группах)

Цель: формировать личностные УУД  через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?» и закрепление  знаний о транспорте; развивать познавательных УУД через знакомство с понятиями видов транспорта;  формировать   регулятивные УУД через  коллективную работу., работу в группах, работу в парах, самоконтроль; коммуникативные УУД через умения  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Задача этапа – обеспечение восприятия и  осмысления.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Работают в группах – заполняют таблицу.

Микроитог: определили вопросы. Заполнили таблицу,  обсудили.

Решают поставленную проблему, находят пути реализации поставленной цели и способы , обсуждают пути решения проблемы, заполняют таблицу, делают выводы.

Микроитог: определили что взял человек у природы для создания транспорта

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Организует, помогает. направляет, дает советы.

Осуществляет  проверку умения  учащихся работать с дополнительной информацией дома и умение представлять данную информацию обучающимся.

У: Определите тему  и цель нашего урока.

- Тема «Транспорт», цель узнать новое о транспорте.

–  Какие средства передвижения, изобретая,  человек использовал  «подсказки» природы? Прочитайте текст и заполните таблицу.

Бланк для выполнения задания:

Средства передвижения

«Подсказки» природы

1гр.

Заметив, как бобры перекатывают бревна к воде, люди научились ставить бревна-катки под грузы. Из обрубков бревен появилось колесо, затем – повозки, в них впрягали животных. С тех пор люди начали ездить.

  Человек всегда завидовал птицам, и ему очень хотелось научиться летать.  Не трудно догадаться, что самолеты изобрели, глядя на птиц - самых лучших пилотов в мире. За много лет животные помогли человеку в достижении многих свершений. Вот еще несколько примеров изобретений, подсказанных природой. Известно, что семена клена, будучи брошены, выравниваются и совершают вращательное движение. На этом свойстве кленового семени и основано устройство парашюта. Предлагаемый парашют выполнен в виде лопасти, снабженной ларчиком, предназначенным для размещения в нем груза».  Стрекоза стала прообразом вертолета. Как и насекомое, машина взлетает с места без предварительного разбега, «зависает» в воздухе, садится без пробега. Ее удивительные летательные способности вдохновляли, в частности, изобретателя  Игоря Сикорского. Один из его вертолетов был почти точной копией стрекозы: в распоряжении ученого были 2000 воссозданных на компьютере маневров стрекозы в воздухе. Морские животные вдохновили людей на массу изобретений. Их обтекаемая форма послужила прототипом для создания кораблей, подводных лодок.

2 гр.

  Идея создания снегоходов также заимствована у природы. В основу конструкции снегохода положен принцип передвижения пингвинов по рыхлому снегу. Значительные снеговые преграды пингвины преодолевают достаточно своеобразным способом — скользя на брюхе и отталкиваясь от снега ластами, что спасает птицу от проваливания в снежную толщу и одновременно позволяет развивать весьма приличную скорость.

  Во время конструирования аппарата, который должен будет исследовать поверхность Марса, ученые из США использовали механизм передвижения речных раков. Аппарат имитирует способность рака пятиться назад.  Крот - живая подземная машина – работая, оставляет за собой пустой туннель, по которому легко вернуться обратно. Крот во время работы всё время вертит головой: при этом его холка вдавливает грунт в стенки туннеля. Позже группа изобретателей получила авторское свидетельство № 321588 на искусственного крота. Эта машина не только режет грунт, а подобно голове крота раскачивается и вдавливает частицы земли в стенки туннеля. Реактивное движение ракеты – кальмар. Кальмары всасывают воду в специальную камеру, а затем с силой выталкивают её за счёт сокращения мышц, продвигаясь при этом вперёд. В ракете используется сила выталкивающих газов.

3 гр.

  Ковш погрузчика – цепкие лапы птицы. Цепкие, мощные лапы хищной птицы обеспечивают прочное захватывание добычи. Именно этот принцип положен в основу функционирования ковша погрузчика. Когда чрезвычайно быстрые японские поезда выезжают на огромной скорости из туннеля, они создают оглушительный хлопок из-за формы носа поезда. Ведь на такой скорости поезд в туннеле создает перед собой стену из сжатого воздуха, которая замедляет поезд и увеличивает расход топлива. Выход из этой проблемы подсказали птицы. Зимородок может похвастаться обтекаемым клювом , который облегчает ловлю им рыбы. Благодаря заостренной формы своего клюва, птица способна погружаться в воду без всплеска. Инженер и орнитолог Эйдзи Накацу создал нос подобной формы у поезда, который позволяет ему уменьшить сопротивление воздуха. Кроме того, он также воспользовался дизайном перьев совы, чтобы уменьшить шум от движущегося поезда.  Инженеры в компании Mercedes-Benz обратили внимание на рыбу-коробочку. Несмотря на то, что с первого взгляда рыба выглядит довольно неуклюже, ее формы развились таким образом, что в воде она передвигается с большой эффективностью. В результате эксперимента появился бионический автомобиль, который отличается легкой конструкцией и удивительными аэродинамическими способностями.

-Какие виды транспорта вы знаете?

-На какие группы можно разделить весь транспорт?

-По каким признакам можно разделить транспорт на группы?

-Я заметила, что вы испытываете трудность в  вопросах которые я вам задала? А вы заметили это? Какую задачу мы поставим сегодня на уроке?

Значит, наша задача – определить  признаки, по которым можно разделить весь транспорт на разные группы. Для этого мы сравним разные виды транспорта: найдем общее и различия.

Заполните таблицу, используя данные учебника, картинки и собственные знания.

Бланк для выполнения задания:

личный

обществ.

грузовой

специальн.

Сухопутный

Водный

Воздушный

- Знать источники для получения информации;

- Уметь находить информацию из дополнительной литературы;

- Уметь составлять устный рассказ.

- умение правильно составлять вопросы;

- Знать отличительные особенности транспорта.

Регулятивные:

- определять и формулировать

цель деятельности на уроке под

руководством учителя;

- планировать свою деятельность;

-определять последователь-

ность действий на уроке.

Познавательные:

- добывать новые знания:

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и дома.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других

Личностные :

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Регулятивные:

- умение высказывать свое предположение.

Коммуникативные:

- умение точно и полно выражать свои мысли.

Личностные

- умение устанавливать связи между знаниями и жизненными ситуациями

Физкультминутка 

Цель: создать условия  для психоэмоциональной  разгрузки, снять напряже-

ние и усталость обуча-

ющихся создать усло-

вия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Выполняют физические упражнения, развивают умение  концентрировать свое внимание на определенных действиях.

Микроитог: выпол-

няли физические упражнения.

Организует, выполнение движений  

Физминутка. Я буду называть транспорт, а вы попробуйте подобрать движения, которые подходили бы к данному виду транспорта.

Наземный имитация - руля. Воздушный – руки в сторону – летящая птица, водный – плавательные движения.

Коммуникативные

- умение выполнять физические упражнения по команде, вместе.

Работа в группах (решение проектной задачи)

Цель: - проверить умение  работать в группах; работать с информацией; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, воспитывать взаимопомощь и выручку.

Делятся на группы. Проводят обсуждение  в группе.

Микроитог: определяли вид транспорта, работали в группах

Организует, помогает. направляет, дает советы.

Организует  проверку умения работать с информацией.

Два друга Коля и Витя поспорили. Коля сказал:

– Хорошо, что есть автомобиль.

А Витя сказал:

– Плохо, что есть автомобиль.

– Возникло противоречие: рассудите ребят кто из них прав?

(С одной стороны, автомобиль необходим, а с другой – он загрязняет воздух)

Бланк для выполнения задания:

Польза и необходимость автомобилей

Вред, который наносят автомобили

- Заполните таблицу,  руководствуясь своими знаниями.

-уметь работать по группам.

-уметь находить отличие.

Познавательные:

 - умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы 

Коммуникативные: 

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других 

Регулятивные:

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

 5. Этап  первичного закрепления 

Цель: выявить  уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную речь учащихся (коммуникативные УУД); развивать внимание,  мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД )

Задача этапа – первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Микроитог: приме-

няли полученные знания.  составляли характеристики.

Организует, помогает. направляет.

Организует  проверку умения работать с информацией.

Составление схемы на доске (каждая группа представляет свои доводы)

польза

                                                             

     

вред

Вывод:

- Больше вреда человеку от использования транспорта, чем пользы. Что делать? (Создать новый автомобиль, который не будет загрязнять воздух.)

- уметь слушать учителя и выполнять действия, контролируя свои знания.

- знать отличитель-

ные признаки транспорта.

Познавательные:

- умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли

- умение слушать и понимать речь других

Личностные УУД

-умение проявлять интерес к способу решения и общему способу действия.

6. Этап самостоятельной  работы с самопроверкой по эталону. 

 Цели: 

-организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на применение новых знаний;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

Задача – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Цель: применить полученные знания для выполнения самостоятельной работы

Составляют  и рисуют транспорт будущего.

Микроитог: применяли полученные знания при выполнении работы.

Цель: создать условия для выполнения

самостоятельной работы

Организует  самопроверку.

.

– Что надо изменить в машине, чтобы она не вредила окружающим? (Двигатель.) Какой это должен быть двигатель? (Электрический, газовый, на солнечной энергии, супермаховик, раскрученный один раз, сможет ездить долго, затем его можно перезарядить...)

- Как будет выглядеть автомобиль будущего? Попробуем себя в роли изобретателя. Придумайте и нарисуйте  автомобиль будущего.

- уметь выполнять задание самостоя-тельно в тетради и

самопроверку по образцу;

 - уметь работать с информацией.

Регулятивные:

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- умение  вносить необходимые

коррективы в действие после

его завершения на основе его

оценки и учёта характера

сделанных ошибок.

Познавательные:

- умение преобразовывать

информацию из одной формы в

другую;

- составлять ответы на

вопросы

Личностные УУД

-умение проявлять способность

к самооценке на основе

критерия успешности учебной

деятельности 

7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели.  

Задача  этапа – анализ и оценка успешности дости-

жения цели; выявление ка-

чества и уровня овладения знаниями.

Цель:  представить  результат  своей  работы классу.

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока и ставят задачи к следующему.

Дают оценку своей деятельности на уроке.

Рассказывают, что узнали.

Микроитог: подводили итоги.

Организует итоговую беседу.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию.

Подведение итогов, каждая группа презентует результат своей деятельности.

- Какова же была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?

- Можем теперь ответить на вопросы, которые вас интересовали в начале урока?
- Были ли у вас затруднения?
- Смогли ли мы их преодолеть?
Оцените свои достижения на уроке используя  цвета светофора: зелёный - вам было все понятно на уроке и задания вы выполнили без ошибок., жёлтый – вам было все понятно, но в ходе выполнения некоторых заданий у вас были затруднения, красный – вам было многое  непонятно на уроке и вы очень часто ошибались.  

 (Учащиеся закрашивают в один из указанных цветов и зарисовывают настроение.)

Вывод: качественная оценка приобретённых знаний и умений учащихся.

- отвечать на вопросы учителя.

- подводить итог урока и ставить задачи к следующему.

- давать самооценку своей деятельности на уроке.

Регулятивные:

- умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками ,

- умение давать оценку деятельности на уроке;

- умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще усвоить.

Личностные УУД

- умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-  устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.

8.Этап сообщение домашнего задания. Инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.

Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы.

Записывают домашнее задание в дневник.

Микроитог: слушали инструктаж, записывали домашнее задание.

Задача: подобрать  домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков;

инструктаж по выполнению домашнего задания.

Объяснение домашнего задания.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Молодцы! Спасибо всем за урок!

Д\З: Составить азбуку  видов транспорта.

- уметь, работать с информацией.

- уметь слушать учителя

Регулятивные:

- соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.

Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...

СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЧУ–ЩУ, ЧА–ЩА, ЖИ- ШИ (УРОК ОБОБЩЕНИЯ, УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ) 1 класс ПНШ ФГОС

СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЧУ–ЩУ, ЧА–ЩА, жи-  ши  (урок обобщения, урок с применением ИКТ) урок путешествия по лесу. І. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика. ІІ. Актуализация зн...

Урок комплексного применения знаний и умений в области технология, 4 класс. Урок - проектная работа "Город, удобный для всех"

Данный урок - это творческая мастерская. учащиеся выполняли макет различных зон города. Начинается работа с того, что класс разбивается на бригады. Каждая бригада создаёт макет выбранной зоны :спортив...

КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.

Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать  представление о единице длины (сантиметре...

Технологическая карта Тема «Правописание непроизносимых согласных » Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Изучение слов с непроизносимыми согласными. Освоение способов  проверки. Непроизносимые согласные, родственные слова....

Конспект урока и презентация урока с применением игровой, ИКТ- технологии

Технологическая карта и презентация к  уроку  окружающего мира во 2 классе по теме "Правила вежливости" по программе "Школа России"...