Интегрированный урок комплексного применения знаний по литературному чтению и ИЗО
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Генералова Ольга Вячеславовна

Интегрированный урок комплексного применения знаний по литературному чтению и изобразительному искусству по теме "Народное творчество в литературе и искусстве. Матрёшка" был проведён в 3 классе. Урок-обобщение по темам "Малые фольклорные жанры" и "Декоративно-прикладное творчество".

Скачать:


Предварительный просмотр:

254-119-430

Интегрированный урок комплексного применения знаний по литературному чтению и изобразительному искусству в 3 классе «Д» по теме «Народное творчество в литературе и искусстве. Матрёшка.»

Учителя: Крылов Роман Николаевич, Генералова Ольга Вячеславовна

Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению понятий по темам  «Жанры устного народного творчества», «Декоративно-прикладное искусство»,  развивать речь, творческое мышление учащихся, вырабатывать умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

В сфере личностных УУД:

Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

В сфере регулятивных УУД:

Научить принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

В сфере познавательных УУД:

Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;

Развивать речевые навыки при устных высказываниях;

Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

В сфере коммуникативных УУД:

Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Оборудование:

Гуашь, кисточки, стаканчики с водой.

Пакет для самостоятельной работы в группах по теме урока.

Презентация по теме урока.

Деревянные заготовки фигурок матрёшек.

Образцы русских матрёшек.

Форма работы: групповая

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный

(2 минуты)

Проверяем готовность класса к уроку.

Просим детей назвать свои команды.

Проверяем наличие пакета с заданиями на партах. Обращаем внимание на «лист достижений», в котором ребята самостоятельно будут отмечать свои успехи.

Проговариваются этапы урока.

Для детей на доске:

Определение темы урока.

Письмо от Бабы Яги.

Проверка домашнего задания.

Физкультминутка.

Проблемная ситуация.

Творческая работа по группам.

Презентация работ.

Подведение итогов.

Наводят порядок на партах, проверяют всё необходимое. Обговаривают название команд.

2.

Определение темы и цели урока

(5 минуты)

Попробуйте отгадать тему нашего урока. На доске появляется запись деформированного слова ФОЛЬКЛОР (РОЛЬКЛОФ).

- Что означает это понятие?

Появляются ещё три слова: загадка, частушка, матрёшка.

- Какое отношение имеют эти слова к фольклору?

- Зачем мы изучаем фольклор?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока, помня, что урок интегрированный.

- Отметьте свои успехи в листе достижений.

Дети расшифровывают слово, объясняют, что фольклор – это народное творчество, загадка – жанр устного народного творчества, частушка – песенного народного творчества, матрёшка – это предмет  декоративно-прикладного искусства.

Тема урока: народное творчество в литературе и искусстве.

3.

Обобщение знаний учащихся по теме «Жанры устного народного творчества»

Письмо от Бабы Яги

(8-10 минут)

- В нашу школу пришло письмо от Бабы Яги. Послушайте его:

«Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки.

Я живу одна в лесу

С бородавкой на носу.

 Мне сорока донесла –

В школе ладятся дела.

Учителя там отдыхают,

А ребята сами знания добывают.

И чего в тех школах нет!

И Macbook и интернет.

Но дети сказки не читают,

Жанры русские не знают!

Так хочу проверить я

Ваши знания, друзья!

Посылаю вам стихи –

Укажите жанры вы.

Вылетают злые  гуси,

За ответом для бабуси!»

- У вас на партах лежат стихи от Бабы Яги. Прочитайте, обсудите, к какому жанру УНТ относится каждое произведение. Напишите ответ.

Проверяем правильность ответов. Оцениваем результаты работы.

- Что объединяет эти произведения?

- А что такое матрёшка?

Дети слушают письмо, читают произведения, записывают ответы.

Дети отмечают свои успехи в листе достижений.

Все произведения о матрёшках.

4.

Проверка домашнего задания

(учитель ИЗО)

(5-7 минут)

Обычно я сам рассказываю детям о матрёшке. Но на прошлом уроке я попросил вас самостоятельно найти материал о матрёшках, изучить его и поделиться своими знаниями с ребятами.

Фронтальный опрос учащихся:

- Когда появилась русская матрёшка?

- Что являлось прообразом матрёшки?

- Почему матрёшку так называют?

- Какие мастера сделали первую русскую матрёшку?

- Каждая группа получила индивидуальное задание – рассказать о разновидностях матрёшек и сделать небольшую презентацию.

После выступлений учащихся проводится игра «Угадай матрёшку».

Ответы детей.

Каждая группа рассказывает о своей матрёшке (первая русская матрёшка, загорская матрёшка, полхов-майдановская матрёшка, калининская матрёшка)

Дети отмечают свои успехи в листе достижений.

5.

Физкультминутка

(1 минута)

6.

Постановка проблемы

(2-3 минуты)

Учитель показывает ребятам авторскую матрёшку и просит определить её тип.

Выслушав ответы детей, делается вывод, что матрёшка имеет автора.

- Такие матрёшки называются авторскими. И вы сегодня будете создавать свою авторскую матрёшку. Но помните, что в семье матрёшки должны быть похожи, поэтому обсудите в группах, как вы будете разукрашивать своих матрёшек, какой выберете орнамент. У вас на партах лежат фигурки матрёшек, выпиленных из дерева. Это сделали ребята из 5-х классов под руководством Тихонова Ильи Александровича. Поэтому наши матрёшки будут и авторскими и народными одновременно.

Ответы детей

7.

Творческая работа учащихся

(15 минут)

Начинайте работу.

Дети раскрашивают фигурки матрёшек.

8.

Рефлексия урока

(5 минут)

Расскажите, какой орнамент вы выбрали для ваших матрёшек. Подберите для презентации стихотворения из письма Бабы Яги.

Оцените свою работу.

Презентация работ учащихся.

9.

Итог урока

(1 минута)

Оглашение результатов работы групп. Выявление самой активной группы и группы, у которой получились самые удачные матрёшки.

- Самые лучшие матрёшки будут переданы в школьный музей декоративно-прикладного творчества.

Самооценка работы групп.

Приложение 1.

Лист достижений

Задание

Результат

1.

Тема урока

2.

Задание от Бабы Яги

3.

Проверка домашнего задания

4.

Творческая работа группы

5.

Презентация

Задание от Бабы Яги

Баю-бай, баю-бай,

Спи, матрёшка, засыпай.

Ты, матрёшка, засыпай

И мне спать не мешай.  

                                                                            ___________________________

Раз матрёшка, два матрёшка,

Ты матрёшка, я матрёшка.

Раз, два, три –

Выходи из круга ты!        

                                                                             _____________________________

В этой молодице прячутся сестрицы,

Каждая сестрица для младшей темница.  

                                                                             _____________________________

У матрёшки-мамочки

Вдруг пропали тапочки.

- Ты не плачь, Матрёшечка,

Внутри детки-крошечки.

Надо сказку им сказать

И платочек завязать.

Научить матрёшечек

Веселиться крошечек.                                         _____________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе

Слайд 2

Этапы урока: Определение темы урока Задание от Бабы Яги Проверка домашнего задания Физкультминутка Творческая работа Презентация работ

Слайд 3

РОЛЬКЛОФ ФОЛЬКЛОР Загадка Частушка Матрёшка

Слайд 4

Народное творчество в литературе и искусстве

Слайд 7

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 21

МОЛОДЦЫ

Слайд 22

Урок продолжается…

Слайд 25

Наши работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка(интеграция с литературным чтением,введением в историю) в 4 классе по теме:<<Закрепление знаний о наречии>>.

 Цели урока: Закреплять знания об образовании наречий.1)  совершенствование знаний детей об образовании наречий от имениприлагательного и имени существительного с предлогом при ...

Урок комплексного применения знаний по русскому языку в 3 классе по теме "Орфограммы в корне слова"

Урок был подготовлен и проведен совместно с учителем русского языка 8 класса и учащимися 8 класса....

Урок комплексного применения знаний по теме "Еда. Как накормить голодного дракона". в 4 классе по УМК Биболетовой М.З.

Пояснительная записка. Тема урока: «Еда. Как накормить голодного дракона».   Этот урок проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием.Урок тесно связан с предыду...

Урок комплексного применения знаний и умений в области технология, 4 класс. Урок - проектная работа "Город, удобный для всех"

Данный урок - это творческая мастерская. учащиеся выполняли макет различных зон города. Начинается работа с того, что класс разбивается на бригады. Каждая бригада создаёт макет выбранной зоны :спортив...

Интегрированный урок русского языка (интеграция с литературным чтением, введением в историю) по теме; «Закрепление знаний о наречии».

Интегрированный  урок русского языка (интеграция с литературным чтением, введением в историю)по теме; «Закрепление знаний о наречии»....

Технологическая карта Тема «Правописание непроизносимых согласных » Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Изучение слов с непроизносимыми согласными. Освоение способов  проверки. Непроизносимые согласные, родственные слова....

Урок комплексного применения знаний и умений посвященный празднику «День народного единства» для 3-4 класса. Тема: ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ!.

Цель: знакомство с историей праздника День народного единства, формирование гражданственности и патриотизма, популяризация праздника, сплочение коллектива.Задачи: проанализировать происхождение праздн...