Урок комплексного применения знаний и умений " Решение простых задач".
план-конспект урока по математике (2 класс)

Тумасова Татьяна Андреевна

Цель урока: способствовать формированию умения решать простые задачи, создавая условий для применения и совершенствования знаний обучающихся по теме «Решение простых задач».

Задачи урока:

 Образовательные:

Продолжить работу над простыми  задачами, формируя умения сравнивать тексты, выделять важные признаки задачи; разбивать текст задачи на две части: условие и вопрос;

Повторить основные приёмы решения задач.

Совершенствовать вычислительные навыки.

  Развивающие:

Развивать у детей мыслительные операции, математическую речь в ходе комментирования, объяснения и аргументации.

Развивать познавательную активность и интерес к предмету.

Учить рассуждать, используя ранее полученные знания.

Развивать умения наблюдать и догадываться.

  Воспитательные:

Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях и на доске.

Воспитывать организованность и умения слушать мнение других, высказывать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_prostyh_zadach_zakreplenie.doc849.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

ФИО учителя: Тумасова Татьяна Андреевна

Класс: 2

Предмет: математика

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (закрепляющий)

Тема: Решение простых  задач.

Тип урока:  закрепления  

УМК:  учебник «Математика», 2 класс, 1 часть, М.И.Моро, М.А Бантова и др.

Технологии: ИКТ, элемент проектной деятельности, технология проблемного обучения, технология развития критического мышления (приём КЛАСТЕР)

Цель урока:

способствовать формированию умения решать простые задачи; создание условий для применения и совершенствования знаний обучающихся по теме «Решение простых задач» посредством решения практико-ориентированных задач.

Задачи:

Образовательные: 

Продолжить работу над простыми  задачами, формируя умения сравнивать тексты, выделять важные признаки задачи; разбивать текст задачи на две части: условие и вопрос;

Повторить основные приёмы решения задач.

Совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающие: 

Развивать у детей мыслительные операции, математическую речь в ходе комментирования, объяснения и аргументации.

Развивать познавательную активность и интерес к предмету.

Учить рассуждать, используя ранее полученные знания.

Развивать умения наблюдать и догадываться.

Воспитательные: 

Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях и на доске.

Воспитывать организованность и умения слушать мнение других, высказывать свою точку зрения.

Техническое оснащение: 

- компьютер, проектор для учителя;

Раздаточный материал:

1.Таблица самооценки                         3. Конверты с картинками                            

2. Карточки с задачами                       4.  Кластер

Планируемые результаты

личностные: 

  • повышение мотивации учебной деятельности
  • Позитивное отношение к решению проблемы.
  • Понимание собственных достижений.

метапредметные:

  • развитие умения ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей
  • использовать приобретённые знания для выполнения заданий, отличать задачи изученного вида
  • выполнять учебное задание в соответствии с целью.
  • оказывать сотрудничество, необходимую взаимопомощь, уметь работать в группах.
  • совершенствование навыков эффективного общения, умения формулировать собственное мнение.

- предметные:

  • самодиагностика учащимися степени сформированности основных умений и навыков, приобретенных в ходе изучения темы;
  • совершенствование вычислительных навыков.

Этапы урока с содержанием учебного материала, с описанием видов деятельности учителя и учащихся

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

время

1

Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок.

Будем мы сегодня  опять решать, отгадывать, смекать.

-Я желаю вам успешной и плодотворной работы на уроке.

Эмоционально настраиваются на работу.

Понимают цель урока.

2

2

Актуализация знаний.

Что мы знаем – будем повторять,

Что забыли – будем вспоминать.

В математике любая работа

Не обходится без устного счета.

1.Математический диктант (задачи в стихах)

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели.

Шесть румяных, налитых,

Пять с кислинкой. Сколько их?  (11)

С кошкой играли десять котят.

Трое из них убежали гулять.

Сколько котят осталось

С кошкой играть?      (7)

В лодке ехал дед Евсей,

И  поймал он карасей:

Семь больших и средних пять.

Сколько же поймал Евсей

 На рыбалке карасей?  (12)

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?      (4)

Дядя Ежик в сад зашел,

Двенадцать спелых груш нашел.

Семь из них он дал ежатам,

Остальные же — зайчатам.

Сколько груш дядя Еж дал зайчатам? (5)

По тропинке кошка шла,

За собой котят вела:

Белых три и черных девять.

Кто успел их сосчитать?  (12)

Самопроверка.( по эталону на экране)

- На уроке мы будем выполнять разные задания и результат фиксировать в «Таблице самооценки».

- Оцените умения цветом, в первой колонке «Математический диктант».

№ 1 Математический диктант

 № 2

Составить кластер

№ 3

«Задача?»

№ 4

«Придумай свой вопрос»

№ 5  Работа по учебнику

Итог урока

-Что мы сейчас с вами решали?

   

- Итак, сегодня мы продолжим решать задачи и тема нашего урока «Решение простых задач».   

- Как вы думаете, какие главные цели сегодня на уроке? Вам помогут опорные слова:

             

        

-Что называют задачей?

2.Создание проблемной ситуации.(слайд)

- Среди предложенных текстов найдите задачу.

1) У Тани 4 гриба.

2) У Тани 4 гриба, а у Саши – 7 грибов.

3) У Вани 11 машинок , а у Саши – 4 машинки. На сколько машинок у Вани больше, чем у Саши?

4) На сколько яблок больше, чем груш?

Решают задачки.

Записывают результат решения задач в тетрадь.

 -Задачи.

 

-Как решать задачи

-В решение простых задач.

-Как мы умеем решать задачи.

-Текст, в котором есть условие и вопрос.

В результате обсуждения учащиеся устанавливают, что задачей является 3-й из представленных текстов, потому что включает в себя УСЛОВИЕ (то, что известно) и ВОПРОС (то, что нужно найти)

7

3

Закрепление  представлений о логических частях задачи

- Итак, мы установили, что задачей является только третий текст, потому в задаче должно быть условие и вопрос.

- Какие ещё части есть у задачи?  Потренируемся их выделять.

-Назовите условие нашей задачи.

-Назовите вопрос задачи.

- Запишем условие схематично.

-Что нам известно о Ваниных машинках?

-Что нам известно о Сашиных машинках?

-Что значит на 2 меньше?

-Что спрашивается в задаче? Как показать это на схеме?

- Как найти меньшее число, зная большее число и разницу?

-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?  (На слайде  появляется запись «решение»)

-Каким действием узнаем, сколько машинок у Саши? Запишите выражение  (Учитель выполняет запись на доске)

-Что мы записали? Найдите значение этого выражения.

-Мы ответили на вопрос задачи?

-Какая ещё часть будет у задачи  (на слайде  появляется запись «ответ»)

- Что же такое ответ? Что мы напишем в ответе нашей задачи? (значение выражения)

-Назовите части задачи.

Повторение  изученного.

(Практическая работа в парах.)

Повторяем правила работы в паре.

Детям предлагается пустой кластер и текст задачи. (Приложение)

Алгоритм работы с кластером:

1)восстановить название частей задачи;

2)разделить текст на составные части – условие и вопрос (соотнести)

3)решить задачу, заполнить части решение и ответ.

Самопроверка по эталону.

-Оцените себя в «Таблице самооценки».

Используется  технология развития критического мышления (приём КЛАСТЕР)

-У Вани 5 машинок,а у Саши –  на 2 машинки меньше.

Сколько машинок  у  Саши ?

- У Вани 5 машинок.

-Мы не знаем сколько у Саши машинок, но знаем, что их на 2 меньше, чем у Вани.

-Это столько же, сколько у Вани, но без двух.

-Сколько машинок  у  Саши ?

-Решить.

-Действием вычитания.

-Решение.

-Ответ.

             

           

                 

8

4

Работа по теме урока. Закрепление решения простых задач.

Теперь вы без труда сможете определить, какой текст является задачей.

-А как называются задачи, в которых данные на вопрос задачи не используются?

-Как называются задачи, решение которых невозможно, т.к. данных не хватает?

-Сейчас вы будете работать в группе. Давайте вспомним правила работы в группе.

                               

-Каждая группа получает карточку с текстом. Вам надо (слайд):

1.Прочитать текст

2.Определить задача это или нет.

3.Если не хватает каких-то данных, чтобы данный текст стал задачей - дополните.

4.Если есть лишняя информация – уберите.

5.Решите задачу и запишите ответ.

1 группа: Было 14 литров молока. Для приготовления каши использовали 8 литров молока и 5 ложек сахара. Сколько литров молока осталось?

2 группа:  Мама принесла 12 груш. Несколько отдала детям. Сколько груш осталось?

3 группа: В зоомагазине было 10 волнистых попугаев, а канареек на 4 больше, чем попугаев. Сколько в зоомагазине было черепах?

4 группа: Во дворе гуляло 8 девочек, а мальчиков на 2 меньше.

-Давайте проверим, что у вас получилось (выходит один представитель группы, читает задачу и рассказывает способ решения)

-Оцените себя в «Таблице самооценки».

-Задачи с лишними (избыточными)данными.

-Задачи с недостающими данными.

Накануне урока класс делится на группы по 4 человека, примерно одинаковые по уровню освоения математики

   

         

 

Работа по алгоритму в группе.

Работа с условиями задач. Постановка вопроса к условию. Решение задач (самостоятельно)

6

5

Физминутка

Выполняют упражнения, повторяя за мультгероями на экране.

3

6

Применение знаний и способов действий.

1) Игра «Придумай свой вопрос»

-Перед вами краткая запись к задаче (на экране). Можно ли ее назвать задачей? Почему?

Цыплят – 8 птиц

                            Утят - 4 птицы

-Вам надо составить задачу по краткой записи, задавая разные вопросы (дополнить краткую запись)

- Работать вы будете в парах. Пара, у которой желтая карточка, вам надо поставить в задаче так вопрос,  чтобы задача решалась сложением. Пара, у которой зелёная карточка, вам надо поставить вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

-Какой вопрос поставили к задаче, чтобы она решалась сложением?

-Как покажем в краткой записи?

-Какой вопрос поставили к задаче, чтобы она решалась вычитанием?

-Как покажем в краткой записи?

-Запишите решение и ответ к задаче на своих карточках.

Самопроверка решения задачи. (на экране)

- Встаньте, кто решил эти задачи правильно, пожмите друг другу руку.

2) Коллективное обсуждение задачи по учебнику

Прочитайте задачу про себя.

- О чем говорится в задаче? (о салате из помидоров, огурцов и редисок)

- Что известно о количестве помидоров? (6)

- Сколько огурцов? (5)

- Что сказано о количестве редиса? (неизвестно, но столько, сколько помидоров и огурцов вместе)

- Что значит столько же?

- Каким действием можно найти количество редиса? (сложением)

- Можно ли сразу ответить на вопрос? (да)

Запишите решение и ответ (один ученик работает у доски)

-Назовите решение и ответ задачи. Поднимите руку, у кого такой же ответ.

Самооценка в таблице.

-Это не задача, потому что нет вопроса.

 

Работают на карточках разного цвета в паре (желтая карточка –задача на сложение, предлагается учащимся со средним уровнем, зеленая карточка-задача на вычитание, для детей с повышенной мотивацией в учении)

-Сколько всего птиц?

-Фигурной скобочкой.(появляется на экране)

-На сколько больше цыплят, чем утят?

-На сколько меньше утят, чем цыплят?

- Круглой скобочкой (появляется на экране)

Решают задачу.

Оценивают свою деятельность на этом этапе урока по «Таблице самооценки»

Работают по учебнику.

Проводят коллективный анализ задачи и самостоятельно решают ее.

Оценивают свою деятельность на этом этапе урока.

10

7.

Обобщение и систематизация знаний (создание продукта)

- А теперь, я думаю, все готовы к тому, чтобы мы смогли придумать и записать простые  задачи, чтобы создать сборник класса.

Работать вы будете в группах. У вас на партах лежат конверты, где вы найдете картинки тех предметов, о которых пойдет речь в ваших задачах.

Обсуждение

- Проверяем. Ученик читает, а класс решает, берем задачу в сборник или нет и почему?
Листы с записанными задачами от команд тут же собираются в тетрадь и скрепляются заранее приготовленной обложкой. Получается сборник простых задач.

Дети составляют и записывают на специальных листках свою задачу.

-Ученик читает, а класс решает, берем задачу в сборник или нет и почему?

7

7

Рефлексия (подведение итогов урока)

Народная мудрость гласит: «Не говори, чему учился, а говори что узнал».

Давайте подведем итог урока.

- Вспомните, какую цель мы перед собой ставили? (Закрепление умения решать простые задачи )

- Достигли цели?

Возьмите таблицу и посмотрите, как вы оценивали себя в начале урока. Что у вас получилось в ходе урока?

- За что можете похвалить себя?

- Какое задание показалось трудным?

- Почему?

- Оцените себя за целый урок  «Итог урока».

- Мне бы тоже хотелось отметить некоторых и сверить совпала ваша оценка с моей или нет. Тетради и карточки на проверку  …..

О вашей работе на уроке я могу сказать словами Д.И.Менделеева.

Подводят итог урока и дают оценку своей деятельности на уроке.   

 

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок комплексного применения знаний по литературному чтению и ИЗО

Интегрированный урок комплексного применения знаний по литературному чтению и изобразительному искусству по теме "Народное творчество в литературе и искусстве. Матрёшка" был проведён в 3 классе. Урок-...

Урок комплексного применения знаний по русскому языку в 3 классе по теме "Орфограммы в корне слова"

Урок был подготовлен и проведен совместно с учителем русского языка 8 класса и учащимися 8 класса....

Урок комплексного применения знаний и умений в области технология, 4 класс. Урок - проектная работа "Город, удобный для всех"

Данный урок - это творческая мастерская. учащиеся выполняли макет различных зон города. Начинается работа с того, что класс разбивается на бригады. Каждая бригада создаёт макет выбранной зоны :спортив...

Технологическая карта Тема «Правописание непроизносимых согласных » Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Изучение слов с непроизносимыми согласными. Освоение способов  проверки. Непроизносимые согласные, родственные слова....

Урок комплексного применения знаний и умений посвященный празднику «День народного единства» для 3-4 класса. Тема: ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ!.

Цель: знакомство с историей праздника День народного единства, формирование гражданственности и патриотизма, популяризация праздника, сплочение коллектива.Задачи: проанализировать происхождение праздн...

Урок комплексного применения знаний и умений. Сложение и вычитание многозначных чисел

Тема урока: Сложение и вычитание многозначных чисел.УМК: Школа России.Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления и обобщения знаний).Цель урока: Отработка вычислительных...