Технологическая карта Тема «Правописание непроизносимых согласных » Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лучкина Ольга Викторовна

Изучение слов с непроизносимыми согласными. Освоение способов  проверки.

 

Непроизносимые согласные, родственные слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

учитель начальных классов

 первой категории

 Лучкина Ольга Виторовна

3 класс

Технологическая карта

Тема «Правописание непроизносимых согласных »

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Тема

Правописание непроизносимых согласных

Цели

Актуализировать знания о родственных, однокоренных словах, их значении для правильного написания слов с непроизносимой согласной.  Научить использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Термины и понятия

Изучение слов с непроизносимыми согласными. Освоение способов  проверки.

Непроизносимые согласные, родственные слова.

 

Планируемый результат

Предметные:

Выделять слова с непроизносимыми согласными из потока речи, проверять их, бразовывать однокоренные слова.

Метапредметные  умения:

Регулятивные:

Выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении ученого задания.

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им

Познавательные:

Определять непроизносимые согласные в словах и писать их правильно ( с помощью проверочных родственных слов),  обосновывать своё мнение.

Личностные умения:

Проявлять интерес к изучению темы, желание выполнить задание Умного Совёнка.

Творчески относиться к процессу работы над поиском родственных слов  и словообразованию.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное  чтение

ИЗО

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах.

Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова  «Русский язык» Учебник 3 класс 2 часть;

 электронное приложение к учебнику,

 презентация «Задание Умного Совёнка»

I этап. Мотивация к деятельности

Цель

Мотивировать учащихся на изучение темы

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

А) Каллиграфическая минутка. Лл  Дд   Тт   Вв

Б) Загадки:

На небе золотое зернышко,
вдоль по небу катится,
за облаками прячется
. (Солнце) 6 букв, 5 звуков

Стучит оно и день и ночь, и может ближнему помочь.... (Сердце)

Запишите эти слова в тетрадь. Что в них общего?                       (Орфограмма: непроизносимая согласная.)

  • Образуйте и запишите однокоренные слова к слову "сердце"
  •  Посчитайте сколько букв и сколько звуков в слове сердце? (6 букв, 5 звуков)
  • Почему такое несоответствие букв и звуков?
  • Как называется звук, который в слове не произносится?
  • Что мы делали, чтобы узнать пишется он или нет?

Значит какова тема нашего сегодняшнего урока? Над чем мы будем работать?

II этап. Учебно – познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на

«знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Цель

Актуализировать знания о непроизносимых согласных, о способах проверки методом изменения слова, подбором однокоренных.

1. Проблема.  

Иногда согласные играют с нами в прятки

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Что же делать, как нам быть?

Как проблему то решить?

            2.  Составление алгоритма проверки правописания слов с непроизносимой согласной.

3. Запись слов с непроизносимой согласной и подбор проверочных слов.

            4. Определить, всегда ли надо писать в словах непроизносимые согласные?

Вывод: В сочетаниях сн-зн буква т не пишется.

5.  Самостоятельная индивидуальная работа (карточки-тренажеры)

(Вставить пропущенные буквы, в 1 кружке оценить себя, во 2 - передать соседу по парте для оценивания, 3 кружок - для оценивания учителем.)

6. Работа в парах. Диагностическое задание.

Выполните задание на листочках.

  1. Часть слова, которая стоит в конце   и служит для  связи слов в предложении и образования новых форм слова, называется________(окончанием)__(-а)__.
  2. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется ________(приставкой)_____(на-)
  3. Главная часть слова называется  _____(корнем)  _____ (-езд-)
  4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется_____(суффиксом)____(-иц-)___.

Образуйте и запишите слово, в котором

приставка, как в слове «нагрузка

корень, как в слове «ездит»

суффикс, как в слове «мельница»

окончание, как в слове «книга»

Итак, какое слово у вас получилось? Проверим. (презентация) Обратите внимание, ребята, вы видите известную картину «Наездница» знаменитого русского художника Карла Брюллова.

Все ли справились с работой? Какие задания вызвали у вас затруднения?

Закрепление изученного

5. Работа в группах. Замените существительные прилагательными соответствующими теме нашего урока.

Сахар из тростника

   Небо со звездами

Человек , которого все знАют, узнаЮт.

Пирог с капустой

Завод-гигант

День радости

Тростниковый  сахар

Звездное   небо

Известный   человек

Капустный   пирог

Гигантский   завод

Радостный   день

6. Развитие речи

Дополните предложение

Как ярко светит  …!  солнце

Как радостно бьется …!  сердце

Какой веселый был …  !  праздник

Какой я …!                     радостный, счастливый.

 Итог урока

      -Что нового узнали на уроке?

- Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить?

                                                                                                                                                                                                                                                         

Резерв

Работа с учебником. (если ост время)

Познавательные умения:

-подбирать проверочные слова  и обосновывать своё мнение

Регулятивные умения:

Выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении ученого задания.

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности

Коммуникативные умения:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им

Предметные умения:

Подбирать проверочные слова.

Запомнить слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово.

Выделять графически части слова.

Образовывать слова с помощью заданных частей слов.

III. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель

- Научить соотносить результат с поставленной целью

- оценивать результат учебной деятельности

-Как мы заканчиваем наш урок?

-Какова была цель сегодняшнего урока?

-Достигли ли цели? Оцените себя в оценочных листах.

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов. 

В паре помогал подбирать проверочные слова. 

Внимательно слушал учителя, одноклассников . 

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы . 

Фамилия Имя

оценка

Домашнее задание

Упр.54 стр.29

Будьте как солнце, красивыми!
Будьте прелестными, милыми!
Между собою честны!
Будьте всегда счастливы!

-Спасибо за хорошую работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок комплексного применения знаний и умений в области технология, 4 класс. Урок - проектная работа "Город, удобный для всех"

Данный урок - это творческая мастерская. учащиеся выполняли макет различных зон города. Начинается работа с того, что класс разбивается на бригады. Каждая бригада создаёт макет выбранной зоны :спортив...

Урок комплексного применения знаний и умений посвященный празднику «День народного единства» для 3-4 класса. Тема: ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ!.

Цель: знакомство с историей праздника День народного единства, формирование гражданственности и патриотизма, популяризация праздника, сплочение коллектива.Задачи: проанализировать происхождение праздн...

Урок комплексного применения знаний и умений. Сложение и вычитание многозначных чисел

Тема урока: Сложение и вычитание многозначных чисел.УМК: Школа России.Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления и обобщения знаний).Цель урока: Отработка вычислительных...

Урок комплексного применения знаний и умений " Решение простых задач".

Цель урока: способствовать формированию умения решать простые задачи, создавая условий для применения и совершенствования знаний обучающихся по теме «Решение простых задач».Задачи урока:...

Интегрированный урок по комплексному применению знаний, умений и навыков по математике и информатике 3 класс Тема "Порядок действий. Алгоритм".

Тип урока: обобщение, систематизация знаний.В данном уроке использованы  подходы интегрирования предметов информатики с математикой, задействованы информационные технологии, включены аспекты разв...

Презентация к интегрированному уроку по комплексному применению знаний, умений и навыков по математике и информатике 3 класс Тема "Порядок действий. Алгоритм".

Тип урока: обобщение, систематизация знаний.В данном уроке использованы  подходы интегрирования предметов информатики с математикой, задействованы информационные технологии, включены аспекты разв...